Развивающий массаж в логопедической работе с детьми
консультация по логопедии по теме
В работе идёт речь о значении развивающего массажа, его взаимосвязи с речевым развитием. Дана методика проведения различных видов развивающего массажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_dlya_sayta.docx | 122.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающий массаж
в логопедической работе с детьми
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Восприятие, память, внимание, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи.
Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж.
Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Известно его как местное, так и общее благоприятное воздействие на организм человека. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
По утверждению И. Канта “рука является вышедшим наружу головным мозгом”. В.А. Сухомлинский считал, что « ум ребенка находится на кончиках его пальцев ».
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно эта близость дает основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат.
В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6 – месячного возраста. Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлении от кончиков пальцев к запястью. Детский развивающий массаж целесообразно сопровождать стихами, потешками, т.е. текстами, содержание и ритм которых максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения молча, по показу логопеда, затем по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст (отраженно, сопряжено, самостоятельно).
Виды развивающего массажа:
1. Самомассаж лица.
2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
3. Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.
4. Плантарный массаж (массаж стоп ног).
5. Аурикулярный массаж ( массаж ушных раковин).
Самомассаж лица
Специальный самомассаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит - и на развитие речи, был разработан и применен на практике швейцарским врачом Ф.Р. Ауглиным (см. приложение 3).
По мнению Ф.Р. Ауглина положительные результаты достигаются вследствие влияния внешних импульсов на кору головного мозга. В течение восьми месяцев дети от 7 до 15 лет из г. Люцерна делали массаж под наблюдением ученых. Уже после трех недель специальных и весьма простых упражнений взрослые заметили у 98% детей повышенную активность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, стали верховодить в своем окружении, у них появились разносторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан вывод, что регулярное применение специального массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.
Комплекс доктора Ауглина был опробован и творчески развит И.А. Блыскиной (Санкт-Петербург) на другой возрастной группе детей – от 4 до 7 лет. (Игровой комплекс самомассажа лица для детей 6-7 лет дан в приложении 1.)
Самомассаж кистей и пальцев рук
Этот массажный комплекс был разрабртан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова. Он состоит из трех типов упражнений:
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук
- Самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук
(Комплекс самомассажа кистей и пальцев рук дан в приложении 4).
Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.
Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет любую пальчиковую гимнастику. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление. (Игровой комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления дан в приложении 2).
Плантарный (индийский) массаж
Массаж рефлекторных зон стоп, стимулирующий природные способности организма к самоисцелению – один из древнейших и щадящих способов лечения, мощный оздоровительный метод из области рефлексотерапии. В отдельных случаях такой вид массажа заменяет общий массаж тела. Различными движениями обрабатываются рефлекторные точки, которые отвечают за все органы и системы в организме человека. Такое воздействие успокаивающе действует на нервную систему человека и в целом позволяет сбалансировать работу различных систем организма. Через множество нервных окончаний (более 72 тысяч), находящихся в кожных рецепторах на подошве ног, можно воздействовать на весь организм в целом, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.
Техника плантарного массажа.
При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладут небольшие валики. Для детей с ДЦП расслабляющая поза подбирается индивидуально.
Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание ), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).
Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь, 2-3 раза в неделю.
Аурикулярный массаж
Аурикулотерапия включает в себя не только иглоукалывание ушной раковины, проводимое специалистом-медиком, но массаж активных точек наружного уха, который вполне под силу освоить и применять в домашних условиях.
Щадящий акупунктурный безболезненный массаж ушных раковин – аурикулярный – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.
На ушной раковине находятся 170 точек, через которые можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны внимания и улучшения памяти (Приложение 3).
Приложение 1
- Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать
ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперед я ушки, а потом назад.
Ушки будут на макушке, как у медвежат.
Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
Оттяну вперед я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки, детки вряд сидят.
- Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно
«рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.
А теперь по кругу щечки дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам память разовьем.
Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!
- Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30.
Потом – круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.
На подбородке круг черчу: как будто обруч я кручу.
Четко буду говорить, звуки все произносить.
Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем!
Чтобы думали получше озорные мишки
Мы погладим лобики плюшевым плутишкам.
Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем!
- Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Делать 1 мин.
Чтобы глазкам лучше видеть, стать внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки нарисуем поскорей,
Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем!
- Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать
последовательно на четыре парные точки от переносицы до оснований
крыльев носа. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская,
на счет до 20. Делать по 1 разу.
Точка 1
Мы подушечками пальцев в точки попадем
На носике-курносике мы точки разомнем.
Точка 2
Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа нужно делать всем!
Мы подушечками пальцев в точки попадем:
Точка 3
На носике-курносике мы точки разомнем.
Раз, два, три – скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа нужно делать всем.
Точка 4
Мы подушечками пальцев в точки попадем:
Носики-курносики немножко разомнем.
- Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и
наоборот. Делать по 10 раз.
Бегемотик, рот открой и налево двинь щекой!
Бегемотик рот открой и направо двинь щекой!
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительный вдох и выдох, руки
свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши детки, тихо в ряд сидят.
Знают, польза от массажа будет для ребят!
Приложение2. Упражнения для суставов пальцев с элементами
сопротивления.
- Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Руки сжать в кулак. Резко разжать.
Крепко пальчики сожмем, после резко разожмем.
- Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук
соприкасаются.
Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми,
одновременно приподнять локти. Потрясти руками и повторить
упражнение снова.
Потерялись мы в лесу, громко крикнем все: «АУ!»
- Двигать большим пальцем к себе и от себя.
Зажигалку зажигаю, искры кремнем выбиваю!
- Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница. Быстро мука мелется.
- Опереться руками о стену. Нажать сильнее – расслабить кисти.
Сильным я родился! А ну, стена, подвинься!
- Вытянуть руки вперед. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть
вниз.
Вот все пальцы на виду. Бух! – теперь их не найду.
- Одной рукой поддерживать другую руку в запястье и энергично
встряхивать.
Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Ручкой ручку поддержу, сильно ею потрясу.
Приложение 3. Аурикулярный массаж.
Целенаправленное влияние на зоны внимания.
Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:
1)противокозелок;2)треугольная ямка;3)зона перехода ножки
завитка в восходящую часть;4)самая глубокая часть раковины
(воронка).
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять – будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнем и опять играть начнем.
Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть, нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.
Из ушка к верхушке дорожка идет.
По этой дорожке наш пальчик
пройдет.
Погладим ее мы, чтоб гладкой
была…
И дальше продолжилась наша игра.
Снизу в ушке ямка есть, нужно
ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять –
продолжаем мы считать.
Ушкам отдохнуть пора. Вот и
кончилась игра.
Приложение 3. Массаж профессора Ауглина + картинки
Этот массаж рекомендован детям с самого рождения.
1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.
Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.
Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.
2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек.
3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях.
4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты).
Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.
5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на нижеуказанные точки на каждую по очереди:
• точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза;
• точка 2 — на середине носовой кости;
• точка 3 — у края носовой кости (соответствует точке Инь-сян);
• точка 4 соответствует точке Хэ-ляо.
Чтобы сила надавливания на точки была достаточной, локти следует развести в стороны, руки — параллельно полу.
6. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. (Упражнение не является обязательным при выполнении комплекса.)
Каждое упражнение выполняется на медленный счет
до 10.
Эта процедура не утомительна, так как занимает всего
10 минут.
Эффект массажа усиливается, если к нему добавить упражнения для кистей рук и аурикулярный массаж.
Есть предположение, что этот массаж не менее эффективен и для взрослых.
Список использованной литературы
Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. М., 1991.
Бирюков А.А. Массаж – спутник здоровья: Кн. Для учащихся. М.,1992.
Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.
Васичкин В.И. Справочник по массажу. 3-е изд. СПб.,1996.
Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю.
Использование физических упражнений по развитию мелкой
моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у
учащихся начальных классов// Дефектология. 1999.№3.
Дубровский В.Н., Дубровская Н.М.
Практическое пособие по массажу. Чебоксары.1995.
Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. М. 1998.
Здоровье своими руками. Минск, 1996.
Исцеляющее касание / Сост. Т.Кондратьева. СПб.,1996.
Кольцова Н.М. Двигательная активность и развитие функции мозга
ребенка.М.,1973.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии:
Практическое руководство для учителей и
родителей.М.,2000.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторских речевых тренажеров как элементов коррекционно-развивающего пространства в работе с детьми логопедической группы
Практический материал для автоматизации звуков...
Использование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями
ИСпользование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями...
Развивающий массаж в логопедической работе с детьми
Массаж – средство развития интеллектуальных (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и речевых возможностей ребёнка....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
Семинар - практикум «Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушением речи»
Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска методов, позволяющих изменить ситуацию. Одним из таких методов явля...
Мастер - класс для родителей :"Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи"
Познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами развивающего массажа, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Раскрыть особенности...