Использование даров Фребеля на логопедическом занятии в условиях логопункта
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Логопункт чаще всего посещают дети, имеющие нарушения звукопроизношения и нарушения фонематического слуха (ФН, ФФН). Использую дары Фребеля на всех этапах коррекционной работы (постановка звука, автоматизация, работа над лексикой и грамматикой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование даров Фребеля для развития познавательной активности детей на индивидуальном логопедическом занятии

Одной из приоритетных целей ФГОС ДО является обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования с учетом потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Я работаю в МБ ДОУ санаторного типа на логопункте. Специфика нашего учреждения  - работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем (частоболеющие, со сниженным иммунитетом). Такие дети пропускают много занятий и общеразвивающих, и логопедических. Задача учителя- логопеда - оказать максимальную помощь таким детям в освоении ООП МБ ДОУ и коррекции нарушений речи. Для таких детей специально организованная образовательная среда является одним из ведущих средств обеспечения коррекционно-педагогического воздействия.

 Поэтому в работе с детьми использую средовой подход.

Средовой подход

 «Средовой подход исходит из признания трех равноправных участников образовательного процесса: педагога, ребёнка и окружающей среды. При этом основная задача педагога – превратить среду в образовательную, сделать из нее активного союзника и помощника. ( С.Е. Гайдукевич о средовом подходе Ю.С.Мануйлова)

Задачи использования «средового подхода»:

  • Адаптация ребенка после болезни.
  •  Развитие коммуникативных навыков.
  • Коррекция нарушений речи.
  • Развитие любознательности, заинтересованности ребенка.
  •  Раскрытие резервных возможностей каждого ребенка.
  • Целенаправленное формирование высших психических функций: внимания, памяти (зрительной, слуховой), мыслительной деятельности, речи.
  • Активизация восприятия, зрительно- двигательной координации.
  • Профилактика вторичных дефектов.

Для решения данных задач мы используем специально организованную среду. Расскажу об одной из ее частей- дарах Фребеля.

Дары Фребеля

Модуль 1 «Шерстяные мячики» • Модуль 2 «Основные тела» • Модуль 3 «Куб из кубиков» • Модуль 4 «Куб из брусков» • Модуль 5 «Кубики и призмы» • Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики» • Модуль 7 «Цветные фигуры» • Модуль 8 «Палочки» • Модуль 9 «Кольца и полукольца» • Модуль 10 «Фишки» • Модуль 11 (J1) «Цветные тела» • Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

 Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее).

Дидактические игры: «Маятник» -мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Цель: учить ребенка ориентироваться в пространстве.  «Чудо- дерево» - угадай какие фрукты растут на дереве (желтый мячик- лимон, красный – яблоко и т.д.). Цель: закрепление названий фруктов, закрепление умения различать цвета .  «Вертушка»- закручивай или раскручивай шарик, и пока он крутится, произноси звук «Р-Р-Р». Цель: автоматизация изолированного звука, тренировка речевого выдоха. «Звучащий мяч»- услышишь гласный звук- подкинь вверх красный мячик, мягкий согласный- зеленый, твердый согласный- синий.  Цель: закрепление понятия гласные, согласные (твердые - мягкие) звуки.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр  одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Дидактическая игра: «Колобок»- вспоминаем сказку «Колобок», затем выбираем подходящую фигуру на роль Колобка. Предложить детям скатить фигуры с возвышенности и определить, что подойдет на роль Колобка. Цель: познакомить с геометрическими фигурами и их свойствами

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры использовались как конструктор для построек.  Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях.

Из деталей такого первого дидактического конструктора для детей можно построить здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут сделать их по образцу – картинке.

Дидактические игры, применяемые на занятии: «Разноцветные домики»- строительство дома для великана и домика для гномика, постройка мебели для них. Цель: закреплять умение употреблять уменьшительно – ласкательные формы существительных. «Строитель»- строим машину (дом), называя каждую деталь. Цель: закрепление названий частей предметов. 

Набор №8 состоит из разноцветных разных по размеру палочек.

Дидактические игры: «Солдаты на параде»- построй солдат на парад, называй их по порядку: первый солдат, второй солдат и т. д. Цель: закрепление умения называть порядковые числительные.

«Кривое зеркало»- Сделай наоборот (высокая гора- низкая горка; большой дом- маленький домик, длинная река- короткая река, прямая дорога- кривая дорога  и т.д.).  Цель: закрепление умения использовать в речи антонимы.

«Лесенка»- построй лесенку, услышишь длинное слово - поставь длинную палочку, короткое- короткую палочку. Цель: закрепление умения различать длинные и короткие слова.

«Дорожки»-  посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги.

Набор № 9 А еще мы предлагаем работу с кольцами и полукольцами. С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии.

В работе мы используем набор бусин, мозаику и шнуровки, которые также имеются в «Дарах Фребеля»

Все предметы сделаны из дерева, приятны на ощупь и безопасны

Игры: «Гусеничка»- назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Усложнение: бери только определенного цвета или формы. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.

«Бусы для мамы»- проговаривай за мной слова со звуком С, если правильно произнесла слово - нанижи бусину на шнурок. Цель: автоматизация звука С.

«Вавилонская башня»- назови любой фрукт (овощ или слово, с заданным звуком и т.д.), поставь один этаж башни из цилиндров. Цель: закрепление  знаний об овощах (фруктах и т.д.)

«Собери словечко»- звуковой анализ слова. Цель: учить выполнять звуковой анализ слов.

Таким образом, используя на занятии средовой подход, мы помогаем

  • ребенку быстрее запомнить материал, работать на занятии с увлечением;
  • благоприятно воздействовать на детей с речевым негативизмом;
  • самореализоваться каждому ребенку и проявить себя в какой – либо интересной для него деятельности;
  • достичь всем (без исключения) детям поставленных целей, каждому в своем сугубо индивидуальном темпе;
  • построить доверительные отношения между ребенком и логопедом;
  • и, в конечном итоге, решить коррекционные задачи для конкретного ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

Использование даров Фребеля для развития познавательной активности детей на индивидуальном логопедическом занятии

laquo;Средовой подход исходит из признания трех равноправных участников образовательного процесса: педагога, ребёнка и окружающей среды. При этом основная задача педагога – превратить среду в о...

Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта

Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы....

Индивидуальное логопедическое занятие в условиях логопункта «Чебурашка ищет друга» (дифференциация звуков (Р - РЬ)

Тип занятия  индивидуальноеИспользуемые технологииЗдоровьесберегающие:  дыхательная гимнастика, упражнения для сопряженного психофизического развития, кинезиологические упражнения, упра...

Сообщение "Специфика работы с гиперактивным ребенком на логопедическом занятии в условиях логопункта"

Сообщение расскажет об особенностях организации логопедических занятий с ребенков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...