Использование игр и упражнений в образовательной деятельности для развития умственных способностей детей
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
ФЭМП: «Использование игр и упражнений в образовательной деятельности для развития умственных способностей детей»
Составила: Попова Ольга Петровна, воспитатель
МБДОУ д/с № 9, города Кропоткин
Цели:
1. Учить понимать отношения между смежными числами, определять число больше и меньше заданного на 1.
2. Упражнять в умении последовательно называть дни недели, месяцы каждого времени года.
3. Закрепить счет до десяти.
4. Упражнять в умении составлять число из 2 меньших чисел.
5. Развивать логическое мышление.
Демонстрационный материал:
Пособие к д/игре « Сосчитай и построй», таблица на развитие логического мышления, цифры.
Раздаточный материал:
Карточки для решения логических задач «лабиринт», фишки, счетные линейки, сигнальные карточки, счетные палочки.
Ход:
Кто хочет со мной поиграть, пойдемте на ковер. Сегодня к нам в гости пришел всеми вами любимый герой из мультфильма . А кто это , вы мне сейчас скажите …
- Здравствуйте ребята. Да, я кот Леопольд! А как вы догадались?
- Кот Леопольд, а что это у тебя за конверт?
- А это я принес ребятам игры и загадки. Хочу с ребятами поиграть и узнать, кто из них самый смекалистый, хорошо умеет считать, отгадывать загадки , знает цифры . Я принес с собой фишки . За правильный ответ буду награждать фишкой .У кого в конце игры окажется больше всех фишек, тому я подарю на память свой портрет . Вот вам карточки . Эта игра «Лабиринт» . Хочу чтобы вы помогли встретиться мышатам – проказникам. Смотрите , мышонок Пик , собрался к своему другу на новоселье новой норки . А по какой из 3 тропинок ему надо идти он забыл . Каждая тропинка имеет свой номер . Вам надо узнать по тропинке с каким номером надо идти мышонку Пику к своему другу Кто первый найдет тропинку , тот получит фишку .
Правильно быстро вы нашли нужную тропинку. Теперь я хочу узнать умеете ли вы так же быстро угадывать числа. Возьмите линейки. Я вам буду показывать цифру, вы ее не называет, а покажете мне кружков на 1 больше . Все кто покажет правильно возьмут по 1 фишке . Играть будем честно . Брать только 1 фишку (показываю 5 цифр). Молодцы, а теперь будете показывать на 1 кружок меньше той цифры, которую я вам показываю (показываю остальные 5 цифр). Молодцы ! Много фишек заработали. Вы наверное все хотите мой портрет на память получить.
А вы загадки умеете загадывать? Только, чур, загадывать мне только те загадки, в которых говориться о числах. Если я отгадаю правильно вы мне хлопаете, а если нет … значит нет.
- Два конца, два кольца, а посредине гвоздик.
- Четыре братца под одной крышей живут.
- Пять мальчиков, пять чуланчиков.
- Стоит Антошка на 1 ножке. Где солнце встанет, туда он и глянет.
- Сидит дед, во 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
- Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай кто мы?
- Вы знаете, как называются дни недели? Кто правильно мне назовет, тот фишку 1 возьмет.
Назовите 3 дня подряд , не пользуясь названиями дней недели .
- В году у дедушки 4 имени. Кто это?
- А вы, какое время года любите?
А сколько месяцев у … (зимы и т. д)
Кто может назвать их по порядку?
Возьми фишку молодец,
Хорошие загадки вы мне загадали, хотите я вам загадаю.
1 Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего?
2.Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?
3. Если курица стоит на 1 ноге, то она весит 2 кг. А сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах?
4 .У трех братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье?
5Надо разделить 5 яблок между 5девочками так, чтобы 1 яблоко осталось в корзине.
6 .Росли 3 сосны. На каждой сосне по 3 груши . Прибежала белка . Сколько груш сорвала белка ?
7.Как можно сорвать цветок, не спугнув с него бабочку?
Вы мне нравитесь ребята, все такие умные. Хочу вам рассказать, как я был учителем в школе для лягушек. Я лягушкам задавал вопросы, а они отвечали мне на них, подпрыгивая. Хотите попробовать?
Говорить мне не надо, вы только подпрыгните как лягушки на месте.
Сколько у кошки лап?
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
А теперь я хочу с вами поиграть в школу. А вы?
Садитесь, пожалуйста ,за столы я буду вашим учителем.
Посмотрите и запомните из скольких палочек составлено дерево.
(запоминают, образец убираю, дети выполняют).
Из скольких палочек у вас ствол? Молодец вот тебе фишка.
А сколько палочек вы взяли для веток? Молодец правильно.
3 желтых палочки и 4 зеленых. Сколько всего палочек? Какое число
мы составили? А как иначе можно составить число 7?
Теперь запомните из скольких палочек, какого цвета , составлен телевизор . (выполняют)
Сколько палочек у вас пошло на экран телевизора? А сколько голубых палочек? Сколько всего палочек пошло на телевизор? Какое число мы составили?
Теперь вы сами выложите любой предмет из палочек 2 цветов и скажите мне, какое число вы составили.
Молодцы. Мне с вами понравилось играть. А вам со мной?
Положите палочки в коробку.
Посмотрите внимательно и посчитайте, сколько нарисовано квадратов? Скажи ты …ты…кто считает , что 4 – покажите кружок красного цвета, кто 6 – покажите кружок зеленого цвета.
(кто показал правильно – берет фишку)
Положите на стол свои фишки и сосчитайте, сколько их у вас? Если кто – то затрудняется, позовите, я помогу.
Сколько фишек у тебя … у тебя ….
Победил сегодня в нашей игре…
Похлопаем ребята. Он оказался сегодня самым смекалистым и умным. Вот тебе на память мой портрет. Вы все старались и я вам дарю книжки - раскраски. До свидания ребята, я был очень рад с вами познакомиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию сенсомоторных способностей детей младшего дошкольного возраста. Тема: "По следам озорного котенка"
Вашему вниманию представлен конспект занятия на развитие сенсомоторных способностей у детей второй младшей группы...
Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи
представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-590013-1424884515.jpg)
Роль игровой деятельности в развитии умственных способностей детей
Кустовое методическое объединение логопедов национальных групп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502672-1413820984.jpg)
Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502672-1413820984.jpg)
Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средней группы по средствам театрализованной деятельности « Сказка приходи»
Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей средней группы по средствам театрализованной деятельности « Сказка приходи»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-663665-1441738267.jpg)
Использование современных ИКТ – технологий и театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Важнейшей характеристикой личности ребенка является творчество. Формировать творческое развитие необходимо у детей с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчес...