Авторская дополнительная программа "Речевичок" по формированию фонетико - фонематических процессов у детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа «Речевичок»
Содержание
Пояснительная записка
Основной программой, на которой строится образовательный процесс ДОУ, является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Эта программа обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребёнка. Но как показывает практика, в детский сад общеобразовательного вида приходят дети с речевыми нарушениями. За последние годы процент детей с отклонениями в речевом развитии растёт. Таким детям недостаточно педагогической помощи, предлагаемой программой под редакцией М.А.Васильевой Поэтому необходимы дополнительные усилия специалистов для развития речевых процессов и коррекции речевых нарушений у данной категории детей. Таким специалистом является логопед.
Из личного опыта установлено, что на первый план выступают, включая звукопроизношение, нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия. . Также необходимо отметить, что в программе М.А. Васильевой для старшей группы нет рекомендаций по проведению отдельных занятий по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа. Опираясь на «Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой и « Программу обучения и воспитания детей с ФФНР» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, я составила дополнительную программу по устранению фонетико – фонематических нарушений на различных этапах обучения с использованием игровых приёмов и техники моделирования.
При планировании и проведении коррекционной работы кружка я учитываю особенности детей с речевой патологией:
- осуществляю индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- обеспечиваю положительную мотивацию выполнения заданий;
- чередую различные виды деятельности;
- включаю в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
Актуальность
Низкие показатели сформированности фонематического слуха у детей с речевой патологией и как следствие – ошибки, допускаемые детьми при чтении и на письме в процессе школьного обучения.
Цель работы:
Формирование фонетико – фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями как основного звена языковой системы в целом
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают всё большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время. Согласно данным психологии языкознания обучение чтению и письму на языках, письменность которых построена по звуко – буквенному принципу, предполагает, что обучаемые должны предварительно освоить звучащее слово – важнейший элемент устной речи.
С анализа «живой речи» рекомендовал начинать обучение грамоте ещё К.Д. Ушинский. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова.
«Первоочередная задача
на подготовительном этапе
обучения грамоте состоит в том,
чтобы ребёнку открыть звуковую форму слова,
ознакомить его со звуковым строением слов…..
со звуковой материей языка – его звуками».
Д.Б. Эльконин
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решётке фонем».
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения фонем: один говорит тихо, другой громко; ребёнок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина – низким и хриплым. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
Индивидуальный вариант звучания фонем определяется целой совокупностью признаков, включающих не только слышимые компоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при произношении.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «мак»? Сколько в нём звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
В процессе обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, решаются следующие задачи:
- сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;
- развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;
- сформировать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово из слогов;
- на основе аналитико – синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.
Предполагаемый результат:
Ребёнок со сформированными фонетико – фонематическими процессами, с нормативным звукопроизношением, готовый к успешному овладению грамотой в процессе школьного обучения.
Пути решения проблемы:
- Подбор наиболее эффективных методов, приёмов и форм работы для того, чтобы сложный учебный материал был доступен и понятен детям;
- Творческий подход к занятию как наиболее эффективной формы работы с детьми;
Основная форма работы кружка
- фронтальная;
Учебно – тематический план
Количество занятий в неделю – старшая группа – 2 раза по 25 минут,
Подготовительная группа – 2 раза по 30 минут.
Количество занятий в месяц - 8
Занятия проводятся в вечернее время.
Программа рассчитана на 2 года с детьми от 5 до 7 лет.
Содержание программы
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П.Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка». (А.И.Сорокина).
Отклонения же в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально – волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребёнка в целом. После комплектования групп детей с тяжёлыми нарушениями речи я формирую группы детей, которые по тем или иным причинам не были зачислены в группу компенсирующей направленности, но нуждаются в коррекционной помощи и провожу дополнительную диагностику (см. приложение №1, №2, №3, №4).
В работе учитываю особенности детей, имеющих речевые нарушения:
1.Особенности состояния психических функций: - внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим; ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объём памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребёнку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно – образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленно восприятие учебного материала.
2. В педагогическом плане:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
-могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
3. Наблюдается снижение эмоционально – волевой сферы. Быстрая смена настроений: упрямы, плаксивы, агрессивны, замкнуты, бурно реагируют на положительную или отрицательную оценку своей деятельности;
4. Нарушение общей и мелкой моторики.
Поэтому, представление о том, что у ребёнка с речевой патологией страдает только звукопроизношение – неверно. Нарушения речи носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.
Методика и приёмы работы
На начальном этапе коррекционных занятий в старшей группе дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата. (Сказка о Весёлом язычке). Заслушиваем рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква» и уточняем причину посещения кружка.
- «Я плохо говорю».
- «Я не умею говорить «р».
- «У меня некрасивые слова».
С первых занятий я стараюсь помочь детям услышать и понять свой дефект для того, чтобы в дальнейшем они смогли как можно раньше начать контролировать себя.
В подготовительной группе материал усложняется. Мы знакомимся с органами речи. Выясняем, как образуется голос: « Мы дышим. Лёгкие сжимаются и разжимаются. При выдохе, когда лёгкие сжимаются, воздух проходит через гортань (горло). Здесь находятся голосовые связки. Воздух задевает их Связки начинают колебаться. Так образуется голос».
Чтобы подготовить детей к различению и выделению на слух речевых единиц (слов, слогов, звуков), проводится работа по развитию слухового внимания и восприятия. На занятиях мы слушаем шум дождя, шелест листьев под ногами, пение птиц, звуки города, используя ИКТ, а также следующие игровые упражнения:
«Где постучали?»
«Угадай, на чём играл Петрушка?»
«Угадай, кто кричит?»
«Кто позвал медвежонка?»
«Солнце или дождик?»
Далее, мы уточняем, что слышим различные звуки.
У многих детей часто отсутствует интерес к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения. Следовательно, на самом начальном этапе логопедической работы необходимо развивать интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих.
Используются след. игры:
«Найди картинку», «Кто летит», «Запомни слова».
В дальнейшем мы переходим к развитию элементарных форм фонематического анализа.
Мы знакомимся со звуками речи и с правилом: «Звуки мы слышим и произносим» (Зрительно подкрепляем картинками– символами: изображение уха и губ).
При знакомстве со звуками я опираюсь не только словесное объяснение, но и на работу нескольких анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического. Важным компонентом данного этапа является использование карточек – символов звуков (метод наглядного моделирования), что в дальнейшем способствует более быстрому овладению чтением, позволяет чётко отдифференцировать понятия: «звук» и «буква»
Игровые приёмы предлагаются в порядке нарастающей сложности: узнавание звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний определённой образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является – игровая, на занятия приходят различные герои, как известные, так и герои, которых я придумала сама. (Буквозаврики из волшебной страны Буквозаврии). Оживляются неживые предметы (Сказка «Как мандарин попал в магазин»). Это занятия – сказки, занятия – зарисовки.
Такие занятия проводятся с учётом следующих критериев:
- Знакомство со звуком или с буквой привязано к определённой лексической теме;
-Каждое занятие должно имеет сюжетную линию, где речевой материал предъявляется последовательно, и все задания взаимосвязаны между собой;
- При составлении занятия в подбираемом речевом материале присутствует изучаемый звук;
- Одновременно с фонетическими заданиями предлагаются задания по формированию грамматических категорий и развитию связной речи;
Чтобы поддержать интерес к занятию, мы помогаем персонажам, которые приходят на занятия, отправляемся вместе с ними в путешествия, пытаемся справиться со сложными заданиями, переживаем вместе с героями. В занятия включены такие игровые моменты и упражнения, которые способствуют расширению представлений о понятиях «добро» и «зло», развитию способности к эмоциональному сопереживанию, развитию стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается (см. конспекты занятий).
Далее, пройденные звуки (а, о, у, и, ы, э) мы объединяем в одну группу – гласные звуки, уточняем причину сходства этих звуков (звуки легко произносятся, их можно тянуть, воздух не встречает на своём пути преграды).
Для формирования навыка выделения гласных звуков в слове я использую следующие игровые приёмы:
- «Поющая проволочка» красного цвета
- узнай гласный звук по беззвучной артикуляции;
- на какой символ упадёт осенний листок (У детей в руках листья с разных деревьев, логопед называет слова: утро, ананас, абрикос, игры, остров. Дети определяют первый звук, закрывают осенним листочком соответствующий символ;
- если услышишь «а» - хлопок перед собой,
«о» - хлопок обеими руками по коленкам,
«у» - удар кулаком о кулак,
«и» - хлопок над головой;
- придумай названия ягод и фруктов , которые начинаются со звука «а»;
Одной из сложных форм фонематического анализа и синтеза является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец).
Для определения места звука в слове используется пособие «Синичка» - голова – начало слова, хвост – конец слова, туловище – середина слова. Дети с удовольствием перевоплощаются в Чебурашку( подставляют руки вместо ушей: если звук находится в начале – дети закрывают левую ладошку, если – в конце – правую, если звук спрятался в середине – кивают головой. Определение звука в середине отрабатывается чуть позже. На данном этапе используются следующие упражнения( авторские) :
- С какой грядки будем убирать урожай?
- Какой лучик проснётся первым?
- По какой дороге покатится клубок?
- С какой кормушки птички будут клевать крошки?
- На какой пальчик наденешь колечко?
На следующем этапе обучения дети знакомятся с понятием «согласный звук». Предлагается самостоятельно определить различие между гласными и согласными звуками. Проговариваем изолированно согласные звуки и уточняем их артикуляцию.
Что касается узнавания согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных «р» и «л» часто затруднено вследствие их дефектного произношения. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков. Так, определён следующий порядок изучения звуков на фронтальных занятиях : у, а, ау, а, ауиэ, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь, ль, йот, ы-и, с, сь, з-зь, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, с-ш-з-ж, л, р, ль-рь, р-рь, ль, л-р-ль-рь, ч, щ, ч-щ.
Постепенно дети овладевают характеристикой согласного звука: согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими: мягкие звуки «улыбаются», позднее дети познакомятся с функцией смягчения гласных звуков: я, е, ё, ю. В старшей группе изучается только звук «и», который «улыбается» и заставляет «улыбаться» согласный звук, стоящий перед ним.
И ещё одна характеристика согласных звуков: звонкость и глухость: звонкие звуки живут в «сапожках», глухие – в «тапочках».
Одновременно детям предлагается схема – характеристика гласных и согласных звуков с цветовыми обозначениями.
Знакомство с согласными звуками осуществляется аналогичным способом: в виде путешествия, сказки, прогулки.
Из опыта работы выявлено, что вычленение первого согласного звука из слова гораздо труднее. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки.
Логопедическая работа по формированию сложных форм фонетического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму по следующим этапам.
Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Работа с картинками. Предъявляется картинка, слово – название которой необходимо проанализировать и графическая схема слова, количество знаков в которой соответствует числу звуков в слове. В старшей группе для анализа детям предлагаются односложные слова и двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов.
По мере выделения звуков в слове с помощью звуковых пеналов (кружочки с характеристикой звуков) дети заполняют схему, которая представляет модель звукового строения слова. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).
Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ребёнку, какое слово анализируется.
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане. Дети называют звук, определяют первый, второй, третий и т.д. звуки. При этом картинки не называются.
Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. (Подготовительная группа)
В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:
- односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога: дом, мак, сок
- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: рама, козы, каша….
- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, забор, комар, повар….
- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: парта, маска, сумка…
- односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, слон, плот…..
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова: брови, слива, влага…
- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова 6 клумба, крошка….
- трёхсложные слова: паровоз, канава, ромашка…..
На данном этапе я использую следующие виды работы:
- «Слово рассыпалось» ( В старшей группе дети синтезируют слово, используя карточки – символы, в подготовительной группе – буквы)
- «Волшебные преобразования» - Какой звук нужно изменить или добавить, чтобы получилось новое слово: ус –усы – осы – оса
- Вставить пропущенную букву ( Например: Проделки злого Буквозавра, который украл букву из слов; «Волшебный цветок»)
- «Цепочка» слов, в которой каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
- Из названий изображённых предметов выделить первый (последний) звук. Назвать полученное слово.
- Сколько грибов засушит белочка? (определение количества звуков в слове – грибы)
- Подобрать слова с определённым количеством звуков.
Формирование слухового восприятия звуков проводится в тесной взаимосвязи с развитием фонематического анализа и синтеза. Работа по дифференциации фонем углублённо проводится в подготовительной группе, когда у детей сформировано правильное звукопроизношение; когда звук связывается с буквой.
Без специального обучения нарушения слухового восприятия могут способствовать развитию фонематической дислексии и акустической дисграфии. Нарушения проявляются в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.
Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.
В большинстве случаев при фонематической дислексии и акустической дисграфии замены букв обусловлены нечёткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
Наиболее часто у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (ц-с, ч-ть, ч –щ), звонких и глухих, особенно смычных (д-т, б-п, г-к), свистящих (с-з), шипящих (ж-ш), твёрдых и мягких, свистящих и шипящих(с-ш, з-ж, ц-ч). В своей работе я дополнительно использую дифференциацию следующих звуков: м-н, к-т, г-д, к-х, б-д, ш-щ.
Работа по формированию звукопризносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
Уточнение артикуляции звука с опорой на слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Выделение звука на фоне слога
Формирование умения определять наличие звука в слове. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук связывается с буквой. Таким образом отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого этапа.
В старшей группе дифференциации звуков отводилось целое занятие. В подготовительной группе дифференциация звуков по твёрдости и мягкости являлась частью занятия, т.к. вновь изучаемая буква связывалась со звуком как в твёрдой так и в мягкой позиции (например, звук «п» - в тетради обозначу буквой П, звук «пь» - в тетради обозначу тоже буквой П). При дифференциации твёрдых и мягких звуков я обращаю внимание детей на положение губ в момент произнесения: мягкие звуки «улыбаются», а заставляет их улыбаться «хитрая» (гласная) буква, стоящая перед ним. В старшей группе – это буква «И», в подготовительной группе (1период) – буква «Е», (2 период) – буквы «Я», «Ё», «Ю».
На этапе дифференциации звуков используются следующие игровые моменты:
Диф. «в» - «вь» Что в руках у Вики? Что в руках у Вовы? (авторское пособие );
Диф «с» - «сь» Собери картинки под сосну и под осину. Тема: «Лес» (авторское пособие);
Диф «з» - «зь» Кто кинется снежком – Лиза или Зина? (авторское пособие) Тема: «Зима»;
Диф «м» - «мь» Собери на лесной полянке грибы в корзинку Маше и Мише (авторское пособие);
Диф. «ц» - «с» Какая птичка сядет на ветку? (авторское пособие);
Диф. «в» - «ф» Зажигаем звёздочки в небе (авторское пособие);
Диф «и» - «ы» (в конце) Собираем урожай (2 полянки – на одной буква И, на другой – Ы. Если в конце слова слышится звук «и» кладём овощ на полянку с буквой И, если – «ы», на полянку с буквой Ы. Тема: «Овощи - фрукты» (авторское пособие);
Диф. «п» - «б» Помоги Буратино заполнить словами азбуку.
Диф. «к» - «г» - Кого накормит девочка: гуся или утёнка? (использование зарисовок). Тема: «Домашние птицы»
Диф «м»-«н» Мухомор (авторское пособие) Тема: «Грибы»;
Для успешного формирования навыков чтения и письма необходимо уметь распознавать графический облик буквы. В своей работе я использую следующие игровые приёмы:
- назови буквы, которые неправильно отражаются в воде;
- перечёркнутые буквы;
- допиши букву;
- назови буквы, наложенные друг на друга;
- на какой предмет похожа буква?;
- конструирование буквы из элементов;
- выкладывание буквы из палочек, проволоки, бус, крупы, семечек;
- распознавание буквы в тексте (Посчитай, сколько раз новая буква встретилась?);
- какой элемент нужно добавить или убрать, чтобы получилась новая буква?;
- «Оживи» букву (зарисовки детей);
- узнай букву закрытыми глазами, путём ощупывания ( Какие буквы спрятались в корзинке?);
На этапе обучения детей грамоте необходимо учитывать пространственное расположение букв.
Приёмы:
-покажи правильную букву среди пар букв, изображённых правильно и зеркально;
- покажи букву на себе;
- на кого смотрит буква: на Мальвину или на Медвежонка? (авторское пособие);
- какую букву я написала на спине, на руке?;
Таким образом, своевременное и целенаправленное устранение фонетико – фонематических нарушений способствует успешному обучению в школе.
Календарно – тематический план кружка
1 год обучения
Месяц | Неделя | № занятия | Темы занятий фонетико – фонематического содержания |
Сентябрь | 1 | Обследование речи | |
2 | Обследование речи | ||
3 | 1 | Неречевые звуки (назови звуки улицы, звуки природы). Знакомство с органами артикуляции. (назови дом языка, стены, пол, потолок, двери, гибкие двери). Сказка о Весёлом Язычке. Заколдованная буква. Определение направления источника звука. (Где постучали? Кто постучал?) | |
2 | Знакомство с понятием «звук» Знакомство со звуком «а», артикуляция звука. Определение звука «а» изолированно, в обратных, прямых слогах | ||
4 | 3 | Звук «у». Артикуляция звука. Символ звука «у». Определение наличия звука: изолированно, в прямых и обратных слогах. | |
4 | Чтение ау, уа. Определение первого и второго звуков, их количества. | ||
Октябрь | 1 | 5 | Знакомство с терминологией: читаем слева – направо. Изображение указательного пальца, указывающего направление при чтении. |
6 | Звук «о» Характеристика звука. Знакомство с символом звука. Прослушать рассказ про Олю. Назвать слова со звуком «о». | ||
2 | 7 | Определение наличия звука «о» : изолированно, в прямых и обратных слогах, в односложных словах (если услышишь «и», покажи пальчиками ушки ослика | |
8 | Звук «и». Артикуляция звука. Определение наличия звука: изолированно, в прямых и обратных слогах. Чтение ИА, ио, иу | ||
3 | 9 | Закрепление пройденных звуков: Назови первый звук в словах (Нарисуй помидор. В помидоре вместо глаз символ звука «а», вместо носа – о, вместо рта – и. Если услышишь – а, нажимаем на глаза, если о – на нос, если и – на рот | |
10 | Знакомство с понятиями «звук в начале» (первый), в конце (последний) на материале пособия «синичка». | ||
4 | 11 | Сказка «Репка». ( первый, последний, в начале, в конце) | |
12 | Определить место звука «а» в названиях фруктов: апельсин, груша, слива, абрикос, арбуз (ягода), хурма. | ||
Ноябрь | 1 | 13 | Закрепление пройденных звуков: Если услышишь а – хлопни над головой, если о – ударь по коленям, если у - топни ногой, и – по столу |
14 | Звук «ы» Характеристика звука. Определение наличия звука «ы» изолированно, в слогах, в односложных словах (дом, сыр, дым, сок и.д.) Измени слова так, чтобы слышался в конце звук ы» сливки – сливы, лимончики – лимоны, апельсинчики – апельсины, мандаринчики -мандарины) | ||
2 | 15 | Дифференциация звуков «и» -«ы» Пособие «Убираем урожай» | |
16 | Закрепление гласных звуков. Звуковые линейки. Открой столько кружочков. сколько звуков я произнесла. Нарисуй бусы из символов гласных звуков гласных, определив 1 звук в слове | ||
3 | 17 | Понятие согласные звуки, Звук «м».найти картинки со «м» | |
18 | Знакомство с понятиями «звонкий», «глухой»(тапочки, сапожки). Определение места звука «м» в начале, конце. Два весёлых мухомора | ||
4 | 19 | Термины «твёрдый, мягкий» Кто нашёл гриб: Маша или Миша? | |
Декабрь | 1 | 20 | Чтение прямых и обратных слогов и придумывание слов на прочитанные слоги (мА – машина, малина, мама и т.д.). |
21 | Звук «н» Характеристика звука, Определение наличия звука «н» изолированно, в слогах, в словах (показ рукой клюва птицы). | ||
2 | 22 | Диф «н – нь» (посади птенцов в гнёзда), чтение он, она, они, оно по символам | |
23 | Знакомство с живыми и неживыми предметами | ||
3 | 24 | Дифференциация звуков «м – н», чтение по символам: мА – на, мо – но, му – ну, мы умны Звуковой разбор мина. | |
25 | Звук «п», Путешествие в Простоквашино. Чтение прямых и обратных слогов, придумывание слов на заданный звук | ||
4 | 26 | Дифференциация «п» - «пь» | |
27 | Звук «т». Путешествие звука на бал. Определение наличия звука «т» в слогах, словах | ||
Январь | 3 | 28 | Дифференциация звуков «т» - «ть», определение места звука «т» в начале и в конце. |
29 | Звук «в», определение наличия звука «в» изолированно, в словах (если услышишь «в» - нарисуй игрушку на ёлке), понятие слово | ||
4 | 30 | Диф «в» - «вь» Что в руках у Вики и у Вовы? | |
31 | Звук «д», нарисуй столько снежных комков, сколько звуков в слогах, словах: до, дом, дома | ||
Февраль | 1 | 32 | Дифференциация звуков «д» - «дь». Закончи слова подходящим по смыслу словом со звуком «д», определи место звука в слове |
33 | Дифференциация звуков «т» - «д», замени в словах т на д | ||
2 | 34 | Звук «г», угадай название домашних птиц птицу, которые начинаются со звуков «и», «у», «пь», «г»; выбери из двух слово со звуком «г» | |
35 | Дифференциация звуков «г» - «гь» Подари картинки снегирю или голубю | ||
3 | 36 | Звук «к» | |
37 | Дифференциация звуков «к» - «кь» Определи последний звук в словах, найди «лишнее» слово. Попади в мишень | ||
4 | 38 | Дифференциация звуков «к» - «г», проговаривание слоговых цепочек, если «г»- нарисуй клюв, если «к» - нарисуй капельку в таблице | |
39 | Звук «б» Буратино на рыбалке» Чтение прямых и обратных слогов. Превращения слов бак, бок, бык, бук | ||
Март | 1 | 40 | Дифференциация звуков «б» - «бь». Ловим рыбу для Буратино в два ведра |
41 | Звук «л» Собери разрезанную картинку и назови предметы. Чтение слов со звуком «л» | ||
2 | 42 | Дифференциация звуков «л» - «ль». Назови животных со звуками «л» - «ль» | |
43 | Звук «с» Определение места звука «с» в словах; С какой сосульки капает (если «с» в начале – с первой, в середине – со второй, в конце – с последней)? | ||
3 | 44 | Дифференциация «с» - «сь» Звуковой разбор слова стол. Превращения слов: стол – стал – стул- стыл | |
45 | Звук «ш» Определение места звука «ш» в словах (разложи игрушки и одежду со звуком «ш» на полки). Чтение слов Маша, Маша, шапка, шубка, лошадка | ||
4 | 46 | Дифференциация звуков «ш – с» Работа в альбомах, зарисовки, назови «лишнее» слово | |
47 | Звуковые задачки п+а=па | ||
Апрель | 1 | 48 | Звук «ж» Дополни предложения словами со «ж» |
49 | Дифференциация звуков «ж – з» Укажи стрелочками положение языка при произношении звуков. Разложи картинки на слоги жи и зы | ||
2 | 50 | Звук «х» Определение места звука «х» (разложи картинки со звуком «х» на грядки). Дифференциация звуков «х» - «хь» (дорисуй лепесток подсолнуху). | |
51 | Дифференциация звуков «х» - «к». Звуковые цепочки. Разложи яблоки в корзинку хомяка или колобка | ||
3 | 52 | Звук «ф», дифференциация звуков «ф» - «фь» (нарисуй орешки в конфетках». | |
53 | Определение места звука «ф» в словах (Разложи картинки по цилиндрам фокусников). Чтение по символам, звуковой разбор - фокус | ||
4 | 54 | Звук «ц» Прочитай конец слова - ница и образуй слова. Подбери схему к словам | |
55 | Собери звуки в слова (л – у – к), | ||
Май | 3 | 56 | Дифференциация «ц – с» Договори слова. Звук, слово или предложение |
57 | Звук «ч»Измени слова так, чтобы появился звук «ч», замени первый звук почка, дочка, ночка, дочка, бочка, кочка |
2 год обучения
Месяц | неделя | № занятия | Темы занятий фонетико = фонематического содержания |
Сентябрь | 1 | Обследование речи | |
2 | Обследование речи | ||
3 | 1 | Знакомство с органами артикуляции. Как образуется звук? Для чего нам нужна речь? | |
2 | Закрепление понятия «звук», знакомство с термином - буква, алфавит. Звук и буква А. Придумывание слов , которые начинаются на «а» | ||
4 | 3 | Шифровальщики ананас - ааа | |
4 | Звук и буква У. Добавь в начало слова – действия у и образуй новое слово. Где напечатаешь букву у слева или справа, чтобы получилось ау и уа, чтение УА, АУ | ||
Октябрь | 1 | 5 | Составление предложений с союзом а, используя графические схемы У Ани зонтик, а у Оли куртка. Определение позиции звука «у» в словах (нарисуй букву У в нужном листочке). |
6 | Звук и буква И Как Ослик ИА искал свой хвостик | ||
2 | 7 | Дифференциация звуков «а – у – и. Шифровальщики малина - АИА, клубок – УО. Допечатай элементы буквы И | |
8 | Составление предложений с союзом И с использованием зарисовок Помидор красный и сочный. | ||
3 | 9 | Звук и буква ы. Раскрась картинки со «ы», добавь к рисунку букву ы, какое слово получится | |
10 | Дифференциация звуков и букв ы – И в конце слов Пособие «Собираем урожай» | ||
4 | 11 | Звук и буква Э Раскрась все буквы Э и увидишь предмет. Название имён со звуком «э» | |
12 | Звук и буква О. Работа с проволокой | ||
Ноябрь | 1 | 13 | Дифференциация звуков и букв О У. Ослик и Улитка собирают картинки со звуками о и у. Зашифруй пройденными буквами названия фруктов |
14 | Звук и буква М, дифференциация «м – мь»( на какой гибок упадёт осенний листик?). Чтение прямых и обратных слогов, придумывание слов на заданный слог | ||
2 | 15 | Буква М напечатай слоги по инструкции. Знакомство с «лодочками» (звук в слиянии, вне слияния) | |
16 | Звук и буква Н Чтение слов он, она, они, оно и подбор к ним слов Закрась шляпку гриба со слогом, который я произнесла | ||
3 | 17 | Дифференциация звуков и букв М – Н В гостях у сказочного Мухомора | |
18 | Звук и буква П Поездка в Простоквашино | ||
4 | 19 | Печатание слов по клеточкам, Составление и печатание предложений с использованием графических схем предложения. У папы пума. У мамы пион. У папы и мамы пони. | |
20 | Звук и буква Т Буква Т едет в гости к Томе и Тиме | ||
Декабрь | 1 | 21 | Дифференциация звуков и букв П и Т работа с авторским пособием. Зачеркни слог, который я произнесла, Определение «т» в словах, печатание слов кот, ноты, питон, топот, потоп ,звуковой разбор в змее питон |
22 | Составление предложений с использованием графической схемы Предлог по | ||
2 | 23 | Звук и буква К Волшебное дерево, диф «к – кь» (помоги белочкам собрать орешки). | |
24 | Составление предложений с использованием графических схем с союзом как(Заяц белый как снег), вставь пропущенную букву в слове утка (у_ка, _тка, ут_а, утк_ ). | ||
3 | 25 | Звук и буква Д История про девочку Дину, работа в альбомах, моделирование буквы Д (точки и цифры). | |
26 | Найди на картинке предметы со звуком «д». Покажи, где дома, дом, домик, домики, напечатай | ||
4 | 27 | Подбор слов – родственников к словам: дом, двор, вода | |
28 | Дифференциация звуков и букв Т и Д Шифровальщики (тихая девочка – ТД) Какие гласные звуки исчезли из слов к_т_ (коты), закрой магнитами слог на снежинке, который я произнесла | ||
Январь | 2 | 29 | Составление предложений с использованием графических схем. Предлог под. Том сидит под окном. Печатание предложения. |
30 | Звук и буква Л Наблюдение за животными с высокой горы. Определение позиции звука в слове (в каком вагоне едет животное?). Чтение слов лак, лаки, лапки | ||
3 | 31 | Нарисуй в сугробе столько снежинок, сколько звуков я произнесла. Чудесные превращения полка – палка, лак – лук. Вставь пропущенные буквы, обозначающие согласные звуки и слова (_о_о_о – молоко, пил, пила, пили) . Чтение слов и придумывание предложений: упал, упало, упали, упал) | |
32 | Звук и буква С Подарок девочки Снежинки. Чтение слов на снежинках, чудесные превращения: сыт – сан – сон – суп – суд – сад – сам). Дифференциация «с – сь»(закончи предложения словами со звуком «сь»). | ||
4 | 33 | Чтение слогов со стечением согласных и придумывание слов, какую букву закрыл снегирь в слове слон | |
34 | Звук и буква В В зимнем лесу. Живые звуки. Деформированные слова. На что похожа буква. Покажи букву на себе | ||
Февраль | 1 | 34 | Дифференциация звуков и букв В и Л Зарисовки в тетради. Образование глаголов с помощью приставок и печать в тетради. |
36 | Составление предложений с использованием графических схем предлог в. Отгадывание ребусов вода, волосы, волк, Вова, восто, | ||
2 | 37 | Звук и буква Б Путешествие Буратино к Деду Морозу. Дифференциация звуков «б – бь»(разложи подарки по мешкам) | |
38 | Дифференциация звуков и букв П и Б (авторское пособие) | ||
3 | 39 | Звук и буква З У зайчика в гостях, дифференциация звуков «з – зь» (положи на синюю перчатку картинки со звуком зь, на чёрную – з. | |
40 | Дифференциация звуков и букв С и З Составление предложений с использованием графических схем. Предлог за. Зина видит за окном ________ | ||
4 | 41 | Звук и буква Г путешествие по зимнему лесу гусёнка Гоши | |
42 | Звук и буква Ш Повесь в шкаф одежду со звуком «ш» | ||
Март | 1 | 43 | Дифференциация звуков «ш -с» Зарисовки в альбомах. Печать У Саши сушки. |
44 | Звук и буква Ж. Напечатай на варежках слова с буквой Ж. Правило ши, жи | ||
2 | 45 | Дифференциация звуков и букв ш – ж Разложи картинки по кармашкам и напечатай. Договори слова | |
46 | Звук и буква Х Расскажи, о чём книга? О ракетах, о машинах, о цветах. Определяем последний звук. Как стать миллионером? Отвечаем на вопросы и печатаем в тетради | ||
3 | 47 | Звук и буква Р Заколдованная пещера. | |
48 | Звук и буква Й. Измени первую букву и получится новое слово: майка, лайка, зайка, пайка, сайка, Райка, байка. Дай лексическое толкование словам. | ||
4 | 49 | Дифференциация звуков «й – и» | |
50 | Буква Я Большая буква в словах | ||
Апрель | 1 | 51 | Дифференциация звуков и букв а - я Сравни рад – ряд, выполни звуковой разбор Зашифруй слова буквами А и Я |
52 | Буква Е Предлог на | ||
2 | 53 | Дифференциация звуков и букв е – э. Найди ошибку в словах | |
54 | Буква Ю | ||
3 | 55 | Дифференциация звуков и букв у – ю, сравни слова: лук – люк, выполни звуковой разбор | |
56 | Звук и буква Ц | ||
4 | 57 | Дифференциация звуков и букв ц и с (закрой магнитом птичку со словом, которое я произнесла – цвет – свет, прицел – присел) | |
58 | Звук и буква Ч. | ||
Май | 3 | 59 | Звук и буква Щ образование профессий с суффиксом - щик |
60 | Дифференциация звуков и букв ч и щ. Найди ошибку: клющ, гращ, чука | ||
4 | 61 | Буква ь |
Используемая литература:
Н.Н. Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «Вако» 2004 г.
Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду». Москва «Центр» 2005г.
Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Москва «Владос» 1998 г.
Е.В. Мазанова «Преодоление нарушения письма» 2004 год
Е.В.Мазанова «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» 2004
Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В.Ястребова, Т.П. Бессонова «Основы логопедической
работы с детьми» 2003 г.
А.П. Ивченко «Подготовка к обучению грамоте в детском саду 1990г.
И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи....
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ЗПР
В презентации раскрыты особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ЗПР....
Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».
Конспект занятия для детей 1-2 года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....
Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».
Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (подготовительная группа)....
Формирование фонетико-фонематических процессов у детей с ТНР в процессе пальчиковых игр.
У дошкольников спонтанно не формируется та ориентировка в звучащей речи, которая могла бы стать предпосылкой успешного овладения грамотой. Нужно специальное обучение, направленное на всестороннее разв...
Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности»
Работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности включает в себя несколько направлений:Организация развивающей пр...