Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми логопедической группы
статья по логопедии по теме
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слове, в умении говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком. Но дошкольники растут в различных социальных и психологических семейных условиях. Имеющийся во многих случаях недостаток общения с взрослыми, отсутствие речевой работы в семье и использование некорректных методов воспитания оказывает негативное влияние на речевое развитие детей и их личностные характеристики. Во многих случаях семейные условия жизни и воспитания дошкольников не способствуют своевременному выявлению и исправлению речевых недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_uch.-log._i_roditeley_v_korrekts._rabote_s_detmi_v_log._gr.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми в логопедической группе».
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слове, в умении говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком. Но дошкольники растут в различных социальных и психологических семейных условиях. Имеющийся во многих случаях недостаток общения с взрослыми, отсутствие речевой работы в семье и использование некорректных методов воспитания оказывает негативное влияние на речевое развитие детей и их личностные характеристики. Во многих случаях семейные условия жизни и воспитания дошкольников не способствуют своевременному выявлению и исправлению речевых недостатков. Одним из факторов нарушения речи является недостаточное общение с родителями. Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анкетирования, а также выполнения упражнений по заданию логопеда, можно сделать вывод, что только некоторая часть детей находится в условиях, способствующих успешной коррекционно-воспитательной работе, а остальные дети не имеют комфортных условий и нуждаются в их изменении и положительном эмоциональном отношении со стороны родителей. Многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причиной этого является недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний. В дошкольном учреждении, ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь 4 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.
Задачи:
- Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, логопедии, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми дома.
- Выявить наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
- Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
В организации работы с родителями:
- преемственности – предполагает непрерывность работы логопеда и родителей над коррекцией речевых недостатков;
- научности – весь консультативный материал базируется на современных научно-методических разработках специалистов в области логопедии;
- доступности – все рекомендации и консультации предоставляются родителям в доступной и удобной для них форме;
- сотрудничества – взаимоотношения с родителями строятся на основе взаимопонимания и уважения;
- учёта ведущей деятельности (игра) – в игре происходит формирование всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, речи.
- открытости обучения – родители имеют право посещать индивидуальную и подгрупповую непосредственно образовательную деятельность логопеда;
- систематичности – сотрудничество логопеда и родителей осуществляется регулярно на протяжении всего периода коррекционной работы.
Привлечение родителей к коррекционно-образовательному процессу проходит постепенно, в несколько этапов:
1. Знакомство с семьёй и ребёнком, обследование речевого развития ребёнка, индивидуальная беседа с родителями в период зачисления ребёнка в логопедическую группу.
2. Разработка и планирование тематики индивидуальной и фронтальной работы с родителями на учебный год.
3. Проведение запланированной и внеплановой работы с родителями.
На первом - этапе, во время комплектования логопедической группы, проводится обследование речевого развития детей, индивидуальные встречи – беседы с родителями для сбора анамнестических данных о раннем физическом, речевом развитии ребёнка (родители заполняют анкеты). Во время индивидуальной беседы знакомить родителей с результатами речевого обследования ребёнка, с речевым диагнозом, а также планом работы по коррекции речи. Именно во время этой встречи происходит знакомство с родителями. Важно завоевать доверие родителей, настроить их на дальнейшее сотрудничество в коррекционной работе, поэтому во время беседы нужно учитывать психологические особенности своих собеседников.
Второй этап – планирование, т.е. составление перспективного плана работы с родителями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Подробное планирование фронтальных и индивидуальных форм работы. При составлении перспективного план учитывать уровень представлений и знаний родителей, а также их предложения и пожелания.
Третий этап - проведение запланированной и внеплановой работы с родителями, стараясь заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству, проводить родительские собрания, где происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребёнка. Главный принцип проведения родительских встреч: родители должны быть участниками, собеседниками, а не просто слушателями. Родительские собрания проводятся в разных формах (тренинги, практикумы, круглый стол и т.д.). Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих компьютерных презентаций, выставочным материалом, и т.д. Родительские встречи планируются в течение учебного года три раза. Приглашаем родителей на встречу обязательно индивидуально (и в объявлении и в пригласительном).
Интересна и полезна для родителей и такая фронтальная форма работы, как групповые консультации – практикумы. В течение года проводятся консультации – практикумы на темы: «Приёмы выполнения домашних заданий », «Организация и правильное выполнение артикуляционной гимнастики дома», «Развитие слухового внимания и фонематического слуха.» «Игры в домашних условиях», «Звука-слоговой анализ и синтез слов», «Готовность руки к письму», и др. Темы многих консультаций – практикумов заранее не были запланированы.
Очень важно проведение индивидуальных консультаций, бесед и практикумов. Именно эта форма работы помогает в установлении более тесного сотрудничества между логопедом и родителями. Планируются они еженедельно, но чаще всего проводятся внепланово по просьбам самих родителей.
Для повышения результативности работы нами систематически используется такая индивидуальная форма работы с родителями, как тетрадь взаимосвязи. Задания включают в себя:
-тематические задания по лексике и грамматике;
-задания по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте;
-задания на развитие внимания, памяти, мелкой моторики;
-задания на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
-закрепление знакомых стихотворений, загадок, пальчиковых гимнастик;
В конце учебного года мы проводим индивидуальные консультации, на которых родители получают необходимые рекомендации по развитию речи детей в летний период.
Активно используем наглядно-информационные формы организации общения с родителями. Помещаем различного рода информацию по развитию речи (консультации, игры и упражнения, и др.). Наглядная информация в нашей работе представлена и в виде памяток. Широко используем буклеты, которые предназначены для индивидуального информирования. Как правило, буклеты выдаются после родительских собраний, устных консультаций.
Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям. Логопедические задания – это различные виды заданий, направленные на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на подгрупповой и индивидуальной деятельности по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
В своей работе используем совместную непосредственно образовательную деятельность с родителями. В ней участвуют ребенок, родители, логопед. Взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят к нам на занятия. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:
- Занятия должны проводиться систематически, как в саду, так и дома.
- В саду и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
- Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей.
- Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома.
- Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
- Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
- Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.
Данная практика взаимодействия с родителями показала себя достаточно эффективной:
- дети лучше стали усваивать пройденный материал;
- большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;
- поднялся уровень речевого развития детей;
- повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...
Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушен...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения
В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....
Опыт работы учителя-логопеда. Использование интерактивного оборудования в коррекционной работе.
Представлены авторские презентации и флипчарты для работы с интеративной доской.фотоматериалы использования иинтерактивного оборудавания на коррекционных занятиях с детьми. Занятие по обучению гр...
Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...