Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 5-7 лет
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье представлен практический опыт работы по развитию мелкой моторики у детей. Освящены этапы формирования графического навыка, самоконтроля у детей, описаны игры и упражнения по развитию пальцевой моторики. Рассчитано на работу с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие графо-моторных навыков | 896.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 296» г.Перми
Система работы по развитию графо-моторных
навыков у детей 5-7 лет
Составила
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №296» г. Перми
Хазипова Е.И.
Пермь
2014г.
Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.
Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений.
И.М. Сеченов считал, что движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой или, что самое грустное, уже только в период школьного обучения. Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:
Низкий темп письма.
Быстрая утомляемость при письме.
Неровная, “дрожащая” линия.
“Угловатое” письмо, трудности в написании овалов.
Слишком сильный нажим.
Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
Несоблюдение размера графических элементов.
Несоблюдение наклона письма.
Большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо.
Нежелание выполнять письменные упражнения.
Сползание букв со строки.
Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
А ведь, высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к школе.
Поэтому, работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей логопедической работы по коррекции звукопроизношения дошкольников.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Основным направлением в развитии мелкой моторики на первом году жизни ребенка является поглаживающий массаж пальчиков и ладоней рук ребенка, так как именно эти зоны играют важную роль в речевом развитии малыша. Поглаживая и массируя каждый пальчик, полезно проговаривать (напевать) потешки о пальчиках («Сорока-сорока», «Сидит белка на тележке», «Ладушки», «Коза»).
В раннем дошкольном возрасте, т.е. детям от года до трех ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, манипулировать предметами разной фактуры (из меха, бархата, шерсти фольги...). Когда малыш сможет выполнять достаточно сложно координированные действия пальчиками, вводятся простые пальчиковые игры. Например:
Ритмичное сжимание, разжимание кулачков:
Скорей, скорей
Зовем гостей...
Растирание ладоней, встряхивание.
Гости руки мыли,
Пальчики сушили.
Вращение кистями (пальцы полусогнуты, расставлены)
Взяли шарики в ладошки,
Танцевали наши крошки...
Движения пальчиков по поверхности стола
Побежали наши ножки
По извилистой дорожке...
Побежали, побежали,
Натравку упали.
Для детей боле старшего возраста задания усложняются. Им предлагаются шнуровки, застежки, игры с мозаикой, пазлы, выполнение аппликации, складывание фигурок из бумаги, рисование кисточкой, карандашом, цветными мелками и т.п.
Пальчиковые игры в дошкольном возрасте занимают важное место в формировании мелкой моторики, но постепенно движения пальцев становятся более точными. В связи с этим предлагаются следующие виды игр:
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Безымянный до утра.
Выбирает имена:
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!
Сидит белка на тележке,
(Ладонь левой руки округлена, пальцы вместе, полусогнуты.)
Продает она орешки.
(Указательный палец правой руки ритмично постукивает по центру ладони левой руки). Лисичке - сестричке,
(Загибаем мизинец). Воробью, синичке,
(Загибаем безымянный). Заиньке усатому,
(Загибаем средний). Мишке толстопятому.
(Загибаем большой). Все продала! (Ладонь разжимаем).
«Пальчики уснули»
Пальчики уснули,
В кулачки свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять, десять –
Веселятся все.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
«Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Движения соответствуют тексту.
И другие.
При подготовке руки к письму учитель-логопед обращает внимание на правильное положение тетради и карандаша при выполнении ребенком графических работ. У дошкольника вырабатываются навыки самоконтроля. Держат карандаш тремя пальцами - между большим и средним, поддерживая корпус карандаша сверху указательным пальцем. Следует помнить, что неправильное положение карандаша вызывает сильное напряжение мышц, от чего рука устает, а скорость и графическое качество работы ухудшаются.
Следует обратить внимание на то, что если ребенок при работе с карандашом рисует слишком мелкие предметы, то это чаще всего свидетельствует о недостаточной подвижности кисти руки.
Для развития подвижности кистей рук предлагаются следующие упражнения:
«Мостик». Локти стоят на столе, внутренняя сторона ладоней направлена вниз, ладони соприкасаются средними пальцами.
«Солдатик». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе: Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук.
«Рисование клубочков». Движения указательными пальцами и кистями рук по (и против) часовой стрелке на песке (на подносе с крупой).
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак.
При выполнении упражнений необходимо добиваться точности переключения положений рук в пространстве. Следует отметить, что данный вид упражнений развивает межполушарное взаимодействие, произвольность движений и самоконтроль.
ля детей 4-5 лет графические упражнения должны быть просты в выполнении, и соответствовать интересам, возрастным и индивидуальным возможностям. Предметы для раскрашивания должны быть достаточно крупными, не менее 5 см. в диаметре. Это может быть предметная картинка: яблоко, машина, мяч, дом, дерево… Дети учатся сначала раскрашивать картинки цветными карандашами, а затем обводить их по контурным линиям.
1 этап: Обводим рисунки по контуру.
Например:
2 этап: Проводим непрерывные линии.
Затем учим ребенка рисовать «по следу». Рисуя линию «по следу», ведем ее слева направо. Это прививает детям умение удерживать направление линии письма. Предлагаем вместе с ребенком выполнить следующие задания.
Приведи малыша к маме.
Помоги зайчику доехать к дому.
Нарисуй каждой капельке дорожку в лужу.
3 этап: Штрихуем предметные картинки.
С 5 лет ребенка обучают выполнять штриховки в разных направлениях.
4 этап: Рисуем по клеткам.
Начинать упражнения можно с соединения двух вертикально расположенных точек (расстояние 2 клетки). Затем изображают горизонтальные линии той же длины. Далее учат соединять две точки, расположенные внутри одной клетки (вертикальными и горизонтальными
линиями). После того, как ребенок освоил соединение точек длинными и короткими линиями в вертикальном и горизонтальном направлении предлагается рисовать другие фигуры. В них данные элементы изображаются сначала по точкам, а затем - без них. После формирования умения чертить наклонные линии детям предлагается выполнять рисунки по точкам. Изображения состоят из разных соединений наклонных и прямых линий.
Повтори рисунок по образцу.
5 этап: Дополняем рисунки по фрагментам.
6 этап: Чертим повторяющиеся узоры.
7 этап: Чертим узоры с элементами букв.
Рисование округлых линий также следует начинать по точкам и готовым контурам. Сначала рисуют полуовалы (верхние и нижние). Далее учим рисовать длинные волнистые линии по клеткам (плавно и неотрывно передвигая руку), учимся рисовать круги и овалы разной величины. Затем переходим к рисованию фигур по клеткам, с использованием всех видов линий и соединений. Графические задания можно «связать» с изучением лексических тем, но только в том случае, если ребенок успешно овладел всеми этапами подготовки к их выполнению.
Графические упражнения выполняются дозировано, не более 2-х строк за один прием. После их выполнения рекомендуется обязательно поиграть с пальчиками, давая им отдохнуть.
Как показывает опыт работы данная последовательность графических упражнений подготовит руку ребенка к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, сформирует элементарные знания и умения, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Список используемой литературы:
- Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. М.: Дидакт, 1995.
- Гаврина С.Е., Кутевина Н.Л., Топоркова Н.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 1997.
- Дудьев В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
- Крупенчук О.О. Пальчиковые игры. СПб: Издательский Дом «Литера», 2013.
- Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики старшего дошкольного возраста:
Коррекционно-развивающая программа. - М.: Школьная пресса, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...
Система работы по развитию эмоционально - ценностного отношения детей к природе и основанного на ней нравственно - духовного воспитания.
Система работы по духовно-нравственному развитию ребенка через ознакомление с миром складывается из тех методов и средств экологического воспитания,которые направлены на развитие эмоционально-чувствен...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...
Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.
Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического выска...
Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр
Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр...
Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов
Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы) Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...