Семинар - практикум «Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушением речи»
материал
Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска методов, позволяющих изменить ситуацию. Одним из таких методов является организация коррекционно-образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм работы, одной из которых является самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар - практикум
«Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушением речи»
Подготовила учитель-логопед:
Титова Валентина Алексеевна
п.г.т. Малиновский, 2021
Цель семинара-практикума: повышение профессионального уровня учителей-логопедов – участников, в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы учителя-логопеда по применению самомассажа в коррекционной работе с детьми.
Задачи:
- Познакомить участников семинара - практикума с методами и приемами использования самомассажа в коррекционной работе с детьми.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
- Активизировать познавательную деятельность учителей-логопедов, повысить их уровень профессиональной компетенции в вопросах самомассажа в коррекционной работе с детьми.
Оборудование: бельевые прищепки, мячи су-джок, контейнер с шишками, «сухой бассейн», резиновым мячиком или воздушными шарами, наполненными разными крупами.
Практическая часть
В последнее время мы слышим все чаще:
«Ребенок хороший, но не говорящий
А этот, хоть скажет, но плохо, не внятно.
И что говорит — ничего не понятно»
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять, разобраться и справится с этим.
— Добрый день, уважаемые педагоги! Приятно видеть Вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный практикум.
Теоритическая часть
Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Поэтому возникает необходимость поиска методов, позволяющих корректировать ситуацию. Одним из таких методов является самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей.
Этот массаж, выполняется самим ребенком, имеющим речевую патологию. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на речевое развитие и на здоровье детей в целом.
Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» — греческого происхождения и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, Японии, Греции, Риме.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения; Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
- можно использовать без специального медицинского образования.
Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида:
• общий (самомассаж головы, лица);
• артикуляционный (губ, языка) ;
• пальчиковый
Самомассаж общий и артикуляционный проводится по схеме: массаж головы и шеи, мимических мышц лица, губ и языка, ушных раковин. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:
- Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
- Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
- Разминание - смещение тканей с захватом –пощипывание.
- Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.
Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми:
- Игровая мотивация;
- От простого к сложному;
- Учет индивидуального темпа детей;
- Задания разного уровня сложности;
- По подражанию;
- По образцу;
- По речевой инструкции;
- По аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений, помогая речевыми командами).
Самомассаж мышц головы и шеи
Известно, что на нашем теле есть тысячи биологически активных точек. Воздействуя на некоторые из них, можно добиться улучшения самочувствия. Каким образом?
Если верить теории китайской медицины, в нашем теле циркулирует невидимая энергия. Проходит она по каналам или меридианам. Активные точки расположены как раз на таких энергетических «трассах». Хотя меридианы и энергетические зоны не видны ни в один микроскоп, факт остаётся фактом: массаж или растирание определённых зон на коже способно избавить от боли, укрепить здоровье и улучшить внешний вид.
Биологически Активные Точки -это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которой имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур ( сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), служащий для восприятия или излучения энергии окружающей среды, ее накопления, хранения и передачи ее в нервные центры и внутренние органы через систему меридианов.
Биологически активные точки располагаются практически на каждой части тела. Знать их все и уметь правильно воздействовать – действительно целая наука, которой китайские целители обучаются не один десяток лет. Я предлагаю вам познакомиться с основными точками используемых в логопедической практике, найти которые не составит труда, а эффект от массажа принесёт пользу. Для воздействия на точку используем подушечку пальца.
Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов; регуляция вегетативных функций и обменных процессов; регуляция эмоционального состояния; профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.
Одним из условий эффективности точечного массажа является правильное определение локализации БАТ.
В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей.
Точки вокруг глаз используют при нарушении произвольных мимических движений в области лба(хмурить брови) и глаз (прищуривать, широко открывать глаза), и косоглазии.
Точки вокруг носа улучшают кровообращение верхних отделов полости носа, улучшают носовое дыхание, способствует расширению резонаторы возможностей речевого голоса, профилактика голосовых расстройств. Все точки под носом используются при нарушении произвольных движений в области носа (сморщивание, поднимающие верхнюю губу и крыло носа.)
Точки вокруг рта используют при поражениях подъязычного нерва, выражающихся в затруднении движения нижней челюсти, повышенной саливации, нарушения функции жевания, глотания, нарушения подвижности мышц языка, при поражении лицевого нерва, нарушение мышечного тонуса губ, при поражении языко-глоточного нерва, нарушении мышечного тонуса корня языка и мягкого нёба.
Точки на шее, на щитовидном хряще и на подъязычной мышце нормализуют напряжение мышц голосового аппарата, а также мышц гортани, глотки и корня языка. При саливации.
Точки около уха используются при нарушении функции подъема нижней челюсти, при гиперкинезах жевательных мышц, лицевого нерва, тройничного нерва, нижнечелюстного нерва.
Практическая часть:
1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
2. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам. Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Дождик». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу. Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, затем воздух под нижнюю губу.
3. «Мостики». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
4. «Муха-цокатуха» Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
5. «Я усатый». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
6. «Нарисую улыбочку». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
8. «Расческа». Поглаживание губ зубами
«Молоточек». Постукивание губ зубами.
Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
9. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещать мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
Похлопать ладошками по щекам.
10. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
В стихах: «Лошадка».
Я люблю свою лошадку – кончиками пальцев поглаживают лоб от середины к вискам
Причешу ей шерстку гладко – указательными пальцами гладим брови
Гребешком приглажу хвостик –кулачками массировать крылья носа
И верхом поеду в гости – похлопывание по щекам ладонями.
Моем-моем мы лицо, умываемся ладошками.
Гладим, сушим утюжком мокрые дороженьки:
подбородок, щёчки и виски, вот и к лобику пришли.
Гладим лобик-бугорок: от полянки до висков.
Гладим, вытираем и массаж сегодня завершаем.
Аурикулярный массаж.
Самомассаж ушных раковин — аурикулярный — рекомендован детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.
Воздействуя на точки ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.
1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 — 5 раз.
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.
Разомнём мы ушки наши: разотрём руками,
нежно ушки мы свернём, ушки развернутся сами.
Ушки тянем мы вперёд-назад словно слоник невпопад.
Ушки наши покраснеют, потому что руки наши их согреют.
Массаж язычной мускулатуры.
Это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Это может быть как массаж руками с использованием шпателя, зубной щетки или соски, так и массаж языка с помощью зубов и губ.
1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
2. «Пошлепывание языка губами». Пошлепывать язычок, который находится между губами, при этом слышатся звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ».
3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
4. «Покусывание языка зубами». Покусать язычок зубками, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
Самомассаж рук.
Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания, словно надевая кольцо. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем быстрее и лучше развивается речь. Самомассаж рук – это самомассаж ладоней и пальцев.
На занятиях я обучаю детей элементам самомассажа рук в игровой форме и с использованием нетрадиционного материала. Очень нравится детям играть:
- с бельевой прищепкой — «Лапки-царапки» (кусаем ногтевые фаланги);
- покатать между ладонями сосновую шишку, грецкий орех и т.д.;
- растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты – «Погреем ручки»;
- растирать ладонями шестигранный карандаш;
- с резиновым мячиком или воздушными шарами, наполненными разными крупами;
- шариками су-джок – «Ежик», «Солнышко» (катание между ладошками, по каждому пальчику, надевать колечко-пружинку на каждый пальчик, перечисляя домашних животных или произнося звуки).
- зубные щёточки.
Особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» — это небольшие емкости или коробочки, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой (фасоль, рис, бусы, горох и т.д.)
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
В заключении хочется отметить, что логопедический массаж улучшает звукопроизношение, положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи. А так же оказывает положительное воздействие на организм в целом.
Источники:
- http://vospitatel.deti-club.ru/articles/18-master-klass-dlja-roditelei-razvivayuschii-massazh-v-logopedicheskoi-rabote-s-detmi-s-narushenija.html
- https://ludmilatumanova.ru/raznoe/samomassazh-yazyka-logopedicheskij.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/-samomasazh-dlja-doshkolnikov-s-rechevoi-patologiei.html
- https://logopeddoma.ru/news/metodika_tochechnogo_massazha_massazh_biologicheski_aktivnykh_tochek_biologicheski_aktivnye_tochki_ispolzuemye_v_logopedicheskom_massazhe/2013-06-03-190
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающий массаж в логопедической работе с детьми
В работе идёт речь о значении развивающего массажа, его взаимосвязи с речевым развитием. Дана методика проведения различных видов развивающего массажа....
Развивающий массаж в логопедической работе с детьми
Массаж – средство развития интеллектуальных (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и речевых возможностей ребёнка....
Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения...
Мастер - класс для родителей :"Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи"
Познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами развивающего массажа, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Раскрыть особенности...
Буклет для родителей "Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи"
Представленный материал буклета показывает всю актуальность применения развивающего массажа. Способы его выполнения в домашних условиях....
Презентация "Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи"
Может использоваться для работы с родителями, в качестве рекламного материала. В ней подробно описаны: актуальность и новизна изложенного материала....
Мастер-класс для родителей "Роль развивающего массажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводится логопедический массаж.Помимо логопедического массажа эффективным средством, способствующ...