Наглядно - игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.
консультация по логопедии на тему

Митенкова Татьяна Владимировна

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Энцик­лопедический словарь относит её к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом про­цессе. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность свя­зана с условностями, выступая средством познания реальнос­ти. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалия­ми действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Энциклопедический словарь относит её к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом процессе. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность связана с условностями, выступая средством познания реальности. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.

Здесь надо отметить определенное противоречие: с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление той или иной речевой патологии; с другой — ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.

Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как в отличие от классического определения игры преследует учебные цели. Это скорее учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новикова, «симбиоз игровой и учебной деятельности».

У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочетанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно-действенный характер.

Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой — дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...

Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.

формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, учить изменению образованных прилагательных по родам....

Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками

Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....

Мастер-класс: Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

Игровая деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая деятельность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навык...

Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза

В данной консультации представлен игровой материал по работе сдошкольниками  5-7 лет на этапе обучения звукового анализа и синтеза....

«Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками»

Игровая деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая деятельность, усваиваются знания, вырабатываются ум...

«Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков»

      Данная статья содержит обобщение опыта коррекционной логопедической работы  с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков....