Цикл упражнений и игр по теме "родственные слова"
проект по логопедии на тему
была Разработана система работы над родственными слова, которые включали в себя дидактические игры и упражнения по использованию основных словообразовательных моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для закрепления формы множественного числа:
1. Игра «Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Логопед показывает картинку и называет: шар.
- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
2. Игра «Лови и называй».
Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».
Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.
3. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
4. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
5. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
1. Игра «Большой маленький».
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;
елочка, шарик, мячик.
2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:
Мальчик-с-пальчик
Иван-богатырь
Иванушка - Иван
рубашечка - рубашища
сапожки- сапожища
кармашек-карманище
ремешок- ремнище
топор -топорище
сабелька - саблища
нож- ножища
ручка — ручища
глазик - глазище
усики - усищи
голосок - голосище
носик - носище
силушка - силища.
Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз ходит на атомной энергии – атомоход
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос
воду возит – водовоз.
Игры :
- «Чей голос».
Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.
Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.
Ход работы:
В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.
- «Назови меня ласково».
Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Ход работы:
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
- «Магазин одежды».
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.
Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
- «Что из чего, какое?».
Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)
Ход работы:
Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
- «Угадай-ка».
Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).
Ход работы:
Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).
- «День рожденья Пуха».
Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.
Цикл упражнений по теме "родственные слова"
1. Лексическая тема "Семья".
Цель: учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Методические приемы: чтение стихотворения А.Якима Кто кому кто? Сопоставление понятий, используя картинки-портреты состава семьи.
Ход: Прочитать стихотворение А.Якима "Кто кому кто?"- Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек
- Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тёти!
- Тётю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни сначала, Кто мне Наташа и два её братца.
- Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох была и шустра!
А ты им доводишься…Хитрое дело
- Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало.
Разъяснить детям родственные связи с помощью картинок-портретов.
дед - отец отца (матери);
отец - сын деда (бабушки);
Петя - сын отца (матери), внук деда (бабушки),
брат Кати бабушка - мать отца (матери);
мать - дочь деда (бабушки);
Катя - дочь отца (матери), внучка деда (бабушки),
сестра Пети.
Задать детям вопросы:
- кем ты доводишься папе, маме?
- кто ты для бабушки, дедушки?
- кто у тебя родные сестры, братья?
- назови двоюродных братьев и сестер?
- кем являются для тебя родители твоих двоюродных братье и сестер?
- а ты для них кто?
Вывод: в семье мы все родственники.
2. Лексическая тема: "Домашние животные".
Цель: познакомит детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов; учить образовывать однокоренные слова, с помощью суффиксов "ик", "ищ".
Методические приемы: Рассказывание сказки "Три брата", с использованием плоскостных изображений гномов. Игровое упражнение "большой-маленький", с использованием силуэтных картинок.
Ход: Предложить детям послушать сказку "три брата":
Жили-были три брата: гном, гномик и гномище. Гномик был маленький и худенький, а Гномище - высокий и толстый. Каждый брат имел свое жилье. У Гнома был дом, у Гномика-домик, а у Гномище-домище. Как вы думаете, какой был домик? (маленький), а домище? (большой).
Обратить внимание детей на то, что у маленького Гномика была волшебная частица "ик", а у Гномище - частица "ищ". И всё, к чему они добавляли эти частички, превращалось с помощью "ик" в маленькие предметы, а с помощью "ищ"-в большие.
Рассмотреть картинки домашних животных и назвать их: кот-котик-котище; козёл-козлик-козлище.
Игровое упражнение "маленький-большой". Детям предлагаются картинки с силуэтным изображением домашних животных и их частей с гномами. Если гномик маленький, то дети образуют слова с частицей "ик", а если гном большой-то с частицей "ищ".
Картинки-слова: кот, козёл, нос, глаз, ус…
Вывод: Гномы были братьями - они родственники? Вот и слова: гном-гномик-гномище, кот-котик-котище, нос-носик-носище… слова-родственники.
3. Лексическая тема: "Дикие животные".
Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках образования названий диких животных.
Методические приемы: рассматривание картины по сказке "Три медведя", вопросы по ней. Дидактическая игра "Собери звериную семью".
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки по сказке "Три медведя", вспомнить название сказки, как звали папу, маму, детёныша в этой сказке (папа-медведь Михаил Иванович, мама-медведица Настасья Петровна, детёныш-медвежонок Мишутка).
Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дидактическая игра "Собери лесную семью".
Каждый ребёнок получает картинки с изображением сказочного животного. Дети собираются в "семью" и называют по картинкам папу, маму и детёныша животных:
Лис-лиса-лисёнок
Заяц-зайчиха-зайчонок
Волк-волчица-волчонок
Ёж-ежиха-ежонок
Вывод: В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному, но, очень, похоже. Животные в семье родственники? Вот и слова, обозначающие их - слова родственники.
4. Лексическая тема "Посуда".
Цель: продолжать упражнять в навыках словообразования; учить образовывать слова с помощью суффикса "ниц"- в значении вместилища (посуда).
Методические приемы: Дидактическая игра "Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла, предметы посуды, продукты питания.
Ход: Логопед предлагает детям вместе составить рассказ про куклу Таню.
Кукла Таня ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.
- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:
из тарелки едят…(суп, кашу),
из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),
а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.
А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:
для хлеба…(хлебница),
для салфеток…(салфетница),
для сахара…(сахарница).
Далее логопед предлагает детям ещё раз послушать эти слова. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс "ниц".
Вывод: Сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка "ниц"
Словесная игра "Назови правильно".
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
- Как называется посуда, в которую кладут конфеты? (конфетница).
- Как называется посуда, в которую кладут сухарики? (сухарница).
5. Лексическая тема: "Зима".
Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать самостоятельному подбору однокоренных слов.
Методические приемы: Рассматривание картинки о зиме, вопросы по ней.
Ход: На доске картинка "зима". Проводится беседа по картинке:
- Какое время года изображено на картинке? (зима).
- Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).
- А как можно назвать день зимой? (зимний).
- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- А как, по-другому сказать "остаются на зиму"? (зимовать).
Повторяют еще раз, все слова, названные детьми: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать. - Какое слово есть во всех этих словах? (зима). Это слово главное. От него образовались все остальные слова.
Вывод: Все эти слова-слова родственники к слову "зима", так как в каждом новом слове есть общая частица - слово "зима".
Словесная игра "Подбери слово".
Про что можно сказать "зимний"… (день, лес, сад…), "зимняя"…(пора, погода, дорога, стужа…), "зимнее"… (небо, солнце, утро…).
6. Лексическая тема: "Домашние животные"
Цель: развивать языковое чутьё; способствовать умению отличать родственные слова от слов с похожим корнем (с похожей частью слова по звучанию).
Методические приемы: чтение сказки "Родственники", сопровождаемое показом картинок на фланелеграфе (гусеница, гусь, гусыня, гусята).
Ход: Чтение сказки "Родственники" сопровождаются плоскостными фигурками фланелеграфа:
- Вы кто такие?
- Я гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - гусеница.
Выясняется, что в словах (гусь, гусыня, гусята, гусеница) есть общая часть "Гус". Но все ли это слова родственники? Почему?
Вывод: Все эти слова похожи по звучанию, но не все они родственники, потому что гусь, гусыня, гусята - это домашние птицы, а гусеница - это насекомое.
7. Лексическая тема: "Осень".
Цель: продолжать знакомить детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов.
Методические приёмы: использование моделей в рисунках, д\и "прятки".
Ход: Детям показываются картинки, на которых изображены: лист, листик, листья, листопад, лиственный лес, лиственница. Указывая на картинку "лист", спрашиваем:
- что это? (лист);
- как мы назовем маленький лист? (листик);
- а если их много? (листья);
- как называется явление, когда с деревьев дружно падают листья? (листопад);
- если в лесу только лиственные деревья, то это какой лес? (лиственный);
- как называется дерево, которое сбрасывает свои хвоинки осенью, как все лиственные деревья? (лиственница).
Теперь посмотрите на другие картинки (дерево, лист, цветок, яблоко, гриб) и попробуйте догадаться, какое из этих слов спряталось во всех предыдущих словах: листик, листья, листопад, лиственный, лиственница? Слово - "лист".
Вывод: В звучании всех этих слов, есть слово "лист" и они одинаковы по смыслу. Это слова родственники.
Аналогично проводится работа со словом - "гриб".
- как мы назовём маленький гриб? (грибок).
- а если их много? (грибы).
- как называют человека, который собирает грибы? (грибник).
- как называют мелкий, летний дождь? (грибной).
- как называется суп, сваренный из грибов? (грибовница) и т.д.
8. Лексическая тема: "Дикие животные".
Цель: продолжать знакомить с родственными словами; упражнять в навыках словообразования; закреплять умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительными в роде и числе.
Методические приёмы: Модель - схема, и\у "Звериная семья".
Ход: Посмотрите на эту модель. Это целая звериная семья. Представьте, что это тигриная семья. Папа тигр (большой кружок), мама тигрица (кружок поменьше), детёныш тигрёнок (маленький кружок), а если их несколько - то тигрята (несколько маленьких кружков). А это часть тела животного (маленький треугольник), например, тигриная лапа, тигриный хвост, тигриное ухо, то есть любая часть тела.
Вывод: В звучании всех этих слов (тигрица, тигрёнок, тигрята, тигриный) спряталось слово название животного "тигр" и они все относятся к одному животному. Значит это слова родственники.
9. Лексическая тема: "Зима".
Цель: совершенствовать навыки словообразования; способствовать умению находить родственные слова в тексте, выделять главное слово.
Методические приёмы: чтение стихотворения С. Погореловского "Снежная сказка",
обозначение каждого слова родственника - фишкой.
Ход: Чтение стихотворения "Снежная сказка".Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет -
Снежный - снежный - снежный!
Назовите из стихотворения "снежные" слова. Какое слово главное? (снег). Детям предлагается послушать стихотворение ещё раз и каждое "снежное" слово, услышанное ребёнком, обозначить фишкой. Далее идёт подсчёт фишек и определяется самый внимательный.
Вывод: Главное слово?... (снег). От него образованы все остальные слова (снега, снежные, снегири, снеговики, заснеженная, снежном, снежки, снегурки, снежный) - это слова родственники.
10. Лексическая тема: "Детский сад".
Цель: познакомить детей с терминами "корень", "слова родственники".
Методические приёмы: силуэтная модель на фланелеграфе, чтение стихотворения Е. Измайлова "Как растут слова?", д\и "словесный сад".
Ход: Чтение стихотворения Е. Измайлова "Как растут слова?"Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом. Это слово, слово - корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
По ходу чтения стихотворения выкладывается силуэтная модель сада на фланелеграфе. В конце чтения четвёртой строки в корни деревьев выкладываются слова "сон", "глаз". После прочтения стихотворения детям предлагается прочитать слова, которые находятся в корне каждого дерева (сон, глаз). Далее детям предлагается прочитать слова написанные на листочках деревьев и поместить их в крону нужного дерева. Затем проверяем правильность выполнения задания.
Вывод: Слова: глаза, глазок, глазные - слова родственники, потому что у них один корень - слово "глаз". И слова: засоня, сонный, сонник - тоже слова родственники, так как у них один корень - слово "сон".
11. Лексическая тема: "Весна".
Цель: продолжать учить находить общую часть родственных слов; совершенствовать навыки словообразования, способствуя уточнению значений слов.
Методические приёмы: и\у "догадайся", разгадывание ребуса.
Ход: логопед показывает картинку леса: - что это? (лес). А здесь написано неполное слово, давайте его прочитаем - "ник". А теперь попробуем соединить картинку-слово "лес" с частью слова "ник" - что получится? (лес-ник). Кто знает, кто такой "лесник"? Да, это человек ухаживающий за лесом.
Логопед показывает вторую картинку леса: - что это? (лес). А здесь написано начало и конец слова, прочитаем их - "пере ... ок". вставим в серединку картинку - слово "лес" и прочитаем получившееся слово "пере-лес-ок". Что такое перелесок? Да, это небольшой редкий лес, отделённый полянами от других участков леса.
Логопед показывает третью картинку леса. - Что изображено на этой картинке? Действительно, тоже лес. А здесь написана часть слова, прочитайте её -"ной". Соединим картинку-слово "лес" с частью слова "ной". Какое слово у нас получилось? (лес-ной). А про что можно сказать "лесной"? (лесной шум, мох, зверёк, домик, гриб ...).
А теперь ещё раз посмотрите на эти слова, и скажите, какое слово есть во всех этих словах? Да, это слово "лес" - слово корень.
Вывод: Поэтому слова: лесник, перелесок, лесной слова родственники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"
Многозначные слова - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...
Цикл упражнений для формирования образной речи
Цикл упражнений для формирования образной речи...

Цикл упражнений для развития интеллектуальной сфкры
Материал для формирования познавательных процессов дошкольников...

Цикл занятий по теме: "Вежливые слова. Речевой этикет"
Занятия разработаны с использованием интернет-источников....

Памятка для родителей "Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников с СНР"
Цикл упражнений для развития фонематического слуха у дошкольников....

Цикл упражнений "Этюдный тренаж для детей"
Этюдный тренаж - это работа актера над собой. Этюды и упражнения помогают малышам развить память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами....