Формирование лексического запаса детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Базеева Елена Александровна

Содержание статьи поможет родителям  детей с общим недоразвитием речи использовать возможности игровой деятельности для уточнения, закрепления и обогащения лексического запаса дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya4.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

   Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Достаточный уровень сформированности лексической системы языка является одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом, имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение, является средством не только речи, но и мышления. В настоящее время общее недоразвитие речи является одним из самых распространенных речевых нарушений у детей в дошкольных образовательных организациях. Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Речевое недоразвитие у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Особенность детей с ОНР заключается в том, что качество и объём активного словаря у детей этой группы не соответствует возрастной норме. Часть детей редко встречающиеся в речевой практике слова заменяют смежными по ассоциации, не могут употреблять обобщающие слова; у них вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Дети затрудняются объединить предложные картинки по группам; не справляются с заданием на подбор слов антонимов и эпитетов к предметам. Большие затруднения вызывают задания на согласование прилагательных с существительными и существительных с числительными в роде и числе, на словообразование. Даже, получая помощь взрослого, наглядный образец дети допускают значительное количество ошибок при выполнении заданий.

    В исследованиях Р.И.Лалаевой, Т.Б.Филичевой выявлен малый объём семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой. Н.В.Серебрякова выявила ограниченность объёма предикативного словаря, большое количество замен по семантическому признаку, незнание многих общеупотребительных слов обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела; замены семантически близких слов; замена словообразовательными неологизмами; замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции; большая степень немотивированности ассоциаций. Л.В.Лопатина отметила

трудность актуализации словаря в экспрессивной речи; редко употребляющие слова заменяются другими; ошибочно используются слова обобщающего значения. Неадекватное использование антонимических средств языка обусловлено недостаточностью осознания парадигматических пар, в основе которых лежит элемент отрицания. Как показали исследования многих авторов (Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В.Серебрякова) несформированность словообразовательных операций приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные способности детей.  Это может в будущем отрицательно сказаться на школьной успеваемости детей, задерживать и затруднять овладение школьной программой, углублять негативное отношение этих детей к учебной деятельности. Поэтому актуальность развития всех сторон речи, в том числе и лексической, в системы речевого формирования одна из главных задач в дошкольном периоде. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие.

     Процесс коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо строить на основе ведущей деятельности детей, в частности используя дидактические игры. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию слов. Все это делает дидактическую игру важным средством формирования словарного запаса у дошкольников с ОНР.

Дидактические игры на развитие словаря.

 «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Предварительно ребенку объяснить, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, говорим: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: кожаные. Затем бросала мяч другому ребенку, говорила: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный), Медвежонок из плюша (Плюшевый), Рукавички из шерсти (Шерстяные), Стакан из стекла (стеклянный), ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем предлагаем детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

 «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. Далее перекидывая  мяч следующему ребенку.

  • Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
  • Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
  • Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф...)
  • Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь...)
  • Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
  • Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
  • Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)
  • Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
  • Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
  • Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  • Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

 «Горячий — холодный»

Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая воспитателю мяч, называет другое — с противоположным значением. Воспитатель: Горячий - Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый - Медленный; Частый - Редкий; Мягкий - твердый; Ясный - пасмурный; Высокий – низкий.)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.  

«Угадай, чьи это хвосты»

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных; упражнение в словообразовании.

Материал. Картинки, на которых изображены животные и отдельно их хвосты.

Методические указания. Педагог показывает на картинке животного и спрашивает: “Что это за животное?» «Это лиса». Потом ребенок на картинке находит хвост лисы, и говорит: «Это лисий хвост» и т.д.

 «Встреча гостей»

Цель: употребление наименования предметов посуды.

Материал: Картинки с изображением хлеба, сахара, конфет, селедки, салфеток, салата, супа, соли и масла и соответствующей для них посудой.

Методические указания: Воспитатель перед ребенком выкладывает картинки с изображением предметов и дает задание найти, например, сахарницу. «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

 «Один и много»

Цель: образование существительных со значением единичности.

Материал: карточки с изображением предметов: гроздь винограда и виноградинка, снег и снежинка, горох и горошинка, фасоль и фасолинка, бусы и бусинка, икра и икринка и т.д.

Методические указания: Воспитатель говорит ребенку: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег – снежинка. А если у нас бусы и одна частичка называется...».

«Найди быстро ошибку»

Цель: образование прилагательных.

Методические указания: Педагог предлагает детям послушать предложение. И говорит: «В нём есть ошибка. Кто первый найдёт и исправит, тот получит фишку. Выиграет тот, у кого фишек окажется больше».

Мама варит (клюква) морс. На полке стоит (земляника) варенье. Маша любит (черника) сок. Дети пьют (ежевика) компот. В магазине продаётся (малина) желе.

«День рожденья Пуха»

Цель: соотнесение названия взрослых животных с названиями их детенышей, использование эти слова в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами, собака с щенятами и т. Методические указания: Взрослый: «На день рождения к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамами: - «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят. «Назови меня ласково»

Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, называние предмета, животных ласково.

Материал: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж, лиса, курица.

Методические указания: Воспитатель проводит игру индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.)

Список литературы

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Спб., 2001. С. 92
  2. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей: Педагогические советы родителям.  -  М.: Просвещение, 2001
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования речи детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Феникс, 2008.                
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей: Учебное пособие. - М.: Владос, 20  
  5.  Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: АСТ, 2008.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)

С помощью технологии обогащения лексического запаса  детей дошкольного возраста (ТОЛЗ)  обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».

Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода»....

Психолингвистический подход в формировании лексического запаса у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Психолингвистический подход в формировании лексического запаса у детей с ОНР старшего дошкольного возраста...