Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекции звукопроизношения
учебно-методический материал по логопедии на тему

Савина Людмила Николаевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

    «Использование нетрадиционных методов и приемов в коррекции звукопроизношения у детей»

                                                                   Доклад из опыта работы

учителя - логопеда

                                                                         Савиной Л.Н.

 С рождения ребенка окружает множество звуков: речь  людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

           Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их,  начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

 Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з ), звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук  ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.

  Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.

    Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.

     Неправильное произношение отдельных групп звуков в дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Педагогу необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их.

Серьезные трудности, которые приходиться преодолевать ребенку с нарушением речи,  напрямую связаны с формированием его личности.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование  высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи  и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения важна помощь со стороны родителей, педагога, если нужно, врачей.

К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть  достаточно сформировано. Нестойкое употребление в речи звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Смешение звуков в речи. Часто дети искажают звуки.

  Очень важно своевременно вовлечь ребенка в коррекционный процесс, формирование желания и умения преодолеть речевые нарушения, развитие личности ребенка.

Как работали

Свою работу я начинала с обследования речи детей в начале учебного года.

Исследование звукопроизношения проводилось по предметным картинкам и через отраженное проговаривание специально подобранных слов. Это дало возможность проверить произношение звуков в различных речевых ситуациях.

Получила следующие результаты:

2006-2007гг. – 28 детей,2007-2008гг. 25 человек , 2008-2009гг. 30 человек с нарушениями в речи, 2009-2010гг. 34 человека с нарушениями в речи.

Затем составляла  перспективный  индивидуально - коррекционный план работы на каждого ребенка по коррекции звукопроизношения.

Спецификой плана работы является индивидуальный подход по коррекции звукопроизношения к каждому ребенку. Обучение детей правильному звукопроизношению проводилось на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Коррекция звукопроизношения проводилось через 3 этапа: И на каждом этапе я применяла нетрадиционные методы и приемы коррекции звукопроизношения:

  1. Этап подготовительный. На этом этапе формировала недостающие движения органов артикуляции. Проводила нетрадиционную  артикуляционную гимнастику,  с использованием ложки и шарика. «Двигай шарик», «Дотянись до ложки», «Отодвинь ложку», «Сдуй ватный шарик».
  2. Этап - формирование первичных произносительных умений и навыков.

Использовала различные способы постановки звука: по подражанию, с механической помощью, с помощью логопедических зондов и смешанный; постановка звука из положения лежа, когда ребенок находится в расслабленном состоянии и видит артикуляцию взрослого.

  1.  Этап автоматизации звука. Дети закрепляли правильное произношение поставленного звука в слогах, словах, предложениях и связной речи. На этом этапе использовала «Звуковое панно», компьютерную игру «Звуковичок», «Угадай-ка» Весь речевой материал подбирала так, чтобы он был разнообразен, насыщен изучаемым звуком.

Работа по развитию произношения проводилась одновременно с развитием слухового восприятия:  учили различать звуки на слух и в произношении, развивали речевое дыхание и мелкую моторику рук. На своих занятиях применяла «Компьютерную технологию коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» Лизуновой Л.Р.  «Игры для тигры», которая состоит из четырех основных блоков (модулей): «Звукопроизношение», «Просодика», «Лексика», «Фонематика». Коррекционно- образовательное содержание компьютерной технологии позволило повысить интерес детей к занятиям. Дети охотно выполняли задания, которые им предлагал компьютерный герой «Тигра».

Для более эффективного результата в работе с детьми выстроила взаимодействие с педагогами. Для профилактики звукопроизношений в детском саду для педагогов подготовила такие консультации:

«Особенности развития связной речи у дошкольников»

«Использование скороговорок на занятиях»

« Значение голосовых упражнений в развитии ребенка»

«Формирование правильного звукопроизношения у детей»

Для повышения грамотности педагогов по формированию правильной речи провела семинары – практикумы:

«Говори правильно»

«Исправляем нарушения речи у детей».

Совместно с воспитателями проводила работу взаимодействия через тетради, куда помещала задания, игровые упражнения для детей занимающихся на логопункте. В результате педагоги используют полученные знания в своей работе с детьми: проводят артикуляционную и дыхательную гимнастики, используют игровые упражнения на закрепление звукопроизношения в речи детей. Речевые уголки в группах пополнились нетрадиционным оборудованием: на развитии дыхания  - свистульки, шарики, вертушки, на развитие мелкой моторики  - сухие бассейны с различными наполнителями, волчки, мячики, массажеры из природного материала: шишки, камешки и т.д.

С педагогом по ИЗО деятельности и детьми изготовили коллаж картину «Путешествие по логопедии».Инструктора по физическому воспитанию консультировала на развитие правильного дыхания и правильное выполнение дыхательных упражнений, которые используются на занятиях по физкультуре.

Для полноценного речевого развития вела тесное взаимодействие с родителями и использовала различные формы:

- выступления на родительских собраниях:

   В средних группах на тему «Формирование правильной речи у детей в условиях семьи»;

 в старшей группе на тему «Правильно говорит ваш ребенок»;

в подготовительной группе на родительском клубе «Будущий первоклассник» на тему «Чистая речь – залог успешного обучения в школе».

- проводились индивидуальные консультации с родителями младших, средних, старших групп по звуковой культуре речи;

- занятия – практикумы по постановке и закреплению звуков;

- общую встречу с родителями на тему «Правильное развитие речи в условиях семьи».

- организовывала совместную работу взрослых и детей по выполнению домашних логопедических занятий через тетради взаимодействия, куда помещала интересные задания;

- консультации в уголках групп на темы:

«Логопедическая шпаргалка»

«Развитие речевого дыхания»

«Аденоиды и речевые нарушения»

«Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче»

«Как научить ребенка слушать»

«Какие недостатки речи вас должны беспокоить».

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на применении нетрадиционных методов и приемов постановки и коррекции звукопроизношения, использование специализированных логопедических компьютерных игр, а также коррекционо-развивающая работа, организованная  в системе сотрудничества специалистов, родителей, воспитателей позволило добиться следующих результатов  - 87-90% ежегодно наших выпускников имеют чистую речь и значительные улучшения в речевом развитии.   

                    Формы работы учителя – логопед

                                               1.  Работа с детьми.            

Индивидуальные и подгрупповые занятия

                                                         

 

                                                      Домашние логопедические тетради

     

                                              2. Работа с родителями.  

Выступления на         Семинары- практикумы     Консультации в уголках

родительских                           групп

 собраниях    

Тетради взаимодействия                                      Индивидуальные консультации

3.Работа с педагогами

Индивидуальные консультации            Тетради взаимодействия

по развитию речи

        Семинары-практикумы        Выступления на методических

                                                                                                 объединениях

Литература:

  1. Агронович З.Е « Задания для преодоления фонематической стороны речи у старших  дошкольников».
  2. Большакова С.Е. «Речевые нарушения и их преодоление».
  3. Катаева А.А « Дидактические игры в обучении дошкольников».
  4. Каше Г.А. «Исправление недостатков речи у дошкольников».
  5. Лизунова Л.Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у дошкольников старшего дошкольного возраста».
  6. Лопатина Л.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников».
  7. Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье».
  8. Нищева Н.В. «Картотека заданий для правильного

          произношения звуков».

    9.Степанова О.А. «Логопедическая служба».

   10.Уварова Т.Б. «Наглядно – игровые средства в  

          логопедической работе с дошкольниками».

   11. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного  

         произношения».

   12. Шохор – Троцкая М.К. «Коррекция сложных речевых  

         нарушений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов и приёмов по изобразительной деятельности в старшей группе

В процессе занятия закреплялись знания детей о художниках писавших пейзажи. Познакомила с творчеством художника-мариниста Айвазовского, учила детей "читать" картину, рассуждать об увиденном, что спосо...

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...

«Развитие тактильного восприятия у детей с ОНР с использованием нетрадиционных методов и приёмов»

Дошкольный возраст  - период активного всестороннего роста и развития ребенка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус.Это доказывает, что дети познают мир чувств...

Использование нетрадиционных методов и приёмов в логопедической практике

В своей логопедической практике помимо общепринятых артикуляционных и пальчиковых упражнений применяю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей ...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

Предлагается методический материал по использованию игровых методов и приемов в работе по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на этапе автоматизации пос...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Использование нетрадиционных методов и приёмов для развития речи детей.

Развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....