Фронтальное лексико-граматическое занятие на тему "Домашние животные" в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

 

формирование лексико-грамматических средств языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное лексико-граматическое занятие на тему "Домашние животные"               в старшей логопедической группе

                               

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задачи: уточнить, систематизировать словарь по теме, формировать слоговую структуру слов, формировать грамматически правильную речь.                                                                                                                             Коррекционно-развивающая задачи: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, развивать слуховое и зрительное внимание, память, голос, фантазию, мимику, речевое дыхание, навыки ориентировки в пространстве.                                                                                                                         Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать доверительные и партнёрские отношения в коллективе.

Оборудование: песочница с песком, миниатюрные фигуры домашних животных, автомобилей, домов, людей, деревьев, аудиозапись с голосами домашних животных, зеркала, тетради, карандаши

Ход занятия                                                                                                                                                  I. Организационный момент. Звучит аудиозапись с голосами домашних животных.                                                                                                                                                          - Чьи голоса вы слышали? Дети. Голоса домашних животных.                                                                         II. Введение в тему.                                                                                                                               - Ребята, где живут домашние животные? Дети. Рядом с человеком.                                                                                                                                                                                                   III. Сообщение темы занятия.                                                                                                                  - Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в деревню, где живут домашние животные.                                                                                                                                             IV. Изучение нового.                                                                                                                               - Перед вами сказочная деревня. (Логопед показывает на песочницу с расставленными в ней миниатюрными фигурками.)                                                                                                     - Придумаем название этой деревни. (Дети придумывают название деревни.)                                                                                                                                                      - Послушайте, что произошло в этой деревне. Недавно в деревню прилетел инопланетянин (человечек с другой планеты) он засыпал всех домашних животных песком.                                                                                                                                                    1. Дидактическая игра «Найди домашнее животное».                                                                            - Нам нужно найти домашних животных. А в этом нам поможет письмо жителя деревни. (Логопед читает письмо).                                                                                                         - Первое домашнее животное находится около дерева. Вам нужно найти дерево и домашнее животное.  Кого вы нашли? Дети. Корову.                                                                                  - Второе домашнее животное находится около красной машины. Кого вы нашли? Дети. Собаку.                                                                                                                                               - Третье домашнее животное находится около белого камня. Кого вы нашли? Дети. Козу.                                                                                                                                                                  - Четвёртое домашнее животное находится около чёрного камня. Найдите и раскопайте песок около него. Кого вы нашли? Дети. Лошадь.                                                                                     - Пятое домашнее животное находится около синей машины. Найдите синюю машину и раскопайте около неё песок.  Кого вы нашли? Дети. Свинью.                                                                                  - Шестое домашнее животное находится около розовой машины. Найдите розовую машину и раскопайте около неё песок. Кого вы нашли? Дети. Овцу.                                                                         - Вот мы нашли всех домашних животных, назовём их.                          

2. Дидактическая игра « К кому подходит человечек?»                                                                                                                                           - Ребята, посмотрите, к домашним животным приближается маленький человечек. К кому из домашних животных подходит  человечек?  Дети. Маленький человечек подходит к корове, к собаке, к козе, к лошади, к овце, к козе.          

3. Дидактическая игра « Волшебные домики».                                                                                                                           - А чтобы инопланетянин не заколдовал домашних животных, нам с вами нужно на песке (в тетради) начертить волшебные домики.                                                                        Первый домик – это круг.                                                                                                                Второй домик- это треугольник. (Дети на песке(в тетради) чертят домики.)                                                                                                                                                                      4. Дидактическая игра « Домики».                                                                                                      - А теперь расселим домашних животных по домикам. В круг поселим тех домашних животных, в названии которых два слога, а в треугольник тех домашних животных, в названии которых три слога. Назовём домашних животных, в названии которых два слога, три слога.                                                                                                                                                      5. Психогимнастика.                                                                                                                            - Посмотрите, ребята, инопланетянин подошёл к домикам, увидел в них домашних животных и удивился, потом улыбнулся. Дети изображают эмоции инопланетянина. Человечку понравились домашние животные, и он решил не забирать их с собой на планету.                                                                                                                                                                                               V. Физминутка. «Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц рук).                        Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе).                                                                                                   Сильно сжав пальцы в кулак, удерживать песок в руках (задержка дыхания).                      Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе).                                         Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.                                                                 Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.                                                                                                                                           VI. Закрепление. 6. Дидактическая игра «Три слова».                                                                                   - Выпустим домашних животных из домиков. Для этого нужно громко произнести три слова: лошадь, коза, овца. Дети произносят слова.                                                                        - Посмотрите, исчезли домики? Дети. Нет.                                                                                                                                             - Значит нужно снова повторить заклинание шёпотом с закрытыми глазами: собака, корова, свинья. Закройте глаза и произнесите заклинание. (Дети произносят заклинание, потом открывают глаза и домики «исчезают» (песок разравнивается)).              - Вот мы и выпустили из домиков домашних животных.                                                                                                                                                                                             7. Дидактическая игра « Расскажи о животном».                                                                                     - Ребята, расскажите маленькому человечку о каком-либо домашнем животном. Дети составляют предложения о животном.                                                                                                                       - Человечек с другой планеты доволен вашими рассказами. На память он хочет сфотографировать домашних животных, но у него волшебный фотоаппарат, который фотографирует рисунки с песка.                                                                                                                                                                                     8. Дидактическая игра «Фотографии».                                                                                            - Ребята, нарисуйте домашнее животное на песке, чтобы инопланетянин смог его сфотографировать. Дети рисуют на песке домашних животных.                                                                                                   VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей.                                                                                                                                          -  Дети, где мы сегодня с вами побывали? Дети. Мы побывали в деревне                                    - Что мы делали в деревне?  Дети. Помогали домашним животным.



Предварительный просмотр:

ЗВУК «Д».

Задачи:

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.  

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звук (Д).

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и в конце слова.

5. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, тетради, карандаши, карточки с цифрами, рисунки, в названии которых есть звук (Д), замок, буква Д, фишка синего цвета с колокольчиком,

Этапы

Ход занятия

Приме-чания

1. Орг. момент

- Назовите зимние признаки, месяцы…- тот идет на свое место.


Арт.гимнастика. «Михайло» - «Мишутка», «обезьянки», «шла корова», «шарик» - «рыбка»; «лягушка» - «дудочка», «бегемотик» - «слоник», «часики», «качели», «чищу зубы», «лопата», «чашка», «лошадка», «грибок».


Игра «Слушай внимательно».

- Вы закрываете глазки и внимательно слушаете, сколько раз я хлопну, потом вы поднимаете соответствующую цифру.


Игра «Шепот».

- я шепчу вам команды – вы внимательно слушаете и выполняете.

2. Осн. часть


























Физ. мин-ка






















Работа в тет-ди


Итог занятия

- отгадайте загадку и назовите первый звук в слове-отгадке.

                          Белый столб стоит на крыше

                       И растет все выше, выше.

                 Вот дорос он до небес – и исчез. (Дым)

- возьмите зеркала и посмотрите положение губ, зуб, языка, когда произносите звук (Д).

- губки свободны;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок стучит кончиком за верхними зубками;

- горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий, обзначаем синим кружком с колокольчиком.


- Согните пальчики, когда услышите слово со звуком (Д), сколько пальчиков вы согнули? (дом, ворона, дорога, вода, усы, дом, лиса).

Чистоговорка.

ДА-ДА-ДА – У МЕНЯ ВОДА.

                             ДЫ-ДЫ-ДЫ – НЕТ ВОДЫ.

       ДУ-ДУ-ДУ – ЗА ВОДОЙ ПОЙДУ.

Раз, два, три, четыре, пять (идут по кругу).

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили (имитируют лепку снежных комьев),

Птичек крошками кормили (встают на носочки и «насыпают» крошки в кормушку),

С горки мы потом катались (бегут на месте),

А еще в снегу валялись (приседают).

Все в снегу домой пришли (отряхиваются),

Съели суп и спать пошли (имитируют движения ложками, сон).


- вспомните слова со звуком (Д). (ответы детей).


- Выучим правило – имена всех людей пишутся с большой буквы. (Дима, Даша, Данил, Денис).


- Нарисуйте дом, трубу, из трубы идет дым. Что в вашем рисунке начинается со звука (Д) (дом, дым)


- С каким звуком мы сегодня познакомились? Как его «зовут»? (согласный, твердый, звонкий)

- Как пишутся имена людей?








Пока-зываю сим-волы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе «Письма королевы Математики»

Программное содержание: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учит...

Конспект занятия по конструированию в старшей логопедической группе на тему: "Друзья Чебурашки" (из бумаги и картона).

Занятие содержит оргмомент, физминутку, сюрпризный момент, пальчиковую гимнастику, дидактическую игру. Перед детьми ставится проблемная ситуация, в конце занятия презентация поделки  и итог занят...

Конспект занятия по конструированию в старшей логопедической группе на тему: "Друзья Чебурашки" (из бумаги и картона).

Занятие содержит оргмомент, физминутку, сюрпризный момент, пальчиковую гимнастику, дидактическую игру. Перед детьми ставится проблемная ситуация, в конце занятия презентация поделки  и итог занят...

Занятие по логоритмике в старшей логопедической группе

Занятие по логоритмике "Приключение муравьишки"...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе по сказке «Цветик - семицветик» В.Катаева

Программное содержание: 1.Упражнять в количественном счете. 2.Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению.3.Закрепить представления о геометрических фигурах, умение гру...

Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе."ПИСЬМА КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ".

Программное содержание: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учит...

Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...


 

Комментарии

формирование лексико-грамматических средств языка.