Речевое развитие детей старшей группы в контексте требований ФГОС
статья (младшая группа)

Козлова Наталья Владимировна
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи младших дошкольников: требование ФГОС

   Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.

  Овладение речью сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной ведет к недоразвитию другой. Речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и взрослым.

  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение  следующих  задач:

1.Развитие свободного общения со взрослыми;

2.Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.

3.Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

4.Воспитания интереса и любви к чтению

На каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой  из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

Конкретные речевые задачи в свете вышеизложенных положений излагаются по всем возрастным группам, но  сегодня я предлагаю остановится на возрастной категории детей 3 – 4 лет и рассмотреть каждую задачу в отдельности.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

В этом раздели ребенок должен освоить следующее:

1.Помогать,  детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками, посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари).

2.В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом ( посоветуй Ване перевозить кубики на большой машине», «Предложить Саше сделать ворота по шире»; Скажите: «Стыдно драться! Ты уже большой».)

3.Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом.

4.Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

5.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

6.Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладения нормами речи

Формирование словаря

1.Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

2.Уточнять названия и значение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение.

4.Обращать внимание детей на сходные предметы (тарелки – блюдца, шуба – пальто, стул – табурет).

5.Развивать умение обобщать слова, называть части суток, называть животных и их  детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, о, у, и, э) и некоторые согласны звуки (п-б-т-д-к-г,  ф-в, т-с-з-ц)

1.        Развитие  артикуляционного (упражнения: надувание щек поочередно, втягивания щек, «Улыбка-трубочка»,  «Заборчик»,  «Лопаточка»,  «Качели», «Лошадка» и т.д.),   голосового  аппарата, (это звукоподражание животным, изменение голоса по силе и высоте и т. д.), речевого  дыхания («Сдуй снежинку», «Фокус», «Загнать мяч в ворота» и т. д.)

2.        Развитие фонематического восприятия, а  также  различных  средств  интонационной выразительности («Кто что слышит?», «Узнай по звуку», «Угадай, что делать?», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Беги на носочках», «Угадай, на чём играю?» и т.д.)

3.        Обучение  правильному  звукопроизношению  гласных (а, о, у, и, э -  как девочка плачет - а-а-а (длительное произнесение), мышонок смеётся - и-и-и, волк зовёт другого волка - у-у-у, и. д.) и согласных  звуков (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц),  их  дифференциации,  формированию четкой  артикуляции  звуков (например,  деткам предлагалось побыть комариками, пчёлками, лягушками, мышками и показать, как поют комарики (з-з-з), пчёлки (ж-ж-ж) и т.д. Далее детям для дифференциации можно предложить  игры «Комарики», «Свисток», «Куры и петух», «Гуси - Гуси» и т.д)

4.        Формирование  дикции. Развитие силы голоса, интонации вопроса и ответа. Развитие чувство ритма. Формирование  умения  регулировать  темп  речи  в связном высказывании.  

Формирование грамматического строя речи

1.        Обучение  изменению  слов  по  падежам,  согласованию существительных в роде и числе (стол –столы, стул –стулья; много столов, много стульев и  т.д.)

2.        Активизация  пространственных  предлогов  (в,  на,  за под,  около)  с  одновременным  употреблением  падежных форм  (в  шкафу,  на  стуле,  за  диваном,  под  столом,  около кровати).

3.        Обучение  правильному  употреблению  формы повелительного  наклонения  глаголов  единственного  и множественного  числа  (беги,  лови,  потанцуйте, покружитесь).

4.        Спряжение  глаголов  по  лицам  и  числам.

5.        Обучение  разным  способам  словообразования существительных (заяц – зайчонок – зайчата; сахарница – хлебница)  и  глаголов  на  материале  подражаний  (воробей чик-чирик  –  чирикает,  утка  кря-кря  –  крякает,  лягушка ква-ква  –  квакает)  и  игры  на  музыкальных  инструментах (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют)

Связная речь

1.        Развивать диалогическую форму речи.

2.        Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.

3.        Пересказ  литературных  произведений  от простого к сложному (пересказ по опорным вопросам  с показом иллюстраций, последовательно, отражающих содержание произведения;  пересказ по отдельным иллюстрациям с изображением персонажей и существенных деталей; пересказ по предваряющему плану-схеме;  пересказ без опоры на наглядный материал).

4.        Формирование  умений  строить  рассказы повествовательного  типа,  видеть  начало  и  конец  действий, усвоение  логической  последовательности  действий  героев рассказа. Я еще раз хочу подчеркнуть, что начинать нужно от простого к сложному:

•        Рассказ по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;

•        Рассказ по сериям сюжетных картинок,  подробно изображающих развитие сюжетного действия;

•        Рассказ по отдельной сюжетной картине (можно включить придумывания предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам), если развитие ребенка позволяет это сделать);

•        Описание предметов (например, игрушки).

5.        Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

6.        Представлять детям для самостоятельно  рассмотрения картинки, книги, наборы, предметов.

В заключение можно сказать, речевые недостатки  могут явиться причиной отклонений в развитии высших психических функций, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Профилактика  и своевременное устранение речевых недостатков  поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Нельзя не сказать, что красивая и правильная речь – залог успехов и удач  ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.

Список литературы:

1.        Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

2.        Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - с.27-43.

3.        Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003, №4. -С.47-51.  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. -  Питер, 2000. - 298с.

4.        Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.

5.        Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

6.        Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT.

7.        Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"

Конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с учетом требований ФГОС ДО

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по   речевому развитию  в средней группе с учетом требований ФГОС ДО...

Речевое развитие детей старшей группы в контексте требований ФГОС

В дошкольном образовании сегодня происходят большие изменения, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной области. В целях совершенствования воспитания и ...

Сюжетно-игровое музыкальное занятие: «Наши любимые игрушки» для детей старшей группы с учетом требований ФГОС ДО»

Цель занятия: разработка и реализация сценария сюжетно-игрового музыкального занятия направленного на нравственное воспитание; знакомство с игрушками разных поколений, знакомство с разновидностями игр...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС»

     Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога...