Занятие НОД по логопедии автоматизация звука Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цели:
- закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
- развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
- воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
- развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
- воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные и сюжетные картинки.
План
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
- Сообщение темы урока
- Проговаривание изолированного звука
- Анализ артикуляции
- Характеристика звука
- Связь звука с буквой
- Развитие фонематического слуха
- Закрепление звука в слогах
- Закрепление звука в словах
- Физкультминутка
- Закрепление звука в словосочетаниях
- Закрепление звука в предложениях
- Итог урока
Этапы | Ход урока | Методические примечания |
I | – Здравствуйте, ребята. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь. | Организация учащихся. |
II | – Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистил зубки. | Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения: “Почистим зубки”, |
III | – Ребята, сегодня к нам в гости пришел этот Мышонок Мыша. Какие звуки повторяются в словах Мыша и Мышонок? – Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение звука [ш]. |
|
IV | – Ребята, наш гость Мыша очень страшный шалун. Залезает Мыша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф. – Ребята, как шуршал Мыша? – Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур. – Какой звук стоит в начале этих слов? – Давайте произнесем его. | Произносят звук [ш] по цепочки. |
V | – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ? – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик. – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? – Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш]. – Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш. – Воздух теплый. – Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. – А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? – В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. |
|
VI | – Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? – Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]? – Глухой. – А звук [ш] твердый или мягкий? – Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. |
|
VII | – Однажды Мышонок Мыша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок: Ах, табуретка хороша! На что мама и папа только улыбнулись. – Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа еще буква Ш? | На доску вывешивается рисунок с изображением буквы. |
VIII | – Мышонок Мыша любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! Мыша, где мои вещи?! – грозно спрашивает папа – Я их съел… Нечаянно… – Как съел? Ах, ты шалопай! – Ну, что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил. – А шапку он в прошлом году съел тоже в шутку?! – Вот такой Мыша шалун! – Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего гостя. |
|
IХ | Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша. Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок. Ши-ши-ши – есть у Мышонка карандаши. Шо-шо-шо – он рисует хорошо. – Молодцы. |
|
Х | – Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мыша? – Теперь мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово. – Молодцы! | Учащиеся перечисляют вещи. Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Учащиеся берут картинки и вывешивают на доску по группам. |
ХI | – Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутые в локтях руками, наподобие “рычагов паровоза”, будем двигаться по комнате, произнося звук за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”, теперь почтовый “Ч-ч-ч”, а за ним товарный “Ж-ж-ж”. Остановился поезд и выпустил свой пар “С-с-с”. Молодцы! Садитесь. |
|
ХII | – А после того как Мыша поиграет, он любит вкусно покушать. Он любит варенье из вишни. Значит, варенье какое? – Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой? – Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая? – Пшенная. – Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое? – Верно, а вы, ребята любите вкусно покушать? | Учитель показывает рисунки, относящиеся к данным словосочетаниям. |
ХIII | – А сейчас посмотрите внимательно на рисунки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое. – Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мыша остался очень доволен вами. В течение всего занятия он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также. | Учащиеся самостоятельно придумывают предложения. |
ХIV | – Итак, кто сегодня к нам приходил в гости? – Каким был Мышонок Мыша? – Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел? – А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]. – А какой это звук? – Это твердый, глухой, согласный звук. – Чем мы еще занимались на уроке? – Понравился ли вам урок? – До свидания. |
Цель: автоматизация звука “ш” в слогах, словах, фразах.
Задачи:
- Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Совершенствовать произношение звука “ш” в слогах, словах, фразах.
- Развивать фонематический слух.
- Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании притяжательных прилагательных, в спряжении глаголов настоящего времени.
- Развивать мелкую моторику, память, словесно-логическое мышление.
Оборудование: игрушка – Хрюша, воздушный шарик, чудесный мешочек, волшебная верёвочка с 8 узелками, кубик с цифрами, предметные картинки: шуба, машина, мешок, шахматы, шапка; Антошка, неваляшка, мышка, шишка, лягушка, рубашка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Раздаётся стук в дверь. В гости приходит Хрюша с чудесным мешочком.
– Давай посмотрим, что лежит у Хрюши в мешочке. Да ведь это волшебная верёвочка с узелками. Надо помочь Хрюше развязать на ней узелки, а чтобы их развязать надо выполнить задания. А помогать нам в этом будет звук “ш”. Ты готова помочь Хрюше?
II. 1. Тогда отгадай загадку:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шарик)
– Правильно, это шарик!
– Какой 1-ый звук в слове “шарик”?
Припоминание артикуляции звука “ш”.
– Сообщение темы.
– Ты выполнила первое задание, молодец! Развязывай первый узелок и одновременно произноси звук “ш”.
2. – Следующее задание называется “Надуй шарик” (пальчиковая гимнастика). Педагог читает стих, а ребёнок выполняет движения. Гимнастика проводится 2–3 раза.
Надуваем быстро шарик.
| Все пальцы обеих рук в “щепотке” и |
– Это ещё не всё. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику перед зеркалом:
- Попеременное выполнение упражнений: “Заборчик” – “Бублик”, которые выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
- “Накажем непослушный язычок” – Язык распластан на нижней губе, шлёпать его губами: “Пя-пя-пя”.
- “Лопаточка” – Под счёт до 5–10 и т.д. удерживать широкий спокойный язык на нижней губе.
- “Чашечка” – широкий язык поднять к верхней губе, но не касаться ее, удерживать под счёт .
- “Фокус” – Из положения “Чашечка” дуть на ватку, находящуюся на кончике носа.
– И с этим заданием ты справилась, молодец! Развязывай второй узелок.
3. Чтобы следующий узелок развязался нужно произнести заклинания:
ша-шо-шу-ши
шо-шу-ши-ша
шу-ши-ша-шо
ши-ша-шо-шу
– Молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.
4. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки.
– Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки.
– Шишка, подушка, картошка, рубашка, мишка, мышка, лягушка, Антошка, неваляшка, шишка.
– Молодец! А теперь давай поиграем в игру “Подбери рифму”
(с картинками):
шишка-…(мышка)
подушка-…(лягушка)
картошка-…(Антошка)
рубашка-…(неваляшка)
мишка-…(шишка)
– Ты, умница! Развязывай узелок.
5. Логопед предъявляет ребёнку кубик с цифрами и предлагает поиграть в игру “Весёлый счёт”.
– Мы будем считать “шумных мышат” (счёт ведётся в пределах выпавшего числа). При счёте ты будешь поочерёдно нанизывать колечко “Су-Джок” на каждый пальчик правой и левой руки.
– Хрюша разрешает развязать тебе ещё один узелок.
6. Следующая игра называется “Продолжи” (спряжение глагола в настоящем времени): я шью штанишки плюшевому мишке, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они… .
– Молодец! Развязывай узелок и произноси звук “ш”.
7. – Чтобы развязать ещё один узелок нужно выполнить упражнение, которое называется “Предложение договори и его ты измени” (с картинками):
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба.
У Миши… (машина). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шахматы). – …
У Наташи …(шарик). – …
– Задание выполнила верно. Ты молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.
8. – И последнее задание “Гимнастика для ума”. Отвечай на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”:
– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
– Развязывай последний узелок на волшебной верёвочке.
III. – Сегодня на занятии ты не только помогла Хрюше развязать все узелки на верёвочке, но и поупражнялась в произношении звука “ш”. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получится ещё лучше. Молодец! Хрюша дарит тебе воздушный шарик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".
На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова", "Скажи наоборот". Развивая звуковой...
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...
Занятие в средней группе «ЗВУКИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ…» (опытно-экспериментальная деятельность со звуками)
Создание условий для свободного экспериментирования ребёнка со звуком, тем самым способствуя развитию потребности детей в творческом самовыражении, инициативность и самос...