ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Кошелева Светлана Александровна

проект предназначен для детей старшей  логопедической группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_proekt_semya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» 

(проект предназначен для детей старшей  логопедической группы )

                                          Кошелева С.А учитель-логопед - руководитель проекта


                                          «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой 

Актуальность темы. 
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание направления патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. 
В логопедической группе «Ручеёк» был проведен опрос детей, с целью выявления знаний о своей семье. При анализе результатов выявилась проблема: дети не знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей «тетя Катя», «дядя Сережа». Они также не знают, кем работают их родители (на работе – отвечают дети), не знают свой домашний адрес. О бабушках и дедушках не могут сообщить ничего, кроме их имени. Уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как «род», «родословная», «предки», поэтому и был придуман данный проект, призванный пополнить знания детей в этом направлении. 

Участники: дети старшей логопедической  группы, родители, воспитатели логопедической группы, учитель - логопед. 
Длительность: проект среднесрочный  - декабрь, январь.
Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. 

Задачи: 
1. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность. 
2. Обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. 
3. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «семейное древо», «родословная», «семья», «родные», «близкие». 
4. Укреплять детско-родительские отношения. 
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация,  труд, музыка, физич. культура.
Планируемые результаты: пополнить активный словарь детей теми понятиями, определениями, эпитетами, пословицами, касающихся темы «Моя семья»,  развивать мелкую моторику, внимание, память, сблизить взрослых и детей. 

Виды деятельности: 
1. Работа воспитателей с детьми. 
 - чтение художественной литературы по теме “Моя семья”; 
 - просмотр видеофильмов о семье («Цветик-семицветик», «Снегурочка», «Морозко» и другие); 
  - беседы «Моя дружная семья», «Папа (мама) – мой лучший друг», «Самые дорогие люди», и др. «А как у Вас?»; 
 - заучивание пословиц и поговорок о семье, матери, дружбе, пальчиковые игры, игры на развитие речи с движением; 
 - конструирование (ручной труд) поделок «Мой дом»; 
 - сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»; 
 - выставка рисунков «Моя мама – самая лучшая», «Наша дружная семья». 

 2. Работа учителя-логопеда с детьми: 
 - проведение д/игр «От младенца до старика», «Бывает, не бывает», «Назови, какой, какая?», «Назови ласково», «Кто старше, кто младше?» «Семья», «Детёныш и его мама» и др. 
 - проведение беседы по серии сюжетных картин «Семья»; 
 - обучение употреблению в речи притяжательных прилагательных (бабушкина, тетина и т.д.);

 - пальчиковые игры и разминки: «Вот и вся моя семья! », «Шли утята за водой », «Три медведя… », «Дружно помогаем маме… », «Воробей живёт под крышей… »

 - разучивание стихотворений с детьми к итоговому мероприятию. 

 - драматизация сказки «Репка».

 - чтение сказок «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.
3. Работа родителей с детьми. 
 - беседы с детьми о своей семье, родственниках; 
 - рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях , о своей профессии; 
 - чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье: О.Осеева «Честное слово», «Просто старушка», З.Александрова «Посидим в тишине» и др.; 
 - составление каждой семьей семейного древа, с обучением детей умению рассказать, объяснить; 
 - приготовление семейного (любимого семьей) блюда совместно с детьми. 
4. Взаимодействие с родителями: 
 - консультации для родителей в приемной группы: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком» ;
 - индивидуальные беседы-консультации; 
 - привлечение родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта (семейных фотографий, рецептов семейных блюд и пр.) 

5. Предварительная работа: 
 - подготовить художественную литературу и наглядность по данной теме для проведения необходимых занятий; 
 - выпустить стенгазету для родителей «Семья – это самое емкое слово»; 
 - подготовить консультацию «Родословная – старинная русская традиция»; 
 - организовать выставку детских работ в приемной группы; 
 - выучить с детьми стихи и пословицы к празднику; 
 - подобрать игры-эстафеты, песни к мероприятию; 
 - подготовить атрибуты (инвентарь) для проведения игр-эстафет. 


Этапы проекта: 
I этап (подготовительный ). 
Задача: выявить уровень сформированности знаний и представлений детей о своих предках, близких родственниках, привычек и традиций своей семьи. 
Содержание: 
- беседа «Моя дружная семья»; «А как у Вас?»; 
- д/игры: «Бывает, не бывает», «Кто старше, кто младше?»; 
- разучивание п.г. «Как у нас семья большая, да веселая»; 
- чтение художественной литературы по теме. 
II этап (практический). 
Задача: расширить знания детей о понятиях «род», «родословная», «семейное древо», «родные», «близкие»; обогащать словарный запас, развивать связную речь. 
Содержание: 
- беседа «Мама – мой лучший друг»; 
- проведение д/игр «Назови, какой, какая?», «Найди следствие», «Найди причину», «Кто старше, кто младше?»; 
- разучивание стихотворений с детьми к итоговому мероприятию; 
- просмотр видеофильмов; 
- заучивание пословиц, поговорок о семье, матери, дружбе; 
- беседы родителей с детьми о своей семье, родственниках, составление каждой семьей семейного древа, изготовление блюда; 

III этап (заключительный). 
Задача: обобщить знания детей по теме «Моя семья».
Содержание: 
- проведение беседы по серии сюжетных картин «Семья»; 
- проведение д/игры «От младенца до старика»; 
 - выставка рисунков, а также стенгазета «Семья – это самое емкое слово» в приемной группы; 
- проведение итогового мероприятия. (родительское собрание-игра «Моя большая, дружная семья» совместно с детьми старшей логопедической группы.

• В группе была открыта фотовыставка «Моя семья! ». Ребята несли свои семейные фотографии. С большой гордостью, наперебой рассказывали о том, кто изображён, кого как зовут, кто кому кем приходится.

• Составляли рассказы на тему: «Моя семья! » на основе из личного опыта, вспоминали интересные моменты из жизни. Рассказывали о том, как заботятся друг о друге в своей семье (как родители заботятся о детях; как дети помогают маме мыть посуду, подметать пол, пылесосить; дедушке подают гвозди; бабушке подают тапочки; папе ищут газету и многое другое).

• Рисовали рисунок на тему: «Моя семья! »

• Знакомились с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обращали внимание на поступки главных героев, их поведение. Формировали положительные качества о семье. После ознакомления со сказкой, детям было предложено зарисовать понравившийся сюжет сказки.

Итоги проекта: за время, которое было выделено для реализации проекта, уровень сформированности знаний о своих корнях, своей семье у детей значительно повысился: 
- дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья, что представляет собой семейное древо; 
- пополнился активный словарь детей теми понятиями, определениями, эпитетами, пословицами, касающимися темы «Моя семья».
- педагоги ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. 
Эффективность. 
• каждая семья оформила макет своей родословной «Моя семья»; 
• многие родители проявили интерес и творчески подошли к выполнению заданий ( сделали поделки,  нарисовали рисунки, сделали  множество интересных снимков, а главное – больше, чем обычно, общались со своими детьми, рассказали им много нового, полезного и интересного); 

Новизна. Особенность проекта, в том, что дети познают, осваивают новое, трудятся и активно отдыхают не только с педагогами, но и со своей семьей. Вся работа была сделана командой «Педагоги-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду. 
Список использованной литературы: 
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 
5. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша дружная семья"

- Расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи); - Помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни; -Воспитыват...

Проект: «Наша дружная семья».

Паспорт  проекта.  Вид проекта: семейный, краткосрочный. Срок реализации: 1. 10. 2010г- 1. 11. 2010г. Участники: воспитатели,  дети старшего возраста,  члены семей воспитанников...

НОД по познавательному развитию "Наша дружная семья"

Конспект о значимости семьи в жизни ребёнка...

Познавательный проект "Наша дружная семья"

В материале представлена совместная работа педагога и родителей,педагога и детей,родителей и детей....

Проект «Наша дружная семья - детский сад, моя семья!»»

Проект «Наша дружная семья - детский сад, моя семья!»»...

Познавательный проект «Наша дружная семья» (подготовительная группа)

Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;создать условия для повышения активности участия родителей в жизни...

Познавательный проект «Наша дружная семья» (подготовительная группа)

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения ...