«Путешествие в "Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Тема: «Дифференциация звуков [ж]- [ш]»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.odt | 9.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. «Путешествие в Звукоград». Дифференциация звуков[ш]-[ж]
Конспект занятия
«Путешествие в город Звукоград»
Тема: «Дифференциация звуков [ж]- [ш]»
Цели:
1) коррекционно-образовательная:
упражнять детей в дифференциации звуков [ж], [ш] в слогах, словах, предложениях;
2) коррекционно-развивающие:
совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать фонематические процессы;
закреплять навыки чтения;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать слуховое внимание, логическое мышление
3) коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, организованность, самостоятельность.
Оборудование: предметные картинки на различаемые звуки, сигнальные карточки, опорные картинки, конверты со словами для составления предложений, мяч, видеописьмо, пособие «Семейка», карточки с пропущенными слогами, таблица с правилом – жи – ши -, фланелеграф, наборное полотно, магнитная доска, сундучок.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Другу дайте руку слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай,
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.
(Дети передают мяч по кругу и желают друг другу доброго утра)
- Дети, к нам в детский сад пришло видеописьмо из города Звукограда (на экране появляется изображение Звуковичка) .
Звуковичок:
- Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я ваш старый приятель Звуковичок. Хотите отправиться в путешествие в наш город? Тогда угадайте, какие звуки вас приглашают в гости:
«Ребята, приглашшшшаем в нашшш город, ужжжасно жжждем».
По прибытию в город вас ожидает сюрприз. До свидания.
- Дети, какие звуки нас приглашают в гости? (звуки [ж], [ш]). Мы отправляемся в гости в город в Звукоград. Путь будет нелегким. Звуки [ж], [ш] приготовили много разных, интересных заданий для вас. Итак в путь!
II. Давайте выясним, что это за звуки, чем похожи, чем отличаются.
- Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуке [ш]. (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок не работает) .
- Расскажите, все, что вы знаете о звуке [ж]. (Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. При произнесении звука губы округлены, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосок работает) .
- Чем похожи звуки [ш] и [ж]? (оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции)
- Чем отличаются? (звук [ж] – звонкий звук, звук [ш] – глухой). Молодцы, ребята!
Звуки очень рады тому, что вы хорошо знаете их и предлагают нам поиграть в игру «Сигнальщики».
Я буду произносить ряд звуков, слогов слов, если вы услышите звук [ж] просигнальте мне, т. е. поднимите вверх символ звонкого звука, а, услышав звук [ш], символ глухого звука. Будьте внимательны!
Звуки: ж, ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
Слоги: ша – ши – жу – жа – жи – шо – уш – иж – аш – ош – уж – ож.
Слова: жук, Маша, малыш, журавли, Женя, шуршат, журчат.
Молодцы! Справились с заданием!
III. Звуки [ж] и [ш] предлагают нам еще одно задание.
Перед вами картинки. Вам нужно рядом с домиком, где живет глухой звук расположить картинки со звуком [ш], а рядом с домиком, где живет звонкий звук расположить картинки со звуком [ж], а также назвать местоположение звуков [ж] и [ш].
Картинки: лыжи, ландыш, подушка, шалаш, машина, камыш, мороженое, крыжовник, ножницы, жуки, желуди.
Все ближе и ближе мы к городу Звукограду. Но кто это там впереди? Это Звукоед грозится нам помешать и съел первый звук в словах.
Нужно к началу слова добавить звук [ж] или [ш] и назвать слово.
… АПКП … ИЛО … УМИТ … АЛЕТЬ
… УРНАЛ … ИПЫ … УРШИТ … ИТЬ
А справитесь ли вы со следующим заданием? Звукоед никак не успокоится, он съел еще и последний слог в словах. У каждоо из вас на столах карточки со словами. Вам нужно дописать слоги:
- ша – или – жа –
- ши – или – жи –
И прочитать получившиеся слова.
ЛУ… ЭТА… КАМЫ…
НО… КО… У…
- Какое правило вы вспомнили при написании слов? (жи, ши пиши с буквой И) .
IV.Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Измени слово» с мячом.
Вам нужно изменить звук [ж] на [ш] и наоборот в словах.
• У печки – САША, а в печке – САЖА.
• От костра – ЖАР, над костром – ШАР.
• Маленькая ЛУША и большая ЛУЖА.
• Потеряна ШАЛЬ, ее мне не ЖАЛЬ.
• Легче ЖИТЬ, когда умеешь ШИТЬ.
• Какое ШИТЬЕ, такое и ЖИТЬЕ.
• На рукаве НАШИВКА, у рыбака НАЖИВКА.
• Платье надо ОБШИТЬ, а квартиру ОБЖИТЬ.
• Пожар ТУШИТЬ – потом ТУЖИТЬ.
• Шов можно ПРОШИТЬ, жизнь нужно ПРОЖИТЬ.
• Руками МАШУТ, а масло на хлеб МАЖУТ.
• Платье можно ПЕРЕШИТЬ, жизнь нужно ПЕРЕЖИТЬ.
Поиграли, отдохнули, пора спешить.
V.Впереди еще одна интересная игра - «Семейка».
Вам предстоит выбрать любую картинку, подобрать к ней звуковую схему, протянув к ней шнурочек, а от схемы протянуть шнурок к соответствующему слову.
Картинки: мишка, шапка, ужи, шишки, машина, жаба.
VI. Вы справились со всеми заданиями удачно. И мы с вами подошли к последнему заданию, которое приготовили для нас звуки. У вас на столах находятся конверты, в них перепутанные слова какого-либо предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся предложения, четко произнося звуки [ж], [ш].
VII. Ну вот мы и добрались до города Звукограда. Звуки [ж] и [ш] очень довольны вашими успехами. Они рады вашим хорошим знаниям и приготовили для вас сюрприз-угощение. Как вы думаете, что это? Наверно звуки [ж], [ш] живут и в названии этого угощения. Что это может быть? (шоколад)
VIII. Итог.
Наше путешествие закончилось.
- Какие звуки мы учились сегодня различать? Хотелось бы у каждого из вас узнать, довольны ли вы своей работой на занятии? Выберите, какая оценка вам больше всего подходит (выбор эмоциональной оценки). Чем запомнилось занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие в лесную школу" (дифференциация звуков Л и Ль)
Материал занятия можетбыть использован в старшей группе ДОУ для дифференциации твердого зука Л и мягкого звука Ль....
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
Образовательная деятельность по автоматизации и дифференциации звуков (р), (рь), (л), (ль). Тема: «Путешествие по родному краю».
Конспект комплексного итогового мероприятия по коррекции звукопроизношения в подготовительной к школе группы.Цель: автоматизация и дифференциация сонорных звуков "Р", "РЬ", "Л", "ЛЬ" в словах сложной ...
Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".
В процессе занятия дети учатся дифференцировать звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...