Цикл упражнений и игр по теме "родственные слова"
проект по логопедии на тему
была Разработана система работы над родственными слова, которые включали в себя дидактические игры и упражнения по использованию основных словообразовательных моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_zakrepleniya_formy_mnozhestvennogo_chisla.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для закрепления формы множественного числа:
1. Игра «Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Логопед показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
2. Игра «Лови и называй».
Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».
Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.
3. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
4. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
5. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
1. Игра «Большой маленький».
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:
Мальчик-с-пальчик
Иван-богатырь
Иванушка - Иван
рубашечка - рубашища
сапожки- сапожища
кармашек-карманище
ремешок- ремнище
топор -топорище
сабелька - саблища
нож- ножища
ручка — ручища
глазик - глазище
усики - усищи
голосок - голосище
носик - носище
силушка - силища.
Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос
воду возит – водовоз.
Игры :
- «Чей голос».
Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.
Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.
Ход работы:
В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.
- «Назови меня ласково».
Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Ход работы:
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
- «Магазин одежды».
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.
Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
- «Что из чего, какое?».
Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)
Ход работы:
Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
- «Угадай-ка».
Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).
Ход работы:
Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).
- «День рожденья Пуха».
Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.
Цикл упражнений по теме "родственные слова"
1. Лексическая тема "Семья".
Цель: учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Методические приемы: чтение стихотворения А.Якима Кто кому кто? Сопоставление понятий, используя картинки-портреты состава семьи.
Ход: Прочитать стихотворение А.Якима "Кто кому кто?"- Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек
- Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тёти!
- Тётю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни сначала, Кто мне Наташа и два её братца.
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты им доводишься…Хитрое дело
- Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало.
Разъяснить детям родственные связи с помощью картинок-портретов.
дед - отец отца (матери);
отец - сын деда (бабушки);
Петя - сын отца (матери), внук деда (бабушки),
брат Кати бабушка - мать отца (матери);
мать - дочь деда (бабушки);
Катя - дочь отца (матери), внучка деда (бабушки),
сестра Пети.
Задать детям вопросы:
- кем ты доводишься папе, маме?
- кто ты для бабушки, дедушки?
- кто у тебя родные сестры, братья?
- назови двоюродных братьев и сестер?
- кем являются для тебя родители твоих двоюродных братье и сестер?
- а ты для них кто?
Вывод: в семье мы все родственники.
2. Лексическая тема: "Домашние животные".
Цель: познакомит детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов; учить образовывать однокоренные слова, с помощью суффиксов "ик", "ищ".
Методические приемы: Рассказывание сказки "Три брата", с использованием плоскостных изображений гномов. Игровое упражнение "большой-маленький", с использованием силуэтных картинок.
Ход: Предложить детям послушать сказку "три брата":
Жили-были три брата: гном, гномик и гномище. Гномик был маленький и худенький, а Гномище - высокий и толстый. Каждый брат имел свое жилье. У Гнома был дом, у Гномика-домик, а у Гномище-домище. Как вы думаете, какой был домик? (маленький), а домище? (большой).
Обратить внимание детей на то, что у маленького Гномика была волшебная частица "ик", а у Гномище - частица "ищ". И всё, к чему они добавляли эти частички, превращалось с помощью "ик" в маленькие предметы, а с помощью "ищ"-в большие.
Рассмотреть картинки домашних животных и назвать их: кот-котик-котище; козёл-козлик-козлище.
Игровое упражнение "маленький-большой". Детям предлагаются картинки с силуэтным изображением домашних животных и их частей с гномами. Если гномик маленький, то дети образуют слова с частицей "ик", а если гном большой-то с частицей "ищ".
Картинки-слова: кот, козёл, нос, глаз, ус…
Вывод: Гномы были братьями - они родственники? Вот и слова: гном-гномик-гномище, кот-котик-котище, нос-носик-носище… слова-родственники.
3. Лексическая тема: "Дикие животные".
Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках образования названий диких животных.
Методические приемы: рассматривание картины по сказке "Три медведя", вопросы по ней. Дидактическая игра "Собери звериную семью".
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки по сказке "Три медведя", вспомнить название сказки, как звали папу, маму, детёныша в этой сказке (папа-медведь Михаил Иванович, мама-медведица Настасья Петровна, детёныш-медвежонок Мишутка).
Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дидактическая игра "Собери лесную семью".
Каждый ребёнок получает картинки с изображением сказочного животного. Дети собираются в "семью" и называют по картинкам папу, маму и детёныша животных:
Лис-лиса-лисёнок
Заяц-зайчиха-зайчонок
Волк-волчица-волчонок
Ёж-ежиха-ежонок
Вывод: В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному, но, очень, похоже. Животные в семье родственники? Вот и слова, обозначающие их - слова родственники.
4. Лексическая тема "Посуда".
Цель: продолжать упражнять в навыках словообразования; учить образовывать слова с помощью суффикса "ниц"- в значении вместилища (посуда).
Методические приемы: Дидактическая игра "Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла, предметы посуды, продукты питания.
Ход: Логопед предлагает детям вместе составить рассказ про куклу Таню.
Кукла Таня ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.
- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:
из тарелки едят…(суп, кашу),
из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),
а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.
А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:
для хлеба…(хлебница),
для салфеток…(салфетница),
для сахара…(сахарница).
Далее логопед предлагает детям ещё раз послушать эти слова. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс "ниц".
Вывод: Сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка "ниц"
Словесная игра "Назови правильно".
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
- Как называется посуда, в которую кладут конфеты? (конфетница).
- Как называется посуда, в которую кладут сухарики? (сухарница).
5. Лексическая тема: "Зима".
Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать самостоятельному подбору однокоренных слов.
Методические приемы: Рассматривание картинки о зиме, вопросы по ней.
Ход: На доске картинка "зима". Проводится беседа по картинке:
- Какое время года изображено на картинке? (зима).
- Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).
- А как можно назвать день зимой? (зимний).
- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- А как, по-другому сказать "остаются на зиму"? (зимовать).
Повторяют еще раз, все слова, названные детьми: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать. - Какое слово есть во всех этих словах? (зима). Это слово главное. От него образовались все остальные слова.
Вывод: Все эти слова-слова родственники к слову "зима", так как в каждом новом слове есть общая частица - слово "зима".
Словесная игра "Подбери слово".
Про что можно сказать "зимний"… (день, лес, сад…), "зимняя"…(пора, погода, дорога, стужа…), "зимнее"… (небо, солнце, утро…).
6. Лексическая тема: "Домашние животные"
Цель: развивать языковое чутьё; способствовать умению отличать родственные слова от слов с похожим корнем (с похожей частью слова по звучанию).
Методические приемы: чтение сказки "Родственники", сопровождаемое показом картинок на фланелеграфе (гусеница, гусь, гусыня, гусята).
Ход: Чтение сказки "Родственники" сопровождаются плоскостными фигурками фланелеграфа:
- Вы кто такие?
- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - гусеница.
Выясняется, что в словах (гусь, гусыня, гусята, гусеница) есть общая часть "Гус". Но все ли это слова родственники? Почему?
Вывод: Все эти слова похожи по звучанию, но не все они родственники, потому что гусь, гусыня, гусята - это домашние птицы, а гусеница - это насекомое.
7. Лексическая тема: "Осень".
Цель: продолжать знакомить детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов.
Методические приёмы: использование моделей в рисунках, д\и "прятки".
Ход: Детям показываются картинки, на которых изображены: лист, листик, листья, листопад, лиственный лес, лиственница. Указывая на картинку "лист", спрашиваем:
- что это? (лист);
- как мы назовем маленький лист? (листик);
- а если их много? (листья);
- как называется явление, когда с деревьев дружно падают листья? (листопад);
- если в лесу только лиственные деревья, то это какой лес? (лиственный);
- как называется дерево, которое сбрасывает свои хвоинки осенью, как все лиственные деревья? (лиственница).
Теперь посмотрите на другие картинки (дерево, лист, цветок, яблоко, гриб) и попробуйте догадаться, какое из этих слов спряталось во всех предыдущих словах: листик, листья, листопад, лиственный, лиственница? Слово - "лист".
Вывод: В звучании всех этих слов, есть слово "лист" и они одинаковы по смыслу. Это слова родственники.
Аналогично проводится работа со словом - "гриб".
- как мы назовём маленький гриб? (грибок).
- а если их много? (грибы).
- как называют человека, который собирает грибы? (грибник).
- как называют мелкий, летний дождь? (грибной).
- как называется суп, сваренный из грибов? (грибовница) и т.д.
8. Лексическая тема: "Дикие животные".
Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках словообразования; закреплять умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительными в роде и числе.
Методические приёмы: Модель - схема, и\у "Звериная семья".
Ход: Посмотрите на эту модель. Это целая звериная семья. Представьте, что это тигриная семья. Папа тигр (большой кружок), мама тигрица (кружок поменьше), детёныш тигрёнок (маленький кружок), а если их несколько - то тигрята (несколько маленьких кружков). А это часть тела животного (маленький треугольник), например, тигриная лапа, тигриный хвост, тигриное ухо, то есть любая часть тела.
Вывод: В звучании всех этих слов (тигрица, тигрёнок, тигрята, тигриный) спряталось слово название животного "тигр" и они все относятся к одному животному. Значит это слова родственники.
9. Лексическая тема: "Зима".
Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать умению находить родственные слова в тексте, выделять главное слово.
Методические приёмы: чтение стихотворения С. Погореловского "Снежная сказка",
обозначение каждого слова родственника - фишкой.
Ход: Чтение стихотворения "Снежная сказка".Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет -
Снежный - снежный - снежный!
Назовите из стихотворения "снежные" слова. Какое слово главное? (снег). Детям предлагается послушать стихотворение ещё раз и каждое "снежное" слово, услышанное ребёнком, обозначить фишкой. Далее идёт подсчёт фишек и определяется самый внимательный.
Вывод: Главное слово?... (снег). От него образованы все остальные слова (снега, снежные, снегири, снеговики, заснеженная, снежном, снежки, снегурки, снежный) - это слова родственники.
10. Лексическая тема: "Детский сад".
Цель: познакомить детей с терминами "корень", "слова родственники".
Методические приёмы: силуэтная модель на фланелеграфе, чтение стихотворения Е. Измайлова "Как растут слова?", д\и "словесный сад".
Ход: Чтение стихотворения Е. Измайлова "Как растут слова?"Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом. Это слово, слово - корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
По ходу чтения стихотворения выкладывается силуэтная модель сада на фланелеграфе. В конце чтения четвёртой строки в корни деревьев выкладываются слова "сон", "глаз". После прочтения стихотворения детям предлагается прочитать слова, которые находятся в корне каждого дерева (сон, глаз). Далее детям предлагается прочитать слова написанные на листочках деревьев и поместить их в крону нужного дерева. Затем проверяем правильность выполнения задания.
Вывод: Слова: глаза, глазок, глазные - слова родственники, потому что у них один корень - слово "глаз". И слова: засоня, сонный, сонник - тоже слова родственники, так как у них один корень - слово "сон".
11. Лексическая тема: "Весна".
Цель: продолжать учить находить общую часть родственных слов; совершенствовать навыки словообразования, способствуя уточнению значений слов.
Методические приёмы: и\у "догадайся", разгадывание ребуса.
Ход: логопед показывает картинку леса: - что это? (лес). А здесь написано неполное слово, давайте его прочитаем - "ник". А теперь попробуем соединить картинку-слово "лес" с частью слова "ник" - что получится? (лес-ник). Кто знает, кто такой "лесник"? Да, это человек ухаживающий за лесом.
Логопед показывает вторую картинку леса: - что это? (лес). А здесь написано начало и конец слова, прочитаем их - "пере ... ок". вставим в серединку картинку - слово "лес" и прочитаем получившееся слово "пере-лес-ок". Что такое перелесок? Да, это небольшой редкий лес, отделённый полянами от других участков леса.
Логопед показывает третью картинку леса. - Что изображено на этой картинке? Действительно, тоже лес. А здесь написана часть слова, прочитайте её -"ной". Соединим картинку-слово "лес" с частью слова "ной". Какое слово у нас получилось? (лес-ной). А про что можно сказать "лесной"? (лесной шум, мох, зверёк, домик, гриб ...).
А теперь ещё раз посмотрите на эти слова, и скажите, какое слово есть во всех этих словах? Да, это слово "лес" - слово корень.
Вывод: Поэтому слова: лесник, перелесок, лесной слова родственники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"
Многозначные слова - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...
Упражнения для развития координации слова с движением
подборка методического материала...
Цикл упражнений для формирования образной речи
Цикл упражнений для формирования образной речи...
Цикл упражнений для развития интеллектуальной сфкры
Материал для формирования познавательных процессов дошкольников...
Цикл занятий по теме: "Вежливые слова. Речевой этикет"
Занятия разработаны с использованием интернет-источников....
Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"
Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....
Цикл упражнений "Этюдный тренаж для детей"
Этюдный тренаж - это работа актера над собой. Этюды и упражнения помогают малышам развить память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами....