Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.
консультация по логопедии на тему
Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в целом и на его речевое развитие в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.
Речевые нарушения различной этиологии является одним из самых распространенных видов отклонений в развитии детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ общеразвивающего вида. Исследование уровня речевого развития проводится в несколько этапов на базе ДОУ.
Первый этап состоит из скринингового исследования, целью которого является количественный анализ распространенности различных речевых нарушений у детей в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Анализ полученных данных позволяет выявить тенденцию: с возрастом количество детей с ОНР и ФФН сохраняется или незначительно уменьшается. Причинами сохранения с возрастом количества детей со сложными нарушениями речи является органическая и функциональная их этиология, воспитание некоторых детей в условиях двуязычия, отсутствие социальной диагностической и коррекционной работы в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида.
Второй этап заключается в подробном количественном и качественном анализе речевого развития детей в возрасте от 5 до 6 лет, посещающих ДОУ общеразвивающего вида. Экспериментальное исследование представляет собой традиционное логопедическое обследование и состоит из определения сформированности звукопроизношения; звукослоговой структуры слов; фонематического восприятия; словаря; грамматического строя речи; монологической связной речи. При исследовании речи детей выявляется вариативность симптоматики речевых расстройств.
Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в целом и на его речевое развитие в частности.
Немаловажно выделить и такой фактор, как уровень речевого развития родителей и их забота о культуре речи детей. Родители зачастую не знакомят детей с произведениями художественной литературы; свободное время дошкольники проводят за просмотром мультфильмов и других телепередач, в которых и содержание, и речевое оформление оставляют желать лучшего.
Показательным примером неблагополучия речевого развития детей может служить отгадывания ими загадок, при ответах на них затруднения возникают больше чем у половины детей.
Третьим этапом является изучение готовности воспитателей к работе с детьми с речевыми проблемами. Для выяснения уровня готовности к работе с таким контингентом дошкольников изучается профессиональная деятельность педагогов, владение ими теоретическими и практическими знаниями о ходе нормального и нарушенного речевого развития ребенка.
На четвертом этапе исследования проводится анализ знаний родителями особенностей речевого развития их детей. Изучалась наблюдательность взрослых и характер взаимоотношений с ребенком в семье, его влияние на речевое развитие дошкольников. Используются различные приемы: беседы с родителями, анкетирование, эксперимент психолого-педагогического характера в связи с речевой деятельностью дошкольников.
В ходе бесед с родителями выявляется степень осведомленности об особенностях развития своего ребенка. Беседы проводятся индивидуально. Уточняются анамнестические сведения, выявляются личностные особенности ребенка, характер его поведения дома и со сверстниками. Определяется уровень наблюдательности взрослых по отношению к своим детям. Проводится анкетирование родителей. С помощью анкет определяется сформированность у родителей представлений об этапах нормального речевого развития ребенка и о возможных отклонениях в этом процессе, выявляются основные запросы, предъявляемые работникам дошкольных учреждений. Анкета содержит вопросы о том, какие речевые нарушения у детей известны родителям; в каком возрасте ребенка необходимо консультировать у логопеда; к какому возрасту у дошкольника должно быть сформировано правильное произношение всех звуков.
В зависимости от восприятия родителями дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, то есть родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это « само пройдет», « пойдет в школу- научится». Либо придерживаются того мнения, что и с дефектом «можно прожить без особых проблем». Такие родители чаще всего показывают низкий уровень наблюдательности, эмпирический.
Выделяется часть родителей, позиция которых также может быть обозначена как неадекватная. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово «хорошо», «правильно», несмотря на то, что дошкольник не может этого сделать. Такое отношение к дефекту может формировать у детей комплекс неполноценности, и, в дальнейшем может привести к возникновению поведенческого и речевого негативизма.
Изучая проявления педагогической наблюдательности родителей и их знания о речевом развитии детей, определив характер внутрисемейных отношений, можно сделать вывод о том. Что многие дошкольники растут в достаточно благоприятных социальных и психологических семейных условиях. Однако, имеющиеся во многих случаях недостатки общения со взрослыми, отсутствие речевой работы в семье и некорректные методы воспитания оказывают неблагоприятное влияние на личностные характеристики ребенка и, в первую очередь, на его речевое развитие.
Результаты используются для определения направлений, методических рекомендаций по оптимизации совместной коррекционно-педагогической работы логопеда, воспитателя и родителей по преодолению у детей речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
В статье описана поэтапная система работы с родителями, взаимодействие учителя –логопеда и воспитателя по данной проблеме....
Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Консультация для воспитателей....
Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. ...
Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида
внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...
Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. ...
Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи...
Использование технологии "Сторисек"в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушением речи.
laquo;Сторисек» – это комплект взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов, направленных на всестороннее развитие детей....