Занятие НОД по логопедии автоматизация звука Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

КЛЮШНИК НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

Цели:

  • закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
  • развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
  • развивать фонематический слух, словарный запас, логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность
  • воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование: артикуляционный профиль, зеркала, мягкая игрушка ”Мышонок”, предметные и сюжетные картинки.

План

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Сообщение темы урока
  4. Проговаривание изолированного звука
  5. Анализ артикуляции
  6. Характеристика звука
  7. Связь звука с буквой
  8. Развитие фонематического слуха
  9. Закрепление звука в слогах
  10. Закрепление звука в словах
  11. Физкультминутка
  12. Закрепление звука в словосочетаниях
  13. Закрепление звука в предложениях
  14. Итог урока

Этапы

Ход урока

Методические примечания

I

– Здравствуйте, ребята.

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

Организация учащихся.

II

– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистил зубки.
Причесался. Видит зайчик на качелях катается.
Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!” Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал и кричал всем: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и покатился с горки.
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал.

Учащиеся выполняют артикуляционные упражнения:

“Почистим зубки”,
“Расческа”,
“Качели”,
“Бублик”,
“Горка”.

III

– Ребята, сегодня к нам в гости пришел этот Мышонок Мыша. Какие звуки повторяются в словах Мыша и Мышонок?

– Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение звука [ш].

 

IV

– Ребята, наш гость Мыша очень страшный шалун. Залезает Мыша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Мыша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

Произносят звук [ш] по цепочки.

V

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

 

VI

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.

 

VII

– Однажды Мышонок Мыша как всегда шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок:

Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш.

На что мама и папа только улыбнулись.

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа еще буква Ш?

На доску вывешивается рисунок с изображением буквы.

VIII

– Мышонок Мыша любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет! Мыша, где мои вещи?! – грозно спрашивает папа

– Я их съел… Нечаянно…

– Как съел? Ах, ты шалопай!

– Ну, что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.

– А шапку он в прошлом году съел тоже в шутку?!

– Вот такой Мыша шалун!

– Ребята, а сейчас давайте проговорим скороговорки про нашего гостя.

 

Ша-ша-ша – у нас в гостях Мыша.

Шок-шок-шок – всегда шалит Мышонок.

Ши-ши-ши – есть у Мышонка карандаши.

Шо-шо-шо – он рисует хорошо.

– Молодцы.

 

Х

– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мыша?

– Теперь мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, кто на них изображен и к какой группе мы отнесем слово.

– Молодцы!

Учащиеся перечисляют вещи. Учитель поочередно показывает картинки, а дети называют, что на них изображено. Учащиеся берут картинки и вывешивают на доску по группам.

ХI

– Ребята Мышонок Мыша очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в эту игру. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутые в локтях руками, наподобие “рычагов паровоза”, будем двигаться по комнате, произнося звук за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”, теперь почтовый “Ч-ч-ч”, а за ним товарный “Ж-ж-ж”. Остановился поезд и выпустил свой пар “С-с-с”. Молодцы! Садитесь.

 

ХII

– А после того как Мыша поиграет, он любит вкусно покушать. Он любит варенье из вишни. Значит, варенье какое?

– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?

– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?

– Пшенная.

– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?

– Верно, а вы, ребята любите вкусно покушать?

Учитель показывает рисунки, относящиеся к данным словосочетаниям.

ХIII

– А сейчас посмотрите внимательно на рисунки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое.

– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мыша остался очень доволен вами. В течение всего занятия он наблюдал за вами, видел, что вы вели себя правильно: не шумели, не шалили. И он вел себя также.

Учащиеся самостоятельно придумывают предложения.

ХIV

– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?

– Каким был Мышонок Мыша?

– Верно, ребята. Он пугал родителей, прятал их вещи, то есть постоянно шалил. Как вы думаете, правильно ли он себя вел?

– А какой звук мы сегодня повторяли?

– Правильно, звук [ш].

– А какой это звук?

– Это твердый, глухой, согласный звук.

– Чем мы еще занимались на уроке?

– Понравился ли вам урок?

– До свидания.

Цель: автоматизация звука “ш” в слогах, словах, фразах.

Задачи:

  1. Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  2.  Совершенствовать произношение звука “ш” в слогах, словах, фразах.
  3.  Развивать фонематический слух.
  4. Упражнять в согласовании существительных с числительными, в образовании притяжательных прилагательных, в спряжении глаголов настоящего времени.
  5. Развивать мелкую моторику, память, словесно-логическое мышление.

Оборудование: игрушка – Хрюша, воздушный шарик, чудесный мешочек, волшебная верёвочка с 8 узелками,  кубик с цифрами, предметные картинки: шуба, машина, мешок, шахматы, шапка; Антошка, неваляшка, мышка, шишка, лягушка, рубашка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Раздаётся стук в дверь. В гости приходит Хрюша с чудесным мешочком.

– Давай посмотрим, что лежит у Хрюши в мешочке. Да ведь это волшебная верёвочка с узелками. Надо помочь Хрюше развязать на ней узелки, а чтобы их развязать надо выполнить задания. А помогать нам в этом будет звук “ш”. Ты готова помочь Хрюше?

II. 1. Тогда отгадай загадку:

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (
Шарик)

– Правильно, это шарик!
– Какой 1-ый звук в слове “шарик”?

Припоминание артикуляции звука “ш”.

– Сообщение темы.
– Ты выполнила первое задание, молодец! Развязывай первый узелок и одновременно произноси звук “ш”.
2. – Следующее задание называется “Надуй шарик” (пальчиковая гимнастика). Педагог читает стих, а ребёнок выполняет движения. Гимнастика проводится 2–3 раза.

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.

 

Все пальцы обеих рук в “щепотке” и
соприкасаются кончиками. В этом
положении дуть на них, при этом
пальчики принимают форму шара.
Воздух “выходит” (произносится
звук “ш”), и пальцы принимают
исходное положение.

– Это ещё не всё. Сейчас выполним артикуляционную гимнастику перед зеркалом: 

  1. Попеременное выполнение упражнений: “Заборчик” – “Бублик”, которые выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
  2. “Накажем непослушный язычок” – Язык распластан на нижней губе, шлёпать его губами: “Пя-пя-пя”.
  3. “Лопаточка” – Под счёт до 5–10 и т.д. удерживать широкий спокойный язык на нижней губе.
  4. “Чашечка” – широкий язык поднять к верхней губе, но не касаться ее, удерживать под счёт .
  5. “Фокус” – Из положения “Чашечка” дуть на ватку, находящуюся на кончике носа.

– И с этим заданием ты справилась, молодец! Развязывай второй узелок.

3. Чтобы следующий узелок развязался нужно произнести заклинания:

ша-шо-шу-ши
шо-шу-ши-ша
шу-ши-ша-шо
ши-ша-шо-шу

– Молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

4. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки.

– Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки.
– Шишка, подушка, картошка, рубашка, мишка, мышка, лягушка, Антошка, неваляшка, шишка.
– Молодец! А теперь давай поиграем в игру “Подбери рифму”
(с картинками):

шишка-…(мышка)
подушка-…(лягушка)
картошка-…(Антошка)
рубашка-…(неваляшка)
мишка-…(шишка)

– Ты, умница! Развязывай узелок.

5. Логопед предъявляет ребёнку кубик с цифрами и предлагает поиграть в игру “Весёлый счёт”.

– Мы будем считать “шумных мышат” (счёт ведётся в пределах выпавшего числа). При счёте ты будешь поочерёдно нанизывать колечко “Су-Джок” на каждый пальчик правой и левой руки.

– Хрюша разрешает развязать тебе ещё один узелок.

6. Следующая игра называется “Продолжи” (спряжение глагола в настоящем времени): я шью штанишки плюшевому мишке, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они… .

– Молодец! Развязывай узелок и произноси звук “ш”.

7. – Чтобы развязать ещё один узелок нужно выполнить упражнение, которое называется “Предложение договори и его ты измени” (с картинками):
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба.
У Миши… (машина). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шахматы). – …
У Наташи …(шарик). – …

– Задание выполнила верно. Ты молодец! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

8. – И последнее задание “Гимнастика для ума”. Отвечай на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”:

– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
– Развязывай последний узелок на волшебной верёвочке.

III. – Сегодня на занятии ты не только помогла Хрюше развязать все узелки на верёвочке, но и поупражнялась в произношении звука “ш”. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получится ещё лучше. Молодец! Хрюша дарит тебе воздушный шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...

Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )

Индивидуальное занятие на тему:   «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...

Занятие в средней группе «ЗВУКИ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ…» (опытно-экспериментальная деятельность со звуками)

Создание условий  для свободного экспериментирования ребёнка со звуком, тем самым  способствуя  развитию  потребности  детей в творческом самовыражении, инициативность и самос...