Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Ш - Щ ».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Файл содержит технологическую карту конспекта, составленную согласно ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
90-91_konspekty_po_fgos_zvuki_sh-shch.doc | 457 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
по теме: «Звуки Ш - Щ ». (конспект №90-91).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
-Закрепить произношение и различение звуков [Ш]-[Щ].
-Тренироваться в словообразовании страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных существительных.
-Упражняться в употреблении в речи сложноподчинённых предложений.
-Обогатить свою лексику синонимами, родственными словами.
-Закрепить навыки чтения и печатания.
Оборудование:
- предметные картинки (шапка, подушка, кукушка, лягушка, шляпа, бабушка, кувшин, шина, машина, мешок, мышь, лошадь, кошка, мышка, пушка, шкаф, подушка, катушка, вишни, ландыш, мишка; роща, щука, площадь, лещ, овощи, щипцы, ящик, щегол, щенок, щётка, пещера, удилище, вещи, щит, щепки, щавель, плащ),
- текст рассказа «Воробей» по И.С.Тургеневу,
- наборы для составления схем,
- карточки-схемы,
- два панно,
- тетради,
- ручки.
Ход образовательной деятельности:
Образова- тельная область по ФГОС | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность | 1. Организационный момент. - Припоминание картинок на Ш (девочки), на Щ (мальчики). - Игра «Закончи слово»: ХВО…, МЫ…, ПЛА…, ТУ… и др . |
Физическое развитие | Двигатель-ная деятельность | 2. Пальчиковая гимнастика. Наварила щука щей, ( в такт скороговорки соединять большой палец с остальными). - Какие слова со звуком Ш встретились в стихотворении? – ЕРШИ, ХОРОШИ. - Какие слова со звуком Щ встретились в стихотворении? – ЩУКА, ЩИ. |
Физическое развитие | Двигатель-ная деятельность | 3. Артикуляционная гимнастика. На шипящие звуки. |
Социально-коммуника-тивное развитие Речевое развитие | Игровая деятельность | 4. Игра «Четвертый лишний». На доске: ШАПКА, ШУБА, КОФТА, ПЛАТЬЕ - Какая картинка лишняя и почему? – ШАПКА – это головной убор, остальное – одежда. На доске: ЩУКА, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА - Какая картинка лишняя и почему? - ЩУКА – это рыба, а остальные – птицы. Какой первый звук в слове ШШШАПКА? – звук Ш. Какой первый звук в слове ЩЩЩУКА? – звук Щ. 5. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Ш и Щ. - Характеристика звуков: Щ – согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий. Ш – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий. Артикуляция звуков Ш-Щ. Попеременное произнесение логопедом, детьми, хором, громко, тихо, индивидуально. |
Речевое развитие Социально-коммуника-тивное развитие | Коммуника-тивная деятельность Игровая деятельность | 6. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»: а) ша-ща аш-ащ б) чаща-чаша защита – шо- ош - щелк - помещать – шу - уш - пищу - укрощать – ши - ыш - прощу - пищи – |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 7. Различение звуков [Щ]-[Ш] в упражнениях с предметными картинками: а) проговаривание; б) отбор картинок на [Ш],[Щ] – две команды; в) составление сложноподчинённых предложений с отобранными картинками по образцу: Когда идёт дождь, я надеваю плащ. |
Физическое развитие | Двигатель-ная деятельность | 8. Физкультминутка. |
Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность, Продуктив-ная деятельность | 9. Упражнение в образовании страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных существительных по образцу – игра «Эхо»: осветить – освещенное окно – яркое освещение смутить – восхитить – посвятить – известить – возвратить – простить – возмутить – |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность, Продуктив-ная деятельность | 10. Рассказ «Воробей» по И.С.Тургеневу: (смотри Приложение) а) чтение логопедом; б) отбор картинок на [Ш], [Щ] – две команды; в) беседа: Откуда возвращался автор (охотник)? Где шел охотник, когда возвращался с охоты домой? С кем он возвращался? Кого увидели охотник и собака, когда возвращались с охоты? Как выглядел воробышек? Каким он казался? Как повела себя собака, когда увидела воробышка? Как вёл себя воробей, когда угроза нависла над его детищем? Как можно назвать поведение воробья? (Синонимы: смелое, храброе, мужественное, бесстрашное, отважное, геройское поведение). Как называет писатель поведение воробья? (стимулировать использование в ответах детей сложноподчинённых предложений.) г) повторное чтение; д) пересказ; е) вопросы детей к друг другу и логопеду по содержанию рассказа. |
Речевое развитие | Коммуни-кативная деятельность | 11. Лексические и грамматические упражнения на материале рассказа: а) родственные слова:
воробей – воробышек. Воробьиха, воробьёнок (воробьята), воробьиная, воробьишко;
б) подбор признаков и действий: воробей весёлый чирикает маленький летает шустрый клюёт смелый ловит мошек проворный купается |
Речевое развитие | Продуктив-ная деятельность | 12. Составление схем предложений: Воробышек пищал. Пёс смещено отошел. |
Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность | 13. Домашнее задание: Выучить чистоговорки на звуки Ш-Щ. В ДОЖДИК |
Речевое развитие | Коммуника-тивная деятельность | 14. Итог занятия: - произнесение и сопоставление звуков; - припоминание слов, картинок на [Щ], [Ш]. |
Социально-коммуника-тивное развитие | Трудовая деятельность | 15. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу. |
Приложение.
Тургенев И.С.
«Воробей».
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель 1879
И.С.Тургенев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1
Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7
Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П-Т-К».
Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, выполненный в соответствие с требованиями ФГТ...