Работа над художественным стихотворным произведением.
методическая разработка по логопедии на тему
Заучивание стихотворения может стать увлекательным процессом, если подойти к нему творчески и учитывать особенности каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Заучивание стихотвтрения | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над художественным стихотворным произведением.
Солнце брызжет, солнце греет.
Небо – василек.
Сквозь березки тихо веет
Теплый ветерок.
Саша Чёрный.
Поэтические образы открывают и объясняют ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк. Поэтому, работая над художественным стихотворным произведением, можно решать сразу несколько задач, таких как:
- развитие произвольной памяти,
- развитие наглядно-образного мышления,
- обогащение словарного запаса,
- формирование грамматического строя речи,
- развитие фонематического слуха,
- автоматизация звукопроизношения,
- формирование просодической стороны речи.
Помимо всего, это очень интересная, творческая работа, результатом которой, является выразительное чтение стихотворений детьми друг другу в группе, на празднике, участие в конкурсе чтецов и т. д.
Этапы работы над стихотворением.
- этап. Выбор произведения.
Стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка, оно должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздать его.
- Чтение стихотворения.
Не спеша, выразительно прочитать всё стихотворение от начала до конца.
- Работа над пониманием текста.
Можно предложить детям рассказать, о чем говорится в этом стихотворении, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Что автор хотел сказать этим стихотворением? Можно помочь им наводящими вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала значительно облегчает его последующее запоминание.
- Словарная работа.
Необходимо обращать внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если в речи появляются искаженные слова, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Важно доступно объяснить. Для этого надо заранее предусмотреть, что вызовет у ребёнка затруднение, вопросы, обратиться к словарю и провести словарную работу.
- Работа над грамматическим строем речи.
Стихотворение использовалось так же и для работы над грамматическим строем речи. Так, например, дети учатся подбирать отглагольные прилагательные к словам – действиям и т.п.
- Работа над звукопроизношением и фонематическим слухом.
Подбирая стихотворение для конкретного ребёнка, нужно учитывать особенности звукопроизношения.
- Работа над выразительностью речи.
Выразительность прочтения стихотворения ребёнком, зависит от того, насколько хорошо он понимает и чувствует это произведение: скрытый смысл слов, метафоры, характеры героев, настроение. Всё это мы с детьми обговариваем и поясняем. Можно предложить ребёнку «превратиться» в героя стихотворения и попробовать передать его характер, мимику, манеру говорить, двигаться. Дети по-разному эмоционально проговаривали текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик), чтоб в результате понять с какой силой голоса и каким тембром произносить ту или иную строку стихотворения.
- Запоминание стихотворения.
Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).
При заучивании стихов необходимо учитывать особенности запоминания каждого ребёнка, так как от вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов.
Визуальный
Визуалам обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Необходимо построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем в нём говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Затем, по получившейся мнемотаблице, предложить ребёнку несколько раз воспроизвести стихотворение. Через некоторое время опору убирать.
Двигательный
Основной его принцип в том, что ребенку-кинестетику, необходимую дать опору для запоминания - подкрепить запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода - класть в блюдо шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть или нанизывать пирамидку, бусы. Но более интересным и творческим для детей было бы самостоятельное изготовление героев стихотворения и обыгрывание ситуации одновременно с заучиванием текста.
Для ребёнка – аудиала эмоционально прочитав стихотворение, необходимо интонационно выделять слова, несущие особую смысловую нагрузку, которые должны быть ключевыми в запоминании текста. Используя этот метод следует опираться не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Так, разучивать каждый куплет, а потом воспроизвести все стихотворение целиком.
Определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.
Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все произведение, некоторые запоминают всё сразу, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Дети могут читать их на утренниках, досугах, тематических мероприятиях. Таким образом, тренируется долговременная память и наполняется поэтический «багаж» ребенка. Если вы будете спокойны и уверенны, будете ободрять ребенка, у него обязательно все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта в работе над художественным произведением
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями, направленное на развитие связной речи, посредством технологических карт в работе над художественным произведением (сказка, рассказ, басня)....
Алгоритм работы над художественными произведениями
ВИТАЛИЙ БАКАЛДИН СТИХИ О ХЛЕБЕ РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВЫРАЩИВАНИИ ХЛЕБА В СТАРИНУ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КАКОЙ ПУТЬ ПРЕОДЕЛЫВАЕТ ХЛЕБ ДО ПРИЛАВКА МАГАЗИНА? ВКУСЕН ЛИ ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА? КАК ДЕЛИЛИСЬ КОРКОЙ ХЛЕБА...
Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».
В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...
Работа над художественным образом в фортепианных произведениях.
Данная презентация создаёт индивидуальный подход к развитию создания художественного образа в фортепианных произведениях. Основной формой работы с детьми является активизация музыкального восприятия ч...
Консультации для родителей о нестандартных способах заучивания стихотворных произведений с детьми
В консультации представлены нетрадиционные способы облегчения запоминания стихотворений детьми дошкольного возраста. Это зрительный метод запоминания (способ иллюстраций) и как дополнительные методы -...
Картотека стихотворных произведений для заучивания детьми старшего дошкольного возраста к дню Победы
Стихи на военную тематику воспитывают патриотические чувства у детей, сохраняют память о великих подвигах ветеранов ВОВ...
Мастер - класс для педагогов "Игры - пантомимы. Разыгрывание стихотворных произведений с детьми дошкольного возраста"
Цель данного мастер - класса: ознакомление педагогов с игровыми приемами актерского тренинга, обеспечивающих эффективное развитие мимики, пантомимики, жестов у детей дошкольного возраста...