Готовимся к школе
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хоцяновская Ольга Олеговна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovimsya_k_shkole.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

В последние годы все большее число родителей и педагогов начальной школы беспокоят вопросы: “Почему дети не хотят читать?”, “Почему пишут с таким огромным количеством ошибок?”. “Что это – личная неорганизованность, невнимание?”.

 “А может быть что-то более серьезное – дисграфия, дислексия?”

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения.

  1. Ошибки чтения при дислексии являются стойкими и без специальной коррекционной работы они могут сохраниться у ребенка в течение многих месяцев или лет.
  2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Это повторяющиеся, типические ошибки.
  3. Побуквенное чтение может быть признаком дислексии, если оно связано с несформированностью фонематического анализа и синтеза.

Дислексия проявляется:

  • в замедлении процесса овладения чтением;
  • в замедленном темпе чтения;
  • в нарушениях движения глаз по строке в процессе чтения;
  • в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.

При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:

  1. неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, проявляющееся в заменах и смешениях звуков при чтении.

При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смещений:

а) замены и смещения фонетически близких звуков (звонких и глухих: ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав : ОДУВАНТИК;

б) замены графически сходных букв (Х, Ж, П, Н);

в) недифференцированные, вариантные замены (Ж – М – Л).

  1. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова.

При этом способе чтения буквы называются поочередно, нанизываясь одна на другую (РАМА – Р, А, М, А).

  1. Искажения звуковой структуры слова.

Наиболее распространенные ошибки этой группы:

а) пропуски согласных при их стечении (СКАМЕЙКА - КАМЕЙКА);

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ - ПАРВОЗ);

в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ – ПОД ДОЖДИЕМ);

г) перестановка звуков (ЛОПАТА - ЛОТАПА);

д) пропусках, перестановках слогов (КАНАВА - КАВАНА);

  1. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения или текста.
  2. Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА - ЗАХЛОПНУЛА).
  3. Аграмматизмы при чтении.

Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов.

Дислексия отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм.

        Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках.

Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, то есть ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАТА – ЛОПАДА, ДОМ - ДМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются только в слабой фонетической позиции (ВОДЯНОЙ – ВАДЯНОЙ, ДОМА - ДАМА).

При дисграфии выделяются следующие группы ошибок:

  1. искаженное написание букв, зеркальное письмо, письмо справа налево (э-, с-);
  2. замены рукописных букв:

а) графически сходных (в – д, л – м, ц – щ)

б) обозначающих фонетически сходные звуки (д – т, б – п, г – к);

  1. искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления: ВЕСНА-ВЕСЕНА, СТРАНА-СТАНА, КЛУБОК-КУЛЬБОК;
  2. искажение структуры предложения: раздельное и слитное написание слов: ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ - ИЗТЕПЛЫХ СТРАНЛЕТЯ ГРАЧИ;
  3. аграмматизмы на письме: много карандашов, нет ключов, на ветков.

Если Вы уже сейчас заметили у своего ребенка стойкие проявления признаков дисграфии или дислексии, может быть, не стоит ждать, когда уроки русского языка превратятся для него в источник огорчений и страхов, а как можно скорее обратиться к специалистам?

Хоцяновская О.О.

педагог дошкольного образования

ГБДОУ №87 Красногвардейского района

г. Санкт - Петербург

Список использованной литературы

1. Егоров Т. "Психология овладения навыком чтения"., М.: Каро, 2005г.;

2. Лалаева Р.И. "Нарушение процесса овладения чтением у детей"., М.: 1983г.;

3. Садовникова И.Н. "Дисграфия, дислексия: технология преодоления"., Парадигма, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.

Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...