Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Представляю свои методические наработки в помощь для учителей-логопедов,воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_l_l.doc | 35 КБ |
zvuk_s.doc | 34 КБ |
konspekt_zanyatiya_domashnie_pomoshchniki.doc | 43.5 КБ |
konspekty_zanyatiy_po_razvitiyu_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 23 КБ |
konspekt_zvuk_r.docx | 20.77 КБ |
konspekt_mebel_so_smesharikami.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое занятие по звукопроизношению с опорой на творческую выставку
« В гостях у гномов»
Тема: «Звук л, ль»
Программное содержание:
- активизация основных движений артикуляционного аппарата;
- тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи;
- автоматизация звука л, ль в слогах, словах, предложениях;
- развитие способности понимать чужие эмоции, правильно их оценивать;
- развитие умения определять позицию звука в слове, составлять предложение с данным словом, выделять звук на фоне слова
Ход занятия
- Организационный момент.
Ребята, сегодня мы пойдём в лес, в гости к гномикам и увидим что-то интересное!
Идём по - тихонечку и слушаем меня, что я буду рассказывать.
II.В гостях у гномов
1.В избушке под елью гномики жили. (Куб «Настроение»)
Работать умели и крепко дружили.
Шумные гости ели и пили,
А вечерком по домам заспешили.
Гномы друзей до ворот проводили,
Рукой помахали и спать пошагали
А самый весёлый их лица тайком
В виде солнышка начертил угольком.
( логопед показывает куб «Настроение». На шести гранях куба изображены эмоциональные состояния солнышка: первая грань-солнышко сердится; вторая-солнышко улыбается; третья- плачет; четвёртая - смеётся; пятая - грустит; шестая грань-солнышко испугалось)
Вот их портреты. Друзья, посмотрите
И перед зеркалом изобразите:
(Дети берут зеркала)
Грусть и улыбку, горе и смех-
Снова увидите гномиков всех!
Сейчас мы увидим с каким настроением приходили друзья к гномикам в гости.
(Логопед крутит куб, а дети изображают эмоции)
Ребята, покажите с каким же, вы, настроением пришли в гости к гномикам!
2. Куб « Ветерок»
Ребята, давайте посмотрим, чем же занимались гномики, когда у них в гостях были друзья?
Смотрите, ребята, какой-то кубик?! Оказывается, гномики играли и нам предлагают поиграть в те же игры. Игра называется «Ветерок»
Логопед стоит в центре круга. В руках у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы вращать!
Описание куба. На гранях куба аппликацией изображены тучка, грибок, веточка, цветочек, футбольные ворота, забор. Подвижные силуэты из лёгких материалов закреплены на леске. После вращения выбирается грань. Требуется с помощью воздушной струи: мяч загнать в ворота, шарик поднять в небо к тучке, петушка посадить на забор, птичку - на веточку, бабочку на цветок.
3.Пособие «Солнышко»
Ребята, смотрите, у гномиков есть весёлое солнышко. Солнышко просыпается – зарядкой занимается. Зарядка для язычка очень трудна. Гномики не могут с ней справиться. А мы то с вами умеем делать такую зарядку. Давайте с Солнышком выполним зарядку для язычка и гномикам покажем.
Упражнение «Качели»: «Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Обратите внимание, как язычок у Солнышка выполняет это сложное упражнение: нужно следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. А теперь вы выполните это упражнение. Язычок вверх, вниз. Молодцы! Следующие упражнения («Вкусное варенье», «Лопатка», «Маятник») выполняются так же.
4. Встреча с лягушкой
Ребята, мне гномики сказали, что у них ещё были кубики, но налетел сильный ураган и кубики унесло ветром. Пойдёмте их скорей искать!
Смотрите лягушка. Она знает, где кубики находятся, но нужно ответить на её вопрос. Какой первый звук в слове лягушка? (Звук Ль. Он согласный, мягкий, но может быть и твёрдым, произносим Л)
Вспомним, когда произносим звук Л, где находится кончик язычка? ( Дети отвечают: кончик язычка находится за верхними зубками)
Лягушка говорит, что нужно подойти к каждой кувшинке и спеть песенку со звуком Л и Ль, только тогда мы сможем найти кубики.
Дети вмести с логопедом возле каждой кувшинки поют песенку:
Ла-ла-ла ля-ля-ля
Ло-ло-ло ли-ли-ли
Смотрите, ребята, вот и кубики ( находят их возле пруда )
5. Куб « Найди звук»
Описание. На гранях куба картинки: стул, ведро, снеговик, лыжи, лодка, самолёт. Один из детей стоит в кругу и крутит куб, а остальные дети говорят слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы вращать!
Задание: определить, есть ли в выпавшей картинке звук Л, Ль и сказать, где этот звук находится (в начале, середине, конце слова)
6. Куб «Составь предложение»
Описание. На гранях куба картинки: кастрюля на плите, самолёт, апельсин на тарелке, Катя катает куклу в коляске, лампа стоит на столе, лебедь плывёт по воде. Один из детей стоит в кругу и крутит куб, а остальные дети говорят слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы вращать!
Задание: составить предложение по данной картинке, назвать слова со звуком Л, Ль.
Затем дети возвращают пропавшие кубы гномам и прощаются с ними
III. Итог. Понравилось, ребята, занятие? У кого мы были в гостях и что делали?
Игровое занятие по звукопроизношению с опорой на творческую выставку
« В гостях у гномов»
по теме « Звук Л»
Подготовила и провела учитель – логопед Никулина Н. Н.
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук С»
Форма: Сказка про лису – рыжую красу»
Программное содержание:- уточнить артикуляцию звука «с»;
- автоматизировать звук «с» в изолированном виде, в словах, в чистоговорках;
- тренировать глубокий вдох и плавный, медленный выдох;
- развивать фонематическое восприятие, речевую активность детей;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы отправимся, сегодня, в сказку!
Жила – была на лесной опушке лиса – рыжая краса.
(звучит музыка, появляется лиса)
И всё-то у неё было хорошо, да только не умела лиса произносить звук «с». Сидит она и плачет. Вдруг видит, тучка на небе, а на ней бабочка сидит.
Бабочка: Отчего плачешь, лиса – рыжая краса?
Лиса: Как же мне не плакать?
Ведущий. И рассказала лиса бабочке про то, что она не умеет произносить звук «с».
Лиса. Не подШкажете ли, бабочка, кто может научить меня звук произноЩить?
Бабочка. А ты сначала подуй на меня, то налетели тучи тёмные и намочили дождиком мои крылышки, трудно мне летать.
Лиса. А как же я подую, я ведь не умею. Кто же мне поможет?
Бабочка. Может, дети тебе помогут?
Ведущий. Вы поможете лисе подуть на бабочку? (да) Тогда встаньте поближе. Сделайте глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом. Вдох, выдох (три раза).
Бабочка. Спасибо вам, дети, и тебе, лиса! Теперь мои крылышки обсохли, и я могу летать. А научиться звук произносить, может быть, заяц тебе поможет?
Ведущий. Сидит лиса – рыжая краса, плачет, а навстречу ей зайчик – попрыгайчик скачет.
(Звучит музыка, появляется заяц.)
Заяц. Здравствуй, лиса – рыжая краса!
Лиса. Здравствуй, зайчик – попрыгайчик!
Заяц. О чём плачешь, лисонька?
Ведущий. И рассказала лиса зайцу про то, что не умеет звук «с» произносить.
Заяц. Кажется, я твоему горю помогу.
но мне помощники нужны.
Лиса..А кто же это? Заяц. Мои друзья.
Ведущий. Ребята, подскажете зайчику, когда мы произносим звук «с» , губы что делают? (Растягиваются в улыбку.) Язык вверху или внизу? (Внизу) Струйка воздуха где? (Посередине языка).
Заяц. Ну вот, лиса, делай так: улыбнись и посвисти, звук»с» произнеси!
Лиса. С –с –с. Ах, какой красивый звук!
Заяц. Теперь с этим звуком ты можешь играть в игру «Насос» (Дети поиграли)
Ведущий. Убежал зайчик по своим делам, а лиса сидит на лесной опушке, улыбается.
(Звучит музыка, появляется волк)
Волк. Здравствуй, лиса – рыжая краса, отчего это ты улыбаешься?
Лиса. Как же мне не улыбаться, ведь не умела я произносить звук «с», а зайчик и его друзья научили меня. А ты что такой грустный?
Волк. Я рад за тебя, а вот мне телеграммы пришли, да только прочитать их я не могу.
Лиса. А может, дети тебе помогут?
Ведущий. Вы поможете волку прочитать телеграммы?
(Дети по одному «читают» телеграммы: са,со,су,си. Передают их друг другу, хлопая по ладони, и возвращают логопеду.)
Лиса. Получилось: со,са, сы.
Волк. Ммм, я понял: « На Сову напала оСа, и летят ещё оСы». Побегу скорей на помощь.
Ведущий. Только лиса его и видела. Сидит лиса на опушке, видит, медведь идёт, кусты к земле гнёт, что-то тяжёлое несёт.
(Звучит музыка, появляется медведь)
Медведь. Здравствуй, лиса – рыжая краса.
Лиса. Здравствуй, Мишенька, а что это у тебя?
Медведь. Да вот картинки в лесу нашёл, что на них нарисовано, не знаю.
Лиса. Так ты их детям покажи, они тебе и подскажут.
Ведущий. Вы поможете медведю назвать картинки? Только чётко выделяйте в словах звук «с».
(Логопед показывает предметные картинки, а дети называют их.)
Медведь. Спасибо вам за науку.
Ведущий. Собрал медведь свои картинки и потопал дальше, только лиса его и видела. Сидит лиса, думает о чём-то, вдруг слышит….
(Звучит музыка, появляется оса.)
Лиса. Ой, я так боюсь осы, а вы, ребята, боитесь?
Ведущий. Если мы будем вместе громко произносить слова, оса испугается и улетит.
Повторяйте за мной:
Са, Са, Са – вот летит оСа.
Сы, Сы, Сы – не боимся мы оСы.
Су, Су, Су – мы прогоним оСу.
Са, Са, Са – улетай скорей, оСа.
Испугалась оса и улетела.
Лиса. Спасибо вам, ребята, за помощь, только настоящая дружба может преодолеть все трудности. До свидания, друзья!
(Лиса уходит.)
Ведущий. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Итог. Понравилась вам сказка? Скажите, какой звук не умела произносить лиса?(Звук С)
Конспект логопедического занятия
« Сказка про лису – рыжую красу» по теме:
« Звук С»
.
Подготовила: учитель-логопед Никулина Н. Н.
2012г.
СА СО
СУ СЫ
СОВА ОСА
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровая ситуация с домовёнком Кузей
Тема: «Домашние помощники»
Цель:
- учить детей понимать назначение бытовых приборов, облегчающих труд в быту;
- дать понятие о старинной домашней утвари в сопоставлении с современными бытовыми приборами;
- развивать логическое мышление, внимание, умение грамматически правильно строить предложение, отвечая на вопрос;
- знакомить детей с правилами пользования бытовыми приборами.
Ход занятия
- Организационный момент.
Первым в кабинет войдёт тот, кто правильно назовёт какой сегодня день недели, затем какое сегодня число и месяц.
- Встреча со сказочным персонажем домовёнком Кузей.
Сегодня к нам в гости пришёл домовёнок Кузя. Давайте с ним поздороваемся.
- Почему его так называют? (Домовёнок живёт в доме, помогает его охранять, следит за порядком)
Ребята, Кузя мне рассказал, что он находился в доме, где жила ленивая хозяйка. У неё был такой беспорядок, что он решил позвать вас на помощь навести порядок.
- Познавательно-игровая ситуация
Дети вместе с Кузей подходят к столу. На столе лежит большой рисунок с изображением беспорядка в комнате и на кухне. В комнате разбросана грязная мятая одежда, мусор.
(одежда, мусор -это съёмные картинки, которые убираются)
Дети рассматривают рисунок и рассказывают, что увидели.
- Ребята, почему Кузя не захотел находиться в этом доме? ( Потому что здесь плохо, нет чистоты, порядка, неуютно)
Кузя говорит, что в доме находятся приборы, которые гудят, трещат, свистят, но ими редко пользуются. Он не знает, как приборы называются. Может быть вы ему подскажите? (Да)
У меня есть загадки, которые помогут вам назвать некоторые приборы.
Дети читают загадки и называют отгадки.
В кругленьком окошке
Мокрые одёжки
Крутятся, стираются
Чистые получаются. (стиральная машина)
То назад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе,
Продырявит море. (утюг)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (пылесос)
- Назовите другие приборы, которые вы знаете. (Холодильник, телевизор, микроволновая печь и т. д.)
Перед детьми картинки отгаданных приборов.
- Как одним словом можно назвать эти приборы? (Бытовые приборы)
Да, бытовые приборы – это домашние помощники.
- Скажите, что общего между этими приборами?
(У каждого прибора есть кнопки, ручки, мотор, шнур).
Значит, они работают от………..электричества.
- Какие они? (Электрические)
Ребята, посмотрите внимательно на беспорядок в доме (мы же в гостях) и скажите, какие бытовые приборы помогут хозяйке навести порядок и чистоту.
Постирать вещи поможет стиральная машина. Утюг поможет погладить одежду. Пылесос поможет убрать мусор.
Вот Кузя говорит, что давным давно не было пылесоса.
- Как вы, думаете с помощью чего убирали мусор? (Выслушиваются ответы детей)
Дети рассматривают картинки с изображением веника, щётки и говорят как их применяли и сопоставляют с пылесосом.
(Пылесосом легче и удобнее работать, потому что человеку нужно только ходить за пылесосом и управлять им, а весь мусор и пыль он глотает сам. Веник неудобен, потому что от него поднимается пыль, а потом садится на мебель и на все вещи в комнате.)
- Динамическая пауза «Пылесос»
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать.
И под шкафом и за шкафом,
И в шкафу и на шкафу.
Не люблю я пыль: «ФУ!»
Кузя удивлён и говорит, что раньше вообще по-другому стирали вещи.
Дети рассматривают картинку, как женщины стирали бельё в реке с помощью валька (массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой ручкой). Затем картинку с изображением стиральной доски и сопоставляют с современной стиральной машинкой. ( На стиральной машине можно быстрее постирать бельё, чем на стиральной доске. Стиральную доску ставили в металлическое корыто и долго тёрли бельё о доску, чтобы оно отстиралось. Нужно было много силы приложить и затратить много времени для стирки.)
Раньше и гладили по-другому (смотрят картинку с изображением рубеля, чугунного утюга и сопоставляют их с современным утюгом)
Чугунный утюг неудобен, так как он тяжёлый и нужно долго разжигать угли.
- Благодаря каким домашним помощникам быстрее, удобнее и качественнее выполняется работа в доме? (Благодаря бытовым приборам) Почему?
А теперь каждый из вас выберет домашнего помощника, чтобы быстро и качественно навести порядок в доме, куда пригласил нас Кузя.
Дети называют прибор и описывают работу, которую с его помощью можно выполнить в доме ленивой хозяйки. Проговаривают и убирают съёмные картинки.
Итак, ребята, благодаря бытовым приборам можно быстро постирать, погладить бельё, убрать квартиру, помыть посуду.)
- Как нужно относиться к бытовым приборам?
( Необходимо быть осторожным, знать правила пользования бытовыми приборами, так как они являются электрическими.)
Давайте расскажем эти правила домовёнку, чтобы он следил за своей хозяйкой.
Дети перечисляют правила:
- не пользоваться бытовыми приборами, если у них перекручен шнур;
- нельзя трогать провода и приборы мокрыми руками;
- нельзя вынимать вилку из розетки, дёргая за шнур;
- не оставлять включенным утюг и другие бытовые приборы;
- нельзя включать неисправные бытовые приборы.
IY. Итог. Ребята, мы возвращаемся в свой дом. Надеемся, что хозяйка не будет лениться и чаще пользоваться бытовыми приборами, чтобы поддерживать чистоту и порядок в своём доме. А в вашем доме, где вы живёте, тоже всегда порядок? Что вам в этом помогает?
( Бытовые приборы)
В кругленьком окошке
Мокрые одёжки
Крутятся, стираются
Чистые получаются.
То назад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе,
Продырявит море.
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Конспект логопедического занятия
«Домашние помощники»
Провела учитель-логопед: Никулина Н. Н.
декабрь 2011г.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, ПРОВЕДЕННОГО НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Тема: В мире звуков.
Цель: сформировать понятие о неречевых звуках.
Задачи: - учить детей различать неречевые звуки;
- развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.
Оборудование: зеркало на каждого ребёнка, ширма, стакан с водой, пустой стакан, бумага, чайная ложка, ножницы; музыкальные инструменты: бубен, погремушка, трещотка, маракас; мяч, обезьянка.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психогимнастика. Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печального клоуна, весёлого Карлсона.
II. Основная часть.
Сегодня, ребята, мы будем слушать звуки. (Развитие слухового внимания)
1. Игровое упражнение "Молчанка" (выделяем звуки окружающего мира: за окном, за дверью, на втором этаже, в соседней группе и т. д.)
Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы издают разные звуки. Послушайте эти звуки.
2. Игровое упражнение " Что ты слышишь?" (За ширмой переливание воды, шуршание бумаги, резание бумаги и т. д.)
3. Игровое упражнение " Кто пришёл? Что принёс?" Пришла обезьянка, принесла музыкальные инструменты. Логопед играет на музыкальных инструментах, воспроизводит резание бумаги, переливание воды, стук ложкой о стакан и т. д. А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
- выделение звуков, издаваемых музыкальными инструментами;
- угадывание музыкальных инструментов по их звучанию за ширмой.
(действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.)
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал. Чем мы слушали? (Ушами). Уши - это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Динамическая пауза. "Хитрый бубен"
При звоне бубна дети бегут на цыпочках.
При хлопках по бубну - маршируют.
4. Игровое упражнение с мячом " Услышал? Повтори!" ( воспроизвести сочетание схожих по звучанию слов: ком-дом, дом-том, кот-кит, дом-дым, бак-бык, бак-мак, лак-рак, лак-лук). Дети друг за другом воспроизводят пары слов.
5. Игровое упражнение " Верно или нет"
- выделение правильного по звучанию слова из ряда схожих по звучанию слов: бамам, паман, банан, панан.....и т. д.
III. Итог занятия.
Что мы слушали? (Звуки)
Какие неречевые звуки звучали?
Оценка деятельности детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, ПРОВЕДЕННОГО НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Тема: Звук [у], буква "У".
Цель: познакомить с гласным звуком [у], с его обозначением на письме.
Задачи:- учить выделять гласный звук [у] среди других гласных, из ряда слогов, слов;
- формировать элементарные навыки звукового анализа, учить выделять первый гласный звук в слове;
- расширять словарный запас детей;
- развивать фонематическое восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: предметные картинки (удочка, утёнок, ужи, усы, уши, улей), символ звука [у] (красный кружок), палочки, карандаши, индивидуальные тетради, демонстрационная буква "У", Красный замок.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психогимнастика.
Кукла Ульяна. Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
- Что это было? (огородное пугало)
- Как испугалась Ульяна? (дети изображают испуг)
Ребята, изобразите пугало. Пугало стояло, всех птиц испугало: напряжение мышц шеи, рук, туловища, ног. Затем расслабление всех мышц - изображение летящих птиц.
Ребята, вы смелые, никого не боитесь. Изобразите смелость.
Дети, кто запомнил, как зовут куклу? (Ульяна)
II. Основная часть.
1. Давайте, ребята, протянем первый звук имени УУУУльяна.
Сегодня мы с вами и с куклой Ульяной отправимся в страну звуков и букв. Наше путешествие будет интересным. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. Выставляется Красный замок. В этом замке живут звуки. Вспомним первый звук в имени Ульяна, ещё раз протянем его УУУУУльяна. Кукла предлагает нам спеть этот звук (У-У-У). Звук [у] мы можем петь, тянуть. Посмотрите как широко открывается наш рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [у] называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, "оживите" его. Дети нажимают на кружочек и произносят звук [у].
Дети, ответим кукле Ульяне, какой гласный звук ещё вы знаете? (Звук [а])
Проговорим все вместе: Для пения гласные звуки важны.
Они и напевны и очень нежны.
Летят, как птицы, эти звуки в синеву.
а-у, а-у, а-у.
2. Сейчас кукла Ульяна проведёт с вами игру "Поймай звук" (хлопни в ладоши, если услышишь звук у)
- из ряда гласных: а, о, у, о, у, о, а, у;
- из ряда слогов: ам, ум, ом;
- из ряда слов: цветок, паук, диван, стол, стул, лужа.
3. Произношение звука [у] в словах.
Нашли конверт с загадками. Отгадай загадки, назови отгадки.
(На каждую отгадку и словечко выставляется предметная картинка)
Что это у мальчика?
Ниточка на пальчике.
Палочка в руке, ниточка в воде. (удочка)
Удивительный ребёнок,
Только вышел из пелёнок.
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (утёнок)
В этом же конверте игровое упражнение "Подскажи словечко"
жи-жи-жи, ползут по дорожке........ ужи
сы-сы-сы, у папы выросли..........усы
ей-ей-ей, у ужей нет.........ушей
Смотрите, ребята, возле Красного замка стоит паровозик.
Игровое упражнение "В каком вагоне едет звук". Мы все наши слова-картинки поставим в первый вагон поезда, так как все слова начинаются со звука [у] . Этот звук находится в начале слова. Произнесём ещё раз слова: удочка, утёнок, ужи, усы, уши.
Наше путешествие продолжается, но что мы видим? Мимо Красного замка пчёлы пролетели. Они возвращаются в свой домик - улей.
* Выставляется домик пчёл - улей.
-Ребята, с какого звука начинается слово "улей"? (Со звука [у])
- В каком вагоне поедет это слово? ( В первом вагоне.)
Поиграем в игру "Пчёлки"
4. Динамическая пауза." Пчёлки"
Пчёлки в ульях сидят,
На цветы они глядят,
Пчёлки с ульев вылетайте!
Мёд скорее собирайте!
5. Знакомство с буквой "У".
Когда вечером за вами придут мамы, куда вы пойдёте? (Домой)
У звуков тоже есть свои дома. Они называются буквами. У звука [у] тоже есть свой домик. Демонстрируется буква "У".
Что вам напоминает буква "У"? (Ответы детей)
"У" - сучок. В любом лесу.
Ты увидишь букву "У".
Выкладывание буквы "У" из палочек. Ребята, нарисуйте в тетрадях домик для звука [у] - букву "У", а кукла Уля посмотрит на вас.
6. Написание буквы "У".
Соедините точки у вас в тетрадях, и у вас получится буква "У". Раскрасьте её красным карандашом. Ниже нарисованы две фигуры. Одна из них - буква "У". Найдите её и раскрасьте. Другую фигуру зачеркните, чтобы звук [у] не перепутал с ней свой домик.
Наше путешествие подошло к концу.
III. Итог. Кукла Ульяна на прощание предлагает вам игровое упражнение "Слово на ладошке". Придумай слово, которое начинается с гласного звука [у], произнеси его и хлопни по ладошке соседа.
- С каким звуком познакомились? (Со звуком [у])
Оценка деятельности детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, ПРОВЕДЕННОГО НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш].
Цель: Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, в словах, во фразах.
ЗАДАЧИ: - закреплять умение выделять согласный звук в ряду других звуков, среди прямых слогов и умение различать слова со сходным звуковым составом;
- продолжать формировать навык звукобуквенного анализа слов;
- обогащать словарь детей;
- развивать фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику, речевое дыхание;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: игрушки (кошка, собачка, картинки со звуками [с]-[ш], пособия для дыхательной гимнастики.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психогимнастика.
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья .
(Дети поднимают руки) .
Подул теплый ветерок : Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.
(Дети быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)
Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны
(Дети покачиваются и машут руками.)
Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.
(Дети расслабляются)
Снова подул ветер .
(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)
II.Основная часть.
1. Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)
Как подул холодный ветер? (С-С-С)
Сегодня мы будем повторять звуки С-Ш. К нам пришли гости, отгадайте кто:
«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу» (Собачка)
«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. » (Кошка)
Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? (Ответы детей)
Упражнение " Утёнок гуляет".
Описание: Перед каждым ребёнком лежит полоска, разделённая на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утёнку. Логопед произносит слова: собачка, кошка, а дети - ставят утёнка на начало, середину или в конец полоски в зависимомти от того, где находится звук [с]-[ш] в произнесённом слове (в начале, в середине, в конце).
Собачка и кошка хотят с вами поиграть. Давайте разомнемся.
2. Дыхательная гимнастика
Игра "Греем руки" : дуть на ладошки, меняя силу выдоха.
Игра "Дышим носом": поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.
3.Произношение звуков С-Ш в слогах.
Игра «Запомни и повтори», затем игровое упражнение "Внимательные ушки" (хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш])
СА-СА-ША СО-СО-ШО
ШИ-СЫ-ШИ СУ-ШУ-СУ
4. Произношение звуков С-Ш в словах.
Игра «Наоборот»
САШКА-ШАШКА ШОК-СОК ШУТ-СУД
ШУТКИ-СУТКИ ВАШ - ВАС УШИ-УСЫ
ПОШЕЛ - ПОСОЛ ШИФОН-СИФОН ШКАЛА-СКАЛА
КАШКА-КАСКА МИШКА-МИСКА БАСНЯ-БАШНЯ
Игра «Подарим картинки собачке и кошке»
(Набор картинок со звуками [с], [ш])
5. Физминутка «Кошка»
«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз
Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.
Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»
6. Произношение звуков в чистоговорках.
Давайте вспомним чистоговорку про кошку.
«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка ушла с окошка»
А сегодня мы выучим новую чистоговорку
«Мы купили кошке к празднику сапожки,
Причесали ей усы, сшили новые штаны»
7. Игровое упражнение "Рифмовки-путаницы".
Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.
Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,
Мама моет «мышку». Саша ела «каску»
На виду у детворы Танцует Миша в «машке»
«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»
Ребята, собачка и кошка хотят послушать, как вы умеете отвечать на вопросы и определять последовательность звуков в слове.
8. Звукобуквенный анализ слова "сушки".
- Чем покрыто тело кошки, собаки? (шерстью)
- Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? (сушки)
Упражнение «Схема слова»
С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова сушки.
III. Итог занятия
Ребята, кошке и собачке очень понравилось, как вы с ними играли, они еще придут к вам в гости. А вам в какие игры понравилось играть? (Ответы детей)
Вы сегодня проговаривали слоги и слова, подбирали подходящие слова к стихотворениям, учили чистоговорки, играли в разные игры.
Зачем мы это всё делали?
Дети: «Мы учились различать звуки [с], [ш] »
Все молодцы, очень постарались.
Предварительный просмотр:
Тема: «Трудный звук – ты наш друг!»
Программное содержание:
- уточнять представления детей о звуке р;
- закреплять правильную артикуляцию звука р в словах, словосочетаниях и предложениях;
- способствовать обогащению словарного запаса;
- продолжать учить детей определять место звука р в слове;
- развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Мы отправляемся в путешествие со сказочным героем, а с кем, вы узнаете, если посмотрите на игрушки и назовёте того героя в имени которого слышится звук р. Выкладываются игрушки: Колобок, Незнайка, Чебурашка.
Дети: Чебурашка.
2. Сообщение темы.
Чебурашка собрался в гости к своему другу крокодилу Гене (СЛАЙД 2)
Посмотрите, ребята, Чебурашка и крокодил Гена должны встретиться.
-Какой один и тот же звук слышим в словах: Чебурашка и крокодил? ( Звук Р)
Конечно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука р и поможем Чебурашке попасть к своему другу крокодилу Гене.
3. Артикуляционная гимнастика.
Но прежде, чем отправится в путь, Чебурашка выпил чашечку чая. (А мы с вами умеем выполнять упражнение для язычка «Чашечка» - дети красиво выполняют упражнение) (СЛАЙД 3), а чай пил с вкусным вареньем и оно осталось на верхней губке, давай те оближем губки как будто и мы пили чай вместе с Чебурашкой. ( Дети красиво выполняют упражнение для язычка «Вкусное варенье».) (СЛАЙД 4)
Чебурашка проскакал на деревянной лошадке. (Дети выполняют упражнение «Лошадка») (СЛАЙД 5)
4. Анализ артикуляции звука.
Мы сказали, что в словах: Чебурашка и крокодил слышится один и тот же звук…….р.
А как произносится звук р?
Логопед: - В каком положении зубы, губы?
Дети: Зубы приоткрыты, губы в улыбке.
Логопед: - Где находится кончик языка?
Дети: Кончик язычка находится у бугорков за верхними зубами, «дрожит».
Логопед: Что напоминает звучание звука р?
Дети: «Мотор» (СЛАЙД 6)
5. Произношение изолированного звука.
Логопед: А теперь сядем в машинку, заведём моторчики и отправимся в путь.
Машинка едет с горы (голос понижаем), в гору (голос повышаем)
6. Автоматизация звука в слогах, в словах.
Дальше на машине не проехать, мы пойдём пешком. Нужно соединить пальчики на руках и проговорить: Ра-ра-ра (СЛАЙДЫ 7,8,9,10)
7. Развитие фонематического восприятия на звук р. Злая Шапокляк не разрешает нам дальше идти (СЛАЙД 11) , дороги нет. Нужно выложить дорожку из картинок. А разложить их так: сначала положим те картинки, в названии которых звук р в начале слова, затем со звуком р в середине слова и в конце слова. Дети раскладывают картинки в зависимости от места звука в слове. (Рукавица, мороженое, шар)
8. Расширение словаря прилагательных.
Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке. Дети называют слова-признаки и переворачивают картинки. Рукавица- зелёная, тёплая, шерстная, вязанная; Мороженое – холодное, белое, сладкое, вкусное; Краски – яркие, разноцветные, акварельные; Игрушка – хрупкая, блестящая, новогодняя, ёлочная; Шар – воздушный, синий, лёгкий, резиновый.
Логопед фиксирует себе эти слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз. Вот мы и построили мост. Прошли по мостику и вышли на поляну.
9. Динамическая пауза.
Вот и вышли мы на полянку и встретили весёлых зайцев. Давайте попрыгаем вместе с ними.
Скачут, скачут во лесочке зайцы серые клубочки. (прыжки на месте на двух ногах)
Прык-скок, прык-скок ( прыжки вперёд-назад)
Встал зайчонок на пенёк. ( встать прямо, руки опустить)
Всех построил по порядку стал показывать зарядку.
Раз шагают все на месте. (шаги на месте)
Два! Руками машут вместе. ( руками выполняют "ножницы")
Три! Присели, дружно встали (присесть, встать)
Все за ушком почесали . (почесать за ухом)
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперёд)
Шесть! Все встали снова в ряд. (построиться в ряд)
Зашагали как отряд. (шаги на месте)
10. Автоматизация звука р в словосочетаниях.
Ребята, Чебурашка решил крокодилу Гене принести фрукты и овощи, но он должен положить в корзину только те фрукты и овощи, в названии которых слышится звук р.
Груша-лимон, персик-яблоко, помидор-свёкла, картофель-лук, морковь-капуста, горох.
(Дети отбирают картинки со звуком р и кладут в корзину, затем перечисляют всё, что собрали)
Но Шапокляк снова вредничает. Она не хочет пускать Чебурашку к крокодилу Гене ещё и с подарками. Давайте ей объясним , что будет делать Гена с продуктами.
-Какой суп сварит крокодил Гена из гороха? (гороховый суп) (СЛАЙД 12)
- Какую запеканку он приготовит из картофеля? (картофельная запеканка) (СЛАЙД 13)
- Какой салат он сделает из моркови? (морковный салат) (СЛАЙД 14)
- Какой компот Гена сварит из груши? (грушевый компот) (СЛАЙД 15)
- Какое варенье он сварит из персика? (персиковое варенье) (СЛАЙД 16)
11. Автоматизация звука р в предложении.
Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Смотрите на экран (СЛАЙД 17), а Чебурашка уже в гостях у крокодила Гены. Составьте предложения по данным картинкам, проговорите их, чётко произнося во всех словах звук р. (СЛАЙД 18)
Нам пора прощаться с Чебурашкой и с остальными героями нашего путешествия.
12. Итог занятия.
- Чему мы учились сегодня на занятии? (правильно произносить звук р; определять место звука в слове; давать описание картинкам; составлять предложения.)
Предварительный просмотр:
Коррекционно – познавательное занятие
с использованием ИКТ технологий
по теме «Мебель»
«В стране Смешариков»
Программное содержание:
- конкретизировать представления детей о мебели.
её назначении, частях, из которых она состоит;
- совершенствовать грамматический строй речи
(Р. п. имён существительных, грамматически
правильное построение предложений);
- развивать речевую активность детей, словесно-логическое
мышление, зрительное восприятие и внимание;
- воспитывать культуру речевого общения.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите кто пришёл к вам в гости!
Дети: Это Крош, из мультфильма «Смешарики»!
Логопед: Крош хочет пригласить вас в интересное путешествие, в страну Смешариков! Его друзья приготовили вам разные задания.
(Звучит музыка. Дети подходят к компьютеру и смотрят на картинку с изображением Смешариков, называют их имена.)
Логопед: Правильно. Ребята, а покажите мне и Крошу как вы научились правильно произносить звуки.
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р
В стойле коровы мычали: м-м-м
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж
Мимо машины бежали: тр-р-р
В небе высоком гудел самолёт: л-л-л
Свистели от ветра все провода: с-с-с
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш
А комары всё пели: з-з-з
Логопед: Молодцы, язычки работают отлично! Все звуки произнесли правильно! Отправляемся в гости к Смешарикам!
II. Путешествие.
Дети идут и видят домик, в нём живёт Нюша.
Логопед: Это дом Нюши. Она сегодня идёт в магазин покупать мебель. Ребята, как называется магазин, в котором продают мебель?
Дети: Мебельный магазин!
(Дети берут Нюшу и подходят к компьютеру. На экране поочерёдно показываются слайды презентации предметов мебели)
Логопед: Нюша пришла в мебельный магазин. Давайте скажем, для чего же нужна Нюше мебель?
Каждый из детей смотрит на картинку и говорит:
- стул нужен для того, чтобы сидеть.
- кровать нужна для того, чтобы спать.
- шкаф нужен для того, чтобы класть одежду.
- стол нужен для того, чтобы писать (обедать).
- кресло нужно для того, чтобы отдыхать.
- книжный шкаф нужен для того, чтобы хранить книги.
Логопед: Молодцы! А я знаю, что Нюша не может выбрать, что лучше стул или кресло? Нам необходимо помочь ей и сравним эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи?
(слайд презентации стул и кресло)
Дети: И на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель.
Логопед: А теперь скажите, чем они различаются?
Дети: У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью.
Логопед: А в какие комнаты можно поставить стул?
Дети: В кухню, в гостиную, в спальню.
Логопед: А кресло куда можно поставить?
Дети: Только в гостиную.
Нюша выбирает кресло. Дети двигаются дальше. На пути им встречается Пин.
Логопед: Пин всё любит мастерить. Ребята, а как называется мастерская, в которой делают и ремонтируют мебель?
Дети: Столярная мастерская.
Логопед: Пин оказывается в столярной мастерской ремонтирует мебель.
Дети рассматривают каринку с изображением предметов мебели и говорят чего не хватает у каждого предмета.
(Стул без ножек, кресло без подлокотника, стол без ножки, кровать без спинки)
Логопед: Давайте поможем Пину.
Дети выполняют упражнение на координацию речи с движением.
Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера.
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали.
Получилось как – то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
Логопед: Перед нами река. Здесь лежит записка. ( Читают )
Река звенящая вас ждёт.
Но её вам не пройти.
Стихи вы мне прочтите
И дальше поспешите.
Логопед: Кто же это написал? ( Дети оглядываются и видят Совунью, сидящую на дереве )
Логопед: Мы не только прочтём стихи, но и поиграем с Совуньей в игру « Добавь слово».
Я на кухне самый нужный Я на стол чуть – чуть похожа,
Для семьи большой и дружной! Есть на кухне, и в прихожей,
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда! В спальне я бываю редко,
Все тарелки, ложки, кружки,
Мои верные подружки, А зовусь я…………..( табуретка)
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их……..(стол)
На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я – большой, красивый…….(шкаф)
Про меня вы все забыли
И не вытерли от пыли!
Я блестящий, я стеклянный,
Не похож на деревянный!
Я красивую посуду
Охраняю от простуды,
Чтоб она не простудилась
И случайно не разбилась!
Охраняю я бокалы,
И фужеры, и пиалы,
Вазы для цветов, конфет
Потому, что я …………(буфет)
Логопед: Совунья предлагает вам задание: составьте предложение, в котором будет слово, называющее предмет мебели и « маленькое» слово. Например: Книги стоят в шкафу. Вспомните и перечислите «маленькие» слова.
Дети: В, на, под, за, из-под. ( Составляют предложения. Н: Кот вылез из – под кровати. И т. д.)
Совунья благодарит детей и все отправляются дальше.
Логопед: Ребята, а кто из Смешариков любит сочинять стихи, рассказы?
Дети: Бараш.
Логопед: Бараш приготовил для вас загадку – описание об одном из предметов мебели. Послушайте и назовите отгадку.
Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.
Дети: это шкаф
Логопед: А теперь Бараш хочет послушать ваши загадки о мебели.
( Дети с Барашем подходят к компьютеру. На экране появляется схема, а ребёнок, глядя на неё описывает любой предмет мебели).
III. Итог. Вы смогли выполнить все задания! Вы молодцы, я рада, что у вас всё получилось! Ещё раз вспомним предметы мебели и чётко проговорим.
Логопед дарит каждому ребёнку картинку с изображением Смешарика.
Коррекционно-познавательное занятие
с использованием ИКТ технологий
По теме «Мебель»
«В стране Смешариков»
Подготовила: учитель-логопед Никулина Н. Н.
Река звенящая вас ждёт.
Просто так вам не пройти.
Стихи вы мне прочтите
И дальше поспешите.
ЗАПИСКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...