Актуальность коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений
материал по логопедии на тему

Теленченко Татьяна Анатольевна

Речь - одно из важных достижений в развитии дошкольников. У детей с ОНР снижено чувство языка, поэтому формирование лексико-грамматических конструкций является одной из самых важных задач коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_kor._raboty_po_leksiko_gramm.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность коррекционной работы

по формированию лексико-грамматических представлений.

   Овладение речью – одно из важных достижений в развитии ребенка дошкольного возраста. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения.

По мнению К.Д. Ушинского именно чувство языка, или как его еще называют, языковое чутье, подсказывают ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и пр. Можно добавить, что чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные.

Словарь пятилетнего ребёнка ( по данным А.Н.Леонтьева, а также А.Н.Гвоздева) в норме составляет 3000 – 4000 слов и в нём представлены все части речи. Дети этого возраста активно используют словообразование и словотворчество. Также к пяти годам у ребёнка оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, использует сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, правильно согласовывает слова с помощью предлогов, падежных и родовых окончаний и т.д.

 У детей с ОНР словарный запас не превышает 1500-2000 слов. Ограниченность словаря наблюдается как в активном, так и в пассивном плане. Преобладают слова, которые являются названиями обиходно-бытовых предметов и действий.

Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических и грамматических средств  проявляется в  словообразовании и словоизменении. Это говорит о сниженном языковом чутье.

Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является актуальной задачей на сегодняшний день.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые могут применить дома при занятиях с детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) важно сделать акцент на обучении родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобретают благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так наилучшие результаты наблюдаются там, где логопед и родители действуют согласованно, так как имеют общую цель, а именно: развитие и совершенствование коммуникативной  компетентности ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - логопедическая работа по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи. Составление рассказа о зиме.

активизация предметного словаря по теме;развитие мышления - загадки;установление причинно-следственных связей, сезонные изменения;развитие логического мышления;развитие произвольного внимания, памяти,...

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 6-7 лет в коррекционной группе с ЗПР.

Данное распределение лексических тем будет интересно начинающим логопедам. Лексические темы в течение года могут меняться....

Система коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР по средством работы с родителями

Материал представлен в виде еженедельных домашних заданий для выполнения с родителями. Задания на неделю направлены на развитие следующих компонентов речи: лексики, грамматики, обучению грамоте, разви...

План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР старшего возраста.

План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР  старшего возраста на 2020- 2021  учебный год....

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателя в коррекционной работе по формированию лексико-грамматического строя речи через игру в соответствии ФГОС.

В данной статье представлены материалы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды способствующей развитию  мыслительных процессов и формированию лексико-грамматического строя речи...