"Дифференциация звуков "М-Мь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Селезнева Ирина Алексеевна

Занятие по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z._zvuki_m_m.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « детский сад №57»

Конспект занятия

По формированию звукопроизношения в подготовительной  логопедической группе.

Тема: « Дифференциация звуков « М- Мь».

Подготовила учитель- логопед

1 квалификационной категории

МБДОУ «детский сад №57»

Селезнева Ирина Алексеевна.

г. Дзержинск 2014год.

Ф.И.О. Селезнева Ирина Алексеевна

Должность, образовательное учреждение – учитель - логопед подготовительной группы, МБДОУ №57

Образовательная область речевая

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной  логопедической группе по формированию звукопроизношения.

Тема: « Дифференциация звуков М-М’».

Программное содержание:

Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков М-М’ в слогах, словах, фразах.

Задачи:

  1. Коррекционно -  образовательные:
  • учить различать звуки М-М’;
  • учить делить слова на части;
  • формировать умение выделять звуки в начале, в конце слова, в середине слова.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематическое представление, слуховое внимание;
  • упражнять в составление сложноподчиненных предложений;
  • учит детей отвечать полной развернутой фразой;
  • развивать речевую активность детей, память, внимание;
  • развивать координацию речи, движения и музыки.

3.  Воспитательные:

  • воспитывать активность во время занятия, умение выслушивать своих товарищей до конца;

Методы и приемы:

  1. наглядный - игрушки, предметные картинки  на звуки  М - М’; домик, лужи, кочки, символы мягких и твердых звуков, картонные шишки с заданиями.
  2. Практический - игра «Поймай звук», деление слов на части, задание на определение позиции звуков в слове;
  3. Словесный - беседа, сюрпризный  момент (появление игрушек «Машеньки и Медведя»), загадка,  уточнения, пояснения,  поощрения.

Пропедевтическая работа: чтение сказки «Машенька и Медведь», знакомство со звуком [М].

Материал: игрушки  персонажей к сказке «Машенька и Медведь»; цветовые символы звуков, солнышки; картинки на звуки [М], [М’]; «лыжи», «кочки», «елочки», корзинки, «домик»,  кассета с записью.

I.Организационный момент.

Логопед: - Ребята я вас приглашаю на прогулку в лес. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Здравствуй,  чудо-лес, полный сказок и чудес!»

- Посмотрите, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит и зовет.

Запетляла, закружила

Ниточка-тропинка

Справа - елка, слева- елка.

(Дети идут между елок.)

- Вот лужи перед нами их нужно перепрыгнуть.  ( Дети перепрыгивают лужи.)

- И по кочкам вам пройти нужно осторожно.

- Вот мы и на опушке леса. Прислушайтесь к звукам леса.  

(Дети слушают звуки леса.)

- Ребята, скажите, какие звуки вы сейчас услышали?  

(Журчал ручей.  Пели птицы.  Шумела капель.)

- Скажите, в какое время года, мы можем услышать эти звуки в лесу?  - (Весной.)

II.Дыхательная  гимнастика.

- Как хорошо пахнет весной в лесу! Давайте подышим.

(дети дышат)

III. Введение в тему.

Логопед: - Смотрите,  чей  - то домик на опушке.

А кто в нем живет вы, догадаетесь, отгадав мою загадку:

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной

Он, сам того не ведая

Несет ее домой. ( Машенька и медведь.)

- Ребята, Медведь обещал отнести Машеньку домой, если она справиться с его заданиями.  Давайте пригласим Машеньку и Медведя к нам на занятие и поможем Машеньке выполнить задания медведя. Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Скажите, какой звук слышится в начале слова Машенька?  - Слышится звук «М».

- Какой звук в слове Медведь?    - Звук «Мь».

-  Мы сегодня будем учиться различать звуки «М» и «М’», и поможем справиться Машеньке с заданиями. Мишка ей целую корзинку шишек с заданиями принес.

III. Вот и шишка с первым заданием.

Сравнительная характеристика звуков.

- Скажите мне, какой звук слышится в начале слова Маша? -   (Звук «М»)

- Какой звук в слове Медведь?    - (Звук «Мь»)

- Давайте произнесем звук «М» и дадим ему характеристику.

Ниточка рвется, звук не тянется. Какой  это звук?  (Согласный звук).

Голосок поет или спит, когда мы его произносим?  (Он звонкий)

Как он звучит твердо или мягко?  (Звучит твёрдо)

- Каким символом мы обозначаем согласные, твердые звуки? (Квадратом синего цвета)

- А теперь произнесите звук «М’»

Что работает при его произнесении?  (губы)

Значит, какой это звук?  (Согласный звук)

Как он произносится твердо или мягко?  (Произносится мягко)

Вспомните, каким символом мы обозначаем согласный, мягкий звук?  (Квадратом зеленого цвета)

Чем похожи звуки?    ( Они оба согласные, звонкие).

А чем отличаются?  (Звук «М» - твёрдый, а звук «Мь»- мягкий)

IV.  Д/и « Поймай звук».

Достаём следующую шишку с заданием.

- Если услышите звук «М», то поднимите синий квадратик.

- Если звук «М’», то - зеленый.

Произносятся слова: машина,  мох,  мел,  мыло, мед, миска,  дом, пирамидка, ком, сом, лампа.  Молодцы, ребята, с этим заданием тоже помогли Машеньке справиться.

V.  Игра «Кто самый внимательный» - А теперь задание на внимательность. Медведь назовет вам слоги, а вы попробуйте повторить за ним.

МА-МО-МЫ             МЕ-МЯ-МИ

АМ-УМ-ЫМ             МО-МЫ-МА

МУ-МЫ-МО             МЫ-МЕ-МЯ

Дети повторяют слоги за логопедом.

Молодцы.

VI. Физкультминутка «В лесу».

 Давайте покажем Машеньке и Медведю как мы умеем отдыхать.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В сторону руки - плавно помашем. Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад.

VII. Игра «Раз, два, три» - картинку назови, и слово на слоги раздели.

- Машеньке трудно справиться с делением слов на слоги. Давайте ей поможем. Мишка приготовил картинки для вас. Они у вас лежат на партах.

- Произнесите каждый свое слово по слогам, и назовите их количество.

Молодцы , вы справились с заданием.

VIII. Игра «Определи место звука в слове». Следующая шишка с домиками, в которых вам нужно правильно закрыть окошечки.

- У вас на партах лежат звуковые домики. Пододвиньте их к себе. Выберите нужный квадратик, соответствующий звуку в вашем слове и закройте окошечко в домике.

- Подумайте, будьте внимательны.

Дети выполняют.

IX. Распредели, верно картинки.

- Ребята, мы много выполнили заданий Медведя. Давайте теперь  распределим картинки между Машей и Медведем. Маше отдадим картинки, в которых есть звук «М». Эти картинки положите, в корзинку с синим квадратиком.  Медведю отдайте картинки с мягким звуком «М’» и положите в корзинку с зеленым квадратиком.

Например: Мяч отдам Медведю, потому что здесь звук «М’».

Дети распределяют картинки по корзинкам и строят предложения.

X. Итог.  Вот и закончились задания Медведя, ни одной шишки больше не осталось, а, значит, Маша скоро попадет домой.

-Маша и Медведь говорят вам спасибо за помощь и прощаются с вами. Им пора отправляться в дорогу. - А мы давайте  вспомним, какие звуки мы сегодня учились различать?- Чем отличаются эти звуки друг от друга?

- А теперь подойдите к столику и возьмите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и поместите его на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Презентация "Дифференциация звуков К-Г"

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....

дифференциация звуков Л-ЛЬ

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Дифференциация звуков "с"- "ш"

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...