Система занятий по профилатике задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни
рабочая программа по логопедии на тему
Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. основная задача речевого развития детей овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возраста и развитие коммуникативных способностей.
В младшем дошкольном возрасте формируется способность давать комплексные ответы (движение, действия и слова). Теперь, когда активная речь начинает сопровождать деятельность ребенка и выполняет функции репродукции, воспроизведения, судят об уровне понимания, восприятия, мышления по его высказываниям.
Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.
В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, понятие величины, формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сложно-тематическая организация занятий в сопровождении музыки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, максимально реализующие потенциальные возможности детей. Комплексно игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое восприятие занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно поднимает результативность усвоения знаний.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые игры, подвижные, артикуляционные упражнения, элементарное музицирование на инструментах, дидактические игры. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных поэтов. Сюжеты занятий основаны на знакомых сказках, окончание которых дети стараются придумать сами.
Все упражнения проводятся по подражанию. В процессе повторений дети заучивают тексты и движения.
Занятие является интегрированным, продолжительность их 9 мин. в группе третьего года жизни, 15 мин в группе четвертого года жизни. Занятие проводится логопедом совместно с музыкальным руководителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mrz.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сыктывкар 2014г.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Требования к усвоению программы для детей 3 года жизни.
- Требования к усвоению программы для детей 4 года жизни.
- Перспективный план занятий для детей 3 года жизни.
- Перспективный план занятий для детей 4 года жизни
- Диагностический инструментарий для детей 3 года жизни.
- Диагностический инструментарий для детей 4 года жизни.
- Литература.
Пояснительная записка.
Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. Основная задача речевого развития детей овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возраста и развитие коммуникативных способностей.
В младшем дошкольном возрасте формируется способность давать комплексные ответы (движение, действия и слова). Теперь, когда активная речь начинает сопровождать деятельность ребенка и выполняет функции репродукции, воспроизведения, судят об уровне понимания, восприятия, мышления по его высказываниям.
Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.
В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, понятие величины, формы, цвета, предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сложно-тематическая организация занятий в сопровождении музыки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, максимально реализующие потенциальные возможности детей. Комплексно игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое восприятие занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно поднимает результативность усвоения знаний.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые игры, подвижные, артикуляционные упражнения, элементарное музицирование на инструментах, дидактические игры. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных поэтов. Сюжеты занятий основаны на знакомых сказках, окончание которых дети стараются придумать сами.
Все упражнения проводятся по подражанию. В процессе повторений дети заучивают тексты и движения.
Занятие является интегрированным, продолжительность их 9 мин. в группе третьего года жизни, 15 мин в группе четвертого года жизни. Занятие проводится логопедом совместно с музыкальным руководителем.
Требования к усвоению программы детьми
третьего года жизни.
Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. Решение этой задачи предполагает освоение ребенком определенных речевых навыков, уровень овладения которыми различный. Данная программа предполагает три уровня развития умений и навыков.
Высокий уровень – использует в речевом общении сложные предложения, участвует в обыгрывании обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства, движения и слова песен выразительны. Артикуляторные упражнения выполняются в полном объеме.
Средний уровень – ребенок отвечает предложениями, но предложения простые, нераспространенные. Словарь существительных, глаголов, наречий снижен. Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм). Артикуляторную и пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.
Низкий уровень – ребенок понимает речь, отвечает жестом, одним словом, испытывает затруднения в подборе слов, воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха беспорядочными хлопками. Движения пальчиковой и артикуляторной гимнастики вызывают затруднения.
Требования к усвоению программы детьми
четвертого года жизни.
Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. Решение этой задачи предполагает освоение ребенком определенных речевых навыков, уровень овладения которыми различный. Данная программа предполагает три уровня развития умений и навыков.
Высокий уровень – использует в речевом общении предложения, участвует в обыгрывании обучающих игр, активно использует слова, обозначающие действия и свойства, движения и слова песен выразительны. Пальчиковая гимнастика выполняются в полном объеме.
Средний уровень – ребенок легко понимает речь, отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, не называет некоторых животных. Воспроизводит ритмический рисунок мелодии стиха (равномерный ритм). Пальчиковую гимнастику выполняет не в полном объеме.
Низкий уровень – ребенок понимает речь, отвечает жестом, одним словом, испытывает затруднения в подборе слов, воспроизводит ритмический рисунок мелодии и стиха беспорядочными хлопками. Движения пальчиковой гимнастики вызывают затруднения.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Тема | Цели занятия | Программное содержание |
1. Мое тело. | 1.формировать знания о частях тела. 2.Учить выполнять движения в соответствии с текстом. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра «Что у куклы, а что у меня». Муз.-речевая игра «Где же наши ручки.» Сказка о веселом язычке. |
2. Наш огород | 1.Формировать знания об овощах. 2.Вввести в активный словарь детей названия овощей, их цвет, форму, вкус. 3.Развивать мелкую моторику. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Дид. игра «Что в корзинке». Пальчиковая игра «Зайцы». Подвижная игра «Огород». Сказка о веселом язычке. Ритмическая игра «Дождик». |
3. Наш сад. | 1.Активизировать словарь детей по теме «Фрукты». 2.Формировать умение соотносить муляж с картинкой. 3.Развивать координацию движений. 4.Формировать правильную артикуляцию. | Дидактическая игра»Угостим гостей фруктами». Музыкальная игра «Собери в корзинку». Ритмическая игра «Дождик веселей». Пальчиковая игра «Этот пальчик». |
4. Кто как кричит. | 1.Развивать умения детей соотносить голоса животных и образ, называть их. 2.Вызвать желание договаривать слова в стихотворениях. 3.Учить выражать в движениях образ животных. | Музыкально-дид. игра «Пастушок» Рассказывание сказки «День рождение у кошки». Изображение животных под соответствующие мелодии. |
5. Осен- ний дождик | 1.Упражнять детей в умении договаривать слова песенок, сопровождая их движениями. 2.учить различать и называть цвета. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Массаж бедер «Дождик». Мимическое упр. «Тучка улыбается и сердится.» Двигательные упр «Осенние листочки» Танец- игра с листьями. |
6. Дере-венски дворик | 1.Ввети в активный словарь детей названия домашних животных. 2.развивать умение координировать слово и движение. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Двигательные упражнения «Кто повстречался». Дидакт. игра «Найди свою маму» Русская народная игра «Щенок Митрошка». |
7. В го-стях у бабуш-ки Арины | 1. Ввести в активный словарь детей названия домашних птиц и их птенцов. 2.Закрепить знания детей о домашних животных. 3.Формировать правильное звукопроизношение. | Упр на дикцию и мелкую моторику «Кот-царапка». Двигательное упр. «Петушки». Сказка «Кто моя мама». Ритмическая игра «Оркестр» |
8. Кто живет в лесу. | 1.Активизировать в речи детей названия обитателей леса и их детенышей. 2.Развивать умение координировать слово и движение. 3. Формировать правильную артикуляцию. | Двигательное упражнение «Поезд». Песня –инсценировка «Случай в лесу» Дид. игра «Поможем белочке». Подвижная игра «Зайцы и волк». |
9. Мага-зин иг-рушек. | 1.Активизировать словарь об игрушках, их качествах, действиях. 2.Учить выполнять действия в соответствии с текстом. 3.Учить правильно брать дыхание, правильно произносить гласные звуки. | Двигательное упражнение «Мы едем на машине». Дид. игра « Какая у тебя игрушка». Дыхательное упр.»Ветер». Дид. игра «Какая игрушка спряталась». |
10.Ле -тят сне жинки. | 1.Развивать умение договаривать стихотворения. 2.Учить соотносить слова и движения. 3.Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание. | Дыхательные упр. «Снежинки». Чтение стихотворения о зиме, сопровождая его движениями. Музыкальная игра «Игра в снежки» |
11.Зим-ние за –бавы. | 1.Активизировать глагольный словарь детей. 2.Учить строить предложение . 3.Формировать умение соотносить речь и движения. | Русская народная пестушка «Валенки» Массаж «Снеговик». Сказка «Как Снеговик пришел к нам на прогулку» |
12.Что принес Д.М. | 1.Закреплять умение договаривать предложения, отбирая нужное слово. 2. Формировать умение соотносить слова и движения. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Игра » Снежинки и Дед мороз» Муз игра «Как у дедушки мороза». Дид. игра «Что принес Д.М.». Пальчиковая игра «Наряжаем елку». |
13. Ком ната для куклы. | 1.Ввести в активный словарь детей названия мебели и ее назначение. 2. Учить строить предложение из 3-4 слов. 3.Формировать плавный выдох, правильную артикуляцию. | Дид. игра «Комната для куклы». Музыкальная игра «Кто едет в гости к кукле?». Упр на развитие дыхания «Гудок». |
14. Ма газин посуды | 1.Ввести в активный словарь детей названия посуды и действия с ней. 2. Учить строить предложения. 3.Формировать правильное дыхание, чувство ритма. | Дид. игра « Помоги кукле купить посуду». Дыхательное упр. «Горячий чай». Пальчиковая игра «Ладушки». |
15. Кто где жи вет. | 1.Активизировать словарь детей о местах жительства животных. 2.Закреплять умение договаривать стихотворения. 3.Формировать умение соотносить текст и движения. | Упр. на дыхание «Гудок». Русская народная игра «Зайка». Сказка «Как зайка искал свой дом». Пальчиковая игра » Есть у каждого свой дом». |
16.Жи вотные и дете ныши. | 1.Учить называть детенышей животных. 2.Развивать мышление путем соотнесения детенышей и их мам. 3.Формировать умения изображать взрослых животных и детенышей. | Муз – двигательная игра «Кого мы встретили». Дид. игра «Помоги малышам найти свою маму». Танец «Котятки». |
17.Чья мама. | 1.Ввести в активный словарь детей названия животных и их детенышей. 2.Развивать звуковысотный слух. 3.Закрепить умение договаривать стихотворения. | Пальчиковая игра «Расскажи про кошку». Музыкально- дидактическая игра «Кошка и котенок». Слушание стихотворений о животных и их малышах. |
18.Одеж да для куклы. | 1. Формировать умение отображать в речи названия одежды, цвета, назначение. 2.Развивать мышление путем сравнения видов одежды. 3.Закреплять умения соотносить слова и движения. | Муз-дидактическая игра «Мы ногами топ-топ» Дид игра « Найди кукле одежду». Дидактическая игра «Что неправильно надела Катя». |
19.Для чего это нужно. | 1. Формировать умения отражать свои суждения в речи. 2.Учить строить предложения. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Фонопедическое упражнение «Машины» Дид игра «Узнай и назови» Дид игра «Объясни мишке для чего это нужно». |
20.На чем люди ездят. | 1.Ввести в активный словарь детей названия и назначение различного вида транспорта. 2.Учить строить предложения. 3.Развивать чувство ритма. | Фонопедическое упр «Машины». Дид игра «Кто на чем едет». Музыкально-дид игра «Едем, летим, плывем». |
21.Что подарим маме? | 1.Формироать умение выражать словами признаки предметов. 2.Развивать умение соотносить текст и движения. 3.Развивать умение переключаться с одного движения на другое. | Дид игра «Что любит мама». Пальчиковая игра « Мамочка». Музыкально – ритмическое упражнение «Красивое движение» |
21.Наш оркестр. | 1.Ввести в активный словарь детей названия музыкальных инструментов 2.Развивать умение согласовывать слова с движением и музыкой. 3.Формировать умение точно повторять количество слогов. | Музыкально-речевая игра «Оркестр». Дид игра «Кто на чем играет». Слоговое упражнение «Послушай и повтори». Шумовой оркестр «Ну-ка, веселее». |
22.Сол-нечный зайчик. | 1.Активизировать словарь детей о весенних явлениях. 2.Формировать умение строить предложения. 3.Развивать умение согласовывать речь и движения. | Ритмическая игра «Капель». Упражнение «Солнышко». Двигательное упр. «Солнечные зайчики». Песня «Весна» |
23.При-летели птицы. | 1.Закрепить умение отражать в речи признаки весны. 2.Развивать умение согласовывать слова и движения 3.Формировать правильную артикуляцию. | Мимическое упражнение «Солнышко веселое и грустное» Дид. игра « Расскажем мишке о весне». Массаж пальцев «Воробьи». |
24.Кто что дела ет. | 1.Активизировать глагольный словарь детей. 2.Закреплять умение двигаться под музыку. 3.Развивать цветовосприятие, внимание. | Движение с музыкой «Самолет». Дид. игра «Кто что делает?». Подвижная игра «Светофор» |
25.Зоо - парк | 1Развивать навыки детей отражать в речи знания о животных. 2.Закреплять навыки построения предложений. 3.Продолжать формировать умение изображать животных. | Дыхательное упр. «Поезд». Показ движений животных с музыкальным сопровождением. Дид. игра «Кто живет в зоопарке». |
26.Рас - цвели цветы. | 1.Ввести в активный словарь детей названия цветов, их частей. 2.Закрепить знания о природных явлениях весной и отразить в речи. 3.Развивать мелкую моторику. | Двигательные упр. «Дети на полянке». Дид. игра «Прогулка куклы Кати». Пальчиковая игра «Цветок». |
27.Весе- нние забавы. | 1.Закреплять умение строить предложения. 2.Расширить знания о занятиях детей весной. 3.Формировать способность согласовывать речь и движения. | Двигательное упр. «Поездка в парк». Рассматривание картинок о занятиях детей в парке весной. Пальчиковая игра «Цветок». |
28.Насе комые | 1.Активизировать словарь детей о насекомых. 2.Воспитывать бережное отношение к природе. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Пальчиковая игра «Цветы». Подвижная игра «Жуки». Дыхательное упр. »Бабочка». |
29.Помо жем бабушке Арине. | 1.Закрепить знания детей о домашних животных и детенышах и отражать их в речи. 2.Продолжать формировать умение подражать голосам животных и их детенышей. 3.Формировать правильную артикуляцию. | Музыкально-дидактическая игра «Поездка». Дидактическая игра «Поможем бабушке Арине». Звуковысотное упр. « Кто кричит?». Сказка о веселом язычке. |
30. Машины спасатели | 1.Учить отражать в речи действия и назначение специальных машин. 2.Развивать способность согласовывать речь и движения. 3.Развивать цветовосприятие. | Дидактическая игра «Кошкин дом». Подвижная игра » Светофор». Музыкально-дидактическая игра «Машина». |
Перспективный план занятий для детей 4 года жизни.
Тема | Цели занятия | Программное содержание |
1.Солнечный дождик | 1. Обогащать знания детей о природных явлениях осенью 2. Активизировать словарь детей 3. Развивать чувство ритма 4. Формировать умение слушать музыкальные произведения до конца 5. Развивать мелкую моторику | Пальчиковое упр. «Прогулка» Двигательное упр. «Ноги и дождик» Пьеса «Дождик» Игра «Прогулка и дождик» Игра на колокольчиках «Дождик сильный и слабый» |
2. Тучка | 1. Обогащать словарь детей о природных явлениях осенью 2. Формировать навыки совмещать речь и движение 3. Развивать мыслительные операции детей 4. Активизировать мелкую моторику | Пальчиковая игра «Дружба» Стихи «Непослушный дождик» Ритмо-игра «Капли» Шумовой оркестр |
3.Тучки по небу гуляют | 1. Обогащать знания детей об осенних явлениях 2. Активизировать словарь детей (гром, радуга, молния, тучи) 3. Развивать мимику детей 4. Формировать чувство ритма | Пальчиковая игра «Дружба» Двигательные упражнения «Ножки» «Тучка улыбается и сердится» Ритмослоги «Капли большие и маленькие» Игра «Шаги большие и маленькие» |
4. Грибной дождь | 1. Обогащать знания детей об осени 2. Формировать умение совмещать текст и движение 3. Развивать чувство ритма 4. Формировать умение соотносить и действия | Двигательные упражнения «Прогулка в лесу» Массаж тела «Грибной дождик» Упражнение «Лягушата» Ритмическая игра «Туча» Игра «Собираем грибы» |
5. Под грибком |
| Слушание «Песни про дождик» Прыжки под музыку «По лужам» Ритмическая игр «Дождь частый и редкий» Массаж кистей «Грибной дождик» Упражнение «Грибы большие и маленькие» Игра «Грибки и грибы» Сказка В. Сутеева «Под грибком» Удары пальчиками тихо – громче по мере роста грибка |
6. Осенние листья | 1. Расширить знания об осенних явлениях в природе 2. Формировать умение соотносить текст стихов и движения 3. Активизировать словарь детей 4. Воспитывать отзывчивость на художественные произведения | Двигательные упражнения «Кто повстречался». Чтение стихов «Тучка» Рисование тучки руками Песня о дождике Массаж ног «Сапожки» Стих «Падают листья» Ритмическая игра «Падают листья» Двигательные упражнения «Опиши листья» Упражнение «Грибы большие и маленькие» Слушание музыки и сбор листьев под музыку «Осенняя песенка» Александровой Пальчиковая игра «Осенний букет» Танец с листьями |
7. Осень в лесу | 1 Формировать навык отчетливо произносить 2. Развивать умение соотносить музыку и движение 3. Активизировать мышление детей ритмосхемами 4. Развитие чувства ритма | Разучивание стихотворения «Осень» Двигательные упражнения Звуковая дорожка «Листья облетают» Динамическая пауза «Ветер дует нам в лицо» Чтение ритмо-схемы «Листья облетают быстро – медленно» Шумовой оркестр «Листья дрожат», «Листья опадают» Упражнение «Собери листья» Пальчиковая игра «Осенний букет» Танец с листочками |
8. Осенний огород | 1. Расширить представление детей об овощах 2. Формировать умение изображать овощи 3. Развивать чувство ритма 4. Развивать мелкую моторику рук 5. Активизировать мимику детей | Слушание русской народной потеши «Ладушки» Ритмическая игра «Дождик веселей» Комплекс общеразвивающих упражнений «Овощи» Упражнение «Помидоры большие и маленькие», «Морковки большие и маленькие» Пальчиковая игра «Зайцы» Динамическая пауза «Был у зайки огород» Подвижная игра «Огород» Упражнение «Едем-едем мы домой» |
9. Зима в лесу | 1. Расширить знания о зиме 2. Обучать выполнять образные движения 3. Формировать умение слушать музыкальные произведения до конца 4. Формировать фонетический слух | Чтение стихотворения о зиме Слушание песни о зиме Стихотворение и движение «Валенки» Физминутка «Метель» Стихи и движения «Зимняя игра» Слушание «Вальс Кобалевский» Ритмические упражнения «Снежок» Танец снежинок Ритмическая игра «Следы зверей» Дыхательное упражнение «Волк» Игра «Догонялки» Пальчиковая игра «Пальчик – мальчик» Упражнение «Салочки» |
10. Дед мороз спешит на елку | 1. Формировать умение отвечать на вопросы распространенными предложениями 2. Развивать умение двигаться в соответствии со спокойным или бодрым характером музыки 3. Воспитывать эмоциональный отклик на предполагаемые упражнения 4. Развивать слух и двигательную память | Стихотворение Артюхова «Дед мороз» Упражнение на дыхание «Вьюга» Физминутка «Дед мороз» Ритмическое упражнение «Снежинки» Хоровод Выкладывание узора из снежинок Стихи и движения «Снежинки и Дед Мороз» Песня о зиме Песня «Как у дедушки мороза» с движениями Русская народная потешка«Морозушка – мороз» с движениями «Зимняя игра» |
11. Украшаем елочку | 1. Обогащать знания детей о Новом годе 2. Развивать эмоциональную выразительность 3. Активизировать словарь прилагательных 4. Развивать мелкую моторику | Стихотворения о Новогоднем празднике Новогодний хоровод Физминутка «Наша елка» Чтение стихотворения «Что растет на елке» Музыкально-двигательная игра «Колокольчики звенят» Танец с фонариками Пальчиковая игра «Наряжаем елочку» Русская народная потешка «Морозушка – мороз» |
12. Наступает Новый год | 1. Обогащать представление детей о Новом годе 2. Формировать умение соотносить текст песни и движения 3. Развивать память детей 4. Развитие пальчиковой моторики | Стихотворение о новогодней елке Новогодний хоровод Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Ритмо игра «Ритмическое эхо» Ритмическая игра «Зажигаем огоньки» Речи и движения «Дед Мороз» Песня о Деде Морозе Игра на музыкальных инструментах кукол Музыкальная игра «Снежки и Дед Мороз» Игра на погремушках (русская народная мелодия) Русская народная игра «Колпачок» |
13.Новогодний праздник в лесу | 1. Обогащать представление детей о Новом годе 2. Формировать навык выразительного рассказывания стихотворений 3. Развивать чувство ритма | Стихотворение о елочке Пальчиковая игра «Наряжаем елочку» Новогодний хоровод Музыкальная пьеса Стихотворение Волгина Т. «Заинька» Ритмическая игра «Следы» Песня о Деде Морозе Речь с движениями «Дед Мороз» Игра на барабане Двигательные упражнения «Лесные гости» Новогодний хоровод Музыкально-дидактическая игра «Заморожу» Упражнение под музыку «Салочка» |
14. Рукавичка | 1. Формировать умение образовывать глаголы от звукоподражаний 2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи 3. Развитие чувства ритма 4. Воспитывать желание к самостоятельному рассказыванию сказки | Русская народная потешка и движения Дидактическая игра с отбивание ритма пальчиками: - мишка - лягушка Ритмическая игра с движениями «Зайка» Стихотворение «Лиса» Танец А. Ануфриева «Снежок» Подвижная игра «Зайцы и волк» Танец медведей Песня о зиме |
15. Снеговик | 1. Обобщать представление детей о зимних явлениях 2. Активизировать ответы детей из опыта 3. Формировать умение соотносить речь и движения 4. Воспитывать эмоциональную выразительность | Русская народная потешка «Зима» с движениями Игра «Метелица» Массаж «Снеговик» Показ лепки снеговика пальцами Игра на ложках, народная мелодия «Гопак» Физминутка«Попляшите» Общий танец Игра на развитие чувства ритма «Снеговик и снежинки» |
16. Кошка и котята | 1. Формировать умение соотносить название животного с названием детеныша 2. Развивать звуко-слух 3. Обобщать представление детей о собственном теле 4. Воспитывать желание соблюдать правила игры 5. Развивать процессы запоминания | Пальчиковая игра «Расскажи про кошку» Музыкально-дидактическая игра на развитие звуко-слуха «Кошка и котенок» Массаж тела «Заболела кисонька» Чтение стихотворения В.Борисова «Котенок» Танец «Котятки» Ритмическая игра «Цапки» Чтение стихотворения В.Борисова «Правила котят» Песня «Киска» Подвижная игра «Киса и миша» |
17. Котята и щенок | 1. Активизировать образный словарь детей с помощью русских народных потешек 2. Формировать умение отгадывать загадки 3. Развивать интонационную выразительность 4. Развивать мелкую моторику | Пальчиковая я игра « Расскажи про кошку» Русская народная потешка «Как у нашего кота» Танец котят Чтение стихотворения И.Демьянова «Разговор» Игра «Киса и мышка» Показ движений – котенок улыбается Дидактическая игра «Познакомься» Ритмическая игра «Котенок и щенок» Русская народная потешка«Кисонька – мурысонька» Песня с движениями «Ладушки» |
18. У бабушки в гостях | 1. Обогащать словарь детей через русские народные потешки и игры 2. Формировать навыки соотношения признаков с реальными предметами 3. Формировать умение соотносить слово и выразительное движение 4. Развивать чувство ритма | Двигательные упражнения «В гости к бабушке» Народная пальчиковая игра «Бабушка и внучка» Ритмическое упражнение «Ладушки – ладушки» Русская народная песня «Ладушки» Русская народная игра «Щенок Митрошка» Русская народная загадка Пальчиковая игра «Расскажу про кошку» Ритмическая игра «Оркестр» Игра «Киса и мишка» Песня «Ладушки» Песня «Бабушка» Колыбельная Русская народная пестушка |
19. Как снеговики солнце искали | 1. Обогащать знание детей о зимних явлениях 2. Формировать умение детей совмещать речь и движение 3. Поощрять ответы детей из собственного опыта 4. воспитывать интерес к русским народным потешкам 5. Развивать слуховую память детей | Русская народная потешка с движениями «Мороз» Массаж « Снеговик» Физминутка «Снежная баба» Рассказывание сказки о снеговике Ритмическая игра «Шагают снеговики» Ритмическое упражнение в «Лесу» Игра «Ритмическое эхо» Двигательные упражнения Русская народная игра «Зайка» Чтение стихотворения В.Ждановой «Снеговик» |
20. Как цыплята солнце будили | 1. Обогащать словарь детей о весенних явлениях 2. Формировать умение следить за сюжетом до конца 3. Развивать умение отвечать на вопросы 4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Динамическое упражнение «Цыплята» Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята» Пальчиковая игра «Сорока» Отгадывание загадок о зайце, еже Двигательное упражнение «Заяц» Ритмическая игра «Сапожки» Музыкально-дидактическая игра «Такие звонкие звоночки» Русская народная закличка «Солнышко» Весенний хоровод Пальчиковая игра «Мама» |
21. Новая столовая | 1. Развивать знаний детей о птицах зимой 2. Развивать логические процессы зимой 3. Формировать умение соотносить речь и движения 4. Воспитывать интонационную выразительность | Ритмическая игра «Письмо на снегу» Музыкально-ритмическая игра «Строители» Танец-игра «Вороны» Массаж пальцев «Вороны» Игра «Ритмическое эхо» Самомассаж «Сорока» Игра «Скворушка» |
22. В гости к нам пришла матрешка | 1. Формировать умение соотносить речь и движения 2. Развивать мелкую моторику 3. Развивать чувство ритма 4. Воспитывать эмоциональную выразительность | Ритмическая игра «Бубен» Песня «Ладушки» Стихи и движения «Матрешки и мишки» Танец «Матрешки» |
23. Весеннее солнце | 1. Обогащать представление детей о весенних явлениях 2. Развивать эмоциональную выразительность 3. Развивать чувство ритма 4. Поощрять умение высказываться на тему из личного опыта | Речь и движения «Солнышко» Игра психопластика «Солнышко грустное – веселое» Двигательное упражнение «Солнечные зайчики» Ритмическая игра «Сосульки» Массаж пальцев «Воробьи» |
24.Прилетайте птицы | 1. Обогащать представление детей о весне 2. Активизировать словарь детей 3. Упражнять в умении двигаться по сигналу 4. Развивать мелкую моторику | Песня «Капель» Музыкально-двигательная игра «Колокольчики» Ритмическая игра «Строители» Русская народная игра «Замри» Хороводная игра «Мишка» |
25. Весенний ручеек | 1. Формировать представление детей о весенних явлениях 2. Активизировать словарь прилагательных 3. Развивать мелкую моторику 4. Воспитывать желание двигаться совместно | Песня «Капель» Показ капелек пальчиками Песня «Ручей» Ритмическая игра Текст с движение «Ежик и мыши» Хороводная игра «Мишка» |
26. Кораблик | 1. Обогащать знание детей о весенних явлениях 2. Развивать умение соотносить тест и движения 3. Развивать восприятие чувства ритма 4. Расширять словарный запас детей | Весенний хоровод Песня «Речей» Танец «Кораблики» Ритмическая игра «Лягушка» Хороводная игра «Зайка» Дыхательное упражнение «Ветер» |
27. Петушок и его семья | 1. Формировать представление о домашних птицах 2. Упражнять детей в показе повадок домашних птиц 3. Воспитывать эмоциональную выразительность движений 4. Развивать чувство ритма в речи и движениях | Русская народная потешка «Петушок» Двигательные упражнения «Петушиная семья» Пальчиковая игра «Куры и петух» Ритмическая игра «Курочка» |
28. Колечко | 1. Активизировать словарь детей о домашних животных и их детенышей 2. Упражнять детей в показе движений домашних животных 3. Развивать интонационную выразительность | Двигательные упражнения «Большой и маленький» Кто как подает голос? Дидактическая игра «Узнай по движениям» |
29. Цветы на полянке | 1. Обогащать представления детей о природе 2. Формировать умение двигаться под музыку 3. Воспитывать эмоциональную выразительность | Двигательные упражнения «Цветок расцветает» Дидактическая игра «Какие цветы собрали» Пальчиковая гимнастика «Вырос цветок на поляне» |
30. Поездка в лес | 1. Формировать знание детей о лесных животных 2. Развивать умения показывать виды транспорта 3. Воспитывать любовь к природе | Двигательные упражнения «Машина и поезд» Дидактическая игра «Встреча на лесной полянке» Пальчиковая игра «Ежик» |
Диагностический инструментарий для выявления уровня и качества усвоения программного материала детьми четвертого года жизни
- Изучение особенностей развития словаря ребенка.
Задачи: выявить наличие в активном словаре ребенка слов, обозначающих диких и домашних животных, где они живут, чем питаются.
Методика: показать детям картинки с изображением животных – корова, лошадь, коза ,овечка , волк, белка, лиса, жираф, лев, тигр, обезьяна.
Вопросы: Кто это? Где живет? Чем питаются?
Если ребенок затрудняется с ответами предложить ему показать определенное животное, задать дополнительные вопросы.
Высокий - называет всех животных, как называется их дом, чем питается.
Средний - называет животных, определяет дикие они или домашние. Затрудняется с называнием места проживания.
Низкий - показывает животных, затрудняется в определении места жительства, в типах питания.
2. Изучение особенностей связной речи ребенка.
Задачи: выявить использование в речи ребенка сложных предложений,
Методика: Предложить ребенку картинки с изображением профессий летчика, машиниста, строителя.
Вопросы: предложить внимательно посмотреть на картинку и сказать кто это и что делает. Если ребенок затрудняется с ответом, предложить ему показать профессию, которую называет логопед.
Высокий - ребенок говорит по каждой предложенной картинке сложным предложением.
Средний - ребенок говорит одним словом, отвечает на дополнительные вопросы.
Низкий - ребенок отвечает одним словом , отказ от ответов.
3. Изучение особенностей восприятия характера музыки и текста.
Задачи: выполнять выразительно и эмоционально движения, соответствующие тексту песни и характеру музыки. Передавать в движениях ритм музыки и текста.
Методика: прослушать музыку или песню и подобрать к ней соответствующие движения: идет медведь, скачет зайка-трусишка, танцует лисичка-сестричка, сердитый волк.
Прослушать музыку и передать ее ритмические особенности хлопками в ладоши, игрой на детских музыкальных инструментах (бубен, погремушка, металлофон, барабан).
Высокий - выразительно и эмоционально откликается на музыку различного характера, передает в движениях образы песни или музыки.
Средний - задание выполняет с помощью взрослого: по словесной инструкции и по показу.
Низкий - задание выполняет после неоднократных показов педагогом или отказ.
Диагностический инструментарий для выявления уровня и качества усвоения программного материала детьми третьего года жизни.
- Изучение особенностей развития словаря ребенка.
Задачи: выявить наличие в активном словаре ребенка слов, обозначающих животных, их части производимые действия.
Методика: показать детям картинки с изображением животных – корова, лошадь, коза, овечка , волк, белка, лиса, жираф, лев, тигр, обезьяна.
Вопросы: Кто это? Что делает? Что это у данного животного?
Если ребенок затрудняется с ответами предложить ему показать определенное животное, задать дополнительные вопросы.
Высокий - называет всех животных, части тела, действия.
Средний - называет не всех животных, затрудняется в назывании действий.
Низкий - показывает животных, затрудняется в показе частей тела, не называет действия.
2. Изучение особенностей связной речи ребенка.
Задачи: выявить использование в речи ребенка предложений, соотнести свои высказывания с сюжетом картинки.
Методика: Предложить ребенку картинки с изображением профессий: шофера, доктора, повара.
Вопросы: предложить внимательно посмотреть на картинку и сказать: Кто это и что делает. Если ребенок затрудняется с ответом, предложить ему показать профессию, которую называет логопед.
Высокий - ребенок говорит по каждой предложенной картинке предложением.
Средний - ребенок говорит одним словом, отвечает на дополнительные вопросы.
Низкий - ребенок отвечает одним словом, отказ от ответов.
3. Изучение особенностей восприятия характера музыки и текста.
Задачи: выполнять выразительно и эмоционально движения, соответствующие тексту песни и характеру музыки. Передавать в движениях ритм музыки и текста.
Методика: прослушать музыку или песню и подобрать к ней соответствующие движения: идет медведь, скачет зайка-трусишка ,танцует лисичка-сестричка, сердитый волк.
Прослушать музыку и передать ее ритмические особенности хлопками в ладоши, игрой на детских музыкальных инструментах (бубен, погремушка, металлофон, барабан).
Высокий - выразительно и эмоционально откликается на музыку различного характера, передает в движениях образы песни или музыки.
Средний - задание выполняет с помощью взрослого: по словесной инструкции и по показу.
Низкий - задание выполняет после неоднократных показов педагогом или отказ.
Литература.
1. Волкова Л.С. «Логопедия» - М. Просвещение. Владос.1995г.
2. Волкова Г.А Логопедическая ритмика. М. Владос. 2002г.
3. Волкова Г.А. логопедическое воспитание детей с дислалией.
Л.1999г.
4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.2004г.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия для детей раннего
возраста. М 2003г.
6. ЛукинаН.А.. Сарычева И.Ф. Логоритмика для детей 2-3 лет.
Спб. 2002г.
7. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург. 2001г
8. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. СПб. 1999г.
9. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. М.
Просвещение 1974г.
10. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста.
М. Просвещение 1986г.
11. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб. Союз. 1977г.
12. Особенности психического развития детей. \ под редакцией
Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. \М. Педагогика. 1988г. 136с.
13. Павлова В.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.
Просвещение. 1987г.
14. Запорожец А.В. Развитие мышления / Избр. Психологические
труды – Т. 1, раздел 2/ - М. 1986г.
15. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи
ребенка раннего возраста. М 1971г.
16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной
работы с детьми дошкольниками. М. МПСИТ. 1998г.
17. Герасимова А.Е. Программа развития и обучения
дошкольников.Спб. 2001г.
18. Павлова Л.Н. Раннее днтство – развитие речи и мышления.
М.2000г.
19. Колесникова Е.В. Лицей для малышей 2-3 лет. М. 2003г.
20. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю.День за днем говорим и растем.
М. 2006.
21. Педагогика раннего возраста, (под редакцией Григорьева Г.Г.)
22. Венгер Л.А, Венгер А.Л. Домашняя школа М 2007.
23. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи М.1974.
24. Бородич А.М. Методика развития речи детей.М.1981.
25. Развитие общения у дошкольников. (под редакцией А.В.
Запорожца и М.И. Лисиной) М 1974.
26. Галинина Т.В. Развивающие игры для детей до з лет. М 2007.
27. Бондаренко А.К. Дидактические игры в саду.М 1991.
28.Т.Б..Филичева,Т.В. Туманова Формирование
звукопроизношения у дошкольников.М.1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....
Система занятий по задержки речевого развития у детей третьего и четвертого года жизни
Программа для детей с задержкой речевого развития...
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию, нетрадиционное рисование с воспитанниками четвертого года жизни с участием родителей. Тема: «Цветы на день рождения »
Цель: Продолжать знакомить родителей и детей разнообразным приемам нетрадиционной техники рисования. Развивать совместное творчество детей и родителей.Задачи:Образовательн...
Развивающая предметно-пространственная среда в условиях детского сада для детей третьего и четвёртого года жизни.
Вопрос организации предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Цель воспитателя: создать многоуровневую многофункциональную предметно – разв...
Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.
Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей....
Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений
Речевое развитие детей третьего и четвертого года жизни.Профилактика речевых нарушений...
Консультация для родителей Задержка речевого развития у детей в 4 года
Консультация для родителейЗадержка речевого развития у детей в 4 года...