Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 5-7 лет
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хазипова Елена Игоревна

В статье представлен практический опыт работы по развитию мелкой моторики у детей. Освящены этапы формирования графического навыка, самоконтроля  у детей, описаны игры и упражнения по развитию пальцевой моторики. Рассчитано на работу с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие графо-моторных навыков896.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 296» г.Перми

Система работы по развитию графо-моторных

навыков у детей 5-7 лет

Составила

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №296» г. Перми

 Хазипова Е.И.

                 

Пермь

 2014г.

     Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений.

    И.М. Сеченов считал, что движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой или, что самое грустное, уже только в период школьного обучения. Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:

Низкий темп письма.

Быстрая утомляемость при письме.

Неровная, “дрожащая” линия.

“Угловатое” письмо, трудности в написании овалов.

Слишком сильный нажим.        

Трудности в воспроизведении формы графических элементов.

Несоблюдение размера графических элементов.

Несоблюдение наклона письма.

Большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо.

Нежелание выполнять письменные упражнения.

Сползание букв со строки.

Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

А ведь, высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к школе.    

Поэтому, работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей логопедической работы по коррекции звукопроизношения дошкольников.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Основным направлением в развитии мелкой моторики на первом году жизни ребенка является поглаживающий массаж пальчиков и ладоней рук ребенка, так как именно эти зоны играют важную роль в речевом развитии малыша. Поглаживая и массируя каждый пальчик, полезно проговаривать (напевать) потешки о пальчиках («Сорока-сорока», «Сидит белка на тележке», «Ладушки», «Коза»).

 В раннем дошкольном возрасте, т.е. детям от года до трех ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, манипулировать предметами разной фактуры (из меха, бархата, шерсти фольги...). Когда малыш сможет выполнять достаточно сложно координированные действия пальчиками, вводятся простые пальчиковые игры. Например:

Ритмичное сжимание, разжимание кулачков:

Скорей, скорей

Зовем гостей...

Растирание ладоней, встряхивание.

Гости руки мыли,

Пальчики сушили.

Вращение кистями (пальцы полусогнуты, расставлены)

Взяли шарики в ладошки,

Танцевали наши крошки...

Движения пальчиков по поверхности стола

Побежали наши ножки

По извилистой дорожке...

Побежали, побежали,

Натравку упали.

Для детей боле старшего возраста задания усложняются. Им предлагаются шнуровки, застежки, игры с мозаикой, пазлы, выполнение аппликации, складывание фигурок из бумаги, рисование кисточкой, карандашом, цветными мелками и т.п.

Пальчиковые игры в дошкольном возрасте занимают важное место в формировании мелкой моторики, но постепенно движения пальцев становятся более точными. В связи с этим предлагаются следующие виды игр:

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

 Любит хвастать просто так.

Указательный поманит,

Погрозит, укажет путь,

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Безымянный до утра.

Выбирает имена:

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю –

Очень маленьких люблю!
 Сидит белка на тележке,

(Ладонь левой руки округлена, пальцы вместе, полусогнуты.)

Продает она орешки.

(Указательный палец правой руки ритмично постукивает по центру ладони левой руки).     Лисичке - сестричке,

(Загибаем мизинец). Воробью, синичке,

(Загибаем безымянный). Заиньке усатому,

(Загибаем средний). Мишке толстопятому.

(Загибаем большой). Все продала! (Ладонь разжимаем).

«Пальчики уснули»

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

«Цветки»

Наши алые цветки  распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Движения соответствуют тексту.

И другие.

При подготовке руки к письму учитель-логопед обращает внимание на правильное положение тетради и карандаша при выполнении ребенком графических работ. У дошкольника вырабатываются навыки самоконтроля. Держат карандаш тремя пальцами - между большим и средним, поддерживая корпус карандаша сверху указательным пальцем. Следует помнить, что неправильное положение карандаша вызывает сильное напряжение мышц, от чего рука устает, а скорость и графическое качество работы ухудшаются.

    Следует обратить внимание на то, что если ребенок при работе с карандашом рисует слишком мелкие предметы, то это чаще всего свидетельствует о недостаточной подвижности кисти руки.

Для развития подвижности кистей рук предлагаются следующие упражнения:

«Мостик». Локти стоят на столе, внутренняя сторона ладоней направлена вниз, ладони соприкасаются средними пальцами.

«Солдатик». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе: Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук.

«Рисование клубочков». Движения указательными пальцами и кистями рук по (и против) часовой стрелке на песке (на подносе с крупой).

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак.

При выполнении упражнений необходимо добиваться точности переключения положений рук в пространстве. Следует отметить, что данный вид упражнений развивает межполушарное взаимодействие, произвольность движений и самоконтроль.

ля детей 4-5 лет графические упражнения должны быть просты в выполнении, и соответствовать интересам, возрастным и индивидуальным возможностям. Предметы для раскрашивания должны быть достаточно крупными, не менее 5 см. в диаметре. Это может быть предметная картинка: яблоко, машина, мяч, дом, дерево… Дети учатся сначала раскрашивать картинки цветными карандашами, а затем обводить их по контурным линиям.

1 этап: Обводим рисунки по контуру.

Например:

     2 этап: Проводим непрерывные линии.

Затем учим ребенка рисовать «по следу». Рисуя линию «по следу», ведем ее слева направо. Это прививает детям умение удерживать направление линии письма. Предлагаем вместе с ребенком выполнить следующие задания.

Приведи малыша к маме.

   

 Помоги зайчику доехать к дому.

Нарисуй каждой капельке дорожку в лужу.

       3 этап: Штрихуем предметные картинки. 

С 5 лет ребенка обучают выполнять штриховки в разных направлениях.

        

  4 этап: Рисуем по клеткам.

Начинать упражнения можно с соединения двух вертикально расположенных точек (расстояние 2 клетки). Затем изображают горизонтальные линии той же длины. Далее учат соединять две точки, расположенные внутри одной клетки (вертикальными и горизонтальными

линиями). После того, как ребенок освоил соединение точек длинными  и короткими линиями в вертикальном и горизонтальном направлении предлагается рисовать другие фигуры. В них данные элементы изображаются сначала по точкам, а затем - без них. После формирования умения чертить наклонные линии детям предлагается выполнять рисунки по точкам. Изображения состоят из разных соединений наклонных и прямых линий.

Повтори рисунок по образцу.

5 этап: Дополняем рисунки по фрагментам. 

6 этап: Чертим повторяющиеся узоры. 

7 этап: Чертим узоры с элементами букв.

Рисование округлых линий также следует начинать по точкам и готовым контурам. Сначала рисуют полуовалы (верхние и нижние). Далее учим рисовать длинные волнистые линии по клеткам (плавно и неотрывно передвигая руку), учимся рисовать круги и овалы разной величины. Затем переходим к рисованию фигур по клеткам, с использованием всех видов линий и соединений. Графические задания можно «связать» с изучением лексических тем, но только в том случае, если ребенок успешно овладел всеми этапами подготовки к их выполнению.

Графические упражнения выполняются дозировано, не более 2-х строк за один прием. После их выполнения рекомендуется обязательно поиграть с пальчиками, давая им отдохнуть.

Как показывает опыт работы данная последовательность графических упражнений подготовит руку ребенка к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, сформирует элементарные знания и умения, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Список используемой литературы:

  1. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. М.: Дидакт, 1995.
  2. Гаврина С.Е., Кутевина Н.Л., Топоркова Н.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво   рисовать.   Ярославль: АКАДЕМИЯ  РАЗВИТИЯ, 1997.
  3. Дудьев В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
  4. Крупенчук О.О. Пальчиковые игры. СПб: Издательский Дом «Литера», 2013.
  5. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики старшего дошкольного возраста:
    Коррекционно-развивающая программа. - М.: Школьная пресса, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию эмоционально - ценностного отношения детей к природе и основанного на ней нравственно - духовного воспитания.

Система работы по духовно-нравственному развитию ребенка через ознакомление с миром складывается из тех методов и средств экологического воспитания,которые направлены на развитие эмоционально-чувствен...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.

Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического выска...

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...