Конспект
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: систематизировать и уточнить знания детей о рыбах.
Образовательные задачи:
-формирование знаний о механизме организации звука “Р” и его акустических особенностях;
-формирование грамматического строя речи: согласование существительных с числительным в роде, числе; образование притяжательных прилагательных; формирование понятия “родственные слова”;
-расширение лексического запаса по изучаемой теме;
-развитие связной речи: составление предложений по опорным словам; заучивание наизусть;
-закрепление умения детей определять место звука в слове.
Коррекционные задачи:
-развитие моторики артикуляционного аппарата;
-формирование речевого дыхания;
-развитие внимания, памяти, мелкой и общей моторики;
-автоматизация звука “Р” в слогах, словах, предложениях, в тексте.
Воспитательные задачи:
-воспитывать заботливое отношение к природе;
-коррекция личности в целом.
Оборудование: “Чешуйки” с текстами загадок, картинка рыбки. Настольные зеркала, магнитная доска. Картинка яблони с яблоками, на которых приклеены картинки с родственными словами слову “рыба”, 2 ведерка, 2 удочки, картинки - рыбок.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Цель: ознакомление с темой занятия, развитие логического мышления и слухового внимания.
Дети входят в кабинет, здороваются. На столе лежат “чешуйки” с текстами загадок. Дети берут по одной “чешуйке”, логопед зачитывает загадку. После того, как дети отгадали загадку, вставляем “чешуйку” в рыбку.
Логопед:
Отгадайте загадки.
В воде она живет
Нет клюва, а клюет.
Дети: рыба.
Логопед: За правильный ответ повторите чистоговорку: РА-РА-РА – поднимайся детвора.
Логопед:
Что за звезды в глубине
На песке лежат на дне?
а вопрос ответить просто:
На песке –…
Дети: морские звезды.
Логопед: Повторите за мной РА-РА-РА – в детский сад идти пора. Молодцы!
Логопед:
Он задира, озорник,
Острый у него плавник
Любит он ершиться
Как с ним подружиться?
Дети: Ёрш.
Логопед: Повторите: ОР-ОР-ОР – вырос в поле мухомор. Следующая загадка.
Логопед:
Он забился меж камней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то.
Дети: краб.
Логопед: Повторите: ИР-ИР-ИР – Рома пьет кефир.
Логопед:
Ползет наоборот
Задом на перед.
Дети: рак.
Логопед: Повторите: АР-АР-АР- в небе вьется белый пар.
Логопед: Молодцы ребята! А кто это у нас получился?
Дети: рыба.
Логопед: какой первый звук в слове рыба?
Дети: Р.
Логопед: Правильно!
2.Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Логопед:
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
“Лошадка” Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
“Качели” Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать
“Маляр” Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
“Почистим зубки”. «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
Логопед: Молодцы размяли наш язычок.
3.Работа с картинкой.
Цель: развитие мышления, внимания.
Логопед: В нашей реке живет не простая рыбка. Она волшебная, золотая.
Логопед: это чья голова?
Дети: это рыбья голова.
Логопед: это чье туловище?
Дети: это рыбье туловище.
Логопед: это чьи плавники?
Дети: это рыбьи плавники.
Логопед: это чей хвост?
Дети: это рыбий хвост.
Логопед: это чья “чешуя”?
Дети: это рыбья “чешуя”.
Логопед: это чей глаз?
Дети: это рыбий глаз.
Логопед: Молодцы ребята! Старались отвечать полным предложением.
4.Пальчиковая гимнастика “Рыбка”.
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
Логопед: Давайте немного поиграем с нашими ручками и порадуем “Золотую рыбку”. (Прикрепить к доске)
Рыбка плавает в водице (Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла (Снова плывут)
Молодцы! Какие у вас были ловкие рыбки.
5.Подбор родственных слов.
Цель: развитие мышления, расширение и уточнение словаря.
Логопед: Посмотрите, на берегу реки растет яблоня. Она тоже не простая на ней растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи:
Логопед: Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …
Дети: рыбы.
Логопед: Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно …
Дети: рыбка.
Логопед: Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая…
Дети: рыбешка.
Логопед: Выплывает, корм ища
Пребольшая …
Дети: рыбища.
Логопед: Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой...
Дети: рыбак.
Логопед: Но вдруг подул холодный ветер “с-с-с” яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба (Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево).
Дети: рыбак, рыбка, рыбешка, рыбища.
Логопед: Молодцы ребята! Вспомнили все родственные слова.
6.Игра “Рыболов”.
Цель: развитие общей моторики и внимания.
Логопед: Ребята вы любите рыбачить? Тогда давайте ловить рыбу. Вот вам удочки. Ловим по одной рыбке и складываем в ведерко. Логопед спрашивает:
Логопед: сколько рыб поймал Рыбалов?
Настя: Рыбалов поймал 2 рыбы.
Логопед: сколько рыб поймал рыболов?
Максим: Рыбалов поймал 5 рыб.
Логопед: Молодцы!
7.Игра «Путаница».
Цель: развитие логического мышления, слухового внимания, правильного построения предложения.
Логопед: Ребята “Золотая рыбка” говорит, что не может составить предложения. Все слова у нее перепутались. Помогите, пожалуйста!
Логопед: рыба, жить, в, река.
Дети: Рыба живет в реке.
Логопед: рыбаки, поймать, карася.
Дети: Рыбаки поймали карася.
Логопед: рыба, есть, у, хвост, красивый.
Дети: У рыбы есть красивый хвост.
Логопед: сказка, рыбак, о, рыбка, и.
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Логопед: Молодцы, хорошие составили предложения.
8.Чтение стихотворения.
Цель: развитие слухового внимания, памяти.
Логопед: Ребята, послушайте стихотворение
Тянут сети рыбаки –
Тянут рыбу из реки.
Ловят рыбу разную –
Белую и красную.
Много и немножко.
Хор-р-роша р-рыбешка!
Логопед: Про кого это стихотворение?
Дети: про рыбаков.
Логопед: Кто такие рыбаки?
Дети: это люди, которые ловят рыбу.
Логопед: Прослушайте стихотворение еще раз и запоминайте. (Логопед читает второй раз, далее читают дети).
Логопед: Молодцы!
9.Итог.
Логопед: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились почти со всеми заданиями. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....