Конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Козловская Мария Сергеевна

Конспект по формированию звукопроизношения и фонематического слуха составлен по методикам Чиркиной Г.В., Вансовской Л.И.,  и имеет цель и задачи:

Тема: Постановка звука «Р». Домашние животные.

 

 

Задачи занятия.

1. Обучающие:

       а) знакомство с механизмом образования звуков.

       б) обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные».

2. Развивающие:

        а) Развитие моторики артикуляционного аппарата.

        б) Развитие силы голоса и длительного плавного выдоха.

        в) Развитие фонематического слуха на данный акустический образ.

        г)  Развитие нужных артикуляционных укладов для изучаемого звука.

3. Воспитательные:

        а) Воспитывать интерес к занятиям.

        б) воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту.

4. Коррекционные:

        а) Постановка звука «Р».

        б) Произношение его в изолированном виде.

        в) Закрепление правильного произношения звука на материале различных упражнений.

 

 

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, материал для формирования правильного дыхания.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_r_i_l.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Омский Государственный Педагогический Университет

Конспект фронтального занятия

по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциация звуков «Р» и «Л».

        Выполнила: студентка З курса

специальности

«Логопедия»

431 группа

Колайденко М.С.

Проверила: преподаватель    факультета СПиП Коновалова С.Н.

Омск, 2007.

Тема: Дифференциация звуков «Р», «Л». Домашние животные.

Задачи занятия.

1. Обучающие:

       а) закрепление знаний о механизмах организации данных звуков;

       б) активизация словарного запаса по теме «Домашние животные»;

       в) закрепление понятий звук, слог, слово, предложение.

2. Развивающие:

        а) развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

        б) развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад звуков;

        в) развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи;

        г)  развитие фонематического слуха на данные акустические образы.

3. Воспитательные:

        а) воспитывать интерес к занятиям.

        б) воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту.

4. Коррекционные:

        а) Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в тексте.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, графическая модель, касса букв.

                                                 Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

                              Подготовительный этап

1. Орг. момент

2. Общее расслабление.

3. Массаж.

   

    а) общий массаж;

   

    б) шеи;

 

    в) лица.

4. Формирование навыков самообслуживания.

   

5. Развитие общей моторики.

Физ. минутка.

6. Работа по развитию ручной и мелкой моторики.

7. Упражнения по преодолению слюнотечению.

8.Артикуляционная гимнастика:

а) губы;

б) язык;

 

в) нижняя челюсть.

9. Дыхательная гимнастика.

а) носовое

б) ротовое

в) дифференцир. ротового и носового.

10. Работа по нормализации просодической организации речи

Устранение назального оттенка.

11. Сообщение темы.

12. Анализ артикуляции звука.

13. Характеристика

звука.

14. Закрепление звука в изолированном виде.

15. Связь буквы со звуком.

16. Развитие фонематического слуха.

а) звук выделяется из потоков других звуков;

б) звук выделяется из слогов;

в) звук выделяется из потоков слов;

г) выделение места звука в слове.

17. Дифференциация звука в слогах.

18. Дифференциация  звука в словах.

19. Дифференциация звука в предложениях.

20. Дифференциация звука в тексте.

21. Домашнее задание.

22. Итог занятия.

23. Оценка.

- Ребята, приготовимся к занятию. Сейчас сядет тот, чье имя я назову.  

Ребята встаньте и повторяйте за мной:

  1. Плавно поднимите руки до уровня плеч и опустите их без напряжения, как «пустые рукава»;
  2. Давайте пополощем белье, наклонитесь чуть-чуть вперед.
  3. Теперь посушим ручки.

Ребята давайте нарисуем кружочки на животике (5-6 раз).

Теперь погладим свои ребрышки, руки на пояс гладим вперед, постепенно поднимаемся вверх до подмышек.  

Двумя ручками погладим шею, начиная от подбородка вниз (5-6 раз).

Смотрите на солнышко и делайте как оно:

  • солнышко удивилось, сделайте также;
  • солнышко радуется;
  • солнышко грустит;
  • солнышко испугалось.

Дети сегодня мы будем учиться умываться, сначала моем ручки, одна ручка моет другую; теперь сделайте ручки лодочкой и соедините их вместе, «набираем воды» и умываем личико. Молодцы.

1) Игра «Ёжик и барабан»

Логопед выразительно читает текст и

выполняет упражнения с ребенком.

Логопед: я буду произносить текст и

выполнять упражнения. Твоя  задача

договаривать за мной последнюю строчку со

звуками - БУМ-БУМ-БУМ и выполнять

движения.

-Понял? (если  не понял, логопед

демонстрирует первое движение и

первую строчку текста)

«С барабаном ходит ёжик,

БУМ-БУМ-БУМ!

(маршируют на месте, изображая игру на

барабане)

Целый день играет ёжик, БУМ-БУ-БУМ! С

барабаном за плечами, БУМ-БУМ-БУМ!

(маршируют, спрятав руки за спину)

Ёжик в сад забрёл случайно,

БУМ-БУМ-БУМ!

Очень яблоки любил он,

БУМ-БУМ-БУМ!

Барабан в саду забыл он,

БУМ-БУМ-БУМ!

(Подносят ко рту воображаемое яблоко то

одной, то другой рукой. Разводят руками)

Ночью яблоки срывались,

БУМ-БУМ-БУМ!

и удары раздавались

(прыгают на двух ногах, руки на поясе)

Логопед просит встать детей, читает текст вместе с движениями.

Капля раз (один прыжок, руки на поясе)

Капля два (прыжок)

Очень медленно сперва.

А потом (3 раза) (4 прыжка).

Все бегом (3 р.) (8 прыжков).

Мы зонты свои раскрыли (развести руки в стороны).

От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой).

1) вспомните, как выглядит яблоко?

(показывает картинку) Повторяйте за мной.

Нарисуйте его в воздухе рукой. Молодцы!

2) « А у вас есть любимые кошка или

собака?

-она красивая?

-добрая?

-Тогда представьте её и погладьте.

3) мы с вами поиграем, повторяй все

движения пальцев рук за мной.

«Жили - были в домике

Маленькие гномики (сжимают и разжимают

кулачки)

Таки, Паки, Мики, Чики, Лики

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, 2,3,4, 5 (разгибают)

Стали гномики стирать (трут кулачки друг от

друга)

Токи- рубашки

Пики- носочки

Лики-штанишки

Чики - платочки

(загибают пальцы, начинают с больших)

Мики умница был,

Всем водичку носил

4)вы знаете, что пальчики умеют

здороваться?

Повторяйте за мной.

Логопед поочередно прикасается кончиками

пальцев к большому пальцу. Сначала на

правой руке, затем на левой. Начинают

здороваться пальчиками левой руки с

пальчиками правой руки.

5)Логопед дает детям маленькие карточки с

графической записью, на которых

изображены определенные рисунки или

определенный рисунок (звездочка)

Детям  предлагается закончить рисунок.

Логопед: посмотрите на карточки и

закончите рисунок.        

Запрокиньте голову назад и пожуйте.

Проглотите слюну и пожуйте.

Смотрите на картинку, делайте так же:

Упр. «Улыбка»: улыбнитесь без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Смотрите на картинку. Удерживайте губы в таком положении, а посчитаю (1-10).

  Упр. «заяц ест морковку»: поднимайте верхнюю губу вверх, обнажая верхние зубы, и опускайте ее, при этом нижняя челюсть не двигается.

Упр. Вытягивайте губы вперед и втягивайте их внутрь (вперед, назад).

Упр. «горка»: широко открой рот, широкий язык опусти за нижние зубы, упрись в них языком, плотно прижми боковые края к верхним коренным  зубам, смотрите, как делает это девочка.

Упр. «качели»: улыбнись, открой рот, подними кончик языка за верхние зубы, затем опусти язык за нижние зубы, повтори несколько раз, смотрите, как делает это девочка.

Упр. «Чистим нижние зубы»: улыбнитесь, покажите зубки, приоткройте рот и кончиком языка «почистите» нижние зубы с внутренней стороны.

Дети подвигайте нижней челюстью влево затем вправо.

Дети встаньте, давайте с вами подышим.  

1 упр. Положите руки на заднюю поверхность, шеи вдохните носом и выдохните носом.

2 упр. Положите руки на затылок, вдохните носом, выдохните носом.

3.упр. Прямые руки отведите назад, поднимитесь на носочки, вдохните носом, опуститесь, выдохните носом.
4.упр.  Правой рукой закройте правую ноздрю, вдохните левой, затем закрой левую ноздрю и выдохните правой, далее вдох выдох осуществляется через другую ноздрю.

Упр. «Согрей руки» подышите на руки теплым воздухом.

Положите снежинку на ладошку и  подуйте на нее.

  1. Вдохни носом и выдохни носом.
  2. Вдохни ртом и выдохни носом.
  3. Вдохни носом и выдохни ртом.
  4. Вдохни ртом и выдохни ртом.

Давайте произнесем цифровой ряд до 5 следующим образом: 1 – артикулема, 2 шепот, 3 – тихий голос, 4 – нормальный голос, 5 – громко, затем в обратной последовательности.

1) произнеси звук «с»- шёпотом постепенно добавляя голос 2)вдохни, плавно выдохни и произнеси одновременно звук «с» 3)посмотри на картинку - это кошка и её маленький котёнок, котёнок мяукает - мя-я-у (высокий тонкий голос), а кошка - мя-я-я-у (протяжно, средним голосом). Логопед спрашивает: «Как мяукает котёнок? А как кошка?»

Основной этап.

Логопед сообщает тему занятия

Логопед: Дети, я прочитаю вам интересное

стихотворение на тему «Овощи»

Постарайтесь его запомнить

«В огороде много гряд.

Тут и помидор, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А огурец разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год»

-Скажите, о каких овощах я вам прочитала?

-Какие овощи знаете вы?

-Ребята, о чем мы сегодня говорим?

-Скажите, какая тема нашего занятия?

- Ребята, распределите слова со звуком «р» в зеленый домик, а слова со звуком «л» в желтый домик.

Поговорим, как располагаются органы артикуляции при произнесении звуков «Р» и «Л»:

Как располагаются губы при произнесении звука «Р» (сомкнуты или разомкнуты?)

Как располагаются губы при произнесении звука «Л» (в улыбке или нет, напряжены или нет, округлены?)

При произнесении звука «Р»  зубы разомкнуты или сомкнуты?

При произнесении звука «Л»  зубы разомкнуты или сомкнуты?

Где находиться кончик языка при произнесении звука «Р», он вибрирует или нет?

Где находиться кончик языка при произнесении звука «Л», он вибрирует или нет

При произнесении звука «Р» воздушная струя встречает на своем пути преграды? (Какую? Направлена вниз или вверх? Холодная или теплая? Плавная или прерывистая? Узкая или широкая?)

При произнесении звука «Л» воздушная струя встречает на своем пути преграды? (Какую? Направлена вниз или вверх? Холодная или теплая? Плавная или прерывистая? Узкая или широкая?)

При произнесении звука «Р» голосовые складки работают или нет?

При произнесении звука «Л» голосовые складки работают или нет?

Давайте подведем итог, что разного в артикуляции звуков «Р» и «Л»:

- губы при произнесении этих звуков располагаются одинаково или нет?

- зубы при произнесении этих звуков располагаются одинаково или нет.

- кончик языка.

- воздушная струя.

- голосовые складки.

Звук «р» - согласный или гласный;

  • мягкий или твердый;

 - глухой или звонкий.

Фишкой, какого цвета он обозначается.

Почему?

Звук «л» - согласный или гласный;

  • мягкий или твердый;

  • глухой или звонкий.

Фишкой, какого цвета он обозначается.

Почему?

Посмотрите это тигр, он рычит р-р-р.

Порычите как тигр.  

Самолет гудит л-л-л. Погудите, как самолет.

Давайте немного отдохнем, встаньте посвободнее и повторяйте за мной:

   Руки в стороны, в кулачок,

   Разожмем и на бочок.

   Руки вверх, в кулачок,

   Разожмем и на бочок.

   Руки вперед, в кулачок,

   Разожмем и на бочок.

   Руки к плечикам, в кулачок,

   Разожмем и на бочок.

Молодцы садитесь.

Посмотрите это буква Р,  

чем отличается буква от звука? А это буква Л:

Дети, в какую сторону направлена буква Р? Давайте напишем ее в воздухе.

А в какую сторону направлена буква Л? Давайте напишем ее в воздухе.

На что похожа буква Р

На что похожа буква Л.

Я буду произносить звуки, вы как услышите звук «Р» поднимите карточку со звуком Р из ваших касс:

Л, Р, С, Р, К, С, Р.

Я буду произносить слоги, вы как услышите слог со звуком «Л» поднимите карточку со звуком Л из ваших касс:

ЛА, РА, ЗУ, КУ, РЫ, УЛ, РУ.

 Я буду произносить слова, вы как услышите слово со звуком «Р» хлопните в ладоши: ГОРОХ, САЛАТ, БАКЛАЖАН, ПОМИДОР, УКРОП.

Перед вами лежат карточки с цифрами, я буду читать слова со звуком «Л», вы поднимаете карточку с цифрой 1, если звук стоит в начале слова, с цифрой 2, если звук стоит в середине слова и 3 – в конце:

ЛУК, БАКЛАЖАН, СВЕКЛА, САЛАТ.

Дети давайте  прочитаем с вами  слоги.

Какой это слог (отвечает один ребенок, затем все вместе).

Какой это слог (отвечает один ребенок, затем все вместе).

 Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной только слоги:

За-за-за – вот коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-са-за – ест траву коза.

За-за-за – молоко дает коза.

                             Слог ЗА

Какой 1-ый звук, в слоге ЗА?

Какой 2-ой звук, в слоге ЗА?

Выложите графическое изображение слога.

Какой 1-ый звук в слоге ЗА? Фишкой какого цвета обозначается звук «З»? Почему?

Выложите фишку, которой обозначается звук «З», и его буквенное изображение.

Какой 2-ой звук в слоге ЗА? Фишкой какого цвета обозначается звук «А»? Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «А», и его буквенное изображение.

                             

Слог СА

Какой 1-ый звук, в слоге СА?

Какой 2-ой звук, в слоге СА?

Выложите графическое изображение слога.

Какой 1-ый звук в слоге СА? Фишкой какого цвета обозначается звук «С»? Почему?

Выложите фишку, которой обозначается звук «С», и его буквенное изображение.

Какой 2-ой звук в слоге СА? Фишкой какого цвета обозначается звук «А»? Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «А», и его буквенное изображение.

Итог: посмотрите что у нас получилось, чем по написанию отличаются эти 2 слога:

- в слоге ЗА какой звук мы произносим первым? Какую букву мы пишем первой в слоге ЗА?

- в слоге СА какой звук мы произносим первым? Какую букву мы пишем первой в слоге СА?

Посмотрите на картинку, где изображена КОЗА, а где КОСА.

Кто такая КОЗА?

Что такое КОСА?

Посмотрите на картинку, где изображен

СУП, а где ЗУБ?

Что такое  СУП?

Что такое ЗУБ?

Посмотрите на картинку, где изображен

ЗАЙКА, а где САЙКА?

Кто такой  ЗАЙКА?

Что такое САЙКА?

Посмотрите на картинку, где изображен

РОЗА, а где РОСА?

Что такое  РОЗА?

Что такое РОСА?

Посмотрите на картинку, где изображена

ЛИСА, а где ЛИЗА?

Кто такая ЛИСА?

Кто такая ЛИЗА?

КОЗА - КОСА

В слове КОЗА какой 1-ый звук?

Какой последний звук в слове КОЗА?

Назовите последовательно все гласные звуки в слове КОЗА?

Сколько слогов в слове КОЗА.

Почему?

Выложите, пожалуйста, графическое изображение слогов.

В слове КОЗА, какой 1-ый звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «К», и его буквенное изображение.

В слове КОЗА  какой 2-ой звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «О», и его буквенное изображение.

В слове КОЗА  какой 3-ий звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «З», и его буквенное изображение.

Какой последний звук в слове КОЗА?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «А», и его буквенное изображение.

В слове КОСА, какой 1-ый звук?

Какой последний звук в слове КОСА?

Назовите последовательно все гласные звуки в слове КОСА?

Сколько слогов в слове КОСА.

Почему?

Выложите, пожалуйста, графическое изображение слогов.

В слове КОСА, какой 1-ый звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «К», и его буквенное изображение.

В слове КОСА  какой 2-ой звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «О», и его буквенное изображение.

В слове КОСА  какой 3-ий звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «С», и его буквенное изображение.

Какой последний звук в слове КОСА?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «А», и его буквенное изображение.

Итог: какую букву мы пишем в слове КОЗА?

какую букву мы пишем в слове КОСА?

Давайте отдохнем, сначала посмотрите что надо делать:

Бегал по двору щеночек (бег на месте),

Видит пирога кусочек (наклон вперед, руки в стороны),

Под крыльцо залез и съел (присесть, руки ко рту),

Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок).

Теперь повторяйте за мной движения;

А сейчас вместе со словами.  

Что такое предложение?

Как пишется первое слово в предложении?

Что ставиться в конце предложения?

Послушайте внимательно предложения, и назовите мне те слова, в которых есть звук З, С:

Щиплет травушку КОЗА,

Косит травушку КОСА.

Распустились утром РОЗЫ,

На цветках сверкают РОСЫ.

На столе лежала САЙКА,

А по лесу бегал ЗАЙКА.

Скоро наступит зима.

У Зои коса и коза

Давайте с вами разберем предложение:

У Зои коса и коза

Сколько слов в предложении?  

В каком слове есть звук «З»,а в каком звук «С»?

В этом предложении есть 2 «маленьких слова» - У, И.

Давайте с вами поиграем, возьмите в руки какой-нибудь предмет.

Маша, что в руках у Кати? И т.п.

Возьмите в руки и карандаш, и ручку, и линейку и т.п.

Найдите  схему с помощью, которой обозначается первое слово, выложите ее.

Найдите и выложите схемы остальных  слов в предложении.

Что необходимо поставить в конце предложения.

Какое первое слово в этом предложении?

Сколько слогов в этом слове.

Первое слово в предложении – «маленькое слово» - У. Фишкой какого цвета оно обозначается.

Выложите фишку и букву соответствующую данному звуку.

Какое 2-ое слово в предложении?

В слове (у)  ЗОИ какой 1-ый звук?

Какой последний звук в слове (у)  ЗОИ?

Назовите последовательно все гласные звуки в слове?

Сколько слогов в слове.

Выложите, пожалуйста, графическое изображение слогов.

В слове ЗОИ какой 1-ый звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «З», и его буквенное изображение.

В слове ЗОИ какой  2-ый звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «О», и его буквенное изображение.

В слове ЗОИ какой  3-ый звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «И», и его буквенное изображение.

Какое 3-е слово в предложении?

В слове КОСА, какой 1-ый звук?

Какой последний звук в слове КОСА?

Назовите последовательно все гласные звуки в слове КОСА?

Сколько слогов в слове КОСА.

Почему?

Выложите, пожалуйста, графическое изображение слогов.

В слове КОСА, какой 1-ый звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «К», и его буквенное изображение.

В слове КОСА  какой 2-ой звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «О», и его буквенное изображение.

В слове КОСА  какой 3-ий звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «С», и его буквенное изображение.

Какой последний звук в слове КОСА?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «А», и его буквенное изображение.

Какое 4-е слово в предложении?

Сколько слогов в этом слове.

4-е слово в предложении – «маленькое слово» - И. Фишкой какого цвета оно обозначается.

Выложите фишку и букву соответствующую данному звуку

Какое 5-ое слово в предложении?

В слове КОЗА какой 1-ый звук?

Какой последний звук в слове КОЗА?

Назовите последовательно все гласные звуки в слове КОЗА?

Сколько слогов в слове КОЗА.

Почему?

Выложите, пожалуйста, графическое изображение слогов.

В слове КОЗА, какой 1-ый звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «К», и его буквенное изображение.

В слове КОЗА  какой 2-ой звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «О», и его буквенное изображение.

В слове КОЗА  какой 3-ий звук?

Фишкой какого цвета он обозначается. Почему?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «З», и его буквенное изображение.

Какой последний звук в слове КОЗА?

Выложите  фишку, которой обозначается звук «А», и его буквенное изображение.

Послушайте внимательно стихотворение:

Испугались зайца.

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

Схоронились под дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись –

Зайца испугались!

Какие слова вы запомнили со звуком «З»

Со звуком «С»

Дома вы выучите эта стихотворение.

Давай вспомним артикуляцию звука «З» и «С».

Как располагаются губы при произнесении звука «З» (в улыбке или нет, напряжены или нет, округлены?)

Как располагаются губы при произнесении звука «С» (в улыбке или нет, напряжены или нет, округлены?)

При произнесении звука «З»  зубы разомкнуты или сомкнуты?

При произнесении звука «С»  зубы разомкнуты или сомкнуты?

Где находиться кончик языка при произнесении звука «З», он вибрирует или нет

Где находиться кончик языка при произнесении звука «С», он вибрирует или нет

При произнесении звука «З» воздушная струя встречает на своем пути преграды? (Какую? Направлена вниз или вверх? Холодная или теплая? Плавная или прерывистая? Узкая или широкая?)

При произнесении звука «С» воздушная струя встречает на своем пути преграды? (Какую? Направлена вниз или вверх? Холодная или теплая? Плавная или прерывистая? Узкая или широкая?)

При произнесении звука «З» голосовые складки работают или нет?

При произнесении звука «С» голосовые складки работают или нет?

Звук «З» - согласный или гласный;

  • мягкий или твердый;

 - глухой или звонкий.

Фишкой какого цвета он обозначается.

Почему?

Звук «С» - согласный или гласный;

  • мягкий или твердый;

  • глухой или звонкий.

Фишкой какого цвета он обозначается.

Почему?

Вы сегодня работали просто замечательно, так держать.

Логопед по очереди называет имена детей. Садится тот ребенок чье имя называет логопед.

Дети повторяют упражнения за логопедом.

Дети повторяют упражнения.

Дети смотрят на картинку и повторяют упражнения.

Дети повторяют за логопедом.

Дети выполняют упражнения.

Дети повторяют движения, изображая игру на барабане.

Маршируют, спрятав руки за спину.

Подносят ко рту воображаемое яблоко то

одной, то другой рукой.

Прыгают на двух ногах, руки на поясе.

Дети выполняют

упражнения.

Дети выполняют

упражнения.

Дети гладят.

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики.

Трут кулаки друг от друга.

Загибают пальцы.

Дети заканчивают рисунок.

Дети выполняют упражнения.

Дети выполняют упражнения.

Дети выполняют упражнения.

Дети выполняют упражнения.

Дети выполняют упражнения.

Дети произносят цифры.

Дети называют овощи.

Дети называют: лук, баклажан, репа, патиссон и т.д.

Об овощах.

Овощи и звуках л и р.

Дети распределяют.

При произнесении этого звука губы

разомкнуты

При произнесении звука «Л» губы находятся в улыбке, не напряжены, не округлены.

При произнесении звука «Р» зубы разомкнуты.

При произнесении звука «Л» зубы разомкнуты.

  При произнесении звука «Р» кончик языка находиться у верхних резцов, вибрирует.

При произнесении звука «Л» кончик языка находиться у верхних резцов, не  вибрирует.

При произнесении звука «Р» воздушная струя встречает на своем пути преграды: язык и  небо, направлена  вверх, теплая, прерывистая, широкая.

При произнесении звука «Л» воздушная струя встречает на своем пути преграды: язык и  небо, направлена  вверх, теплая, плавная, широкая.

При произнесении звука «Р» голосовые складки работают.

При произнесении звука «Л» голосовые складки работают.

Нет. При произнесении звука «Р» губы находятся в более глубокой улыбке, чем при произнесении звука «Л».

Зубы при произнесении этих звуков располагаются одинаково, они разомкнуты.

Кончик языка при произнесении этих звуков находится у верхних резцов

При произнесении этих звуков воздушная струя встречает на своем пути преграды: язык и  небо, направлена  вверх, теплая, плавная при произношении звука л, а прерывистая при произношении звука р, узкая. Широкая.

При произнесении звука «Р» и «Л» голосовые складки работают.

Звук «р» согласный, так как при его произнесении воздушная струя встречает на своем пути преграду: язык и небо.

 

Звук твердый, так как при его произнесении губы расслаблены.

 Звук «р» звонкий, так как при его произнесении голосовые складки  работают.

Он обозначается фишкой синего цвета с колокольчиком.

Потому что, звук р согласный, твердый, звонкий.  

Звук «л» согласный так как при его произнесении воздушная струя встречает на своем пути преграду: язык и небо.

Звук «л» твердый, так как при его произнесении губы расслаблены.

звук «л» звонкий, так как при его произнесении голосовые складки  работают.

 

Он обозначается фишкой синего цвета.

Потому что, звук л согласный, твердый, глухой.

Рычат р-р-р.

Гудят л-л-л.

Букву мы видим, пишем, а звук – произносим, слышим. Буква Р направлена в правую сторону. Буква Л направлена в правую сторону. Буква Р похожа

на… Буква Л похожа на…

Дети на звук Р поднимают карточку с его изображением.

Дети на звук Л поднимают карточку с его изображением.

Дети на звук З поднимают карточку с его изображением.

ЛУК – 1, БАКЛАЖАН – 2, СВЕКЛА – 2, САЛАТ – 2.

РА, РО, РУ, РЫ, РЭ

АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ, ИЛ, ЕЛ ,ЯЛ, ЮЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

ЗА-ЗА-ЗА

ЗУ-СУ-ЗУ

ЗА-СА-ЗА

ЗА-ЗА-ЗА

В слоге ЗА 1-й звук «З».

В слоге ЗА 2-й звук «А».

Дети выкладывают графическое изображение слога.

В слоге ЗА 1-ый звук «З».Он обозначается фишкой синего цвета, потому что этот звук согласный, твердый.

Дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы.

В слоге ЗА 2-ой звук «А». Он

обозначается фишкой красного цвета, потому что этот звук гласный.

Дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

В слоге СА 1-й звук «С».

В слоге СА 2-й звук «А».

Дети выкладывают графическое изображение слога.

В слоге СА 1-ый звук «С».Он обозначается фишкой синего цвета, потому что этот звук согласный, твердый.

Дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы.

В слоге СА 2-ой звук «А». Он

обозначается фишкой красного цвета, потому что этот звук гласный.

Дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

Первым  мы произносим звук З.

Первой в слоге ЗА мы пишем букву З.

Первым  мы произносим звук С.

Первой в слоге СА мы пишем букву С.

Коза – это домашнее животное.

Коса – это орудие труда или прическа.

Суп мы едим.

Зуб, то чем мы жуем пищу.

Зайка – это дикое животное.

Сайка – это хлеб.

Роза – это цветок.

Роса – это капельки воды, которые выпадают летом рано утром на траву, на цветы.

Лиса – это дикое животное.

Лиза – это имя девочки.

В слове КОЗА 1-ый звук «К».

В слове КОЗА последний звук «А».

О, А,

В слове КОЗА 2 слога

Потому что в слове КОЗА 2 гласных звука.

Дети выкладывают графическое изображение слогов.

В слове КОЗА 1-ый звук «К». Он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

В слове КОЗА 2-ой звук «О». Он обозначается

фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

3-й зв. З – он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

В слове КОЗА последний звук «А».

Он обозначается

фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

В слове КОСА 1-ый звук «К».

В слове КОСА последний звук «А».

О, А,

В слове КОСА 2 слога.

Потому что в слове КОСА 2 гласных звука.

Дети выкладывают графическое изображение слогов.

В слове КОСА 1-ый звук «К». Он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

В слове КОСА 2-ой звук «О». Он обозначается

фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

3-й зв. С – он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

В слове КОСА последний звук «А».

Он обозначается

фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы

В слове КОЗА мы пишем букву З.

В слове КОСА мы пишем букву С.

Предложение – это законченная мысль.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

В конце предложения ставится точка.

Звук «З» есть в слове: коза,

Звук «С»: коса.

«З»: розы

«С»: распустились, сверкают, росы.

«З»: зайка.

«С»: на столе, по лесу, сайка.

«З»: зима

«С»: скоро, наступит

«З»: коза, Зоя

«С»: коса.

В предложении 5 слов.

Звук «З» есть в слове: коза, Зоя

Звук «С»: коса.

Дети выкладывают схему первого слова.

Дети выкладывают схемы остальных слов в предложении.

Точку.

Первое слово в этом предложении – У.

1 слог, потому что

в нем один гласный звук – У.

Звук  У обозначается фишкой красного цвета, потому что

это гласный звук.

Дети выкладывают красную фишку и букву.

2-ое слово в предложении – (у) ЗОИ

В слове ЗОИ 1-ый звук «З».

Последний звук «И».

О,И

2 слога, т.к. 2 гласных звука.

Дети выкладывают графическое изображение слогов.

В слове ЗОИ

 1-ый звук «З».

Он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

2-й зв. О – фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

3-й зв. И – фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

В слове КОСА 1-ый звук «К».

В слове КОСА последний звук «А».

О, А,

В слове КОСА 2 слога.

Потому что в слове КОСА 2 гласных звука.

Дети выкладывают графическое изображение слогов.

В слове КОСА 1-ый звук «К». Он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

В слове КОСА 2-ой звук «О». Он обозначается

фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

3-й зв. С – он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

В слове КОСА последний звук «А».

Он обозначается

фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы

4-е слова в этом предложении – И.

1 слог, потому что

в нем один гласный звук – И.

Слово И обозначается фишкой красного цвета, потому что

это гласный звук.

Дети выкладывают красную фишку и букву.

В слове КОЗА 1-ый звук «К».

В слове КОЗА последний звук «А».

О, А,

В слове КОЗА 2 слога

Потому что в слове КОЗА 2 гласных звука.

Дети выкладывают графическое изображение слогов.

В слове КОЗА 1-ый звук «К». Он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

В слове КОЗА 2-ой звук «О». Он обозначается

фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

3-й зв. З – он обозначается фишкой синего цвета, потому что звук согласный и твердый;

дети выкладывают синюю фишку и изображение буквы

В слове КОЗА последний звук «А».

Он обозначается

фишкой красного цвета, потому что звук гласный.

дети выкладывают красную фишку и изображение буквы.

Заяц.

Испугались, схоронились, растеряли, смеялись.

При произнесении звука «З» губы находятся в глубокой улыбке, не напряжены, не округлены.

При произнесении звука «С» губы находятся в улыбке, не напряжены, не округлены.

При произнесении звука «З» зубы разомкнуты.

При произнесении звука «С» зубы разомкнуты.

При произнесении звука «З» кончик языка находиться у нижних резцов, вибрирует.

При произнесении звука «С» кончик языка находиться у нижних резцов, не  вибрирует.

При произнесении звука «З» воздушная струя встречает на своем пути преграды: язык и  зубы, направлена  вниз, холодная, плавная, узкая.

При произнесении звука «С» воздушная струя встречает на своем пути преграды: язык и  зубы, направлена  вниз, холодная, плавная, узкая.

При произнесении звука «З» голосовые складки работают.

При произнесении звука «С» голосовые складки не работают.

Звук «З» согласный, так как при его произнесении воздушная струя встречает на своем пути преграду: язык и зубы.

 

Звук твердый, так как при его произнесении губы расслаблены.

Звук «З» звонкий, так как при его произнесении голосовые складки  работают.

Он обозначается фишкой синего цвета с колокольчиком.

Потому что, звук З согласный, твердый, звонкий.  

Звук «С» согласный так как при его произнесении воздушная струя встречает на своем пути преграду: язык и губы.

Звук «С» твердый, так как при его произнесении губы расслаблены.

звук «С» глухой так как при его произнесении голосовые складки не работают.

Он обозначается фишкой синего цвета.

Потому что, звук С согласный, твердый, глухой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...