Подготовка детей к обучению грамоте.
консультация по логопедии на тему

Агмалова Амина Лутфулловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение “Управление дошкольного образования” Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Консультация для родителей:

Подготовка детей

к обучению грамоте.

Подготовила :

Учитель - логопед Агмалова

Амина Лутфулловна

г. Нижнекамск

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи ребенка. Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловил и расширение видов образовательных услуг Д.О.У.

Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в условиях детского сада. Когда надо начинать учить ребенка читать и писать? В каком объеме это ему доступно? Как лучше осуществлять решение этих задач?

Вместе с тем, закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие разработанной и апробированной методики, данные о ее положительном влиянии на развитие детей позволяют выделить обязательное содержание работы по обучению дошкольников грамоте:

-ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

-ознакомление с предложением и его словесным составом;

-деление предложения на слова и составление из слов предложений;

 -членение слов на части и составление слов из слогов;

-ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности фонем и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой составь слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. Вместе с тем было выявлено , что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную особенность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его сенситивный срок начала обучения чтению.

Требует своего решения и проблема подготовки детей к письму. Важно определить содержание и методику подготовки к обучению письму. В механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов. Графические навыки - это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. Для ребенка большую трудность представляет и овладение техникой письма. Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной группе детского сада таковы:

1.  Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их целое, развитие точности пространственной дифференцировки.

2. Развитие ориентировки в пространстве по направлению.

З.  Ознакомление с правилами письма:        пишут слева направо,

последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.

4 Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей.

5 Выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.

6 Обучение соблюдению при выполнении подготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований: расположение        тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша.

Эти задачи реализуется, прежде всего, в общей системе воспитательной образовательной работы с детьми.

Организуя работу по обучению грамоте необходимо учитывать особенности ребенка - дошкольника, его интересы и потребности.

Литература:

Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. Речевое развитие ребенка в детском

саду.

О. С. Ушакова. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)

Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...