Подготовка детей к обучению грамоте.
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение “Управление дошкольного образования” Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Подготовка детей
к обучению грамоте.
Подготовила :
Учитель - логопед Агмалова
Амина Лутфулловна
г. Нижнекамск
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи ребенка. Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловил и расширение видов образовательных услуг Д.О.У.
Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в условиях детского сада. Когда надо начинать учить ребенка читать и писать? В каком объеме это ему доступно? Как лучше осуществлять решение этих задач?
Вместе с тем, закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие разработанной и апробированной методики, данные о ее положительном влиянии на развитие детей позволяют выделить обязательное содержание работы по обучению дошкольников грамоте:
-ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
-ознакомление с предложением и его словесным составом;
-деление предложения на слова и составление из слов предложений;
-членение слов на части и составление слов из слогов;
-ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности фонем и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой составь слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. Вместе с тем было выявлено , что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную особенность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его сенситивный срок начала обучения чтению.
Требует своего решения и проблема подготовки детей к письму. Важно определить содержание и методику подготовки к обучению письму. В механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов. Графические навыки - это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. Для ребенка большую трудность представляет и овладение техникой письма. Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной группе детского сада таковы:
1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
2. Развитие ориентировки в пространстве по направлению.
З. Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо,
последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
4 Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей.
5 Выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.
6 Обучение соблюдению при выполнении подготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований: расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша.
Эти задачи реализуется, прежде всего, в общей системе воспитательной образовательной работы с детьми.
Организуя работу по обучению грамоте необходимо учитывать особенности ребенка - дошкольника, его интересы и потребности.
Литература:
Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. Речевое развитие ребенка в детском
саду.
О. С. Ушакова. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)
Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...
Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...