речевое развитие фгос
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Карпикова Елена Алексеевна

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_v_les.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области

«Коммуникация»

Карпикова Елена Алексеевна, МДОУ «Детский сад №39к.в.», г. Магнитогорск Челябинская область, ул. Ворошилова 9/2, учитель-логопед.

Возрастная группа: старшая группа с задержкой речевого развития.

Тема: «Прогулка в лес»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физическая культура».

Программные задачи:

Образовательная область «Коммуникация»:

1. Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»;                                           2. Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа, притяжательных прилагательных;

3.Закрепять умение употреблять в речи предлоги: на, за, под,  из-за, из-под;

4. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы.

Образовательная область «Познание»:

1. Обобщать и систематизировать знания о жизни диких животных;

2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, речь.    

Образовательная область «Социализация»:

1. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;                                                                                        

Образовательная область «Физическая культура»:  

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движениями.

Оборудование: презентация; игрушка Белка; шапочки (медведя, зайца, волка, лисы); домик Доктора Айболита;

Словарная работа:

 активизация существительных: дикие животные, лиса, заяц, волк, медведь, белка, олень, ёж, дупло, нора, логово, берлога.

Познакомить с новым словом: ветеринар

накопление и закрепление прилагательных: лисий, волчий, беличий, медвежий,  заячий.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание картинок и беседы о диких животных, чтение художественной литературы (рассказы о животных, сказка К.И.Чуковского «Айболит»).

Ход НОД:

1.Открытый вход в деятельность

Дети входят в зал. ( Слайд №3)

Логопед: - Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, поздороваемся с ними (здороваются). Приглашаю вас встать в круг.

1 Мимический этюд «Улыбка»

Логопед:

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Улыбнитесь! Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться по шире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек. Дышите и улыбайтесь. Ваши улыбки зажглись и озарили все вокруг.

- Молодцы!

-Выполняйте движения вместе со мной.

2 Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

-Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери.  (Приоткрыть рот)

Вы туда без труда попадете на волшебном ковре-самолете (удерживаем широкий расслабленный язык на нижней губе на счет)

На летучем большом корабле (чашечка)

Или с Бабой-Ягой на метле (часики)

На плоту по молочной реке (иголочка)

И верхом на коньке-Горбунке (лошадка)

Можно в сказку взлететь на жар-птице (качели)

Логопед:

-Молодцы ребята, вот мы оказались в сказочном лесу. (Слайд 4)

-Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь. (Слайд 5)

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай мусор с травки убирать, (Слайд 6)

Зря цветы не надо рвать, из рогатки не стрелять. (Слайд 7)

В лес приходят отдыхать.

- Кто запомнил, как нужно вести себя в лесу. (Громко не петь, ветки не ломать …..)

3.Мотивация на деятельность

Дидактическая игра « Чего много?»

-Посмотрите на экран и скажите, много чего вы видите в лесу?

( много деревьев, много кустов, много травы и т.д.) (Слайд 8)

-Много слов назвали, все есть на экране, а вот животных, что-то не видно, (слайд 9)

- а вот и животные.

4  Игра «Посели животных в лесу»

- как называются животные, живущие в лесу? (дикие)

-Почему их так называют?

 (живут в лесу, строят свои жилища самостоятельно, сами добывают себе корм, бояться людей)

-Предлагаю поселить диких животных в лес. (дети называют диких животных, которые изображены на экране, и логопед перемещает их в лес) (слайд10)

-  Животные, которые остались, это какие животные? (домашние)

5. Отгадывание загадок

Логопед:

- Посмотрите на экран, что это за  домик? (нора) (слайд10)

-А кто в ней живет, отгадайте.

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..     (лиса)

(Логопед одевает маску лисы на ребенка, первым  ответившим на вопрос.)

-А вот еще один дом. Весь завален ветками. Узнаем, кто в нем живет? (слайд11)

Послушайте загадку.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?    (медведь)

(Логопед одевает маску медведя на ребенка, первым  ответившим на вопрос.)

-Как называется дом медведя? (берлога)

-Посмотрите здесь пещера. Может быть, здесь тоже кто-то живет? (слайд12)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…  (волк)

(Логопед одевает маску волка на ребенка.)

-Как называется жилище волка? (логово)

-Посмотрите наверх, на дерево, там тоже чей- то дом. (слайд13)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом. (Белка)

(Логопед одевает маску белку на ребенка.)

-Где ж она живет? (в дупле)

-Я вижу вон тот куст шевелится, кто же там? (слайд14)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора, (заяц)

(Логопед одевает маску зайца на ребенка.)

-Где же его дом? (заяц живет под кустом, у него нет домика)

- Молодцы, справились заданием.

6.  Гимнастика для глаз. (Слайд №1)

Логопед:

-Предлагаю присесть на ковер и последить глазами за мячиком, с  которым играет заяц (слайд16)

Логопед:

-Вот полянка, а на ней чей- то дом стоит, как вы думаете чей? На нем крест красный, сам домик белый… (доктора).

- Правильно, здесь живет доктор Айболит. А если он живет в лесу, то он кого лечит? (животных).

-Значит это ветеринар. Так называют врача, который лечит животных.    

-  Повторите за мной – ветеринар.

(Из-за домика выходит Айболит)

Доктор Айболит:

- Здравствуйте ребята, ой, а это не ребята, а зверята…

-А что вас привело ко мне?

Логопед: 

-Пока мы гуляли по лесу - заболели…

Доктор Айболит:

 -Я вам помогу, а вылечат вас ласковые слова

7. Игра «Назови ласково»

(дети называют животных ласково)

медведь - мишка,

волк - волчок,

лиса - лисичка,

заяц - зайчик,

белка - белочка

8. Динамическая пауза

 Физминутка

Доктор Айболит: 

- Приступаем к лечению, повторяйте за мной:

Мы лечили всех зверят-

Зайца, мишку и мышат.

Волку сделали компресс,

Рад волчонок до небес.

Белке зубки полечили,

И лекарством напоили.

Будут наши звери

Все в здоровом теле.

Шагают на месте

Машут руками над головой – изображая заячьи уши, руки по сторонам от головы – изображая уши медведя, правой рукой машем сзади спины - изображая хвост мышки.

Гладим живот

Поднять руки вверх

Круговые движения рук, сжатых в кулаки около рта

Изображаем игру на трубе

Руки на пояса, поворот туловища влево – вправо.

Доктор Айболит: 

-Тут ко мне еще пришли зверушки, но я не могу понять кто, помогите, угадайте.

9. Игра «Чья голова, чей хвост, чья лапа?»

  - Чей это хвост? (волчий) (Слайд №18)

 -  Чья лапа? (медвежья)  (Слайд №19)

 - Чьи глаза? (лисьи) (Слайд №20)

  - Чьи уши? (зайца)

Доктор Айболит: 

-А это кто там прячется за кустом? (барсук)

(логопед перемещает барсука)

 – А сейчас он где? (на пеньке, за деревом, под кустом).

Доктор Айболит:

-Ну, вот я всех и вылечил, все стали здоровы.

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы приглашаем тебя Айболит к нам в гости на чаепитие.

10. Дыхательное упражнение

По ровненькой дорожке   (ходьба с высоко поднятыми коленями)

По ровненькой дорожке  

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

Устали наши ножки (присесть на корточки)

Устали наши ножки.

Вот наш дом, (сложить ладони, поднять над головой)

Мы в нем живем.

11.Итог.

Метод АМО «Мне понравилось»

Логопед:

 - Вам понравилась прогулка? А что вам понравилось? Айболит послушай, сейчас тебе ребята расскажут, что им понравилось. Они умеют уже составлять небольшие рассказы.

-Ребята, свой рассказ вы должны начать с фразы «Мне понравилось…» И постарайтесь не повторяться.

Логопед хвалит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

речевое развитие фгос

развитие речи...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Проект по Речевому развитию (ФГОС)

В рамках речевой недели...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Презентация группы «Предметно – развивающая среда по речевому развитию ФГОС ДО»

Презентация группы «Предметно – развивающая среда по речевому развитию ФГОС ДО»...

План Реализации основной образовательной программы дошкольного образования Речевое развитие ФГОС

Речевое развитие ФГОС    Владение речью как средством общения:- побуждать  детей употреблять  в речи слова и словосочетания в соответствии  с условиями и задачами общения...