Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
консультация

Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД С. ВЯЗОВКА ТАТИЩЕВСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

412181, Саратовская область, Татищевский район, с.Вязовка, ул. Совхозная, д. 10 а, тел.: (845-58)5-61-21


Консультация для педагогов

«Система педагогической работы по речевому развитию

 детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель: Детянцева Н.А.

25.10.2019г.

Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Культура речи -это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими.

Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В процессе организации работы по речевому развитию детей следует использовать следующие подходы:

1.Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

–понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

–развитие связной диалогической и монологической речи;

–обогащение и уточнение словаря;

–развитие грамматического строя речи;

–развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

–развитие мелкой моторики

2.Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3.Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа по данному направлению должна быть построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей, педагоги предусматривают:

-создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

-изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;

Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста

занимает эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. В группах оформляются разнообразные детские уголки сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», в подготовительной группе «Школа», и другие, что способствует развитию речи воспитанников.

Педагоги накапливают разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.

Организация воспитательно-образовательной работы по развитию речи в ДОУ должна осуществляться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, которая предполагает участие группы или подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Можно организовать множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ. Приведу пример такой ситуации: «Добрые приветствия», во время которой дети знакомятся с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что мы встретились». В качестве ситуаций общения можно провести игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи)

Так же в работе, как одну из технологий, педагоги нашего ДОУ применяют проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода-речевое развитие ребенка.

При применении данной технологии происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а также поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

В течение дня необходимо использовать разнообразные формы работы: образовательную деятельность, беседы о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы, словесные игры «Опиши предмет», «Съедобное–несъедобное», «Добавь слово», «Подбери признак», дидактические игры «Помоги сказочным героям попасть в свою сказку», «Исправь ошибку», индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности, создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой).

При организации режимных моментов широко применяется художественное слово. Детям для самостоятельного рассматривания предлагаются предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. В ходе образовательной деятельности большое внимание должно уделяться развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно должна идти работа над звуковой культурой речи, как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используется опыт детей, создаются проблемные ситуации. Педагоги должны обращать внимание на качество ответов детей, исправлять грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.

Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития детей. Для родителей целесообразно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме (в виде мастер – классов, круглых столов, КВН); на информационных стендах выставлять консультации «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками-развиваем речь» и др., совместная работа над  проектами, посещение детских утренников, на которых родители могут увидеть работу педагогов с детьми по речевому развитию.

И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной, если:

-дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

-обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

-педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР

В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...

Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 158»города Магнитогорска УтверждаюЗаведующийМДОУ «Ц.р.р. – д/с № 158»...

Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), ...

Презентация "Система педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста"

Система педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Система педагогической работы по физическому развитию детей раннего и дошкольного возраста"

Важнейшим этапов в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. ФГОС ДО нацеливают содержание образовательной области "Физическое развит...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

Консультация. Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».«Познавательное развитие предполагает развитие интерес...