Индивидуальный маршрут для детей с ОНР 3 уровня стертая дизартрия.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Индивидуальный маршрут для детей с ОНР 3 уровня стертая дизартиря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.marshrut_onr_3_ur._stf.diz_p.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
на 2013 – 2014 учебный год (логопункт)
Приложение № 1.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________
Дата рождения_________________ дата заполнения ИОМ___________________________________________________
Состояние здоровья_____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выписка из заключения ПМПК __________________________________________________________________________
Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
- Образовательные технологии, программы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Инновационные технологии, методы и средства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Здоровьесберегающие технологии ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего ИОМ _____________________________________________________
Вариант № 1.
№ п/п | Направление (вид) коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционной работы | Взаимодействие с педагогами, родителями | Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы | При- меча- ние | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Анализ результатов коррекционно-образовательного процесса: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант № 2.
№ п/п | Задачи работы | Основные пути их решения | Взаимодействие с педагогами, родителями | Ожидаемые достижения ребенка | Реальные достижения ребенка | Примечание | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
на 2007 – 2008 учебный год (логопункт)
Фамилия, имя ребенка: Седегов Паша
Дата рождения: 17.05.02 Дата заполнения ИОМ: 1 - 25.08.07; 2 – 15.01.08
Состояние здоровья: ИМБТ, гиперметропия 1 степени, ХНЗЛ ремиссия, нарушения осанки.
Выписка из заключения ПМПК: - Речевой диагноз: ОНР – 3 уровень, стертая форма дизартрии.
Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:
- Коррекционно-образовательные технологии, программы: «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищева Н.В. и др.
- Инновационные технологии, методы и средства: «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития у детей старшего дошкольного возраста», Лизунова Л.Р.; «Образовательная кинезиология», методика Пауля Денисона; «Пальчиковый игротренинг», В. Цвынтарный; «Пальчиковая гимнастика» М. Кольцова; «Чудо – обучайка» В. Буйко; «Разноцветные сказки», Н.В. Нищева; «Развивающие игры» и др.
- Здоровьесберегающие технологии: «Развивающие принципы …», методика В. Базарного; «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой; «Логопедический массаж» Е.В. Новиковой.
- Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата: промежуточная диагностика, тестирование, итоговые - открытые занятия по каждому исправленному звуку.
Ф.И.О педагога заполняющего ИОМ: Мужикина Тамара Сергеевна
№ п/п | Направление (вид) коррекционно-развивающей работы | Основные пути их решения | Взаимодействие с педагогами, родителями | Ожидае мые достиже ния ребенка | Реаль ные достижения ребенка | Примечание | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
С 15.09.07 по 20.11.07 | |||||||||
1. 2. 3. | Укрепление соматического состояния Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации Развитие произвольной моторики пальцев рук | Согласование лечения у педиатра, окулиста, врача ЛФК. Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат – логоритмика, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др. Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – массаж, пальчиковая гимнастика. | Родители: в течение месяца предоставить информацию (справки) об полученном лечение. Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подв/игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др. Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др. Воспитатели: пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия. Родители: пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам. | Уверенно показывает: правая – левая сторона, впереди – сзади. Уверенно показывает упражнения: «Коза» - «Зайчик», «Кулак» - «Ладошка». | _|_ + – + | Путается |
4. 5. а) | Развитие моторики речевого аппарата. Устранение дефектного звукопроизношения Автоматиза ция звуков | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Лопатка», «Качель», «Горка», «Лошадка», «Лодочка»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Постановка звуков: [З], [Ц] – способ постановки смешанный. Автоматизация звука [З] в слогах – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; дидактические упражнения (д/у): «Ступеньки», «Ромашка», «Повтори для Зайки»; компьютерная игра (к/и) «Игры для Тигры»: «Кораблики», «Одуванчики». Автоматизация в словах – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; | Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений). Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Веселый язычок». Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков. Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и газету «Здравушка» - рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Учимся красиво говорить». Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах. | Без напряжения выполняет: «Улыбка» - «Бублик», «Качель», «Горка», «Лодочку». В спонтанной речи звуки [З] [Ц] произносит артикуляционно верно, без оглушения и замещения | + + + + + + | |
б) 6. | Дифференциация звуков Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа | д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний» Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Зайка», «Зима». В спонтанной речи – в подвижных играх: «Заинька», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй». Аналогично провести автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Цып-цып-цыплятки!», «Выбегала девица …», «Метелица»). Дифференциация звуков [С] - [З], [С] - [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» - «Звукопроизношение», «Звуковые часы». Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [З], [Ц]: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово». | Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка». Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Учимся различать звуки», «Звукарик», просмотр открытых занятий. Воспитатели: индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и. | Выделяет звуки [З] [Ц] в начале слова, в середине слова. Определяет количество звуков в словах: дом, зуб. Выполняет звуковой анализ слов: кот, зуб, цок. | + + _|_ _|_ | Выполняет неуверенно, требуется дополнительная помощь. |
7. | Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи | Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом?, «Где чей хвост», «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Чей домик?», «Действия», «Признаки», «Разложи картинки». | Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и. Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Играем дома», «Уроки грамотной речи». | Игра в мяч «Один – много» (зуб – зубы, зонт – зонты, коза – козы, цепь – цепи, цветок – цветы, кузнец – кузнецы). Д/и «Какой это предмет?» (меховая шапка, металлическая цепь, стеклянная ваза) Д/и «Что у Зои?» (у Зои цветы, цыплята, козы) Составляет простое предложение с заданным словом. | + _|_ + _|_ | Неуверенно отвечает.
Аналогично отве та педа гога. |
8. | Развитие психологической базы речи | Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе». | Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и. Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом. Педагог-психолог: индивидуальные занятия. | Игра в мяч «Что лишнее?» (са-са-за-са, зуб-суп-зуб-зуб). Д/и «Четвертый лишний» (ответ дает полным предложением, с объяснением). Запоминает и повторяет произнесенные 4-5 слов. | + _|_ + | Неуверенно отвечает.
| |||||
С 21.11.07 ПО 23.05.08 | |||||||||||
1. | Развитие общей моторики, зрительно-пространст венной ориентации | Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат – логоритмика, подвижные игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др. | Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подв/игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др. Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.; «Школа мяча». | Уверенно показывает: правая – левая сторона в пространстве; на листе бумаги. Движения уверенные, координация удовлетворительная. | + _|_ + | Неуверен, путается. |
2. 3. 4. а) б) 5. 6. 7. | Развитие произвольной моторики пальцев рук Развитие моторики речевого аппарата. Устранение дефектного звукопроизно шения. Автоматиза ция звуков Дифференциа ция звуков Развитие функций фонематичес кого слуха и навыков звукового анализа Развитие и совершенствование лексико-грамматичес кой стороны речи Развитие психологической базы речи | Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Иголочка», «Качель», «Чьи зубы чище?», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Индюшата»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Постановка звуков: [Ш], [Л], [Ж] – способ постановки смешанный; подготовка к постановке звука [Р], изолированное произношение. Автоматизация звука [Ш] в слогах (шта, ша, аш) – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; д/у: «Ступеньки», «Повтори для Мишки»; к/и «Игры для Тигры»: «Ветерок», «Рыбка», «Часы». Автоматизация в словах (шта, ша, аш, шка) – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Часы». Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Тише, мыши…», «Кошка в окошке…», «Кукушонок», «Плюшевый Мишка». В спонтанной речи – в подвижных играх: «Раздувайся пузырь», «Смешинка», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй», «Угадай по описанию». Аналогично провести автоматизацию звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Жук», «Жужжит над …», «Медвежонок»). Аналогично провести автоматизацию звука [Л] в слогах, словах (в прямых слогах, обратных и в слогах со стечением согласных) предложениях, чистоговорках; стихи для заучивания «Скакалочка», «Заяц белый», «Клава…», «Мила в лодке…». Дифференциация звуков [С] - [Ш], [Ш] - [Ж], [З] - [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» - «Ветерок», «Звуковые часы». Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [Ш], [Л], [Ж]: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Найди свою картинку», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово»; «Весёлая логоритмика» - развивалочки. Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – пять», «Один – много», «Мой, моя, моё, мои»; д/и «Магазин», «Посмотри какой цветочек!» «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Что из чего?», «Найди четвертого», «Профессии». Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Определи понятия», «Узнай кто это», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Профессии», «Цвет, форма, размер»; к/и «Зайка в школе». | Воспитатели: пальчиковая гимнастика с текстом, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия. Родители: пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам. Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений). Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Зарядка для Язычка». Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков. Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и газету «Здравушка» - рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Речь и общение…». Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ заполняемы воспитателями), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах. Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради. Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка». Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультация «Развитие функций фонематического слуха, как предупреждение дизграфии», просмотр открытых занятий. Воспитатели: индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и. Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и. Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Домашняя игротека», «Учимся составлять короткие рассказы». Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и. Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом. Педагог-психолог: индивидуальные занятия. | .Уверенно показывает упражнения с чередованием поз: «Кулачок – ребро – ладошка»; Выполняет шнуровку. Штрихует предметы ровно в заданном направлении, за контур не выходит. Без напряжения выполняет: «Улыбка» - «Бублик», «Качель», «Чашечка», «Индюшата» В спонтанной речи звуки [Ш] [Л] [Ж] произносит артикуляционно верно, без оглушения и замещения. Выделяет звуки [Ш] [Л] [Ж] в начале, середине и в конце слова. Определяет количество звуков в словах: жук, шуба, лук. Выполняет звуковой анализ слов: шок, жук, лук. Игра в мяч «Один – много» (жук – жуки, стол – столы, стул - стулья). С/и «Какой это предмет?» (меховая, зимняя шапка, детский, деревянный стул) Правильно понимает и использует в речи предлоги НА ПОД ЗА ПЕРЕД Составляет простое предложение с заданным словом. Д/и «Четвертый лишний» (ответ дает полным предложением, с объяснением). Запоминает и выкладывает в заданной последовательности 6 картинок | _|_ + _|_ + + + + + + + + + + _|_ _|_ + _|_ + _|_ _|_ _|_ + + _|_ | Путается, делает в медленном темпе. Выходит за контур. В утрироваванном произношении. С дополнительной помощью Подбирает один -два примера, из бытового словаря Ответы неуверенные, часто путается. Не всегда запоминает последовательность расположения картинок |
Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: мальчик получал логопедическую помощь в течение одного учебного года и по всем видам проведенной логопедической коррекции наблюдаются положительные результаты. За этот период работы были исправлены все нарушенные звуки (благодаря четкой работе всех субъектов коррекционного процесса). Звук [Р] необходимо автоматизировать в летний период (разработать ИОМ на летний период для воспитателей, дать рекомендации родителям). Функции фонематического слуха и навыки звукового анализа и синтеза сформированы и соответствуют требованиям и нормам возрастной группы. Необходимо обратить внимание на развитие лексико-грамматической стороны речи и совершенствованию связной речи - данную работу продолжат воспитатели (на следующий учебный год по специально разработанному ИОМ).
Выпущен с логопункта с чистым звукопроизношением и улучшением в речевом развитии. Провести контрольное психолого-медико-педагогическое обследование в сентябре 2008 года, и в мае 2009 года для анализа и эффективности педагогической работы по ИОМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста материалы использованы из моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только...
Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр
Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...
Статья: "Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Данная статья посвящена проблемам развития фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...
Особенности фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо-произносительная дифференциация звуков речи.Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у дете...
Развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
В статье подробно описаны специальные упражнения, направленные на развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры, которые способствуют эффективности логопедической работы по пре...
Индивидуальный маршрут развития детей в группе детей 3 года жизни , 2017-2018 уч.г
Индивидуальный маршрут развития детей в группе детей 3 года жизни , 2017-2018 уч.г...
Подгрупповое фонетическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая дизартрия
В основу занятия положен принцип неразрывной связи между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной...