ФРОНТАЛЬНОЕ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему

Спирева Наталья Анатольевна

Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_ptitsy.docx27.51 КБ
Файл domashnie_ptitsy.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Цели: 1. Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние птицы».

  1. Развивать зрительное, слуховое восприятие и пространственную
    ориентировку.
  2. Формировать заинтересованное отношение к результату совместной
    деятельности. Побуждать к добрым поступкам.

Предварительная работа: Разучивание стихотворного текста и движений игр: «Гуси», «Утки».

Оборудование: Дудочка, картинка с изображением птичьего двора, коллаж «Птичий двор», фигурки домашних птиц (курица, цыплята (по количеству детей), петух, утка, утята (по количеству детей), гусь, гусёнок.), кормушка с зерном, вырезанные из бумаги листья, на стене - плоскостные облака, солнце, домик, цветок.

Ход занятия

I. Организационный момент.

  • Ребята, давайте прокатимся на паровозике. Занимайте места, паровозик
    отправляется. ( Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди
    стоящего. Звучит сигнал отправления. «Паровозик» начинает двигаться из
    группы в кабинет логопеда, дети произносят звукоподражание (У-у-у-у))-
  • Застучали колёса (Т-т-т-т..). (Дети произносят звук вместе с логопедом.)
    Звучит сигнал остановки. ( Логопед использует дудочку: У-у-у-у.)
  • Станция «Птичий двор».

//. Работа по формированию модели (Кто это?)

  • Ребята, выходите из вагончиков. Посмотрите, кто же здесь живёт? (Дети
    подходят к коллажу, рассматривают фигурки домашних птиц.)
    Логопед, обращаясь к каждому ребёнку, задаёт вопрос:
  • Кто это? (Это петух.)
  • Кто это? (Это курица.)
  • Кто это? (Это утка.)
  • Кто это? (Это гусь.)
  • Кто это? (Это гусёнок.)
  • Ребята, маленький гусёнок очень любит играть, давайте, и мы с ним
    поиграем.

///. Работа по развитию общей и мелкой моторики. Логопед произносит текст, дети по возможности повторяют:

«Утки»

Ути — ути — утки,        (Вперевалку поворачиваются вокруг себя.)

Уточки - малютки

На волнах качались,        (Приседают.)

Брызгались, плескались.   (Встают, машут руками, как крыльями.)

  • Что делали уточки? (Уточки качались. Уточки брызгались. Уточки
    плескались.)
  • Кто ждёт утят? (Утка ждёт.)

X.      Отработка падежных конструкций.

  • Ну, что, давайте, утят возьмём и маме утке отнесём.
    Затем логопед обращается к каждому ребёнку:
  • Кого ты несёшь? (Я несу утёнка.)
  • Кому мы утят принесли? (Уточке. Мы принесли утят уточке.)
  • Уточка плавает. (Логопед производит круговые движения кистями рук -
    трение одной ладошки о другую, дети повторяют.)
  • Что делает уточка? (Уточка плавает.)
  • Утята и мама утка рады встрече, они радостно крякают. Как они крякают?
    (Кря-кря-кря!)

XI. Развитие фонематического слуха. Работа над высотой голоса.

  • Утят мы нашли, давайте, цыплят будем искать. Позовём их вместе с
    курочкой. (Сначало тихо, потом громко произносят: «Ко-ко-ко-ко!»)
  • Никто не отзывается. Может петух нам поможет? Пойдемте к нему,
    посмотрим что он делает и спросим не видел ли он цыплят.

(Дети подходят к петуху, рядом с которым стоит кормушка с зерном.)

  • Что делает петух? (Петух клюёт.) Дети вместе с логопедом имитируют как
    петух, клюёт зерно.
  • Петух зёрнышки клюёт и громко кукарекает. (Ку-ка-ре-ку!)
  • Петушок, ты не видел цыплят? Видел, видел, они рядом играли, а потом в
    траву убежали. Спасибо, Петушок! Пойдёмте, ребята, дальше искать.
    (Подходят к коллажу, в траве под листьями спрятаны цыплята.)
  • Ребята, мне кажется, тут кто-то спрятался! Давайте воздуха побольше через
    носик вдохнём и на листья и траву подуем. (Сдувают листья.)

XII.. Закрепление модели (Кто это?) Употребление существительных в ед. и мн. ч. Игра «Кто как голос подаёт».

  • Ой, кто это? (Это цыплята.) Логопед задаёт вопрос каждому ребёнку.
    Дети достают цыплят из травы, каждый берёт себе одного.
  • Кто это у тебя? (Это цыплёнок.)
  • А как цыплята пищат? (Пи-пи-пи!)
  • Цыплята пищат, к маме курочке спешат. (Дети ставят цыплят возле
    курочки.)
  • Молодцы, ребята, всех птенцов нашли и на двор птичий вернули. А птичий
    двор где находится, в лесу или рядом с домом человека? (Рядом с домом.)

«Гуси»

Гуси, гуси - Га-га-га!        (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Есть хотите?- Да-да-да!

Так летите вы домой.        (Останавливаются.)

Гуси полетели,        (Разводят руки в стороны, имитируют действия.)

На полянку сели.        (Приседают.)

-        А, на полянке много сочной, свежей, зелёной травки. Гуси щиплют травку
(Поочерёдно «щиплют» ладошки.)

IV.        Работа по формированию модели (Что делают?)

- Что делают гуси? ( Гуси щиплют. Гуси щиплют травку.)

Раздаётся громкое кудахтанье. (Логопед произносит звукоподражание: « Ко-ко-ко!»)

-Что то, курица громко раскудахталась, да и уточка загрустила. Ребята,
кажется я поняла, что случилось. Птенцы у них потерялись, куда-то все
разбежались! А, давайте, мы их найдём и мамам-птицам вернём!

V. Артикуляционная гимнастика.

- Выйдем за заборчик («Заборчик»), пойдём по широкой дорожке
(«Лопаточка»), по узкой - («Иголочка»), перепрыгнем через лужи («Пя-пя-

пя»), поднимемся на горочку («Горка»), спустимся с горочки;

VI. Работа по развитию носового вдоха и длительного ротового выдоха.

-Немного отдохнём, глубоко вдохнём, выдохнем. (Упр. повторить 3 раза.)

VII. Мимическая и зрительная гимнастика, самомассаж.

  • Дальше пойдём, солнышко найдём. (Дети поворачиваются, смотрят на
    солнышко.)
  • Посмотрите, какое солнышко весёлое! Давайте, ему улыбнёмся! Солнце
    очень ярко светит, ослепило нам глазки. (Зажмуривают глазки.) Откройте
    глазки, подмигните солнышку одним глазом, потом другим.
  • А, сейчас, погреемся под тёплыми солнечными лучами. Ласковое солнышко
    согрело наше личико, наши щёчки, наши глазки, наш носик, наш ротик, наши
    ручки. (Дети гладят себя по массажным линиям.)
  • Согрелись? (Да.)
  • Посмотрите, рядом с солнышком плывут облака. Давайте, глазками
    посмотрим сначала на большое облако, потом на маленькое облачко, на
    домик внизу.

VIII. Работа по закреплению модели. (Кто это?)

  • Подойдите поближе, может возле домика спрятались птенцы?
  • Никого не увидели? (Дети находят в цветке у домика утят.)
  • Кто это? (Это утята.) Логопед закрепляет модель с каждым ребёнком.

IX. Физминутка.

- Давайте, поиграем с утятами. (Дети ставят игрушки в центр, сами  встают
вокруг.)

  • Правильно, поэтому и птицы эти называются домашними. Ну, что ж, пора
    нам с вами возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с домашними
    птицами.
  • Гуси прощаются, гогочут. (ГА-га-га.)
  • Курица кудахчет. (Ко-ко-ко!)
  • Петушок кукарекает. (Ку-ка-ре-ку!)
  • Цыплята пищат. (Пи-пи-пи!)
  • Утка с утятами крякают. (Кря-кря-кря!)
  • А мы помашем домашним птицам рукой. (Машут.)

ХШ. Итог.

  • Занимайте свои места, паровозик отправляется. ( Дети встают друг за
    другом, кладут руки на плечи впереди стоящего. Звучит сигнал отправления.
    «Паровозик» начинает двигаться из кабинета логопеда в группу, дети
    произносят звукоподражание (У-у-у-у)).
  • Застучали колёса (Т-т-т-т..). (Дети произносят звук вместе с логопедом.)
    Звучит сигнал остановки. ( Логопед использует дудочку: У-у-у-у.)
  • Ребята, где вы сегодня были? (На птичьем дворе.)
  • Кто там живёт? (Петух, курица, цыплята, утка, утята, гусь, гусёнок.)
    Логопед производит руками имитацию действий, спрашивает:
  • Что делает петух? (Петух клюёт зёрнышки.)
  • Что делает гусь? (Гусь щиплет травку.)
  • Что делает утка? (Утка плавает.)
  • Что делали утята? (Утята брызгались, плескались, качались.)



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Цели: 1. Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние птицы».

  1. Развивать зрительное, слуховое восприятие и пространственную
    ориентировку.
  2. Формировать заинтересованное отношение к результату совместной
    деятельности. Побуждать к добрым поступкам.

Предварительная работа: Разучивание стихотворного текста и движений игр: «Гуси», «Утки».

Оборудование: Дудочка, картинка с изображением птичьего двора, коллаж «Птичий двор», фигурки домашних птиц (курица, цыплята (по количеству детей), петух, утка, утята (по количеству детей), гусь, гусёнок.), кормушка с зерном, вырезанные из бумаги листья, на стене - плоскостные облака, солнце, домик, цветок.

Ход занятия

I. Организационный момент.

  • Ребята, давайте прокатимся на паровозике. Занимайте места, паровозик
    отправляется. ( Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди
    стоящего. Звучит сигнал отправления. «Паровозик» начинает двигаться из
    группы в кабинет логопеда, дети произносят звукоподражание (У-у-у-у))-
  • Застучали колёса (Т-т-т-т..). (Дети произносят звук вместе с логопедом.)
    Звучит сигнал остановки. ( Логопед использует дудочку: У-у-у-у.)
  • Станция «Птичий двор».

//. Работа по формированию модели (Кто это?)

  • Ребята, выходите из вагончиков. Посмотрите, кто же здесь живёт? (Дети
    подходят к коллажу, рассматривают фигурки домашних птиц.)
    Логопед, обращаясь к каждому ребёнку, задаёт вопрос:
  • Кто это? (Это петух.)
  • Кто это? (Это курица.)
  • Кто это? (Это утка.)
  • Кто это? (Это гусь.)
  • Кто это? (Это гусёнок.)
  • Ребята, маленький гусёнок очень любит играть, давайте, и мы с ним
    поиграем.

///. Работа по развитию общей и мелкой моторики. Логопед произносит текст, дети по возможности повторяют:

«Утки»

Ути — ути — утки,        (Вперевалку поворачиваются вокруг себя.)

Уточки - малютки

На волнах качались,        (Приседают.)

Брызгались, плескались.   (Встают, машут руками, как крыльями.)

  • Что делали уточки? (Уточки качались. Уточки брызгались. Уточки
    плескались.)
  • Кто ждёт утят? (Утка ждёт.)

X.      Отработка падежных конструкций.

  • Ну, что, давайте, утят возьмём и маме утке отнесём.
    Затем логопед обращается к каждому ребёнку:
  • Кого ты несёшь? (Я несу утёнка.)
  • Кому мы утят принесли? (Уточке. Мы принесли утят уточке.)
  • Уточка плавает. (Логопед производит круговые движения кистями рук -
    трение одной ладошки о другую, дети повторяют.)
  • Что делает уточка? (Уточка плавает.)
  • Утята и мама утка рады встрече, они радостно крякают. Как они крякают?
    (Кря-кря-кря!)

XI. Развитие фонематического слуха. Работа над высотой голоса.

  • Утят мы нашли, давайте, цыплят будем искать. Позовём их вместе с
    курочкой. (Сначало тихо, потом громко произносят: «Ко-ко-ко-ко!»)
  • Никто не отзывается. Может петух нам поможет? Пойдемте к нему,
    посмотрим что он делает и спросим не видел ли он цыплят.

(Дети подходят к петуху, рядом с которым стоит кормушка с зерном.)

  • Что делает петух? (Петух клюёт.) Дети вместе с логопедом имитируют как
    петух, клюёт зерно.
  • Петух зёрнышки клюёт и громко кукарекает. (Ку-ка-ре-ку!)
  • Петушок, ты не видел цыплят? Видел, видел, они рядом играли, а потом в
    траву убежали. Спасибо, Петушок! Пойдёмте, ребята, дальше искать.
    (Подходят к коллажу, в траве под листьями спрятаны цыплята.)
  • Ребята, мне кажется, тут кто-то спрятался! Давайте воздуха побольше через
    носик вдохнём и на листья и траву подуем. (Сдувают листья.)

XII.. Закрепление модели (Кто это?) Употребление существительных в ед. и мн. ч. Игра «Кто как голос подаёт».

  • Ой, кто это? (Это цыплята.) Логопед задаёт вопрос каждому ребёнку.
    Дети достают цыплят из травы, каждый берёт себе одного.
  • Кто это у тебя? (Это цыплёнок.)
  • А как цыплята пищат? (Пи-пи-пи!)
  • Цыплята пищат, к маме курочке спешат. (Дети ставят цыплят возле
    курочки.)
  • Молодцы, ребята, всех птенцов нашли и на двор птичий вернули. А птичий
    двор где находится, в лесу или рядом с домом человека? (Рядом с домом.)

«Гуси»

Гуси, гуси - Га-га-га!        (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Есть хотите?- Да-да-да!

Так летите вы домой.        (Останавливаются.)

Гуси полетели,        (Разводят руки в стороны, имитируют действия.)

На полянку сели.        (Приседают.)

-        А, на полянке много сочной, свежей, зелёной травки. Гуси щиплют травку
(Поочерёдно «щиплют» ладошки.)

IV.        Работа по формированию модели (Что делают?)

- Что делают гуси? ( Гуси щиплют. Гуси щиплют травку.)

Раздаётся громкое кудахтанье. (Логопед произносит звукоподражание: « Ко-ко-ко!»)

-Что то, курица громко раскудахталась, да и уточка загрустила. Ребята,
кажется я поняла, что случилось. Птенцы у них потерялись, куда-то все
разбежались! А, давайте, мы их найдём и мамам-птицам вернём!

V. Артикуляционная гимнастика.

- Выйдем за заборчик («Заборчик»), пойдём по широкой дорожке
(«Лопаточка»), по узкой - («Иголочка»), перепрыгнем через лужи («Пя-пя-

пя»), поднимемся на горочку («Горка»), спустимся с горочки;

VI. Работа по развитию носового вдоха и длительного ротового выдоха.

-Немного отдохнём, глубоко вдохнём, выдохнем. (Упр. повторить 3 раза.)

VII. Мимическая и зрительная гимнастика, самомассаж.

  • Дальше пойдём, солнышко найдём. (Дети поворачиваются, смотрят на
    солнышко.)
  • Посмотрите, какое солнышко весёлое! Давайте, ему улыбнёмся! Солнце
    очень ярко светит, ослепило нам глазки. (Зажмуривают глазки.) Откройте
    глазки, подмигните солнышку одним глазом, потом другим.
  • А, сейчас, погреемся под тёплыми солнечными лучами. Ласковое солнышко
    согрело наше личико, наши щёчки, наши глазки, наш носик, наш ротик, наши
    ручки. (Дети гладят себя по массажным линиям.)
  • Согрелись? (Да.)
  • Посмотрите, рядом с солнышком плывут облака. Давайте, глазками
    посмотрим сначала на большое облако, потом на маленькое облачко, на
    домик внизу.

VIII. Работа по закреплению модели. (Кто это?)

  • Подойдите поближе, может возле домика спрятались птенцы?
  • Никого не увидели? (Дети находят в цветке у домика утят.)
  • Кто это? (Это утята.) Логопед закрепляет модель с каждым ребёнком.

IX. Физминутка.

- Давайте, поиграем с утятами. (Дети ставят игрушки в центр, сами  встают
вокруг.)

  • Правильно, поэтому и птицы эти называются домашними. Ну, что ж, пора
    нам с вами возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с домашними
    птицами.
  • Гуси прощаются, гогочут. (ГА-га-га.)
  • Курица кудахчет. (Ко-ко-ко!)
  • Петушок кукарекает. (Ку-ка-ре-ку!)
  • Цыплята пищат. (Пи-пи-пи!)
  • Утка с утятами крякают. (Кря-кря-кря!)
  • А мы помашем домашним птицам рукой. (Машут.)

ХШ. Итог.

  • Занимайте свои места, паровозик отправляется. ( Дети встают друг за
    другом, кладут руки на плечи впереди стоящего. Звучит сигнал отправления.
    «Паровозик» начинает двигаться из кабинета логопеда в группу, дети
    произносят звукоподражание (У-у-у-у)).
  • Застучали колёса (Т-т-т-т..). (Дети произносят звук вместе с логопедом.)
    Звучит сигнал остановки. ( Логопед использует дудочку: У-у-у-у.)
  • Ребята, где вы сегодня были? (На птичьем дворе.)
  • Кто там живёт? (Петух, курица, цыплята, утка, утята, гусь, гусёнок.)
    Логопед производит руками имитацию действий, спрашивает:
  • Что делает петух? (Петух клюёт зёрнышки.)
  • Что делает гусь? (Гусь щиплет травку.)
  • Что делает утка? (Утка плавает.)
  • Что делали утята? (Утята брызгались, плескались, качались.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда».

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия на тему: «Посуда», с самоанализом....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный  прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении ле...

Конспект лексико-грамматического занятия по теме "Домашние животные и их детеныши".

Данный конспект содержит игры и упражнения по теме "Домашние животные и их детеныши"...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Закрепить умение грамматически правильно строить простое предложение, используя материал темы «Домашние птицы». Учить пересказывать текст знакомой им сказки, используя наглядный, дидактический ма...