КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
методическая разработка по логопедии на тему

Предлагаю учителям-логопедам ДОУ игры для занятий с детьми с алалией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_bezrechevyh_detey.docx102.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого.

  • Задание 1.                                                                                                                                                         Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.
  • Задание 2.                                                                                                                                       Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.
  • Задание 3.                                                                                                                                            Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
  • Задание 4.                                                                                

Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

  • Задание 5.                                                                                                                                    Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?
  • Задание 6.                                                                                    

Научить понимать вопросы: Кто это? Что это? Кто? Что?,  выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

  • Задание 7.                                                                                                                                     Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.
  • Задание 8.                                                                                                                                         Научить понимать вопрос Чем? 
  • Задание 9.                                                                          

Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

  • Задание 10.                                                                              

Разложить картинки в нужной последовательности.

  • Задание 11.                                                                                                                                                        Понимать вопросы к простой сюжетной картине.
  • Задание 12.                                                                                                                                    Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога. 

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи.

Естественные бытовые ситуации 

  • Задание 1.                                                                                            

Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

  • Задание 2.                                                                                                                                                 Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
  • Задание 3.                                                                                

Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

  • Задание 4.                                                                                                                                                Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку) 
  • Задание 5.                                                                                                                                              Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)
  • Задание 6.                                                                                            

Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)

  • Задание 7.                                                                                            

Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр) 

Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением.

  • Задание 1.                                                                                  

Научить детей узнавать игрушки по их описанию.

  • Задание 2.                                                                            

Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению

  • Задание 3.                                                                              

Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.

  • Задание 4.                                                                                    
  • Учить узнавать предметы по назначению.

- Покажи, чем будешь есть суп.                                                  

- Покажи, чем будешь рисовать.                                                      

- Чем будешь чистить зубы?                                                                

- Что наденешь, когда пойдешь гулять?                                          

- Чем будешь мыть руки? и т. п.

Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение

игровым действиям.

  • Задание 1.                                                                                                                                                   Стимулирование выполнения отраженных действий.

- Сделай, как я.

- Покажи, как зайчик прыгает.

- Уложим кукол спать.

- Оденем Катю на прогулку.

- Построй ворота

- Построй башню.

- Опусти шарик в коробку.

- Спрячь шарик в ладошках.

- Почтовый ящик.              

  • Задание 2.                                                                                                                                                                                                                                                                                

        Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).

  • Задание 3.                                                                                            

Куда упал мячик?

  • Задание 4.                                                                                      

Поймай зайку. Зайка прячется.

  • Задание 5.                                                                                      

Катание мяча по показу взрослого.

  • Задание 6.                                                                                    

Бросание мяча по показу взрослого.

  • Задание 7.                                                                              

Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.

  • Задание 8.                                                                            

Нанизывание колец (4 - 5 крупных) пирамиды.

  • Задание 9.                                                                                  

Бросание мелких предметов в жестяную коробку.

  • Задание 10.                                                                              

Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.

  • Задание 11.                                                                                    

Солнце или дождик? (С бубном)

  • Задание 12.                                                                                          

Чей одуванчик дальше улетит?

  • Задание 13.                                                                                    

Угадай, на чем играю.

Развитие у детей подражательной речевой деятельности.

  • Задание 1.                                                                                

Изменение силы голоса по подражанию.

  • Задание 2.                                                                                  

Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).

  • Задание 3.                                                                                  

Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)

  • Задание 4.                                                                                    

Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)

  • Задание 5.                                                                                  

Успокой куклу. Произношение звука А .

  • Задание 6.                                                                                    

Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)

  • Задание 7.                                                                            

Улыбнемся Петрушке, (звук И )

  • Задание 8.                                                                                  

Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)

  • Задание 9.                                                                                      

Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)

  • Задание 10.                                                                                    

Когда это бывает? (приметы времен года)

  • Задание 11.                                                                                        

Игра «Автомобили», (произношение «6и-би...»)

  • Задание 12.                                                                              

Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

  • Задание 13.                                                                                    

Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау) 

Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.

  • Задание 1.                                                                                                            

Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.

  • Задание 2.                                                                                                                                                                                  

Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.

  • Задание 3.                                                                                                                                                      

Назвать слова отраженно и сопряженной с педагогом, сохраняя ударение.

 А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

  • Задание 4.                                                                                                                                    

Вызвать двусложные предложения со словами: где, дай, на, вот, тут.

- Где мячик? - Вот мячик.

- Дай кису. - На кису.

  • Задание 5.                                                                                                                                                    

Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

Дай пить, идем домой, дай еще хочу пить, тетя идем, хочу гулять, идем гулять.

Словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.

Расширение пассивного словарного запаса.

  • Задание 1.                                                                                                                                  

Различение количества предметов (много -мало - один).

  • Задание 2.                                                                                                                                

Различение величины предметов (большой - маленький).

  • Задание 3.                                                                                                                                      

Различение вкуса (сладкий - соленый).

  • Задание 4.                                                                                                                                                              

Различение пространственного расположения предметов.

  • Задание 5.                                                                                                                                                    

Различение предметов по их назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.)

  • Задание 6.                                                                                                                        

Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).

  • Задание 7.                                                                                                                            

Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.

  • Задание 8.                                                                                                                    

Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции

  • а) без предмета:

иди – стой, беги – иди, ложись – садись, беги – стой, сиди – лежи, прыгай – беги;

  • б) с предметом  (мяч, обруч, гимнастическая палка):

возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане;

возьми обруч, подними его над головой, опусти, пролезь в него, положи на пол.

  • Задание 9.                                                                                                                                                

Различение утверждения и отрицания:

иди - не ходи, закрой глаза - не закрывай, пей - не пей, дыши - не дыши

  • Задание 10.                                                                                                                                        

Различение, к кому обращена просьба, к одному лицу или нескольким лицам.

- Вова, сядь. Дети, садитесь. И т. п.

  • Задание 11.                                                                                                                    

Различение формы единственного и множественного числа существительных.

Возьми: шар - шары, мяч - мячи, цветок - цветы; книгу - книги, кубик - кубики; лист - листья; стул - стулья

Развитие понимания простых нераспространенных предложений.

Различение существительных, сходных по звучанию.

  - Где? Крыша, земля,  стол, палка, крыса, змея, стул, полка.

   -Саша подмел пол. - Саша подмела пол.

Выполнение поручений по речевой инструкции.

  • Задание 1.                                                                                                                                                        

Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений.

- Покажи карандашом ручку. 

-  Покажи ручкой карандаш.

  • Задание 2.                                                                                                                          

Выполнение действий с целью различения предложных конструкций.

-  Возьми карандаш, который лежит в коробке (около коробки, на коробке).

- Поставь игрушку на стол (в шкаф, на полку).

-  Достань мяч из-под шкафа (из шкафа) и т. п.

  • Задание 3.                                                                                                                                  

Выполнение поручений с целью закрепления прилагательных-антонимов.

-  Большой мяч дай Вове, а маленький Тане.

- Узкую ленточку дай Маше, а широкую - Оле.

-  (длинный - короткий, низкий - высокий, толстый - тонкий).

  • Задание 4.                                                                                                                                                

Научить понимать значения слов, отражающих пространственные отношения, вниз (внизу) - вверх (вверху) далеко - близко вперед (впереди) - назад (сзади).

-  Кто спускается вниз по лестнице?

-  Кто поднимается вверх?

-  Встань впереди Саши. 

- Сделай шаг назад. 

Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь.

  • Задание 1.                                                                                                                                            

Выполнение инструкций педагога в работе с картинками.

-  Покажи большой дом (маленький).

-  Где узкая тропинка? (широкая дорога)

-  Где летний день? (морозное утро)

-  Покажи аккуратного мальчика (неряшливую девочку) и т. п.

  • Задание 2.                                                                                                                                          

Ответить на вопрос с опорой на картинку.

-  Яблоко какое? Лимон какой?

-  Конфета какая? Игрушки какие?

  • Задание  3.                                                                                                                                            

Беседа по вопросам.

- Какая сегодня погода?

- Какой сегодня день? Какое небо?

-  Когда бывают такие дни?

  • Задание 4.                                                                                                                                                            

У кого какие детеныши?

-  Щенок у ...Мышонок у ...Котенок у ...Цыпленок у...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Консультация для педагогов «Особенности содержания и организации комплексов физических упражнений и игр детей дошкольного возраста с учётом их двигательной активности».

Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу ...

Методическая разработка по комплексу упражнений на релаксацию детей дошкольного возраста

Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребе...

Использование спортивно-игрового комплекса для коррекции двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это, прежде всего, группы мышц, обеспечивающие вертикальное положен...

Картотека игр, игровых упражнений для обучения детей дошкольного возраста правильному употреблению предлогов

Картотека игр, игровых упражнений для обучения детей дошкольного возраста правильному употреблению предлогов...

Конспект "Игры и игровые упражнения в развитии детей раннего возраста".

Овладение детьми речью как средством общения....

Комплекс игровых упражнений для безречевых детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены игровые упражнения для неговорящих детей....