Игры и упражнения для формирования словообразования
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Игры и упражнения для формирования словообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_formirovaniya_slovoobrazovaniya.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания и игровые упражнения по формированию словообразования
I. Образование названий профессий
а) словообразование существительных мужского рода с суффиксом –щик-.
Игра «Назови профессии» (по картинкам).
Речевой материал: барабанщик, угольщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.
б) словообразование существительных мужского рода с суффиксом –чик-: летчик, грузчик, переплётчик, переводчик, водопроводчик, разведчик, ракетчик, миномётчик, зенитчик;
в) словообразование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами –ниц-, -иц-: художник- художница, работник – работница, проводник – проводница, учитель – учительница, писатель – писательница, певец – певица.
1. Игра «Назови профессии» (по картинкам).
Детям предлагалось ответить на вопросы: Кто носит багаж? Носильщик. Кто сваривает трубы? Сварщик. Кто вставляет стекло? Стекольщик. Кто работает на кране? Крановщик. Кто укладывает камни? Каменщик. Кто точит ножи? Точильщик. Кто чинит часы? Часовщик. Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
2. Игра «Как назвать того, кто…?»
Детей просили назвать того, кто…:
- утром делает зарядку (физкультурник, спортсмен);
- на паровозе ездит (машинист);
- песни сочиняет (композитор);
- играет на рояле (пианист);
- всё ломает (хулиган);
- водит самолёты (лётчик, пилот);
- кто такой полководец?
3. Игра «От каких слов получились названия профессий?»
Речевой материал: каменщик, лётчик, таксист, тракторист, связист, танкист, учитель, водитель.
4. Игра «Назови спортсмена».
Детям было дано задание назвать спортсмена, который играет: в хоккей, в футбол, в баскетбол, в волейбол, в шахматы.
II. Дифференциация глаголов с приставками
1. Игра-лото «Найти действие».
У детей карточки с картинками, изображающими действия. Назывались слова, обозначающие действия, дети закрывали соответствующую картинку фишкой. Затем детей просили назвать действие и придумать предложение с этим словом. Речевой материал: входит – выходит, подлетает – отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает, залезает – слезает.
2. Игра «Найти общую часть в словах» (по картинкам).
Детям были предложены картинки: переходит – перебегает, наливает – выливает, подходит – подбегает, подходит – уходит, подлетает – отлетает. Задание: назвать общую часть.
III. Образование притяжательных прилагательных
1. Словообразование с помощью суффикса –и- с чередованием в корне.
Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.
2. Игра «Ералаш».
Использовались картинки с изображением животных, разрезанных на три части. Детям раздавались части разрезанных картинок. На доску была выставлена одна из частей, какой-либо картинки, например, изображение туловища животного. Дети находили у себя изображения других частей (головы, хвоста).
Они должны были правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляли целое изображение животного.
IV. Образование относительных прилагательных
Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н- -ян-, -ск-, -енн- и др.
1. Игра «Что из чего сделано?»
У детей карточки лото с изображением различных предметов (приложение ). Назывался предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находили изображение этого предмета. Тот, у которого на карточке есть изображение этого предмета, должен был назвать словосочетание прилагательного и существительного, то есть ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выиграл тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Речевой материал: стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический, ведро из железа – железное, ваза из хрусталя – хрустальная, чашка из фарфора – фарфоровая, платье из шелка – шелковое, коробка из картона –картонная, шарф из шерсти – шерстяной, булка из пшеницы – пшеничная, хлеб из ржи – ржаной, варенье из вишни – вишнёвое, дорога из песка – песчаная, сумка из кожи – кожаная, мяч из резины – резиновый, шуба из меха – меховая, крыша из соломы – соломенная, игрушка из пластмассы – пластмассовая, труба из кирпича – кирпичная, подушка из пуха – пуховая, одеяло из ваты – ватное, салфетка из бумаги – бумажная, сарафан из ситца – ситцевый, кувшин из глины – глиняный, погреб из камня – каменный, шинель из сукна – суконная.
2. Игра «Правильно назови листья».
Детям были даны листья (гербарий) и предлагалось правильно их назвать. Речевой материал: лист дуба – дубовый, лист берёзы – берёзовый, лист липы – липовый, лист рябины – рябиновый, лист осины – осиновый, лист клёна – кленовый, лист яблони – яблоневый, лист смородины – смородиновый, шишка из сосны – сосновая, шишка из ели – еловая, серёжка из ольхи – ольховая.
V. Образование качественных прилагательных
1. Игра «Скажи, какой?»
Детям предлагалось назвать оттенки цветов.
Речевой материал: сероватый, синеватый, розоватый, красноватый, зеленоватый.
2. Игра «Сравни предметы».
Задание: послушать предложения, сравнить предметы и закончить предложения.
Речевой материал: апельсин большой, а арбуз ещё больше, клубника маленькая, а смородина ещё …, дыня сладкая, а арбуз ещё …, персик мягкий, а вишня ещё …, яблоко твёрдое, а айва ещё …, груша вкусная, а ананас ещё …, дерево высокое, а башня ещё …, куст низкий, а трава ещё …, клён толстый, а дуб ещё …, рябина тонкая, а камыш ещё …, шар лёгкий, а пушинка ещё …, сумка тяжёлая, а чемодан ещё …, диван мягкий, а подушка ещё …, дерево твёрдое, а железо ещё …, лёд прозрачный, а стекло ещё …, лента узкая, а нитка ещё …, шнурок длинный, а нитка ещё …, линейка короткая, а карандаш ещё …, волк большой, а медведь ещё …, олень высокий, а жираф ещё …, медведь тяжёлый, а слон ещё ….
3. Игра «Ответь на вопрос «Как?»
Речевой материал: утром светло, а днём (как?) ещё светлее; вечером темно, а ночью ещё …; осенью холодно, а зимой ещё …; в пальто тепло, а в шубе ещё …; весной солнце светит ярко, а летом ещё …; весной птицы поют звонко, а летом ещё …; поезд едет быстро, а самолёт летит ещё …; черепаха ползёт медленно, а улитка ещё ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на формирование у дошкольников навыков словообразования
Игры и упражнения для детей разных возрастных групп...
"Игры и упражнения на формирования навыков словообразования"
В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Хара...
Дидактические игры и упражнения по формированию словообразования у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями
Дидактические игры по развитию словарного запаса, лексико-грамматических средств языка и связного высказывания...
«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»
Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....
«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»
Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах....
«Словесные игры и упражнения на формирование навыков словообразования»
Подборка словесных дидактических игр и упражнений на формирование навыков словообразования в разных возрастных группах...