Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи"
учебно-методический материал по логопедии по теме
Программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Логопедическая группа ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_dlya_detey_s_onr_uch-log._telenchenko_t.a.docx | 153.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета и Заведующий МАДОУ
введено в работу Центр развития ребенка
«_____» ____________2013 года Детский сад №7 «Сказка»
Протокол №1 _____________ Веревкина Л.В.
«_____» ____________2013 год
Рабочая
программа Коррекционно-
логопедическая работа
с детьми
с общим недоразвитием речи
Составитель:
учитель-логопед Теленченко ТА.
Срок реализации – 2 года.
Возраст детей – 5-7 лет.
г. Троицк г. Москва
2013 г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………........3-7
- Система взаимодействия учителя-логопеда и специалистов…………...8
- Коррекционно-развивающие задачи……………………….……………...9
- Старшая логопедическая группа. ..………………………………….......10
- Перечень основных видов непосредственно образовательной деятельности……..……………………………..............................10
- Режим дня…..…………………………………………………………..11
- Перспективный тематический план коррекционно-логопедической работы…….………………………………………………...……….12-19
- Подготовительная логопедическая группа………………………………20
- Перечень основных видов непосредственно образовательной
деятельности…………………………………………………………..20
- Режим дня…..………….……………………………………………….21
- Перспективный тематический план коррекционно-логопедической работы………………………………….……………………...…….22-28
- Литература …………………………………………………………………29
- Приложение Мониторинг речевого развития дошкольников.
Пояснительная записка
Общее недоразвитие речи характеризует системное нарушение речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.
Для детей с ОНР характерно нарушение всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.
Общее недоразвитие речи часто сопровождается неречевой симптоматикой, выражающейся в нарушениях психических процессов и функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, а также в моторной недостаточности, поэтому коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей.
Программа коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешности его социализации при обучении в массовой школе и в окружающем мире.
В данной программе учитывались следующие дидактические принципы:
- переход от простого к сложному;
- системность и концентричность при изучении материала;
- учёт ведущей деятельности возраста – игры,
- принцип дифференцированного подхода;
- онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью развития речи в онтогенезе);
Актуальность данной программы обусловлена неуклонным ростом числа детей с речевой патологией и задачами, встающими в связи с этим перед логопедами, потребностью в системном материале, обеспечивающем коррекционно-педагогическую работу с детьми с ОНР.
Рабочая программа учителя-логопеда составлена в соответствии с:
- Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 2010 г.;
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.1012 № 273-ФЗ;
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26
Содержание коррекционного процесса Рабочей программы разработано на основе следующих программ и методических разработок:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2010 г.
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.
- Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. Ткаченко Т.А. М., 2002 г.
- Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. Гомзяк О.С. М., 2010 г.
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Нищева Н.В. СПб., Детство-пресс, 2001 г.
- Фронтальные логопедические занятия. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. М., 2001 г.
- Развитие речи. Л.Е. Кыласова – Волгоград, Учитель, 2011г.
Цель программы – формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия, навыка первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях.
В процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- совершенствование понимания речи;
- формирование лексико-грамматических представлений;
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
- подготовка к обучению грамоте, овладению элементарными навыками письма и чтения;
- формирование самостоятельной связной речи (обучение диалогической и монологической речи);
- развитие коммуникативной функции.
Условия эффективного решения задач
- Творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателями и родителями детей.
- Взаимосвязь в работе всех педагогов-специалистов.
- Четкое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы.
- Отслеживание динамики речевого и общего развития детей.
- Выявление и анализ всех имеющихся у детей затруднений.
- Разноуровневый подход в работе с детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.
- Усиленная индивидуальная работа с детьми с особыми проблемами.
- Решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение, типы предложения, развитие психических функций и т.д.).
- Использование инновационных педагогических технологий в коррекционной работе с дошкольниками: ИКТ, проектный метод, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии и др.
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы позволяет осуществлять логопедическую помощь детям с ОНР 5 – 7 лет, и рассчитана на два учебных года. Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников, интеграцию образовательных областей.
В структуре Рабочей программы для групп коррекционной направленности предусмотрено следующее распределение непосредственно образовательной деятельности (НОД):
- старшая логопедическая группа (5 – 6 лет) – 13 занятий НОД в неделю, из них 3 коррекционных занятия.
- подготовительная к школе логопедическая группа (6 – 7 лет) - 15 занятий в неделю, из них 4 коррекционных занятия.
Логопедическая работа с дошкольниками с ОНР проходит в форме фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий (2-3 раза в неделю).
В данной коррекционной программе используется лексико-грамматического подход к планированию логопедических занятий с детьми с ОНР.
Такой подход предполагает следующее:
- четкое деление функций между воспитателем и логопедом
(логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель
организует образовательную деятельность по особой системе с учетом лексических тем.) - при планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемую грамматическую категорию;
- при подготовке занятий не ставится задача уложить весь материал в одну лексическую тему, исключается лексическая замкнутость, словарь расширяется без ограничений;
- высокая умственная и речевая нагрузка позволяет добиться
значительного обучающего эффекта; - последовательность в изучении лексико-грамматических тем установлена в соответствии с физиологическими и психолого-
педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии.
Программа содержит:
- перспективное тематическое планирование для старшей и подготовительной логопедических групп;
- недельное распределение непосредственно образовательной деятельности;
- формы взаимодействия с педагогами, с родителями, с медицинским персоналом;
- комплексное логопедическое обследование детей с ОНР (в сентябре, в январе, в апреле)
Результаты мониторинга обрабатываются и заносятся в диагностическую таблицу с помощью следующих показателей:
1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла - отдельные компоненты не развиты;
3 балла - соответствует возрасту;
4 балла - высокий уровень.
В итоге коррекционной логопедической работы дети могут:
• Свободно составлять рассказы, пересказы.
• Владеть навыками творческого рассказывания.
• Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д..
• Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.
• Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.
• Владеть навыками словообразования разных частей речи.
• Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
• Владеть правильным звукослоговым оформлением речи.
У детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- фонематическое восприятие,
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
- графо-моторные навыки,
- элементарные навыки письма и чтения.
Коррекционно-развивающие
задачи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старшая логопедическая группа (5-6 лет)
Распределение
основных видов непосредственно образовательной деятельности
Виды непосредственно образовательной деятельности | Кол-во в неделю | Педагог |
Логопедическое | 3 | Учитель-логопед |
Познание. Формирование целостной картины мира
| 1 | Воспитатель |
Познание. Формирование элементарных математических представлений | 1 | Воспитатель |
Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность/ Коммуникация | 0,5 / 0,5 | Воспитатель |
Физкультура | 3 (3-е на воздухе) | Инструктор по физкультуре |
Музыка | 2 | Музыкальный руководитель |
Художественное творчество Лепка/ аппликация | 0,5 / 0,5 | Воспитатель |
Художественное творчество Рисование | 1 | Воспитатель |
Режим дня
старшей логопедической группы
Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 07.00 – 08.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.30 – 08.50 |
Артикуляционная, пальчиковая гимнастики | 08.50 – 09.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 09.00 – 10.50 |
Второй завтрак | 10.00 – 10.10 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.50 – 12.25 |
Возвращение с прогулки, игры, артикуляционная, пальчиковая гимнастики | 12.25 – 12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40 – 13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.10 – 15.00 |
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры, самомассаж | 15.00 - 15.15 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.15 - 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.40 |
Дополнительное образование (по подгруппам) | 15.15 - 17.00 |
Чтение художественной литературы. Игры | 15.40 – 16.00 |
Индивидуальная и подгрупповая работа воспитателя по заданию учителя-логопеда. | 16.00 – 16.30 |
Игры, самостоятельная деятельность, труд | 16.30 – 17.00 |
Прогулка | 17.00 – 18.20 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей. Уход домой | 18.20 – 19.00 |
для детей с ОНР
Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы
в старшей группе для детей с ОНР
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Направления коррекционно-логопедической работы | |||||
Формирование фонетической стороны речи | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи | ||||||
С е н т я б р ь | 1 | Детский сад. Мониторинг | Обследование речевого и психического развития. | |||||
2 | Неделя вежливости. Мониторинг | Обследование речевого и психического развития. | ||||||
3 | Овощи | 1 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | 1 | Развитие общего внимания и понимания речи. Формирование понятий о действии и предмете. | 1 | Составление описательного рассказа «Овощи» по плану по опорным картинкам. | |
4 | Фрукты, ягоды | 2 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | 2 | Закрепление понятия о действии (вопросы кто? что? что делает?) | 2 | Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. | |
О к т я б р ь | 1 | Осень | 3 | Звук У | 3 | Одушевленные и неодушевленные существительные | 3 | Составление рассказа «Осень» по опорным сигналам. |
2 | Деревья | 4 | Звук А | 4 | Имена собственные и их уменьшительные формы. | 4 | Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию | |
3 | Сельское хозяйство | 5 | Звуки А,У | 5 | Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени | 5 | Составление рассказа по демонстрируемому действию. | |
4 | Домашние животные и птицы | 6 | Звук И | 6 | Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. | 6 | Пересказ рассказа, с использованием фланелеграфа. Рассказ «Лена и щенок» | |
Н о я б р ь | 1 | День народного единства. Моя малая Родина | 7 | Звуки А,У,И. | 7 | Составление 3-х словных предложений. Понятия «слово», «предложение». | 7 | Составление рассказа «Мой город». |
2 | Волшебный мир опытов и превращений | 8 | Звук М | 8 | Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе. | 8 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Рассказ «Незнайкин подарок». | |
3 | История человечества | 9 | Звуки М, МЬ | 9 | Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе. | 9 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. | |
4 | Профессии | 10 | Звуки Н, НЬ | 10 | Составление 3-х словных предложений. Понятия «действие», «предложение», «слово». | 10 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин | |
5 | Дикие животные наших лесов | 11 | Звуки В, ВЬ | 11 | Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе. | 11 | Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным картинкам | |
Д е к а б р ь | 1 | Зима | 12 | Звуки Ф, ФЬ | 12 | Согласование глагола и существительного в числе. | 12 | Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. |
2 | Природные зоны | 13 | Звуки В,Ф | 13 | Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У. | 13 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин | |
3 | Культурные явления (цирк, библиотека, музей) | 14 | Звуки К, КЬ | 14 | Согласование числительных один, одна с существительными. | 14 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. | |
4 | Новый год | 15 | Звуки Т, ТЬ | 15 | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе. | 15 | Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок. | |
Я н в а р ь | 2 | Знакомство с народной культурой и традициями | 16 | Звуки П, ПЬ | 16 | Согласование числительных два, две с существительными | 16 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. |
3 | 17 | Звуки К, Т, П | 17 | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе. | 17 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. | ||
4 | Квартира. Мебель, электроприборы | 18 | Звуки Х, ХЬ | 18 | Предлог НА. | 18 | Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации. | |
Ф е в р а л ь | 1 | Посуда. Продукты питания. | 19 | Звуки К, Х | 19 | Приставочные глаголы | 19 | Cоставление описательного рассказа «Посуда». |
2 | Одежда, обувь, головные уборы | 20 | Звук О | 20 | Согласование местоимений мой, моя с существительными | 20 | Cоставление описательного рассказа «Одежда». | |
3 | Защитники Отечества | 21 | Звук Ы | 21 | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе. | 21 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | |
4 | Сферы человеческой деятельности (наука, искусство, производство) | 22 | Звуки А,У,И,О,Ы | 22 | Предлоги НА, С(СО). | 22 | Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. | |
5 | 8 марта | 23 | Звук Г | 23 | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин- | 23 | Составление рассказа «Моя мама». | |
М а р т М а р т | 1 | Весна | 24 | Звуки Г, ГЬ | 24 | Предлоги НА, ПОД. | 24 | Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам опорным словам. |
2 | Перелетные птицы | 25 | Звук Д | 25 | Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с предлогом О. | 25 | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки. | |
3 | Комнатные растения | 26 | Звуки Д, ДЬ | 26 | Падежные конструкции. Изменения существительных в единственном числе по падежам | 26 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | |
4 | День книги Учебные заведения | 27 | Звук Б | 27 | Предлог В. | 27 | Пересказ рассказа «В библиотеке». | |
А п р е л ь А п р е л ь | 1 | Я вырасту здоровым | 28 | Звуки Б, БЬ | 28 | Относительные прилагательные (вопрос какой по материалу?). | 28 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
2 | Космос | 29 | Звук ЛЬ | 29 | Предлоги В, НА, ПОД. | 29 | Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине | |
3 | Транспорт. Правила дорожного движения | 30 | Звуки ЛЬ,Й | 30 | Подбор нескольких определений к предметам и объектам. | 30 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. Рассказ «Дети на дороге» | |
4 | Мониторинг | 31 | Звук С | 31 | Согласование прилагательного с существительным в роде. | 31 | Составление рассказа по сюжетной картине | |
М а й М а й | 1 | День Победы | 32 | Звуки С, СЬ | 32 | Предлог К. | 32 | Составление рассказа по сюжетной картине. |
2 | День семьи | 33 | Звуки З, ЗЬ | 33 | Предлоги К, ОТ | 33 | Составление рассказа по сюжетной картине. Рассказ «Заботливая сестра». | |
3 | Растения луга и леса | 34 | Звуки С, З | 34 | Распространение предложений путем введения нескольких определений | 34 | Заучивание стихотворения А.К.Толстого «Колокольчики». | |
4 | Насекомые и пресмыкающиеся | 35 | Звук Ц | 35 | Глаголы - антонимы. | 35 | Составление рассказа по сюжетной картине. | |
5 | Лето | 36 | Обобщающее занятие | 36 | Распространение предложений путем введения нескольких определений | 36 | Составление рассказа по сюжетной картине. |
Подготовительная
логопедическая группа (6-7лет)
Распределение
основных видов непосредственно образовательной деятельности
Виды непосредственно образовательной деятельности | Кол-во в неделю | Педагог |
Логопедическое | 4 | Учитель-логопед |
Познание. Формирование целостной картины мира
| 1 | Воспитатель |
Познание. Формирование элементарных математических представлений | 2 | Воспитатель |
Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность/ Коммуникация | 0,5 / 0,5 | Воспитатель |
Физкультура | 3 (3-е на воздухе) | Инструктор по физкультуре |
Музыка | 2 | Музыкальный руководитель |
Художественное творчество Лепка/ аппликация | 0,5 / 0,5 | Воспитатель |
Художественное творчество Рисование | 1 | Воспитатель |
Режим дня
подготовительной логопедической группы
Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 07.00 – 08.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.30 – 08.50 |
Артикуляционная, пальчиковая гимнастики | 08.50 – 09.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 09.00 – 10.50 |
Второй завтрак | 10.10 – 10.15 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.50 – 12.35 |
Возвращение с прогулки. Артикуляционная, пальчиковая гимнастики | 12.35 – 12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 12.45 – 13.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.15 – 15.00 |
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры | 15.00 - 15.15 |
Чтение художественной литературы. Игры | 15.15 - 15.45 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.45 – 16.00 |
Дополнительное образование (по подгруппам) | 15.15 - 17.00 |
Индивидуальная и подгрупповая работа воспитателя по заданию учителя-логопеда. | 16.00 – 16.30 |
Игры, самостоятельная деятельность, труд | 16.30 – 17.00 |
Прогулка | 17.00 – 18.20 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей. Уход домой | 18.20 – 19.00 |
для детей с ОНР
Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы
в подготовительной группе для детей с ОНР
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Направления коррекционно-логопедической работы | |||||
Формирование фонетической стороны речи | Формирование лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи | ||||||
С е н т я б р ь | 1 | День знаний Мониторинг | Обследование речевого и психического развития. | |||||
2 | Сад-огород Мониторинг | Обследование речевого и психического развития. | ||||||
3 | Перелетные птицы | 1,2 | Звук и буква У. | 1 | Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления) | 1 | Составление описания журавля. | |
4 | Осень | 3,4 | Звук и буква А. | 2 | Именительный падеж множественного числа существительных. | 2 | Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И.И.Левитана «Золотая осень». | |
О к т я б р ь | 1 | Сельское хозяйство | 5,6 | Звуки и буквы А, У. | 3 | Приставочные глаголы | 3 | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришёл». |
2 | Профессии | 7,8 | Звук и буква И. | 4 | Составление 4-х словных предложений с введением одного определения. | 4 | Составление описательного рассказа «Профессии». | |
3 | Экономика. | 9 10 | Звуки А, У, И. Звуки и буквы А, У, И. | 5 | Приставочные глаголы. | 5 | Составление предложений с включением нескольких определений и объединение их в рассказ с использованием серии сюжетных картин. | |
4 | Моя малая Родина | 11 12 | Звук и буква К. Звуки К, КЬ. Буква К. | 6 | Предлоги В, НА, ПОД. | 6 | Составление рассказа «Город, в котором я живу». | |
Н о я б р ь | 1 | День народного единства. Земля – наш общий дом. | 13 14 | Звук и буква Т. Звуки Т, ТЬ. Буква Т. | 7 | Предлоги В, НА, ПОД. | 7 | Мое Отечество – Россия. |
2 | Волшебный мир опытов и превращений | 15 16 | Звук и буква П. Звуки П, ПЬ. Буква П. | 8 | Родственные слова | 8 | Нарисуем сказку на песке. | |
3 | История человечества. Эволюция Земли | 17 18 | Звуки П,ПЬ, Т,ТЬ, К,КЬ. Буквы П,Т,К Звук и буква О. | 9 | Относительные прилагательные. | 9 | Если бы динозавры жили в наше время. | |
4 | Права ребёнка | 19 20 | Звук и буква Ы. Звуки И, Ы. | 10 | Дательный падеж множественного числа существительных. | 10 | Я имею право! | |
5 | Дикие животные наших лесов. | 21 22 | Звуки М, МЬ. Буква М. | 11 | Притяжательные прилагательные. | 11 | Составление описания зайца. | |
Д е к а б р ь Д е к а б р ь | 1 | Зима | 23 24 | Звуки Н, НЬ. Буква Н. | 12 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | 12 | Пересказ рассказа Н.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». |
2 | Природные зоны | 25 26 | Звуки В, ВЬ. Буква В. | 13 | Творительный падеж множественного числа существительных. | 13 | Составление рассказа по серии картинок с одной пропущенной «Пингвин». | |
3 | Культурные явления (библиотека, музей, театр) | 27 28 | Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф. | 14 | Предлоги В, ИЗ. | 14 | Рассказ из личного опыта «В музее (в театре)». | |
4 | Новый год | 29 30 | Звуки В, Ф. Звук и буква Э. | 15 | Относительные прилагательные. | 15 | Пересказ русской народной сказки «В гостях у дедушки Мороза». | |
Я н в а р ь | 2 | Знакомство с народной культурой и традициями | 31 32 | Звуки Б, БЬ. Буква Б. Звуки Б,БЬ, П,ПЬ. | 16 | Предложный падеж множественного числа существительных. | 16 | Старинные обряды и традиции. |
3 | 33 34 | Звук и буква С. Звуки С, СЬ. Буква С. | 17 | Предлоги К, ОТ. | 17 | Составление описательного рассказа о русской народной игрушке по плану. | ||
4 | Квартира. Мебель, электроприборы | 35 36 | Звук и буква З. Звуки З,ЗЬ. Буква З. | 18 | Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными. | 18 | Дом, в котором ты живешь. Составление сообщения по плану. | |
Ф е в р а л ь | 1 | Посуда. Продукты питания | 37 38 | Звуки С,СЬ, З,ЗЬ. Звуки С,СЬ, З,ЗЬ. Буквы С – З. | 19 | Согласование числительного с существительным в родительном падеже. | 19 | Какая посуда лучше. |
2 | Наука, производство | 39 40 | Звук и буква Ц. Звуки С, Ц. | 20 | Согласование числительного с существительным в дательном падеже. | 20 | Как появился телевизор. | |
3 | Защитники Отечества | 41 42 | Звуки Г,ГЬ. Буква Г. Звуки Г, К. | 21 | Согласование числительного с существительным в творительном падеже. | 21 | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Твои защитники. Богатыри». | |
4 | Искусство | 43 44 | Звуки Х,ХЬ. Буква Х. Звуки К, Х. | 22 | Согласование числительного с существительным в предложном падеже. | 22 | Составление рассказа по началу и концу «Кот и цыплята» | |
5 | 8 марта | 45 46 | Звуки Д,ДЬ. Буква Д. Звуки Д,ДЬ,Т,ТЬ. Буквы Д,Т. | 23 | Родительный падеж множественного числа существительных. | 23 | Составление рассказа из личного опыта «8 Марта». | |
М а р т | 1 | Весна | 47 48 | Буква Е. Буква Я. | 24 | Родительный падеж множественного числа существительных. | 24 | Составление описательно-повествовательных зарисовок (эссе) по индивидуальным картинкам из серии «Пришла весна». |
2 | Комнатные растения | 49 50 | Звуки Л,ЛЬ. Буква Л. Буква Ё | 25 | Предлог С (СО) | 25 | Рассказ «Мамины помощники» | |
3 | Обитатели рек, морей, океанов | 51 52 | Звук и буква Й. Звуки Й, ЛЬ | 26 | Предлог С (СО) | 26 | Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина с опорой на серию картинок. | |
4 | Учебные заведения. День книги | 53 54 | Звук и буква Ш. Звуки Ш, С. | 27 | Обучение самостоятельной постановке вопросов | 27 | Рассказ «Книги - лучшие друзья». | |
А п р е л ь | 1 | Я вырасту здоровым | 55 56 | Звук и буква Ж. Звуки З, Ж. | 28 | Родственные слова | 28 | Если хочешь быть здоров |
2 | Космос | 57 58 | Звуки Ш, Ж. Звуки Ш, Ж,С, З. | 29 | Предлог ИЗ-ПОД. | 29 | День космонавтики. | |
3 | Транспорт. Правила дорожного движения | 59 60 | Звук и буква Ч. | 30 | Предлог ИЗ-ЗА. | 30 | Составление описательного рассказа «Транспорт». | |
4 | Мониторинг | 61 62 | Звуки Ч, ТЬ. Буква Ь. | 31 | Сложносочиненное предложение с союзом А. | 31 | Сопоставление ранней и поздней весны. | |
М а й | 1 | День Победы | 63 64 | Звуки Р, РЬ. Буква Р. | 32 | Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО. | 32 | Рассказ «День Победы». |
2 | День семьи | 65 66 | Звуки Р,РЬ, Л,ЛЬ. Буква Ю. | 33 | Несклоняемые существительные. | 33 | Составление рассказа по картине «Семья дома» | |
3 | Лекарственные растения | 67 68 | Звук и буква Щ. Звуки и буквы Ч, Щ. | 34 | Предлог НАД. | 34 | Составление рассказа по представлению «В парке весной». | |
4 | Насекомые | 69 70 | Мягкие и твердые согласные. Письмо диктанта | 35 | Предлог НАД. | 35 | Пересказ рассказа-сказки К.Д.Ушинского «Дети в роще». | |
5 | До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! | 71 72 | Глухие и звонкие согласные. Письмо диктанта | 36 | Согласование числительного, прилагательного и существительного. | 36 | Пересказ сказки «как медвежонок Миша ходил в школу». |
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой –М., Мозаика-синтез, 2011г.
- Воспитание и обучение дошкольников с общим недоразвитием речи. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова
- Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С.Гомзяк - М., Гном и Д, 2010г.
- Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. Т.А.Ткаченко –М., Гном и Д, 2002г.
- Развитие связной речи детей 5-7 лет. Е.А.Лапп – М., Сфера, 2006г.
- Фронтальные логопедические занятия. В.В Коноваленко., С.В Коноваленко – М, Гном и Д, 2001г.
- Развитие связной речи. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко – М., Гном и Д 2001г.
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Н.В. Нищева – СПб., Детство-пресс, 2001 г.
- Развитие речи. Л.Е. Кыласова – Волгоград, Учитель, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"
Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного рассмотрения в их широком диапазоне - от методологических до техно...
Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя-логопеда...
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР. Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...
Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...
Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".
Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".
Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...