Конспект НОД "Пересказ рассказа "Отчего у лисы длинный хвост?" (по Н.Сладкову).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД "Пересказ рассказа Отчего у лисы длинный хвост?" (по Н.Сладкову).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ № 40
КОММУНИКАЦИЯ
Тема: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост» (по Н.Сладкову).
Учитель-логопед: Таль Н.В.
г.Кызыл – 2013г.
Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
- Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
- Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
- Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
Методические приемы: чтение, беседа. Рассматривание иллюстраций, графических схем; составление графического рассказа, лексико-грамматические упражнения по тексту, картина - трансформер, сюрпризный момент.
Оборудование: сборники стихов, рассказов, сказок о животных; графические схемы, свежий лимон, корзина с тремя лисятами, фишки по количеству детей (с обратной стороны с цифрами 1 или 2).
Предварительная работа:
- Чтение рассказа Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» (сборники стихов, рассказов, сказок о животных). Рассматривание иллюстраций.
- Повторение лексической темы «Дикие животные». Отгадывание загадок.
- Д/и «Кто больше подберет действий (признаков)?», «Чья голова?», «Чей хвост?»
- Закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.
Лексический материал:
Части речи | Слова, сложные по схематике | Слова, сложные по слоговой структуре |
Существительные | любопытство | любопытство |
Глаголы | прорезались, вытягиваться | становятся, вытягиваться, начинается, прорезались |
Прилагательные | невиданное, неслыханное, «нечуянное» | коротенькие, невиданное, неслыханное, «нечуянное» |
Психогимнастика: «Настроение».
Ход занятия.
- Организационный момент. (Развитие слухового внимания, мышления.)
Логопед загадывает загадку:
Посмотри какая –
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.
- Подготовка к восприятию текста. (Развитие долговременной памяти.)
Логопед: Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов, загадок о лисе.
- Сегодня мы вспомним рассказ Н.Сладкова «Отчего у лисы длинный хвост?» (Показ картины).
- Кто здесь главные герои? (лисята).
3. Чтение рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову). (Развитие речевого слуха, внимания, восприятия).
- Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.
У лисы родились лисята, слепые с коротенькими маленькими хвостиками.
Длинными хвосты становятся от любопытства. А начинается все с той поры, когда прорежутся лисьи глаза. Но вот глаза прорезались, хвосты начинают вытягиваться. Становятся все длинней и длинней. И как же им не длиннеть, если лисята из всех силенок тянутся к светлому пятнышку – к выходу из норы. Еще бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет «нечуянным».
Только вот страшно. И потому высовываются лисята из норы только на длину своего короткого хвостика.
- Беседа по содержанию. (Развитие диалогической речи.) На вопросы дети отвечают полными предложениями.
- Отчего же становится длинным лисий хвост? (Лисий хвост становится длинным от любопытства.)
- В какую пору лисята становятся любопытными? (Лисята становятся любопытными в ту пору, когда прорежутся глаза.)
- А что им интересно увидеть? (Им интересно, что там шевелится, шумит и чем там пахнет.)
- Лисята всего боятся, им страшно, они еще маленькие. Поэтому лисята высовываются из норы только на длину своего хвостика. А страх у лисят пройдет? Кто им поможет преодолеть этот страх? (Мама поможет лисятам преодолеть страх ничего не бояться.)
5. Игра «Трудные слова». (Сенсорно-словарная работа. Уточнение значения слов.)
- Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова».
- Что означает невиданное? Покажите. (Дети закрывают руками глаза.) Невиданное – означает, никогда не видели.
- Что означает неслыханное? Покажите. (Дети закрывают руками уши.) неслыханное – означает никогда не слышали.
Что значит «нечуянное»? (Предположения детей.) закройте глаза и по запаху догадайтесь. Что у меня на блюдце? (Лимон.)
- Правильно, вам этот запах знаком, а если бы вы никогда не пробовали лимон, то не поняли бы, что это.
Логопед достает из конверта схематическое изображение лисьей головы.
- Посмотрите на схему. Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос? (невиданное, неслыханное, «нечуянное»)
- В нашем рассказе лисята любопытные. Что означает любопытство? (Это когда хочется все увидеть, потрогать, понюхать.)
- Ребята, а у меня еще есть трудные слова. Что значит прорезались? Правильно, появились. Что может прорезаться? (глаза, зубы, росток, …)
- А теперь встали на носочки, руки подняли вверх и потянулись. Мы с вами сразу стали выше, т.е. вытянулись в длину. Что значит вытягиваться? Правильно, расти в длину.
- Повторите за мной трудные слова: невиданное, неслыханное, «нечуянное», любопытство, прорезались, вытягиваться.
6. Лексико-грамматические упражнения.
а) Игра «Подбери признаки». (Обогащение и активация словаря прилагательных.)
Логопед вносит корзину с лисятами. Дети разглядывают лисят, гладят.
- Какие лисята по характеру, по поводкам? (шустрые, глупенькие, любопытные, игривые и т.д.)
- У лисят какие ушки? (чуткие, маленькие,…)
- Глазки какие? (маленькие, узкие, хитрые, блестящие.)
- Лапки, какие? (тоненькие, слабенькие.)
- А хвостик какой? (коротенький, рыженький, пушистый.)
б) Игра «Подбери слова – родственники». (Упражнение в словообразовании.)
- Кто у нас в корзине? (Лисята.)
Логопед убирает двух лисят.
- А теперь, кто сидит в корзине? (Один лисенок.)
- Как зовут маму лисят? Папу? (Лиса, лис).
- А где живут они? (В норе.) чья нора? (Лисья нора.)
в) Игра «Что делают лисята?» (Подбор действий по картине.)
- Что делают лисята? (Лисята гонятся, бегут за мышкой).
- Что делает лисенок? (Трусливый лисенок выглядывает из норы.)
- А что делают эти лисята? (Два озорных лисенка играют, катаются по земле.)
7. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика «Красивая речь» (развитие мелкой моторики рук)
8. Повторное чтение рассказа (Развитие слухового внимания, памяти.)
- Я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
9. Составление графического плана рассказа.
(Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти).
Логопед беспорядочно раскладывает на столе графические схемы.
- Эти схемы помогут вам при пересказе. С чего начинается рассказ?
Логопед совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной с вербальной опорой.
10. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. (Развитие связной речи, памяти.)
Логопед предлагает детям взять по фишке, найти свою пару (по цветовой гамме фишки).
- Поиграем в игру «Расскажи с другом».
Дети парами пересказывают рассказ.
11. Итог. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
конспект занятия по математике " Заяц- длинные уши"
Закрепить навыки количественного и порядкового счёта, знаний о геометрических фигурах. Совершенствовать навыки выполнения арифметических действий....
Конспект занятия "Чем можно измерить длину?" для детей подготовительной группы
Это занятие было составлено с использованием технологии Тугушевой Г.П. , Чистяковой А.Е. "Экспериментальная деятельность"....
Конспект открытого просмотра НОД "Измерение длины и ширины"
НОД с использованием игровой технологии...
Конспект НОД в первой младшей группе: Пересказ рассказа Н.Сладкова "Осень на пороге" в средней группе
Создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Конспект занятия по математике ТЕМА: «Длинный – короткий, длиннее - короче»
для воспитанников разновозрастной группы компенсирующей направленности от 3 дО 7 лет...