Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания
картотека по логопедии на тему

Подкопай Лина Александровна

13 упражнений по развитию речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie-rechevogo-dyhaniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений  по развитию

речевого дыхания

1.Звуковая ниточка (дорожка)
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.
Описание упражнения 
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой – либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.
Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течении 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропев звук «А» в течении 3-6 секунд).
В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки У, О, И, Э.
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку тянуть и некоторые согласные звуки, например, С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.
2.Намотай клубочек 
Цель: формирование длительного речевого выдоха, автоматизация изолированного звука.
Описание упражнения 
Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р. 
3. Ручки поднимаем – звуки распеваем
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация изолированных звуков. 
Описание упражнения
После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно произнося звук «А», а затем опускают руки вниз, произнося звук «У».
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку делать движения руками и одновременно длительно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: С-З; Ш-Ж; Л-Р.
4. Звуковая зарядка
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе три и более гласных звуков.
Описание упражнения 
ВАРИАНТ 1. (для детей с 3-х лет)
Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку их трех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» - поется звук «А», при движении из положения «вперед» в положение «вверх» - произносится звук «У», а при опускании рук через стороны вниз произносится звук «И».
ВАРИАНТ 2. (для детей с 4-х лет)
Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - поется «А», при движении из положения « в стороны» в положение «вверх» - произноситься звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в стороны» в нижнее положение - звук «И».
КОММЕНТАРИЙ: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Так, двухлетний ребенок может тянуть звук в течение двух секунд, или пропеть подряд два гласных звука, трехлетний – три секунды или три звука и т. д. Для сравнения: взрослый человек может пропевать один звук в среднем 12-16 секунд, а вот оперный певец – 32 секунды.
5. Слоговая зарядка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах.
Описание упражнения
ВАРИАНТ 1 (для детей с 3-х лет)
Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку из трех слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» проговаривается слог ТА, при движении из положения «вперед» в положение «вверх» произносится слог ТО, а при опускании рук через стороны вниз – ТУ.
ВАРИАНТ 2 (для детей с 4–х лет)
Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов. 
• Во время движения рук из нижнего положения в положение « в стороны» - произносится слог ГА.
• При движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО. 
• При движении рук из положения «вверх» в положение « в стороны» проговаривается слог ГУ, 
• Из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ.
В период работы над автоматизацией в слогах свистящих звуков рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом: 
СА-СО-СУ-СЫ;
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ; 
ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ
Отрабатывая с детьми произнесение шипящих звуков, можно предложить для проговаривания слоги:
ША-ШО-ШУ-ШИ
ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ
ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ
ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ
Аналогично закрепляются в слогах звуки «Л» и «Р».
С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов (пропускают или переставляют в словах звуки и слоги), полезно проговаривать слоги с сочетанием согласных такие, как
МНА-МНО-МНУ-МНЫ
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ
6.Пальчиковая зарядка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов.
Автоматизация звуков в слогах. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 
Описание упражнения
ВАРИАНТ 1
Дети произносят цепочку из четырех слогов, например,
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ, одновременно совершая следующие движения пальцами правой руки:
ЛА- соединяются кончики большого и указательного пальцев, ЛО- большой и средний, ЛУ- большой и безымянный, ЛЫ- большой палец и мизинец.
В следующий раз упражнение проводится так же, но движения совершают пальцы левой руки, В заключении следует повторить пальчиковую зарядку, проговаривая слоги и работая обеими руками одновременно. Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
ВАРИАНТ 2
К упражнению «Пальчиковая зарядка» можно вернуться на этапе отработки произнесения на одном выдохе целой фразы. В этом случае ребенок одновременно с произнесением каждого слова совершает движения пальцами по схеме, описанной в варианте 1.
Например, чтение стихотворения Агнии Барто «Слон» с синхронными движениями пальцев рук будет выглядеть следующим образом: (1- большой палец; 2- указательный палец; 3- средний палец; 4-безымянный палец; 5-мизинец).
Спать пора! Уснул бычок,
1+2 1+3 1+4 1+5
Лег в коробку на бочок.
1+2 1+3 1+4 1+5 
Сонный мишка лег в кровать,
1+2 1+3 1+4 1+5
Только слон не хочет спать.
1+2 1+3 1+4 1+5
Голо – вой кивает слон,
1+2 1+3 1+4 1+5
Он слонихе шлет поклон. 
1+2 1+3 1+4 1+5
Используя этот прием, можно читать и другие, хорошо знакомые детям стихи, например, стихотворения А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Барабан».
7.Назови по порядку
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. 
Закрепление в памяти детей название чисел, времен года, дней, недели, месяцев.
Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке - «один, два, три, четыре, пять……» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы. 
8.Выставка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе фразу из двух слов.
Формирование слитности произнесения, расширение словаря.
Оборудование: игрушки или предметные картинки по различным лексическим темам.
Описание упражнения
Взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку или картинку и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает, например: «Это машинка» или «Это собачка». Целесообразно проводить игру по отрабатываемым лексическим темам.
Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы ребенок отрабатывал мягкую атаку голоса, то есть первый звук «Э» сказал мягко, медленно - экономично расходуя воздух.
9. Повтори за мной (для детей с 4-лет)
Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения
Произносить фразы с нарастающим количеством слов, отработка мягкой атаки голоса, работа над слитностью произнесения слов во фразе. Автоматизация звуков во фразе.
Оборудование: иллюстрация к стихотворению.
Описание упражнения
Педагог читает детям стихотворение С.Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фразу.
Солнце.
Солнце светит.
Солнце светит ярко.
Солнце светит очень ярко.
Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко.

Комментарий: дети 7-летнего возраста произносят последнюю фразу из семи слов целиком с небольшой паузой посередине, а дети младшего возраста делают паузу и вдох на середине фразы и лишь после этого договаривают ее до конца.
10. Ах, как пахнет!
Цель: развитие речевого дыхания, умение произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу. 
Оборудования: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
АХ!
АХ, ПАХНЕТ!
АХ, КАК ПАХНЕТ!
АХ, КАК ПРИЯТНО ПАХНЕТ!
АХ, КАК ЦВЕТОК ПРИЯТНО ПАХНЕТ!


11.Удлини фразу (для детей с 5-ти лет)
Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов. 
Оборудование: сюжетная картина, например, «Снег идет». 
Описание упражнения
Педагог показывает детям картину и предлагает придумать по ней рассказ. Взрослый говорит, что начнет рассказ о зиме, а детей просит его продолжить, добавляя к последней фразе по одному слову. Педагог говорит: «Пришла зима. Падает снег. И, обращаясь к детям, задает вопросы:
-Как падает снег? Примерный вариант ответа: (Тихо падает снег).
-Какой снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый снег».
- А еще как можно сказать про снег? Примерный вариант ответа: «Тихо падает белый пушистый снег».
Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.

Комментарий: рассказ может быть придуман на любую тему. А в качестве картины, по которой составляется нарастающая фраза, берется любая видовая или сюжетная картинка. Вот примеры других рассказов из одной фразы: 
Ах! 
Ах, красиво!
Ах, как красиво!
Ах, как красиво в лесу!
Ах, как красиво в осеннем лесу!
ИЛИ
Мальчик рисует.
Мальчик рисует дом.
Мальчик рисует большой дом.
Мальчик карандашом рисует большой дом.
Мальчик красным карандашом рисует большой дом.

ИЛИ
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
12. Пять названий
(для детей 5-ти лет)
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Закрепление предметного словаря по различным лексическим темам.
Описание упражнения
По заданию педагога дети перечисляют с опорой на картинку, а затем и по памяти, пять названий каких-либо предметов. Например: ребенок делает первый короткий глубокий вдох и говорит: «Я знаю пять названий деревьев», и продолжает после паузы и второго вдоха: «береза, рябина, елка, клен, дуб». Если ребенок называет деревья по картинке, он должен показывать на них указательным пальцем; если же перечисление идет по памяти, то правой рукой следует загибать пальцы на левой руке.
Точно так же можно проговаривать названия посуды, транспорта, одежды и т.п.
13.Репка 
Описание игры. Прочитайте русскую народную сказку \"Репка\" с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Цель: развитие речевого дыхания, речевой памяти
Оборудование: сюжетные картинки.
Репка
Посадил дед репку.
Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать.
Тянет - потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут - вытянули репку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Комплекс на развитие речевого дыхания

Предлагаю комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, игры и упражнения на развитие ротового выдоха. Можно использовать всё предложенное при коррекции звукопроизношения, заикании....

Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А....

Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Комплекс упражнений разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...