Готовимся к школе
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ
В последние годы все большее число родителей и педагогов начальной школы беспокоят вопросы: “Почему дети не хотят читать?”, “Почему пишут с таким огромным количеством ошибок?”. “Что это – личная неорганизованность, невнимание?”.
“А может быть что-то более серьезное – дисграфия, дислексия?”
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения.
- Ошибки чтения при дислексии являются стойкими и без специальной коррекционной работы они могут сохраниться у ребенка в течение многих месяцев или лет.
- Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Это повторяющиеся, типические ошибки.
- Побуквенное чтение может быть признаком дислексии, если оно связано с несформированностью фонематического анализа и синтеза.
Дислексия проявляется:
- в замедлении процесса овладения чтением;
- в замедленном темпе чтения;
- в нарушениях движения глаз по строке в процессе чтения;
- в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.
При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:
- неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, проявляющееся в заменах и смешениях звуков при чтении.
При дислексии может наблюдаться различный характер замен и смещений:
а) замены и смещения фонетически близких звуков (звонких и глухих: ТЕВОЧКА, ЛОБАТА); аффрикат и звуков, входящих в их состав : ОДУВАНТИК;
б) замены графически сходных букв (Х, Ж, П, Н);
в) недифференцированные, вариантные замены (Ж – М – Л).
- Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова.
При этом способе чтения буквы называются поочередно, нанизываясь одна на другую (РАМА – Р, А, М, А).
- Искажения звуковой структуры слова.
Наиболее распространенные ошибки этой группы:
а) пропуски согласных при их стечении (СКАМЕЙКА - КАМЕЙКА);
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (ПАРОВОЗ - ПАРВОЗ);
в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ – ПОД ДОЖДИЕМ);
г) перестановка звуков (ЛОПАТА - ЛОТАПА);
д) пропусках, перестановках слогов (КАНАВА - КАВАНА);
- Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения или текста.
- Замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА - ЗАХЛОПНУЛА).
- Аграмматизмы при чтении.
Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов.
Дислексия отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках.
Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, то есть ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАТА – ЛОПАДА, ДОМ - ДМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются только в слабой фонетической позиции (ВОДЯНОЙ – ВАДЯНОЙ, ДОМА - ДАМА).
При дисграфии выделяются следующие группы ошибок:
- искаженное написание букв, зеркальное письмо, письмо справа налево (э-∈, с-⊃);
- замены рукописных букв:
а) графически сходных (в – д, л – м, ц – щ)
б) обозначающих фонетически сходные звуки (д – т, б – п, г – к);
- искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления: ВЕСНА-ВЕСЕНА, СТРАНА-СТАНА, КЛУБОК-КУЛЬБОК;
- искажение структуры предложения: раздельное и слитное написание слов: ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ - ИЗТЕПЛЫХ СТРАНЛЕТЯ ГРАЧИ;
- аграмматизмы на письме: много карандашов, нет ключов, на ветков.
Если Вы уже сейчас заметили у своего ребенка стойкие проявления признаков дисграфии или дислексии, может быть, не стоит ждать, когда уроки русского языка превратятся для него в источник огорчений и страхов, а как можно скорее обратиться к специалистам?
Хоцяновская О.О.
педагог дошкольного образования
ГБДОУ №87 Красногвардейского района
г. Санкт - Петербург
Список использованной литературы
1. Егоров Т. "Психология овладения навыком чтения"., М.: Каро, 2005г.;
2. Лалаева Р.И. "Нарушение процесса овладения чтением у детей"., М.: 1983г.;
3. Садовникова И.Н. "Дисграфия, дислексия: технология преодоления"., Парадигма, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.
Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...
Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?
Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...