Конспект занятиия подготовительной речевой группы "Волшебные слова"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Формирование навыков письма, через развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_slova_ili_kak_rebyata_pomogli.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебные слова или как ребята помогли
животным Африки подружится».
Логопедическая тема: Формирование навыков письма, через развитие зрительно-пространственного восприятия, гнозиса и праксиса.
Лексическая тема: Животные жарких стран
Грамматическая тема: совершенствование и развитие словообразования (употребление притяжательных прилагательных).
Коррекционно-развивающие цели:
- Продолжить работу по автоматизации звука «р» изолированно и в словах, закрепить правильное произношении свистящих и шипящих звуков в связной речи.
- Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза (совершенствовать умение выделять звук на фоне слова, определять место звука в слове).
- Совершенствовать и развивать звуко-буквенный анализ и синтез.
- Развивать буквенный гнозис (узнавать буквы с недостающими элементами, находить правильно и неправильно написанные буквы).
- Совершенствовать предметный гнозис (узнавание наложенных друг на друга изображений).
- Совершенствовать и развивать грамматический строй речи (закрепить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов, употреблять простые и сложные предлоги, образовывать притяжательные прилагательные от существительных, закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
- Совершенствовать и развивать связную речь детей (развивать коммуникативную функцию речи, продолжить развивать и закреплять диалогическую форму речи).
- Закрепить навык ориентировки в пространстве и на плоскости, дифференцировать право-лево.
- Совершенствовать и развивать артикуляционную моторику (движения языка, губ и мимическую мускулатуру).
- Совершенствовать и развивать мелкую моторику и графо-моторных навыков.
- Совершенствовать общую моторику, координацию движений.
- Совершенствовать и развивать просодические компоненты речи (силу голоса, дифференциацию носового вдоха и ротового выдоха, речевого дыхания).
- Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание, зрительно-пространственный гнозис и праксис, зрительное восприятие, зрительную и слуховую память).
- Проводить работу по профилактике оптической дисграфии и дислексии.
- Формировать навык письма.
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепить знания детей о жарких странах (названия жарких стран, чем жаркие страны отличаются от других стран).
- Обогатить, активизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных по лексической теме «Животные жарких стран».
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать навыки сотрудничества (умение общаться в коллективе, употреблять вежливые слова, слушать педагога и других детей.
- воспитывать навыки ответственного отношения к выполнению заданий.
- воспитывать чувство доброжелательности, бережного отношения к природе, нравственно-эстетического чувства и природе.
Материал: телеграмма, конверты с заданиями, магнитная азбука, картинки с изображением шкур животных, картинки с изображением животных, рисунок с животными жарких стран, картинки с недорисованными животными, магнитная доска
Ход занятия.
I. Дети входят в зал, здороваются и представляются гостям (Пример: Здравствуйте, меня зовут Федя и т.д.). Затем проходят и садятся на стулья.
Раздается стук в дверь, в зал входит обезьяна. Здоровается.
Педагог: В нашу группу очень рано
постучалась обезьяна.
И с порога закричала
Обезьяна: «Вот примите телеграмму!»
Педагог: Телеграмму мы раскрыли
И ужасно удивились!
Не из Америки, не из Бразилии,
Не из Японии и не из России.
А ведь всего за 2 часа
Она из Африки дошла.
Педагог открывает телеграмму и читает: «Ах, ребята, помогите,
От беды нас всех спасите!
Мы не простудились?
Мы не заболели, не отравились,
А просто дружить мы разучились!
И хорошие слова позабыли навсегда!»
Педагог: Ребята, откуда к нам пришла телеграмма?
Дети; Телеграмма пришла из Африки.
Педагог: А какая там погода?
Дети: Всегда тепло, жарко, ярко светит солнце, никогда не бывает снега.
Педагог: Ребята, а какие жаркие страны вы еще знаете?
Дети: Я знаю жаркую страну, которая называется Австралия, Индия, Южная Америка, Азия.
Педагог: А какие животные и птицы живут в Африке?
Дети: Лев, тигр, носорог, бегемот, жираф, зебра, страус, крокодил, антилопа и т.д.
Педагог: Ребята, так что же случилось с животными и птицами Африки?
Дети: они перестали дружить, потому что забыли все волшебные слова.
Педагог: А для чего нам нужны волшебные слова?
Дети: Они нам нужны для тог, чтобы быть добрыми, вежливыми, воспитанными и т.д.
Педагог: Молодцы!
Педагог: Ребята давайте поможем животным, которые живут в Африке, вспомнить волшебные слова снова и подружиться. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну, где очень много волшебных слов, она называется «Вежливость».
Там нас ждет много испытаний, преодолев которые мы сможем узнать много волшебных слов, и главное запомнить их, а когда мы вернемся, то напишем письмо животным Африки и перечислим все волшебные слова, которые мы найдем в этой стране.
II. Путешествие наше начинается. А добраться до этой страны мы можем на поезде
Дети на вдохе произносят: чух-чух-чух, а при остановке на выдохе: ш-ш-ш.
- Педагог: Первая остановка называется… Она без названия. Нам надо выполнить задание, чтобы узнать, как она называется.
Педагог читает задание: изобразите животных Африки.
Педагог: Ребята, давайте покажем животных Африки с помощью нашего язычка, губ и щек.
Обезьянка: артикуляционная поза «Обезьянка», веселая обезьянка, грустная обезьянка, сердитая обезьянка, испуганная обезьянка; обезьянка жует банан (язык упирается поочередно то в левую щеку, то в правую).
Зебра: цокать язычком.
Жираф жует листочки: покусать язычок.
Злой шакал: оскал.
Педагог: молодцы! Теперь мы можем узнать название остановки.
Из конверта достаем название остановки: «Здравствуйте».
Обезьянка: Ребята, а что это за слово?
Дети: Это тоже волшебное слово, его надо говорить тогда, когда мы встречаемся с друзьями и взрослыми людьми, эти словом мы желаем им здоровья.
Педагог: Теперь мы знаем, как называется первая остановка, «Здравствуйте».
Название остановки приклеивается на лист бумаги.
- А теперь мы полетим на самолете. Самолет будет издавать такие звуки: мы взлетаем (тихо произносится звук «р»), теперь мы летим (звук «р» произносится громко), теперь мы приземляемся (звук «р» произносится тихо, к концу все тише и тише) – дети ходят врассыпную по залу.
Педагог: мы приземлились, перед нами следующая остановка, которая опять без названия.
Педагог: в словах определить звук, и из этих звуков составить слово, это слово и будет названием нашей остановки (дети определяют гласный или согласный этот звук и соотносят звук с буквой, слово выкладывается на магнитной доске или рисуется мелками).
Из конверта педагог достает слово «спасибо» написанное неправильно, дети должны поменять буквы, чтоб слово можно было прочитать правильно.
| С | траус |
По | П | угай |
Африк | А | |
| С | ила |
Ж | И | вотные |
Зе | Б | ра |
О | блако |
Получилось слово: «спасибо».
Из конверта достаем название остановки: «спасибо».
Педагог: Ребята, а это что за слово?
Дети: это тоже волшебное слово, его можно сказать тогда, когда мы хотим кого-то поблагодарить за что-то.
Название остановки приклеивается на лист бумаги.
3. Теперь мы полетим на воздушном шаре. Давайте сядем в круг и представим, что нам надо его надуть (делаем вдох носом – быстрый выдох ртом)– надули шар; теперь мы на нем полетим (вдох носом – медленный выдох ртом) и приземляемся.
Педагог: Следующая остановка, опять без названия и нас опять ждет с вами задание.
«Отгадай, кто это?» – нам надо посмотреть далеко и увидеть животных, которые живут в Африке и отгадать, что за животное мы увидели (картинки с нарисованной шкурой зебры, крокодила, льва, тигра, жирафа, верблюда).
Дети: Я вижу верблюда. Я вижу верблюжий горб.
Я вижу слона. Я вижу слоновье ухо и слоновий хобот.
Я вижу льва. Я вижу львиную пасть и львиную гриву.
Я вижу жирафа. Я вижу жирафовую шею и жирафовое тело.
Я вижу крокодила. Я вижу крокодиловый хвост.
Педагог: Молодцы! Теперь посмотрите внимательно на названия этих животных, которые написаны на доске. Что-то в этих словах не так. А что?
Дети: Эти слова надо дописать (дети дописывают эти слова мелком).
Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Мы отгадали название этой остановки, она называется «пожалуйста».
Из конверта достаем название остановки: «Пожалуйста».
Дети: Это тоже волшебное слово, его надо говорить тогда, когда просишь кого-то, что сделать или говоришь его тогда, когда тебе что-то дали.
Название остановки приклеивается на лист бумаги.
- Мы отправляемся дальше, а поплывем мы на лодке (дети садятся друг за другом и имитируют движения веслами: наклоняются назад – вдох, вперед – выдох).
Педагог: следующая остановка опять без названия.
Педагог достает задание: названия животных рассыпались по звукам, их надо собрать в слово.
С Л О Н, Б`Э Г` Э М О Т, С Т Р А У С, З` Э Б Р А, Л` Э В, АНТИЛОПА.
Педагог: А теперь посмотрите на стол, сколько на столе букв и слогов. Вам надо сложить название того животного, которое вы отгадали. (На столе остаются слоги из-ви-ни-те).
Педагог: Ребята, а давайте еще расскажем и покажем стихотворение о животных Африки.
Если в жаркую страну Я случайно попаду. | Сжимать и разжимать кулачка |
То увижу я шакала | Соединить все пальцы обеих рук с большим, образуя «бинокль», поднести к глазам. |
Кенгуру, гиппопотама, | Раскрыть большой и указательный пальцы обеих рук |
Обезьяну, тигра, льва. | Раскрыть средний, безымянный пальцы и мизинец обеих рук. |
Крокодила и слона. | Соединить большой и средний пальцы обеих рук. |
Хорошо живется им – | Соединить средний, безымянный пальцы и мизинец обеих рук. |
Не бывает снежных зим. | Хлопнуть в ладоши. |
Педагог: Ребята посмотрите, из этих слогов мы можем собрать слово, которое мы говорим тогда, когда хотим попросить за что-то прощение.
Дети: Это слово «извините».
Педагог: молодцы! Мы отгадали названия еще одной остановки.
Из конверта достаем название остановки: «Извините».
Название остановки приклеивается на лист бумаги.
- Мы отправляемся дальше. Теперь мы поедем на поезде, только для того, чтобы нам доехать нам необходим лист бумаги и сейчас мы будем рисовать путь для нашего поезда).
Педагог: Названия этой остановки опять нет, ну я думаю, со следующим заданием мы с вами справимся. Давайте прочитаем задание.
Педагог читает задание: угадайте, какое животное здесь нарисовано и что оно делает?(кто где спрятался).
Теперь давайте разберем это животное по звукам: БЕГЕМОТ – звуко-буквенный анализ. (картинки с изображением животных Африки – контурные). Молодцы!
Педагог: Мы опять отгадали название этой остановка, она называется «Доброе утро!»
Педагог: Ребята, а это что за слово?
Дети: Это тоже волшебное слово, его надо говорить тогда, когда мы утром встаем или приходим куда-то. Мы можем сказать его утром маме, папе, и т.д.
Педагог: Ребята, а какая сейчас часть суток?
Дети: Сейчас часть суток – утро.
Педагог: Какое приветствие мы выберем?
Дети: Мы выберем «Доброе утро».
Название остановки приклеивается на листок.
- Едем дальше. Теперь мы опять полетим на самолете по клеточкам.
Педагог: Название этой остановки тоже нет и нам надо справиться с последним заданием.
Педагог читает задание: посмотрите и найдите мне животное, в котором 1, 2, 3 и 4 слога. Назовите ласково части тела животного.
Дети обводят картинки с животными.
Из конверта достаем название остановки «до свидания» - недописанное.
Задание: дописать и обвести буквы.
Педагог: Молодцы! Мы выполнили задание и опять нашли название остановки, она называется «до свидания».
Педагог: Ребята, когда надо говорить это слово?
Дети: это слово говориться тогда, когда мы уходим из д/с или гостей, прощаемся до следующей встречи.
Название остановки наклеивается на лист.
III. Педагог: Ребята, последнее слово было «До свидания». Это значит, что волшебная страна прощается с нами и нам пора возвращаться в детский сад. Вспомните, на чем мы отправлялись в наше путешествие?
Дети: мы отправлялись на поезде.
Педагог: Обратно мы тоже отправимся на поезде (под музыку дети идут по залу змейкой).
Педагог: Ну, вот мы вернулись. Вам понравилось путешествовать по волшебной стране? Вы молодцы. Теперь нам надо отправить письмо животным и птицам Африки. (Дети запечатывают конверт, подписывают свои имена, конверт отдается обезьянке).
Педагог: Какие вежливые слова вы запомнили? Скажите, а нам в жизни нужны вежливые слова?
Дети: …
Раздается стук в дверь.
Педагог: Кто так вежливо стучит?
Кто-то в гости к нам спешит?
Появляется почтальон: Здравствуйте! Разрешите к вам войти?
Вот из Африки вам прямо
Бандероль и телеграмма!
А написано на ней
«Для воспитанных детей».
Педагог: ребята, что надо сказать обезьянке? Спасибо большое.
В телеграмме написано: Всем, всем спасибо вам!
Вашим вежливым словам!
Говорить их научились
И тотчас же помирились.
Будем крепко мы дружить,
И красиво говорить!
С Новым годом поздравляем
И подарок посылаем
Через горы и моря
Шлем мы вам привет, друзья!
Педагог: Ребята, давайте посмотрим что там? (в бандероли бананы и мандарины).
Давайте отнесем их в группу и угостим остальных детей. Дети прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "
Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии
Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....
Конспект занятия «Путешествие волшебных слов»
Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок. Расширение словарного запаса, закрепление в акт...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»
Цель: повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...