Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
статья по логопедии по теме

Груздева Екатерина Максимовна

В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Груздева Екатерина Максимовна

учитель-логопед

ГБОУ д/с №68

 Калининского района

города Санкт-Петербурга

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

Своевременное устранение недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Важна работа по подготовке органов артикуляторного аппарата к постановке нарушенных или отсутствующих звуков.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата,  развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения  в сложные, необходимые для произнесения звуков. Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений,  рекомендуется выполнять их в игровой форме.

Дома артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом ежедневно в течение 5-10 минут. Контроль за выполнением упражнений дома осуществляют родители.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. Ребенок должен хорошо видеть   лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность,  плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции  выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка,  хвалить его за достижения.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность

  1. Общая артикуляционная гимнастика, направленная на выработку основных движений и положения органов артикуляционного аппарата.
  2. Комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков.
  3. Комплекс упражнений для правильного произнесения шипящих звуков.
  4. Комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука [Л].
  5. Комплекс упражнений, подготавливающих артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука [Р].

Выделяют  статические и динамические упражнения.

Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы  в течение 6-10 секунд.

Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, требуют координации, хорошей переключаемости.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребенок учится производить их и контролировать правильность выполнения.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

-улучшить подвижность артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Список литературы

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  2. Уроки логопеда. Игры для развития речи/Е.М. Косинова. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения"

Данный материал можно применять, как в обследовании или диагностики звукопроизношения, так и в непосредственно образовательной деятельности....

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

"Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"...

Мастер-класс для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения ребёнка"

Представленный материал будет полезен, как начинающим учителям-логопедам, так и родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями....