дифференциальная диагностика
учебно-методический материал по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsialnaya_diagnostika_motornoy_alalii_i_autizma.docx | 42.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Аутизм |
1 | По определению | Речевая патология | Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром |
2 | Раннее развитие речи | Речь развивается неполноценно | Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне |
3 | Реакция на обращенную речь | Сохранная постоянная реакция на речь окружающих | Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен |
4 | Психопатологические симптомы | Отсутствуют | Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции |
5 | Особенности психического развития | Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие | Могут наблюдаться умственная отсталость и неравномерное искажение психических процессов |
6 | Экспрессивная речь | Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки | Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий Аграмматизм в незнакомой обстановке |
7 | Мимико-жестовая речь | Активно используют в общении | Не использует жесты и мимику (распад) |
8 | Эхолалия | Не отмечается | Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии |
9 | Просодика | Не нарушена | Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса |
10 | Общение | Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) | Отказ от общения |
11 | Эмоционально-волевая сфера | Адекватность эмоций | Неадекватность эмоциональных реакций |
12 | Моторика | Относительно сохранная (исключения) | Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул. |
Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и дизартрии
Произношение звуков у детей с алалией | Произношение звуков у детей с дизартрией | |
1. Общая характеристика произношения звуков | ||
1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма. | 1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма. | |
2. Искажения звуков | ||
1) Искажение небольшого количества звуков. | 1) Искажение большого количества звуков. | |
3. Замены звуков | ||
1) Замены артикуляторно сложных звуков. | 1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков. | |
4. Пропуски звуков | ||
1) Непостоянные пропуски. | 1) Постоянные пропуски. |
Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и ЗРР
№ | Критерии сравнения | моторной алалии | ЗРР | |
1 | Темп овладения речью | Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи | Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность | |
2 | Спонтанное усвоение языка | Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями | Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка | |
3 | Импрессивная речь | Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) | Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов | |
4 | Экспрессивная речь | нарушена программа высказывания, стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль), аграмматизм с накоплением словаря усиливается аграмматизм | есть программа речевого высказывания, отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм | |
5 | Особенности динамики в коррекционной работе | не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект; возможны остаточные явления в школьном возрасте | способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями, речевую недостаточность преодолевают спонтанно, коррекция направлена на звуковую сторону речи, к школе преодолевают речевую недостаточность | |
6 | Анатомо-физиологические особенности | Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер | Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются | |
7 | Особенности психической деятельности | Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма | Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма |
№ | Критерии сравнения | моторной алалии | Интеллектуальная недостаточность | |
1 | Сущность нарушения | Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов | Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности | |
2 | Предречевое развитие | Соответствует возрасту | Задержка сроков гуления, лепета | |
3 | Динамика развития речи | Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи | - к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом - по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется | |
4 | Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей | Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) | есть программа речевого высказывания, отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм | |
5 | Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) | Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов | Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении | |
6 | Запас знаний | С трудом актуализируется в речи | Ограничен | |
7 | Невербальное мышление | Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение) | Нарушено вербальное мышление | |
8 | Степень обучаемости | Высокая | Низкая | |
9 | Критичность | Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм | Некритичны |
Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.
№ | Критерии сравнения | моторной алалии | Нарушение слуха | |
1 | Слух | Слуховая функция сохранна | Слуховая функция нарушена | |
2 | Спонтанное овладение речью | Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) | Вне специального обучения речь не формируется | |
3 | Импрессивная речь | Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) | Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов | |
4 | Экспрессивная речь | Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний | Отсутствие экспрессивной речи | |
5 | Просодические компоненты речи | Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны | Просодика нарушена | |
6 | Мимико-жестовая речь | Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями | Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается. |
Дифференциальная диагностика (различие) м оторной алалии и нарушений слуха.
№ | Критерии сравнения | моторной алалии | сенсорной алалии | |
1 | Восприятие речи | Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне | Грубо нарушено | |
2 | Понимание речи | Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции | Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего | |
3 | Слуховое внимание | Сохранно | Нарушено | |
4 | Эхолалия | Отсутствует | Присутствует | |
5 | Повторение услышанного | Затрудняются повторить слово, фразу | Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова | |
6 | Коммуникация | Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) | Нежелание (и невозможность) вступать в общение | |
7 | Мимико-жестикуляторная речь | Активное использование жестов, выразительная мимика | Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики | |
8 | Наличие компенсаторных средств | Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» | Отсутствие компенсаторных средств | |
9 | Динамика улучшения речи | Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании | Крайне низкий темп при направленном формировании речи |
Дифференциальная диагностика (различие) моторной и сенсорной алалии.
Дислалия | Дизартрия |
1. У соматически ослабленных детей. Органики нет. | 1. Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.) |
2. Неврологическая симптоматика отсутствует. | 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок. |
3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. | 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. |
4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. | 4 Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. |
5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный. | 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. |
6. Речевая активность повышена | 6. Речевая активность снижена. |
7. К своему дефекту критичен. | 7. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит». |
8. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. | 8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности. |
9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. | 9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны. |
10. Сон спокойный без ночных страхов и сновидений. | 10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения. |
11. Диафрагмально-речевое дыхание в норме. | 11. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано |
12. В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное. | 12. Поведение неровное, часты смены настроения. |
13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.). | 13. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности. |
14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой | 14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой |
Дифференциальная диагностика (различие) тахилалии и заикания.
Фактор | Тахилалия (баттаризм, полтерн) | Заикание |
Сознание дефекта | отсутствует | имеется |
Речь при напряжении | лучше | хуже |
Привлечение внимания к речи | улучшает речь
| ухудшает
|
Речь, требующая конкретных точных ответов | речь лучше
| хуже |
Чтение хорошо знакомого текста | хуже
| лучше
|
Чтение незнакомого текста | лучше | хуже |
Письмо
| торопливое, повторяющееся, с неясным почерком | сжатое, напряженное, заторможенное
|
Отношение к собственной речи | безразличное, небрежное | боязливое |
Психологические переживания | отставленные
| опережающие |
Академические способности
| не достигают возможного уровня, хотя хорошие и высокие | хорошие и высокие многое зависит от отношений с преподавателями |
Электроэнцефалограмма | дизритмия
| чаще норма
|
Эффект Ли | ухудшение речи | улучшение речи |
Аминазин | улучшение | ухудшение |
Психометрические средства | ухудшение
| улучшение
|
Желание лечиться
| очень небольшое или отсутствует | большое
|
Цель терапии | направить внимание на детали речи | отвлечь внимание от деталей |
Дифференциальная диагностика сходных речевых патологий бульварной формы дизартрии от псевдобульбарной
Критерии | Бульбарная | Псевдобульбарная |
Характер пареза, или паралича речевой мускулатуры | Периферический | Центральный |
Характер нарушения речевой моторики | Произвольные и непроизвольные движения | Преимущественно страдают произвольные движения |
Характер поражения артикуляционной моторики | Диффузный | Избирательный, с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений |
Специфика нарушения звукопроизношения | Гласные приближаются к нейтральному, гласные и звонкие согласные — оглушены | Артикуляция гласных отодвинута назад, наряду с оглушением наблюдается озвончение |
В неврологической симптоматике | Мышцы органов артикуляции паретичны | Даже при паретичности в отдельных мышцах отмечается спастичность |
Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и детской моторной афазии
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Детская моторная афазия |
1 | Анамнез | Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет) | Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет |
2 | Механизм нарушения | Недоразвитие речи как системы | Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической) |
3 | Необходимость коррекционного воздействия | Необходимо целенаправленная речевая коррекция | Возможно спонтанное восстановление речи |
4 | Нарушения ЦНС | Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены | Симптомы локального поражения головного мозга |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ СХОДНЫХ СОСТОЯНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний: ЗРР, ЗПР, олигофрения, РДА...
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....
Дифференциальная диагностика ОНР (из опыта работы).
Краткое содержание. Предлагается обратить более пристальное внимание логопедов на разграничение такого понятия, как ОНР. Приводится таблица, помогающая определить структуру дефекта и классифицировать...
Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).
Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....
Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией
Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...
Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.
Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии. Таблица....
Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...