Метод моделирования
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Белева Светлана Николаевна

Использование инновациооных технологий на логопедических занятиях. Содержание: Формирование аналитико-синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. Пути реализации: Символы звуков и их характеристик, звуковые и слоговые схемы. Результаты: Развитие фонематического слуха, символической функции речи; сокращение сроков исправления нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_modelirovaniya.docx301.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад ОВ №54»

 «Использование метода наглядного моделирования

в коррекции звукопроизношения у детей

дошкольного возраста»

Учитель – логопед

Белева Светлана Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Актуальными и перспективными на сегодняшний день являются исследования педагогов и психологов, которые показали, что основой развития умственных способностей служит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

   Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

   На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

   Практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.

   При использовании различных моделей меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

   Коррекционные задания, «зашифрованные» в наглядной модели, стимулируют и активизируют детей, способствуют переводу речевых навыков из зоны ближайшего в зону актуального развития. Параллельно с собственно логопедической работой по формированию правильного звукопроизношения у детей осуществляется коррекция и других высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

   У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется умение применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем говорят взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня умственных способностей.

   В логопедической практике часто вызывают затруднение не только постановка звука, но и введение поставленного звука в речь (процесс автоматизации), особенно у детей с дизартрией. Период автоматизации – трудный и долгий, поскольку на начальном этапе положение органов артикуляции еще неустойчивое и на поиск нужного артикуляционного уклада требуется время. Поэтому правильное изолированное произнесение звука бывает недостаточным для того, чтобы ребенок мог употреблять поставленный звук в словах и фразах.

   Все это вызывает необходимость продлить период автоматизации поставленного звука в слогах, используя метод наглядного моделирования.       Такие задания, как воспроизведение звука изолированно, в прямых и обратных слогах, слоговых рядах с опорой на обозначение с помощью символа, позволяют ребенку после показа воспроизводить речевой материал самостоятельно, повысить активность речи, мотивацию к логопедическим занятиям, способствуют развитию навыков самоконтроля за речью.

   Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью (так как «условность» легко принимается детьми) и может использоваться при проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.

ПРИЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

   Сначала выбирается символ, обозначающий нужный для автоматизации звук, например, «тигр» - обозначает [р], «самолет» - [л], «комарик» - [з], «вода» - [с], «гусь» - [ш], «жук» - [ж], «паровозик» - [ч], «щетка» - [щ] и символы гласных звуков, имеющие сходство с их оральным образом и наглядно показывающие, какой звук следует произносить. Символы звуков приклеены на синие (обозначающие согласные звуки) и красные (обозначающие гласные звуки) крышечки (рис.1). Символ гласного звука уточняет артикуляцию, способствует укреплению связи фонема – артикулема и тем самым дифференциации звуков и букв о – у, а – о и профилактике замен на письме соответствующих букв.

   

               

                                                      Рис.1

   Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений при коррекции звукопроизношения у дошкольников.

   Для автоматизации поставленного звука в слогах к имеющемуся символу нужно добавить символ гласного звука (рис.2).

G:\Новая папка\IMG_0114.jpg  G:\Новая папка\IMG_0116.jpg

                    Прямые слоги                                   Обратные слоги

                                                       РИС.2

   В зависимости от возможностей ребенка ему можно предложить повторить до трех-четырех одинаковых слогов (рис.3).  Затем произносить слоговые ряды, состоящие из слогов со сменой гласных (рис.4). Вариативность задания состоит в том, что при произнесении разных слогов  (например, СА – СЫ – СА; РА – РЫ – РЫ), мы делаем акцент (ударение) на определенном слоге (первом, втором или третьем), передавая ритмический рисунок.  

После того, как ребенок хорошо запомнил модели слогов, можно предложить ему составить свою модель, «зашифровать» или «закодировать»  сообщение для друга.

Алгоритм процесса строится следующим образом: разнообразные многочисленные упражнения → навык → осмысление → вывод → новые игры на основе этого вывода.

Возможность самому составлять задания повышает интерес ребенка к упражнениям и его активность.

G:\Новая папка\IMG_0112.jpg     G:\Новая папка\IMG_0119.jpg

                    Рис.3                                                                Рис.4        

 

  Варианты заданий могут быть следующие:

Произнесение слогов по парам, где первый слог один и тот же, а второй в паре меняется по очереди и наоборот. Получаются такие пары слогов:

Ла – лу                 Ро – ру                Су – со              Шу – ши

Ла – ло                 Ро – ро                Со – со              Шо – ши 

Ла – ла                 Ро -  ра                Са – со              Ша – ши 

Ла – лы                Ро -  ры               Сы – со             Ши – ши

  Пары слогов можно представить по – разному:

G:\Новая папка\IMG_0124.jpg     

   

   Ребенку предлагается самому выбрать, какой слог будет первым в парах. Количество вариантов пар, выполняемых на одном занятии, зависит от его возможностей и творчества. Слоги могут быть как прямыми, так обратными.

   Дифференциация звуков  – это один из этапов коррекционной работы с детьми, вызывающий наибольшие трудности.

   На начальном этапе проходит дифференциация изолированных звуков. Логопед медленно называет звуки, а дети показывают или выкладывают на столе соответствующие картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки.

                             G:\Новая папка\IMG_0087.jpg 

   На всех этапах коррекционной работы над автоматизацией и дифференциацией звуков соблюдается принцип от простого к сложному: от  выполнения задания по образцу до самостоятельного составления моделей слогов и слов.

  

   При дифференциации звуков в слогах  варианты заданий могут быть следующие:

 G:\Новая папка\IMG_0117.jpgG:\Новая папка\IMG_0118.jpg

G:\Новая папка\IMG_0121.jpgG:\Новая папка\IMG_0123.jpg

  Дифференцировать слова можно также, используя модели. Детям предлагаются картинки, например, со звуками [c] – [ш]. Нужно спрятать все картинки со звуком [c] и со звуком [ш]. Или один ребенок закрывает картинки со звуком [c], а другой ребенок – со звуком  [ш]  (рис.5,6)

  Логопед тоже может принимать участие в этой игре, спрятав картинку, описать её, чтобы дети самостоятельно назвали ответ – отгадку. Загадку – описание составляют и сами дети.  

  Возможность самому составить загадку повышает интерес ребенка к упражнениям и его активность. За каждый ответ или загадку детям дается фишка.

G:\Новая папка\IMG_0085.jpg  G:\Новая папка\IMG_0104.jpg

                             Рис.5                                                   Рис.6

    Дифференцируя звуки в небольших текстах, логопед предлагает послушать его внимательно и положить картинку-модель на стол, когда ребенок услышит слово с заданным звуком. В конце рассказа можно по моделям посчитать, сколько слов с заданным звуком встретилось в тексте и вспомнить их.

   Познакомившись с моделями звуков, научившись составлять схемы слогов и слов, дети, еще не зная букв, «читают». Тот самый звуковой анализ "проходит" через тактильное, зрительное, слуховое восприятие, через эмоции детей; формирование речи и навык чтения приобретается автоматически.

   Анализ процесса формирования навыков чтения у детей подготовительной к школе группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи в начале и середине учебного года представлен диаграммой.

             

            Начало учебного года                           Середина учебного года

   Следует отметить, что слияние гласной и согласной представляло для ребят  большие трудности. После работы с моделями звуков навык у детей был сформирован.

   Опыт показал, что коррекционную работу с использованием метода моделирования целесообразно проводить на разных этапах автоматизации звуков и на этапе их дифференциации, что позволяет успешно справляться с недостатками звукопроизношения у детей и решить такую немаловажную задачу для будущих первоклассников, как профилактика дисграфии и дислексии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Консультация для воспитателей "Метод моделирования. С чего начать?"

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению , выбору и конструированию моделей....

Метод моделирования в системе ТРИЗ.

В настоящее время появилось большое количество образовательных программ, технологий, различных методов, которые используются в современном образовательном процессе на основе личностно-ориентиров...