Формирование речевого дыхания дошкольников посредством использования игр-тренажеров
консультация по развитию речи (старшая группа)
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируются речь и речевое дыхание. Использование игр-тренажеров развивает у детей умение координировать дыхание, речь и движения. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную речь и четкое произношение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование речевого дыхания дошкольников посредством использования игр-тренажеров
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную речь и четкое произношение.
Применение дыхательной гимнастики с детьми является самым популярным видом здоровьесберегающей технологии в ДОУ, в результате использования которой активизируется мозговое кровообращение, повышается насыщение организма кислородом; тренируется дыхательный аппарат; осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания; развивается речевое дыхание…
Упражнения для развития дыхания детей дошкольного возраста целесообразно проводить в форме игры, используя тренажеры. Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности.
С помощью тренажера развивается артикуляционный аппарат детей, больше поступает кислорода в кровь. Дети с удовольствием играют в «дыхательные» игры, так как тренажер является занимательной и полезной игрушкой. В ходе игр с детьми используются как стандартные пособия, заводского изготовления, так и нестандартное оборудование, изготовленное педагогами.
При проведении игр с дыхательными тренажерами, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 до 10 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением её.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи. необходимо следить за тем, чтобы не надувались щёки ( для начала их можно придерживать руками)
Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
В работе с детьми с ТНР игры дыхательной гимнастики используются в различных режимных моментах:
• как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике;
• после оздоровительного бега;
• после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях;
• в любой двигательной деятельности детей.
Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды. Требования к проведению игровых упражнений: длительность 3-5 минут, упражнение повторяется 3 – 5 раз, дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.
Какие же дыхательные тренажеры, и с какой целью мы используем с детьми в группе компенсирующей направленности для развития речевого дыхания?
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.
Тренажер «Веселая горка», «Аэробол»
способствуют увеличению вентиляции легких, насыщению кислородом легочной ткани, увеличению жизненного объема легких. Задача игры: «Горка» направленной струей воздуха сдуть шарик; «Аэробол» удержать шарик «в полете» как можно дольше, контролируя поток выдыхаемого воздуха.
«Вертушки»
Цель: активизация речевого дыхания
Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя)
вдох (носом) 1-3, пауза - 1, выдох (ртом) - 1-6.
Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть
целенаправленным (щёки не надувать).
Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
Игра-тренажер «Лети-порхай», и игры на этой основе (бабочку, листик…)
«Найди, кто спрятался»
Цель тренажера: способствует увеличению объёма дыхания, становлению правильной речи, развитию умения выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах., короткий звук «у», слог «ух», шипящих согласных (ш, ж)
Ход игры: Задача ребенка – сильной струей воздуха сдуть бумажную «птичку» с веточки.
Игра-тренажер «Сезонная рамка» (меняем по времени года – снежинка, цветок…)
Цель тренажера: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ход игры: суть игры заключается, чтобы ребенок смог расшевелить листок, путем легкого выдоха воздуха изо рта. Через нос сделать вдох, а через рот непрерывный выдох.
Игра-тренажер «Снежная метель»
Цель: развитие силы органов дыхания.
Ход игры: ребенку предлагается устроить настоящую снежную метель,
стоит лишь только подуть в коктейльную трубочку, которая расположена в
пластиковой капсуле, как метель начинается.
Игра тренажер «Лабиринт»
(как с одним ребенком, так и с несколькими, соревновательного характера) С помощью тренажера "Лабиринт" можно развивать у детей навыки речевого дыхания в понятной для них игровой форме. Ребенку нужно провести шарик через лабиринт, передвигая его потоком воздуха, выдуваемым через трубочку. Для того чтобы это сделать, необходимо чередовать короткие и длинные выдохи, дуть с разной силой и следить за своим дыханием. Чтобы оно было эффективным, необходим постоянный контроль со стороны взрослых за правильностью дыхания. Дополнить упражнение можно атрибутами к дидактическим играм, игрушками по лексическим темам.
Цель: увеличить объем дыхания, развивать умение пользоваться короткими вдохами-выдохами или глубокий вдох, короткие выдохи», становление правильной речи, развитию умения выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении способствуя развитию умения ориентироваться в пространстве.
Использование игр с подручными средствами: воздушными шариками, «дуделками» Надувание шариков следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос
(Будто шариком играем:
Наш животик надуваем.
Дружно все вдохнули:
Затем мы шарик сдули).
Сделать вдох, надуть живот, затем сделать выдох, животик сдуем.
Мыльные пузыри «Фокус»
Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию; его глубине, частоте; обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ход игры: ребенок путем легкого выдоха струи воздуха изо рта в стакан с «водой» делает фокус. (Через нос сделать вдох, а через рот непрерывный выдох). Если дуть слабо – получаются маленькие пузыри. А
если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!»
«Зеркало»
Цель: Учить детей расслаблять артикуляционный аппарат на длительный выдох звук «А»; «Я»; «О» - регулировать процесс дыхание, концентрировать внимание с целью расслабления своего организма.
Теплая струя воздуха, «рисуем» на запотевшем зеркале
Тренажеры для игр изготовленные с детьми на занятиях по ручному труду:
«Горячий чай», «Китенок», «Огнедышащий дракон», «Бабочка»
Тренировка артикуляционного аппарата и дыхательной системы. Научить детей правильно дышать через нос, рот и при дыхании выполнять различные упражнения; Снимать эмоциональное напряжение и, естественно, оздоровление организма.
«Пошевели пальчиками» - тренировка силы дыхательного потока, закрепление названий пальцев
Соревнования с тренажерами «Летательные аппараты», «Насекомые», «Птички» в играх «Кто дальше», «Кто быстрее».
Цель: Тренировка дыхательной системы; закрепление знаний по лексическим темам; развитие слухового восприятия, эмоциональный настрой игры.
Игра помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.
Изготовленные работы детей часто используем в организации развивающей среды, дети могут самостоятельно использовать их для тренировки дыхания (можно использовать алгоритм), но и закрепить с детьми знания по лексической теме.
Перед вами алгоритмы изготовления с детьми несложных дыхательных тренажеров. Совместная работа по изготовлению тренажеров, радость от полученного результата – это своеобразная эмоциональная мотивация для обыгрывания их в дальнейшей работе с детьми по развитию речевого дыхания.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Мы желаем вам удачи и успехов в работе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Речевое развитие дошкольников я изучаю в рамках темы по самообразованию, постоянно ищу способы и методы повышения его уровня. Как же повысить речевую активность ребенка? Как заставить его говорить, ст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-1188794-1573821475.jpg)
Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-993586-1637690754.jpg)
Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»
Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства с русскими народными сказками»Хотелось бы начать с понятия «Речевая компетенция» - ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-992837-1515506147.jpg)
17.09.19 года Консультация для сотрудников на педсовет. Тема : "Формирование речевых компетенций дошкольников посредством знакомства со сказками."
Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является основой в дальнейшем обучении детей в школе. Главная задача в дошкольном возрасте развить ее на высоком уровне. Использ...
«Развитие речевой активности дошкольников посредством использования приёма ИЗОсказка»
Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.Од...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649182-1436966874.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Развитие речевой активности дошкольников посредством использования книжного адвент-календаря"
Книжный адвент-календарь-это календарь приближения какого-то события.Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае ...