Авторская дополнительная программа "Речевичок" по формированию фонетико - фонематических процессов у детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Мартынова Анна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevichok.docx71.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная программа «Речевичок»

Содержание

                              Пояснительная записка

         Основной программой, на которой строится образовательный процесс ДОУ, является «Программа  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Эта программа обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребёнка. Но как показывает практика, в детский сад общеобразовательного вида приходят дети с речевыми нарушениями. За последние годы процент детей с отклонениями в  речевом развитии растёт. Таким детям недостаточно педагогической помощи, предлагаемой программой под редакцией М.А.Васильевой Поэтому необходимы дополнительные усилия специалистов для развития речевых процессов и коррекции речевых нарушений у данной категории детей. Таким специалистом является логопед.

  Из личного опыта установлено, что на первый план выступают, включая звукопроизношение, нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия. . Также необходимо отметить, что в программе М.А. Васильевой для старшей группы нет рекомендаций по проведению отдельных занятий по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа.  Опираясь на «Программу    коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой и « Программу обучения и воспитания детей с ФФНР» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, я составила  дополнительную программу по устранению фонетико – фонематических нарушений на различных этапах обучения с использованием игровых приёмов и техники моделирования.

 При планировании и  проведении коррекционной работы  кружка я учитываю  особенности детей с речевой патологией:

 - осуществляю индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

 - обеспечиваю положительную мотивацию выполнения заданий;

 - чередую различные виды деятельности;

 - включаю в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

Актуальность

Низкие показатели сформированности фонематического слуха у детей с речевой патологией и как следствие – ошибки, допускаемые детьми при чтении и на письме в процессе школьного обучения.

Цель работы:

       Формирование фонетико – фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями как основного звена языковой системы в целом

      Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают всё большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время. Согласно данным психологии языкознания обучение чтению и письму на языках, письменность которых построена по звуко – буквенному принципу, предполагает, что обучаемые должны предварительно освоить звучащее слово – важнейший элемент устной речи.

          С анализа «живой речи» рекомендовал начинать обучение грамоте ещё К.Д. Ушинский. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова.

«Первоочередная     задача

на подготовительном этапе

обучения грамоте состоит в том,

чтобы ребёнку открыть звуковую форму слова,

ознакомить его со звуковым строением слов…..

со звуковой материей языка – его звуками».

                                                                          Д.Б. Эльконин

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решётке фонем».

        С самого раннего возраста нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения фонем: один говорит тихо, другой громко; ребёнок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина – низким и хриплым. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

       Индивидуальный вариант звучания фонем определяется целой совокупностью признаков, включающих не только слышимые компоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при произношении.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «мак»? Сколько в нём звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

     В процессе обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи,  решаются следующие задачи:

 - сформировать у детей фонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

- развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

 - сформировать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово  из слогов;

 - на основе аналитико – синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторых элементов грамоты.

Предполагаемый результат:

Ребёнок со сформированными фонетико – фонематическими процессами, с нормативным звукопроизношением, готовый к успешному овладению грамотой в процессе школьного обучения.

                         

Пути решения проблемы:

  • Подбор наиболее эффективных методов, приёмов и форм работы для того, чтобы сложный учебный материал был доступен и понятен детям;
  • Творческий подход к занятию как наиболее эффективной формы работы с детьми;

Основная  форма работы кружка

  - фронтальная;

Учебно – тематический план

Количество занятий в неделю – старшая группа – 2 раза по 25  минут,

Подготовительная группа – 2 раза по 30 минут.

Количество занятий в месяц - 8

Занятия проводятся в вечернее время.

Программа рассчитана на 2 года с детьми от 5 до 7 лет.

Содержание программы

              Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П.Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

            Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка». (А.И.Сорокина).

           Отклонения же в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально – волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребёнка в целом. После комплектования групп детей с тяжёлыми нарушениями речи я формирую группы детей, которые по тем или иным причинам не были зачислены в группу компенсирующей направленности, но нуждаются в коррекционной помощи и провожу дополнительную диагностику (см. приложение №1, №2, №3, №4).

       В работе учитываю особенности детей, имеющих речевые нарушения:

1.Особенности состояния психических функций: -  внимание может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим; ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

 - объём памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребёнку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

 - отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно – образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленно восприятие учебного материала.

     2. В педагогическом плане:

- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

-могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

3. Наблюдается снижение эмоционально – волевой сферы. Быстрая смена настроений: упрямы, плаксивы, агрессивны, замкнуты, бурно реагируют на положительную или отрицательную оценку своей деятельности;

4. Нарушение общей и мелкой моторики.

     Поэтому, представление о том, что у ребёнка с речевой патологией страдает только звукопроизношение – неверно. Нарушения речи носят системный характер, они затрагивают как фонетико  - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.

Методика  и приёмы работы

                На начальном этапе коррекционных занятий в старшей группе дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата. (Сказка о Весёлом язычке). Заслушиваем  рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква» и уточняем причину посещения кружка.

   - «Я плохо говорю».

- «Я не умею говорить «р».

 - «У меня некрасивые слова».

С первых  занятий я стараюсь помочь детям услышать и понять свой дефект для того, чтобы в дальнейшем они смогли как можно раньше начать  контролировать себя.

            В подготовительной группе материал усложняется. Мы знакомимся с органами речи. Выясняем, как образуется голос: « Мы дышим. Лёгкие сжимаются и разжимаются. При выдохе, когда лёгкие сжимаются, воздух проходит через гортань (горло). Здесь находятся голосовые связки. Воздух задевает их  Связки начинают колебаться. Так образуется голос».

Чтобы подготовить детей к различению  и выделению на слух речевых единиц (слов, слогов, звуков), проводится работа по развитию слухового внимания и восприятия. На занятиях  мы слушаем шум дождя, шелест листьев под ногами, пение птиц, звуки города, используя ИКТ,  а также следующие игровые упражнения:

«Где постучали?»

«Угадай, на чём играл Петрушка?»

«Угадай, кто кричит?»

«Кто позвал медвежонка?»

«Солнце или дождик?»

Далее, мы уточняем, что слышим различные звуки.

     У многих детей часто отсутствует интерес к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения. Следовательно, на самом начальном этапе логопедической работы необходимо развивать интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих.

Используются след. игры:

«Найди картинку», «Кто летит», «Запомни слова».      

           В дальнейшем мы переходим к развитию элементарных форм фонематического анализа.

      Мы знакомимся со звуками речи и с правилом: «Звуки мы слышим и произносим» (Зрительно подкрепляем картинками– символами: изображение уха и губ).

       При знакомстве со звуками я опираюсь не только словесное объяснение, но и на работу нескольких анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического. Важным компонентом  данного этапа является  использование карточек – символов звуков (метод наглядного моделирования), что в дальнейшем способствует более быстрому овладению чтением, позволяет чётко отдифференцировать понятия: «звук» и «буква»

           Игровые приёмы предлагаются в порядке нарастающей сложности: узнавание звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи.

          Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний определённой образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является – игровая, на занятия приходят различные герои, как известные, так и герои, которых я придумала сама. (Буквозаврики из волшебной страны Буквозаврии).  Оживляются неживые предметы (Сказка «Как мандарин попал в магазин»). Это занятия – сказки, занятия – зарисовки.  

Такие занятия проводятся с учётом следующих  критериев:

      - Знакомство со звуком или с буквой  привязано к определённой лексической теме;

       -Каждое занятие должно имеет сюжетную линию, где речевой материал предъявляется последовательно, и все  задания взаимосвязаны между собой;

 - При составлении занятия в подбираемом речевом материале  присутствует изучаемый звук;

 - Одновременно с фонетическими заданиями предлагаются задания по формированию грамматических категорий и развитию связной речи;

           Чтобы поддержать интерес к занятию, мы помогаем персонажам, которые приходят на занятия, отправляемся вместе с ними в путешествия, пытаемся справиться со сложными заданиями, переживаем вместе с героями. В занятия включены такие игровые моменты и упражнения, которые способствуют расширению представлений о понятиях «добро» и «зло», развитию способности к эмоциональному сопереживанию, развитию стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается (см. конспекты занятий).  

       Далее, пройденные звуки (а, о, у, и, ы, э) мы объединяем в одну группу – гласные звуки, уточняем причину сходства этих звуков (звуки легко произносятся, их можно тянуть, воздух не встречает на своём пути преграды).

       Для формирования навыка выделения гласных звуков в слове я использую следующие игровые приёмы:

 - «Поющая проволочка» красного цвета

 - узнай гласный звук по беззвучной артикуляции;

 - на какой символ упадёт осенний листок  (У детей в руках листья с разных деревьев, логопед называет слова: утро, ананас, абрикос, игры, остров. Дети определяют первый звук, закрывают осенним листочком соответствующий символ;

 - если услышишь «а» - хлопок перед собой,

«о» - хлопок обеими руками по коленкам,

«у» - удар кулаком о кулак,    

 «и» - хлопок над головой;

 - придумай названия ягод и фруктов , которые начинаются со звука «а»;

         Одной из сложных форм  фонематического анализа и синтеза является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец).

       Для определения места звука в слове используется пособие «Синичка» - голова – начало слова, хвост – конец слова, туловище – середина слова. Дети с удовольствием перевоплощаются в Чебурашку( подставляют руки вместо ушей: если звук находится в начале – дети закрывают левую ладошку, если – в конце – правую, если звук спрятался в середине – кивают головой.                              Определение звука в середине отрабатывается чуть позже.  На данном этапе используются следующие упражнения( авторские) :

 - С какой грядки будем убирать урожай?

- Какой лучик проснётся первым?

 - По какой дороге покатится клубок?

- С какой кормушки птички будут клевать крошки?

 - На какой пальчик наденешь колечко?

       На следующем этапе обучения дети знакомятся с понятием «согласный звук». Предлагается самостоятельно определить различие между гласными и согласными звуками. Проговариваем изолированно согласные звуки и уточняем их артикуляцию.

      Что касается узнавания согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных «р» и «л» часто затруднено вследствие их дефектного произношения. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков. Так, определён следующий порядок изучения звуков на фронтальных занятиях : у, а, ау, а, ауиэ, о, ауио, ы, п, пь, т, к, кь, птк, х, хь, ль, йот, ы-и, с, сь, з-зь, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, с-ш-з-ж, л, р, ль-рь, р-рь, ль, л-р-ль-рь, ч, щ, ч-щ.

      Постепенно дети овладевают характеристикой согласного звука: согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими: мягкие звуки «улыбаются», позднее дети познакомятся с функцией смягчения гласных звуков: я, е, ё, ю. В старшей группе изучается только звук «и», который «улыбается» и заставляет «улыбаться» согласный звук, стоящий перед ним.

И ещё одна характеристика  согласных звуков: звонкость и глухость: звонкие звуки живут в «сапожках», глухие – в «тапочках».

      Одновременно детям предлагается схема – характеристика гласных и согласных звуков с цветовыми обозначениями.

        Знакомство с согласными звуками осуществляется аналогичным способом: в виде путешествия, сказки, прогулки.

        Из опыта работы выявлено, что вычленение первого согласного звука из слова гораздо труднее. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки.

              Логопедическая работа по формированию сложных форм фонетического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму по следующим этапам.

Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа с картинками. Предъявляется картинка, слово – название которой необходимо проанализировать и графическая схема слова, количество знаков в которой соответствует числу звуков в слове. В старшей группе для анализа детям предлагаются односложные слова и двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов.

     По мере выделения звуков в слове с помощью звуковых пеналов (кружочки с характеристикой звуков) дети заполняют схему, которая представляет модель звукового строения слова. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает  ребёнку, какое слово анализируется.

         Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане. Дети называют звук, определяют первый, второй, третий и т.д. звуки. При этом картинки не называются.

         Третий этап  - формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. (Подготовительная группа)

         В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.                              Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

- односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога: дом, мак, сок

 - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: рама, козы, каша….

 - двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, забор, комар, повар….

 - двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: парта, маска, сумка…

 - односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, слон, плот…..

 - двусложные слова со стечением согласных в начале слова: брови, слива, влага…

 - двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова 6 клумба, крошка….

 - трёхсложные слова: паровоз, канава, ромашка…..

На данном этапе я использую следующие виды работы:

 - «Слово рассыпалось» ( В старшей группе дети синтезируют слово, используя карточки – символы, в подготовительной группе – буквы)

 - «Волшебные преобразования» - Какой звук нужно изменить или добавить, чтобы получилось новое слово: ус –усы – осы – оса

 - Вставить пропущенную букву  ( Например: Проделки злого Буквозавра, который украл букву из слов; «Волшебный цветок»)

 - «Цепочка» слов, в которой каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего.

 - Из названий изображённых предметов выделить первый (последний)  звук. Назвать полученное слово.

 - Сколько грибов засушит белочка? (определение количества звуков в слове – грибы)

- Подобрать слова с определённым количеством звуков.

Формирование слухового восприятия звуков проводится в тесной взаимосвязи с развитием фонематического анализа и синтеза.  Работа по дифференциации фонем  углублённо проводится в подготовительной группе, когда у детей сформировано правильное звукопроизношение; когда звук связывается с буквой.

        Без специального обучения нарушения слухового восприятия могут способствовать развитию фонематической дислексии и акустической дисграфии. Нарушения проявляются в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

          В большинстве случаев при фонематической дислексии и акустической дисграфии замены букв обусловлены нечёткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

      Наиболее часто у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (ц-с, ч-ть, ч –щ), звонких и глухих, особенно смычных (д-т, б-п, г-к), свистящих (с-з), шипящих (ж-ш), твёрдых и мягких, свистящих и шипящих(с-ш, з-ж, ц-ч). В своей работе я дополнительно использую дифференциацию следующих звуков: м-н, к-т, г-д, к-х, б-д, ш-щ.

         Работа по формированию звукопризносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

        На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

       Уточнение артикуляции звука с опорой на слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Выделение звука на фоне слога

    Формирование умения определять наличие звука в слове. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук связывается с буквой. Таким образом отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого этапа.

        В старшей группе дифференциации звуков отводилось целое занятие. В подготовительной группе дифференциация звуков по твёрдости и мягкости являлась частью занятия, т.к. вновь изучаемая буква связывалась со звуком как в твёрдой так и в мягкой позиции (например, звук «п» - в тетради обозначу буквой П, звук «пь» - в тетради обозначу тоже буквой П). При дифференциации твёрдых и мягких звуков я обращаю внимание детей на положение губ в момент произнесения: мягкие звуки «улыбаются», а заставляет их улыбаться «хитрая» (гласная)  буква, стоящая перед ним. В старшей группе – это буква «И», в подготовительной группе (1период) – буква «Е», (2 период) – буквы «Я», «Ё», «Ю».      

           На этапе дифференциации звуков используются следующие игровые моменты:

Диф. «в» - «вь»   Что в руках у Вики? Что в руках у Вовы? (авторское пособие );

Диф  «с» - «сь»  Собери картинки под сосну и под осину. Тема: «Лес» (авторское пособие);

Диф «з» - «зь»    Кто кинется снежком – Лиза или Зина? (авторское пособие) Тема: «Зима»;

Диф «м» - «мь» Собери на лесной полянке грибы в  корзинку Маше и Мише (авторское пособие);

Диф. «ц» - «с»  Какая птичка сядет на ветку? (авторское пособие);

Диф. «в» - «ф» Зажигаем звёздочки в небе (авторское пособие);

Диф «и» - «ы» (в конце) Собираем урожай (2 полянки – на одной буква И, на другой – Ы. Если в конце слова слышится звук «и» кладём овощ на полянку с буквой И, если – «ы», на полянку с буквой Ы. Тема: «Овощи - фрукты» (авторское пособие);

Диф. «п» - «б» Помоги Буратино заполнить словами азбуку.

Диф. «к» - «г» - Кого накормит девочка: гуся или утёнка? (использование зарисовок). Тема: «Домашние птицы»

Диф «м»-«н» Мухомор (авторское пособие) Тема: «Грибы»;

    Для  успешного формирования навыков чтения и письма необходимо уметь распознавать графический облик буквы. В своей работе я использую следующие игровые приёмы:

  - назови буквы, которые неправильно отражаются в воде;

 - перечёркнутые буквы;

 - допиши букву;

 - назови буквы, наложенные друг на друга;

 - на какой предмет похожа буква?;

 - конструирование буквы из элементов;

 - выкладывание буквы из палочек, проволоки, бус, крупы, семечек;

 - распознавание буквы в тексте (Посчитай, сколько раз новая буква встретилась?);

 - какой элемент нужно добавить или убрать, чтобы получилась новая буква?;

 - «Оживи» букву (зарисовки детей);

 - узнай букву закрытыми глазами, путём ощупывания ( Какие буквы спрятались в корзинке?);

На этапе обучения детей грамоте необходимо учитывать пространственное расположение букв.

Приёмы:

-покажи правильную букву среди пар букв, изображённых правильно и зеркально;

 - покажи букву на себе;

 - на кого смотрит буква: на Мальвину или на Медвежонка? (авторское пособие);

 - какую букву я написала на спине, на руке?;      

  Таким образом,  своевременное и целенаправленное устранение фонетико – фонематических нарушений способствует успешному обучению в школе.

Календарно – тематический план кружка

1 год обучения

Месяц

Неделя

№ занятия

Темы занятий фонетико – фонематического содержания

Сентябрь

1

Обследование речи

2

Обследование речи

3

1

Неречевые звуки (назови звуки улицы, звуки природы).

Знакомство с органами артикуляции.

(назови дом языка, стены, пол, потолок, двери, гибкие двери). Сказка о Весёлом Язычке. Заколдованная буква.

Определение направления источника звука. (Где постучали? Кто постучал?)

2

Знакомство с понятием «звук»

Знакомство со звуком «а», артикуляция звука.

Определение звука «а» изолированно, в обратных, прямых слогах

4

3

Звук «у». Артикуляция звука. Символ звука «у».

Определение наличия звука: изолированно, в прямых и обратных слогах.

4

Чтение ау, уа. Определение первого и второго звуков, их количества.

Октябрь

1

5

Знакомство с терминологией: читаем слева – направо.   Изображение указательного пальца, указывающего направление при чтении.

6

Звук «о» Характеристика звука. Знакомство с символом звука. Прослушать рассказ про Олю. Назвать слова со звуком «о».

2

7

Определение наличия звука «о» : изолированно, в прямых и обратных слогах, в односложных словах (если услышишь «и», покажи пальчиками ушки ослика

8

Звук «и». Артикуляция звука. Определение наличия звука: изолированно, в прямых и обратных слогах. Чтение ИА, ио, иу

3

9

Закрепление пройденных звуков: Назови первый звук в словах  (Нарисуй помидор. В помидоре вместо глаз символ звука «а», вместо носа – о, вместо рта – и. Если услышишь – а, нажимаем на глаза, если о – на нос, если  и – на рот

10

Знакомство с понятиями «звук в начале» (первый), в конце (последний) на материале пособия «синичка».

4

11

Сказка «Репка». ( первый, последний, в начале, в конце)

12

Определить место звука «а» в названиях фруктов: апельсин, груша, слива, абрикос, арбуз (ягода), хурма.

Ноябрь

1

13

Закрепление пройденных звуков: Если услышишь а – хлопни над головой, если о – ударь по коленям, если у - топни ногой, и – по столу

14

Звук «ы» Характеристика звука.  Определение наличия звука «ы»  изолированно, в слогах, в односложных словах (дом, сыр, дым, сок и.д.)

Измени слова так, чтобы слышался в конце звук ы» сливки – сливы, лимончики – лимоны, апельсинчики – апельсины, мандаринчики  -мандарины)

2

15

Дифференциация звуков «и»  -«ы» Пособие «Убираем урожай»

16

Закрепление гласных звуков. Звуковые линейки. Открой столько кружочков. сколько звуков я произнесла. Нарисуй бусы из символов гласных звуков  гласных, определив 1 звук в слове  

3

17

Понятие согласные звуки, Звук «м».найти картинки со «м»

18

Знакомство с понятиями «звонкий», «глухой»(тапочки, сапожки). Определение места звука «м» в  начале, конце. Два весёлых мухомора

4

19

Термины «твёрдый, мягкий» Кто нашёл гриб: Маша или Миша?

Декабрь

1

20

Чтение прямых и обратных слогов и придумывание слов на прочитанные слоги (мА – машина, малина, мама и т.д.).

21

Звук «н» Характеристика звука, Определение наличия звука «н» изолированно, в слогах, в словах (показ рукой клюва птицы).  

2

22

Диф «н – нь» (посади птенцов в гнёзда), чтение он, она, они, оно по символам

23

Знакомство с живыми и неживыми предметами

3

24

Дифференциация звуков «м – н», чтение по символам: мА – на, мо – но, му – ну, мы умны Звуковой разбор мина.

25

Звук «п», Путешествие в Простоквашино. Чтение прямых и обратных слогов, придумывание слов на заданный звук

4

26

Дифференциация «п» - «пь»

27

Звук «т». Путешествие звука на бал. Определение наличия звука «т» в слогах, словах

Январь

3

28

Дифференциация звуков «т» - «ть», определение места звука «т» в начале и в конце.

29

Звук «в», определение наличия звука «в» изолированно, в словах (если услышишь «в» - нарисуй игрушку на ёлке), понятие слово

4

30

Диф «в» - «вь» Что в руках у Вики и у Вовы?

31

Звук «д», нарисуй столько снежных комков, сколько звуков в  слогах, словах: до, дом, дома

Февраль

1

32

Дифференциация звуков «д» - «дь». Закончи слова подходящим по смыслу словом со звуком «д», определи место звука в слове

33

Дифференциация звуков «т» - «д», замени в словах т на д

2

34

Звук «г», угадай название домашних птиц птицу, которые начинаются со звуков «и», «у», «пь», «г»; выбери из двух слово со звуком «г»

35

Дифференциация звуков «г» - «гь» Подари  картинки снегирю или голубю

3

36

Звук «к»

37

Дифференциация звуков «к» - «кь» Определи последний звук в словах, найди «лишнее» слово. Попади в мишень

4

38

Дифференциация звуков «к» - «г», проговаривание слоговых цепочек, если «г»- нарисуй клюв, если «к» - нарисуй капельку в таблице

39

Звук «б» Буратино на рыбалке» Чтение прямых и обратных слогов. Превращения слов бак, бок, бык, бук  

Март

1

40

Дифференциация звуков «б» - «бь». Ловим рыбу для Буратино в два ведра

41

Звук «л» Собери разрезанную картинку и назови предметы. Чтение слов со звуком «л»

2

42

Дифференциация звуков «л» - «ль». Назови животных со звуками «л» - «ль»

43

Звук «с» Определение места звука «с» в словах; С какой сосульки капает (если «с» в начале – с первой, в середине – со второй, в конце – с последней)?  

3

44

Дифференциация «с» - «сь» Звуковой разбор слова стол. Превращения слов: стол – стал – стул-  стыл

45

Звук «ш» Определение места звука «ш» в словах (разложи игрушки и одежду со звуком «ш» на полки). Чтение слов Маша, Маша, шапка, шубка, лошадка

4

46

Дифференциация звуков «ш – с» Работа в альбомах, зарисовки, назови «лишнее» слово

47

Звуковые задачки п+а=па

Апрель

1

48

Звук «ж» Дополни предложения словами со  «ж»

49

Дифференциация звуков «ж – з» Укажи стрелочками положение языка при произношении звуков. Разложи картинки на слоги жи и  зы  

2

50

Звук «х» Определение места звука «х» (разложи картинки со звуком «х» на грядки). Дифференциация звуков «х» - «хь» (дорисуй лепесток подсолнуху).

51

Дифференциация звуков «х» - «к». Звуковые цепочки. Разложи яблоки в корзинку хомяка или колобка

3

52

Звук «ф», дифференциация звуков «ф» - «фь» (нарисуй орешки в конфетках».

53

Определение места звука «ф» в словах (Разложи картинки по цилиндрам фокусников). Чтение по символам, звуковой разбор - фокус

4

54

Звук «ц» Прочитай конец слова  - ница и образуй слова.  Подбери схему к словам

55

Собери звуки в слова (л – у – к),

Май

3

56

Дифференциация «ц – с» Договори слова. Звук, слово или предложение  

57

Звук «ч»Измени слова так, чтобы появился звук «ч», замени первый звук почка, дочка, ночка, дочка, бочка, кочка

 2 год обучения

Месяц

неделя

занятия

Темы занятий фонетико = фонематического содержания

Сентябрь

1

Обследование речи

2

Обследование речи

3

1

Знакомство с органами артикуляции. Как образуется звук? Для чего нам нужна речь?

2

Закрепление понятия «звук», знакомство с термином  - буква, алфавит. Звук и буква А. Придумывание слов , которые начинаются на «а»

4

3

Шифровальщики ананас - ааа

4

Звук и буква У. Добавь в начало слова – действия у и образуй новое слово. Где напечатаешь букву у слева или справа, чтобы получилось ау и уа, чтение УА, АУ  

Октябрь

1

5

Составление предложений с союзом а, используя графические схемы У Ани зонтик, а у Оли куртка. Определение позиции звука «у» в словах (нарисуй букву У в нужном листочке).

6

Звук и буква И Как Ослик ИА искал свой хвостик

2

7

Дифференциация звуков «а – у – и. Шифровальщики малина  - АИА, клубок – УО. Допечатай элементы буквы И  

8

Составление предложений с союзом И с использованием зарисовок Помидор красный и сочный.

3

9

Звук и буква ы. Раскрась картинки со «ы», добавь к рисунку букву ы, какое слово получится

10

Дифференциация звуков и букв ы – И в конце слов Пособие «Собираем урожай»

4

11

Звук и буква Э Раскрась все буквы Э и увидишь предмет. Название имён со звуком «э»

12

Звук и буква О. Работа с проволокой

Ноябрь

1

13

Дифференциация звуков и букв О У. Ослик  и Улитка собирают картинки со звуками   о и у. Зашифруй пройденными буквами названия фруктов

14

Звук и буква М, дифференциация «м – мь»( на какой гибок упадёт осенний листик?). Чтение прямых и обратных слогов, придумывание слов на заданный слог

2

15

Буква М напечатай слоги по инструкции. Знакомство с «лодочками» (звук в слиянии, вне слияния)

16

Звук и буква Н Чтение слов он, она, они, оно и подбор к ним слов Закрась шляпку гриба со слогом, который я произнесла

3

17

Дифференциация звуков и букв М – Н В гостях у сказочного Мухомора

18

Звук и буква П Поездка в Простоквашино

4

19

Печатание слов по клеточкам, Составление и печатание предложений с использованием графических схем предложения. У папы пума. У мамы пион. У папы и мамы пони.

20

Звук и буква Т Буква Т едет в гости к Томе и Тиме

Декабрь

1

21

Дифференциация звуков и букв П и Т работа с авторским пособием. Зачеркни слог, который я произнесла, Определение «т» в словах, печатание слов кот, ноты, питон, топот, потоп ,звуковой разбор в змее питон  

22

Составление предложений с использованием графической схемы Предлог по

2

23

Звук и буква К Волшебное дерево, диф «к – кь» (помоги белочкам собрать орешки).

24

Составление предложений с использованием графических схем с союзом как(Заяц белый как снег), вставь пропущенную букву в слове утка (у_ка, _тка, ут_а, утк_ ).  

3

25

Звук и буква Д История про девочку Дину, работа в альбомах, моделирование буквы Д (точки и цифры).

26

Найди на картинке предметы со  звуком «д». Покажи, где дома, дом, домик, домики, напечатай

4

27

Подбор слов – родственников к словам: дом, двор, вода

28

Дифференциация звуков и букв Т и Д Шифровальщики (тихая девочка – ТД) Какие гласные звуки исчезли из слов к_т_ (коты), закрой магнитами слог на снежинке, который я произнесла

Январь

2

29

Составление предложений с использованием графических схем. Предлог под. Том сидит под окном. Печатание предложения.

30

Звук и буква Л Наблюдение за животными с высокой горы. Определение позиции звука в слове (в каком вагоне едет животное?). Чтение слов лак, лаки, лапки

3

31

Нарисуй в сугробе столько снежинок, сколько звуков я произнесла. Чудесные превращения полка – палка, лак – лук. Вставь пропущенные буквы, обозначающие согласные звуки и слова (_о_о_о – молоко, пил, пила, пили) . Чтение слов и придумывание предложений: упал, упало, упали, упал)

32

Звук и буква С Подарок девочки Снежинки. Чтение слов на снежинках, чудесные превращения: сыт – сан – сон – суп – суд – сад – сам). Дифференциация «с – сь»(закончи предложения словами со звуком «сь»).

4

33

Чтение слогов со стечением согласных и придумывание слов, какую букву закрыл снегирь в слове слон

34

Звук и буква В   В зимнем лесу. Живые звуки. Деформированные слова. На что похожа буква. Покажи букву на себе

Февраль

1

34

Дифференциация звуков  и букв В и Л Зарисовки в тетради. Образование глаголов с помощью приставок и печать в тетради.  

36

Составление предложений с использованием графических схем предлог в. Отгадывание ребусов вода, волосы, волк, Вова, восто,

2

37

Звук и буква Б  Путешествие Буратино к Деду Морозу.

Дифференциация звуков «б – бь»(разложи подарки по мешкам)

38

Дифференциация звуков и букв П и Б (авторское пособие)

3

39

Звук и буква З У зайчика в гостях, дифференциация звуков «з – зь» (положи на синюю перчатку картинки со звуком зь, на чёрную – з.

40

Дифференциация звуков и букв С и З Составление предложений с использованием графических схем. Предлог за. Зина видит за окном ________

4

41

Звук и буква Г путешествие по зимнему лесу гусёнка Гоши

42

Звук и буква Ш Повесь в шкаф одежду со звуком «ш»

Март

1

43

Дифференциация звуков «ш  -с» Зарисовки в альбомах. Печать У Саши сушки.

44

Звук и буква Ж. Напечатай на варежках слова с буквой Ж. Правило ши, жи

2

45

Дифференциация звуков и букв ш – ж Разложи картинки по кармашкам и напечатай. Договори слова

46

Звук и буква Х Расскажи, о чём книга? О ракетах, о машинах, о цветах. Определяем последний звук. Как стать миллионером?  Отвечаем на вопросы и печатаем в тетради

3

47

Звук и буква Р Заколдованная пещера.

48

Звук и буква Й. Измени первую букву и получится новое слово: майка, лайка, зайка, пайка, сайка, Райка, байка. Дай лексическое толкование словам.

4

49

Дифференциация звуков «й – и»  

50

Буква Я Большая буква в словах  

Апрель

1

51

Дифференциация звуков и букв а - я Сравни рад – ряд, выполни звуковой разбор Зашифруй слова буквами А и Я

52

Буква Е Предлог на

2

53

Дифференциация звуков и букв е – э. Найди ошибку в словах

54

Буква Ю

3

55

Дифференциация звуков и букв у – ю, сравни слова: лук – люк, выполни звуковой разбор

56

Звук и буква Ц  

4

57

Дифференциация звуков и букв ц и с (закрой магнитом птичку со словом, которое я  произнесла – цвет – свет, прицел – присел)

58

Звук и буква Ч.

Май

3

59

Звук и буква Щ образование профессий с суффиксом  - щик

60

Дифференциация звуков и букв ч и щ. Найди ошибку: клющ, гращ, чука

4

61

Буква ь

Используемая литература:

Н.Н. Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «Вако» 2004 г.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду». Москва «Центр» 2005г.

Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Москва «Владос» 1998 г.

Е.В. Мазанова «Преодоление нарушения письма» 2004 год

Е.В.Мазанова «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» 2004

 

Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, А.В.Ястребова, Т.П. Бессонова «Основы логопедической

работы с детьми» 2003 г.

А.П. Ивченко «Подготовка к обучению грамоте в детском саду 1990г.

И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000 год

       

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи....

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ЗПР

В презентации раскрыты особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с ЗПР....

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».

Конспект занятия для детей 1-2  года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».

Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...

Формирование фонетико-фонематических процессов у детей с ТНР в процессе пальчиковых игр.

У дошкольников спонтанно не формируется та ориентировка в звучащей речи, которая могла бы стать предпосылкой успешного овладения грамотой. Нужно специальное обучение, направленное на всестороннее разв...

Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности»

Работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности включает в себя несколько направлений:Организация развивающей пр...