Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения.
методическая разработка по логопедии на тему

Почему важно играть с детьми в игры на развитие и формирование дыхания. Как влияет формирование правильного дыхания на развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения.

Для формирования у ребенка правильного звукопроизношенияДыхательная гимнастика для развития речи важна не только артикуляционная гимнастика. Очень полезно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на работу дыхательной, сердечнососудистой, нервной систем организма.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Как развивать речевое дыхание.

Чтобы развить у ребенка речевое дыхание, надо научить его дуть. Подуйте в лицо ребенку, а в ответ пусть он подует на вас. Понаблюдайте с малышом за ветром, послушайте, как он гудит, покажите, как качаются деревья, когда дует сильный ветер, как ветер поднимает вверх снег, пыль.  Сравните сильный и слабый ветер. После таких наблюдений поиграйте с малышом в ветер. Для этого приготовьте небольшие кусочки ваты, можно взять снежинки из салфеток, конфетти. Объясните, как нужно дуть: сделать вдох через нос, округлить губы и плавно подуть через них на «снежинки».

Дыхательная гимнастика для развития речи

Создайте условия для игр для развития речевого дыхания. Необходимо научить ребенка вдох делать через нос, а выдох — через рот. На прогулке найдите одуванчик – подуйте на него, чтобы у него облетели пушинки. Если нет такой возможности, соорудите цветок сами, лепестки можно сделать из салфеток или целлофана, главное, чтобы они были легкими и приходили в движение, когда вы будете дуть на них.

Предложите малышу надуть шарик, напомните, что сначала надо сделать вдох носом, а потом медленно вдувать воздух в шарик. А можно дуть уже на надутый шарик.

В качестве дыхательных упражнений прекрасно подойдет игра в дудочку или на губной гармошке. В игры с музыкальными инструментами начинайте играть уже в 9-10 месяцев.

Научите малыша дуть на чай, на суп. Покажите, как можно согреть руки, подув на них, но здесь выдох будет не такой, как когда дули на чай, чтобы остудить его. Для того  чтобы дуть теплым воздухом,  необходимо выдыхать медленно широко открытым ртом.

Прикрепите к нитке вырезанную из легкой бумаги птичку или бабочку, покажите, как они полетят, если на них подуть. Старайтесь, чтобы выдох был как можно длиннее. Можно потренироваться с малышом у кого выдох дольше, чья птичка лучше летает.Дыхательная гимнастика

Произносите на выдохе гласные звуки – кто дольше тянет: а-а-а-а-а; о-о-о-о-о; у-у-у-у-у.

Детям  постарше можно предложить игры на развитие речевого дыхания с водой.  Наполните таз водой и запустите в него кораблики. Кораблики можно сделать из бумаги или из упаковки от киндер-сюрприза.  Дуйте на кораблики, устройте соревнования, чей кораблик дальше уплывет. Обозначьте правила игры: кораблик должен плыть плавно, для этого и дуть нужно не сильно, не надувая щеки, а плавно, из губ, сложенных трубочкой. В дополнение к такой игре можно использовать соломинки. Выдувая через них воздух можно устроить бурю в вашем море.

Дети очень любят играть с мыльными пузырями. Если у малыша еще не получается самому выдувать мыльные пузыри, сделайте это сами, а ребенок пусть дует на пузырь, управляя его движением.

С шариками от пинг-понга можно поиграть в мяч. Ребенок дует на шарик, направляя его на вас, а вы отправляете его обратно. Можно и посоревноваться, взять два шарика: кто быстрее докатит шарик  до цели.

После того, как ребенок овладеет умением делать долгий и сильный выдох ртом, научите его дуть носом. Этот навык пригодиться ему для того, чтобы научиться сморкаться.

Дыхательную гимнастику рекомендуется делать натощак или спустя час после приема пищи. Во время дыхательных упражнений следите, чтобы ребенок не напрягал мышцы шеи, рук и груди. Проводить дыхательную гимнастику необходимо в чистом проветренном помещении. Не забывайте, что с маленькими детьми занятия целесообразно проводить только в форме игры.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"

Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Консультация для родителей " Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения"

Для формирования  правильного звукопроизношения у детей, с ними  полезно заниматься дыхательной гимнастикой.Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания,...

Игровая дыхательная гимнастика, способствующая формированию правильного физиологического дыхания и профилактике заболеваний верхних дыхательных путей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игры, формирующие правильные навыки физиологического дыхания у детей дошкольного возраста на основе технологий врача К. П. Бутейко, педагога - фониатора А. Н. Стрельниковой и А. С. Галанова, помогут р...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство правильного звукопроизношения».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе с детьми....