Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.
статья (средняя группа) по теме
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать
создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка.
Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,
талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».
К.С.Станиславский
Актуальность данной статьи в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.
Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Главная цель работы с театрализованной деятельностью – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия.
В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: дети несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!
Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка – умение сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованные игры являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщают его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.
Получится ли у ребенка играть в театре? Я с уверенностью могу сказать - обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю, что только в театре ребенок может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не боясь, стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. С детьми важно уделять внимание отражению сказочных образов животных, анализировать характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Нужно добиваться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи.
Вместе с детьми можно сочинять маленькие истории, придумывать диалоги героев. Позже дети смогут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.
В танцевальном творчестве, внимание стоит уделить воспитанию интереса и желанию двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов. Активно использовать различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых нужно активно привлечь родителей воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа, используются игры на внимание, фантазию.
Постепенно дети учатся исполнять мини-монологи и диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их. Этому способствуют специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
На занятиях можно использовать театральные этюды, которые развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса.
Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать, что данная статья является введением к большой и плодотворной работе по развитию творческих способностей посредством вовлечения детей в театрализованную деятельность.
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет он Жизненной тропой!!!
Г. Попова
Казакова Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной деятельности в развитие творческих способностей ребёнка.
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память,внимание,совершенствуют речь и пластику движений,способст...
ТемаОпыт работы: Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей»
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способн...
"Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Значение театрализованной деятельности в развитии тврчества у детей....
Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯСВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВВоспитатель МАДОУ Детский сад №232Салимгареева Дилара Радиковна Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети...
Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей
Занятие театрализованной деятельностью развивает память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей....
Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей с ОНР
Роль театрализованных игр в развитии творческих способностейдетей с ОНР...