Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Ш - Щ ».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Прудникова Ольга Юрьевна

Файл содержит технологическую карту конспекта, составленную согласно ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 90-91_konspekty_po_fgos_zvuki_sh-shch.doc457 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

по теме: «Звуки Ш - Щ ». (конспект №90-91).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

-Закрепить  произношение и различение звуков [Ш]-[Щ].

-Тренироваться в  словообразовании страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных существительных.

-Упражняться в употреблении  в речи сложноподчинённых предложений.

-Обогатить свою  лексику синонимами, родственными словами.

-Закрепить  навыки  чтения и печатания.

 Оборудование: 

  • предметные картинки (шапка, подушка, кукушка, лягушка, шляпа, бабушка, кувшин, шина, машина, мешок, мышь, лошадь, кошка, мышка,  пушка, шкаф, подушка, катушка, вишни, ландыш, мишка; роща, щука,  площадь, лещ, овощи, щипцы, ящик, щегол, щенок, щётка, пещера,  удилище, вещи, щит, щепки, щавель, плащ),
  • текст рассказа «Воробей» по  И.С.Тургеневу,
  •  наборы для составления схем,
  • карточки-схемы,
  • два панно,
  • тетради,
  •  ручки.

Ход образовательной деятельности:

Образова- тельная область по ФГОС

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

1. Организационный момент.

- Припоминание картинок на Ш (девочки), на Щ (мальчики).

- Игра «Закончи слово»: ХВО…, МЫ…, ПЛА…, ТУ… и др .

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

2. Пальчиковая гимнастика.

Наварила щука щей,
Пригласила трёх ершей.
Говорили всем ерши:
“Щи у щуки хороши”.

( в такт скороговорки соединять большой палец с остальными).

- Какие слова со звуком Ш встретились в стихотворении? – ЕРШИ, ХОРОШИ.

- Какие слова со звуком Щ встретились в стихотворении? – ЩУКА, ЩИ.

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

3. Артикуляционная гимнастика.

На шипящие звуки.

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

4. Игра «Четвертый лишний».

На доске: ШАПКА, ШУБА, КОФТА, ПЛАТЬЕ

- Какая картинка лишняя и почему? – ШАПКА – это головной убор, остальное – одежда.

На доске:

ЩУКА, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА

- Какая картинка лишняя и почему?  - ЩУКА – это рыба, а остальные – птицы.  

Какой  первый звук в слове ШШШАПКА? – звук Ш.

Какой  первый звук в слове ЩЩЩУКА? – звук Щ.

5. Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Ш и Щ.

- Характеристика звуков:

Щ – согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий.

Ш – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

Артикуляция звуков Ш-Щ. Попеременное произнесение логопедом, детьми, хором, громко, тихо, индивидуально.

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуника-тивная деятельность

Игровая деятельность

6. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:

 а) ша-ща             аш-ащ                 б) чаща-чаша                  защита –

  шо-                  ош -                         щелк -                         помещать –

  шу -                 уш -                         пищу -                         укрощать –

  ши -                 ыш -                        прощу -                       пищи –

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

7. Различение звуков [Щ]-[Ш] в упражнениях с предметными картинками:

      а) проговаривание;

      б) отбор картинок на [Ш],[Щ] – две команды;

      в) составление сложноподчинённых предложений с отобранными картинками по

          образцу:        Когда идёт дождь, я надеваю плащ.

Физическое развитие

Двигатель-ная деятельность

8. Физкультминутка.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, Продуктив-ная деятельность

9. Упражнение в образовании страдательных причастий прошедшего времени и

      отглагольных существительных по образцу – игра «Эхо»:

осветить – освещенное окно – яркое освещение

смутить –

восхитить –

посвятить –

известить –

возвратить –

простить –

возмутить –

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность, Продуктив-ная деятельность

10. Рассказ «Воробей» по И.С.Тургеневу: (смотри Приложение)

      а) чтение логопедом;

      б) отбор картинок на [Ш], [Щ] – две команды;

      в) беседа:

 Откуда возвращался автор (охотник)?

Где шел охотник, когда возвращался с охоты домой?

С кем он возвращался?

Кого увидели охотник и собака, когда возвращались с охоты?

Как выглядел воробышек?

Каким он казался?

Как повела себя собака, когда увидела воробышка?

Как вёл себя воробей, когда угроза нависла над его детищем?

Как можно назвать поведение воробья? (Синонимы: смелое, храброе, мужественное, бесстрашное, отважное, геройское поведение).

Как называет писатель поведение воробья?

(стимулировать использование в ответах детей сложноподчинённых предложений.)

       г) повторное чтение;

       д) пересказ;

       е) вопросы детей к друг другу и логопеду по содержанию рассказа.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

11. Лексические и грамматические упражнения на материале рассказа:

 а) родственные слова:

         

воробей – воробышек.

Воробьиха, воробьёнок (воробьята), воробьиная,  воробьишко;

       

б) подбор признаков и действий:

                                                              воробей

                                 весёлый                                      чирикает

                                 маленький                                  летает

                                 шустрый                                     клюёт

                                 смелый                                        ловит мошек

                                 проворный                                  купается

Речевое развитие

Продуктив-ная деятельность

12. Составление схем предложений:

                                             Воробышек пищал.

                                             Пёс смещено отошел.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

13. Домашнее задание:  

Выучить чистоговорки на звуки Ш-Щ.

В ДОЖДИК
Ша-ща-ша-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Шу-Шу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ше-Ше-ще,
Буду я ходить в плаще.
Шо-щё-шо-щё,
И в сапожках еще.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

14. Итог занятия:

        - произнесение и сопоставление звуков;

        - припоминание слов, картинок на [Щ], [Ш].

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

15. Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.

Приложение.

Тургенев И.С.

«Воробей».

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

 
       Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.


       Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.


       Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!


       Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.


Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
 Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
   Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.


       Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель 1879


И.С.Тургенев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква У». Занятие № 1

Вашему вниманию предлагается технологическая карта - конспект непосредственно образовательной деятельности (фронтального занятия) по обучению грамоте для детей 6-7 лет с учетом требований ФГТ. Конспек...

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе группах....

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П-Т-К».

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, выполненный в соответствие с требованиями ФГТ...