Речевое развитие детей старшей группы в контексте требований ФГОС
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи младших дошкольников: требование ФГОС
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Сформированность навыков связной речи, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом.
Овладение речью сложный психический процесс. Речь начинает формироваться, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной ведет к недоразвитию другой. Речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими, большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и взрослым.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
1.Развитие свободного общения со взрослыми;
2.Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.
3.Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4.Воспитания интереса и любви к чтению
На каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.
Конкретные речевые задачи в свете вышеизложенных положений излагаются по всем возрастным группам, но сегодня я предлагаю остановится на возрастной категории детей 3 – 4 лет и рассмотреть каждую задачу в отдельности.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми
В этом раздели ребенок должен освоить следующее:
1.Помогать, детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками, посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари).
2.В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом ( посоветуй Ване перевозить кубики на большой машине», «Предложить Саше сделать ворота по шире»; Скажите: «Стыдно драться! Ты уже большой».)
3.Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом.
4.Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
5.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
6.Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладения нормами речи
Формирование словаря
1.Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
2.Уточнять названия и значение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение.
4.Обращать внимание детей на сходные предметы (тарелки – блюдца, шуба – пальто, стул – табурет).
5.Развивать умение обобщать слова, называть части суток, называть животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи
Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, о, у, и, э) и некоторые согласны звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц)
1. Развитие артикуляционного (упражнения: надувание щек поочередно, втягивания щек, «Улыбка-трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Качели», «Лошадка» и т.д.), голосового аппарата, (это звукоподражание животным, изменение голоса по силе и высоте и т. д.), речевого дыхания («Сдуй снежинку», «Фокус», «Загнать мяч в ворота» и т. д.)
2. Развитие фонематического восприятия, а также различных средств интонационной выразительности («Кто что слышит?», «Узнай по звуку», «Угадай, что делать?», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Беги на носочках», «Угадай, на чём играю?» и т.д.)
3. Обучение правильному звукопроизношению гласных (а, о, у, и, э - как девочка плачет - а-а-а (длительное произнесение), мышонок смеётся - и-и-и, волк зовёт другого волка - у-у-у, и. д.) и согласных звуков (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц), их дифференциации, формированию четкой артикуляции звуков (например, деткам предлагалось побыть комариками, пчёлками, лягушками, мышками и показать, как поют комарики (з-з-з), пчёлки (ж-ж-ж) и т.д. Далее детям для дифференциации можно предложить игры «Комарики», «Свисток», «Куры и петух», «Гуси - Гуси» и т.д)
4. Формирование дикции. Развитие силы голоса, интонации вопроса и ответа. Развитие чувство ритма. Формирование умения регулировать темп речи в связном высказывании.
Формирование грамматического строя речи
1. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (стол –столы, стул –стулья; много столов, много стульев и т.д.)
2. Активизация пространственных предлогов (в, на, за под, около) с одновременным употреблением падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).
3. Обучение правильному употреблению формы повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь).
4. Спряжение глаголов по лицам и числам.
5. Обучение разным способам словообразования существительных (заяц – зайчонок – зайчата; сахарница – хлебница) и глаголов на материале подражаний (воробей чик-чирик – чирикает, утка кря-кря – крякает, лягушка ква-ква – квакает) и игры на музыкальных инструментах (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют)
Связная речь
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.
3. Пересказ литературных произведений от простого к сложному (пересказ по опорным вопросам с показом иллюстраций, последовательно, отражающих содержание произведения; пересказ по отдельным иллюстрациям с изображением персонажей и существенных деталей; пересказ по предваряющему плану-схеме; пересказ без опоры на наглядный материал).
4. Формирование умений строить рассказы повествовательного типа, видеть начало и конец действий, усвоение логической последовательности действий героев рассказа. Я еще раз хочу подчеркнуть, что начинать нужно от простого к сложному:
• Рассказ по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
• Рассказ по сериям сюжетных картинок, подробно изображающих развитие сюжетного действия;
• Рассказ по отдельной сюжетной картине (можно включить придумывания предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам), если развитие ребенка позволяет это сделать);
• Описание предметов (например, игрушки).
5. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
6. Представлять детям для самостоятельно рассмотрения картинки, книги, наборы, предметов.
В заключение можно сказать, речевые недостатки могут явиться причиной отклонений в развитии высших психических функций, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Профилактика и своевременное устранение речевых недостатков поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Нельзя не сказать, что красивая и правильная речь – залог успехов и удач ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - с.27-43.
3. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003, №4. -С.47-51. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. - Питер, 2000. - 298с.
4. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. -С.41-44.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT.
7. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга речевого развития детей старшей группы для детей ОНР за 2009-2010 уч.год.
диаграммы...
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с учетом требований ФГОС ДО
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с учетом требований ФГОС ДО...
Речевое развитие детей старшей группы в контексте требований ФГОС
В дошкольном образовании сегодня происходят большие изменения, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной области. В целях совершенствования воспитания и ...
Сюжетно-игровое музыкальное занятие: «Наши любимые игрушки» для детей старшей группы с учетом требований ФГОС ДО»
Цель занятия: разработка и реализация сценария сюжетно-игрового музыкального занятия направленного на нравственное воспитание; знакомство с игрушками разных поколений, знакомство с разновидностями игр...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС»
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога...