Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
консультация
Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД С. ВЯЗОВКА ТАТИЩЕВСКОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
412181, Саратовская область, Татищевский район, с.Вязовка, ул. Совхозная, д. 10 а, тел.: (845-58)5-61-21
Консультация для педагогов
«Система педагогической работы по речевому развитию
детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель: Детянцева Н.А.
25.10.2019г.
Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Культура речи -это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и культуры речевого общения ребенка с окружающими.
Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:
-овладение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В процессе организации работы по речевому развитию детей следует использовать следующие подходы:
1.Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:
–понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
–развитие связной диалогической и монологической речи;
–обогащение и уточнение словаря;
–развитие грамматического строя речи;
–развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
–развитие мелкой моторики
2.Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
3.Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.
Работа по данному направлению должна быть построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей, педагоги предусматривают:
-создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
-изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста
занимает эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. В группах оформляются разнообразные детские уголки сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», в подготовительной группе «Школа», и другие, что способствует развитию речи воспитанников.
Педагоги накапливают разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.
Организация воспитательно-образовательной работы по развитию речи в ДОУ должна осуществляться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, которая предполагает участие группы или подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Можно организовать множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ. Приведу пример такой ситуации: «Добрые приветствия», во время которой дети знакомятся с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что мы встретились». В качестве ситуаций общения можно провести игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи)
Так же в работе, как одну из технологий, педагоги нашего ДОУ применяют проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода-речевое развитие ребенка.
При применении данной технологии происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а также поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.
В течение дня необходимо использовать разнообразные формы работы: образовательную деятельность, беседы о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы, словесные игры «Опиши предмет», «Съедобное–несъедобное», «Добавь слово», «Подбери признак», дидактические игры «Помоги сказочным героям попасть в свою сказку», «Исправь ошибку», индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности, создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой).
При организации режимных моментов широко применяется художественное слово. Детям для самостоятельного рассматривания предлагаются предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. В ходе образовательной деятельности большое внимание должно уделяться развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно должна идти работа над звуковой культурой речи, как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используется опыт детей, создаются проблемные ситуации. Педагоги должны обращать внимание на качество ответов детей, исправлять грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития детей. Для родителей целесообразно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме (в виде мастер – классов, круглых столов, КВН); на информационных стендах выставлять консультации «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками-развиваем речь» и др., совместная работа над проектами, посещение детских утренников, на которых родители могут увидеть работу педагогов с детьми по речевому развитию.
И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной, если:
-дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
-обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
-педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 158»города Магнитогорска УтверждаюЗаведующийМДОУ «Ц.р.р. – д/с № 158»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1207007-1579090383.jpg)
Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-895668-1487319257.jpg)
Презентация "Система педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста"
Система педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-1059024-1599542491.jpg)
Консультация для педагогов "Система педагогической работы по физическому развитию детей раннего и дошкольного возраста"
Важнейшим этапов в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. ФГОС ДО нацеливают содержание образовательной области "Физическое развит...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/02/picture-1375199-1641138298.jpg)
Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»
laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/03/picture-1151930-1664797914.jpg)
Консультация. Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром
В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».«Познавательное развитие предполагает развитие интерес...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/17/picture-1548748-1734399115.jpg)
Консультация для педагогов "Нейроигры в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"
Материал будет полезен педагогам ДОО...