Оптимизация модели коррекционного процесса в ДОУ через использование интерактивных методов и электронных образовательных ресурсов.
консультация по логопедии по теме
В докладе рассматривается возможность использования в работе учителя - логопеда электронных ресурсов и интерактивных методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eor.zip | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Оптимизация модели
коррекционного процесса в ДОУ
через использование интерактивных методов
и электронных образовательных ресурсов »
Учитель –логопед
Белова Людмила Евгеньевна
МБДОУ «Центр развития ребенка– детский сад
№ 8 «Огонек»
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением ФГОСов. В связи с этим одной из актуальных проблем в работе учителя-логопеда становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.
Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие с кем – либо (человеком) или чем – либо (например, компьютером).
Компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Для оптимизации коррекционной работы, формирования индивидуализации обучения, повышения заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Новые информационные технологии представляют для специалиста дополнительные возможности коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.
Формирование у ребенка осознанного отношения к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивации — одна из основных задач в коррекционной работе. Только владения методикой коррекции речи и желания специалиста не достаточно для успешного педагогического воздействия. Часто ребенок не хочет заниматься, ему надоедает ежедневное проговаривание речевого материала. В таких случаях одним из средств повышения мотивации к логопедическим занятиям могут служить компьютерные технологии.
В своей работе учитель – логопед может применять электронные образовательные ресурсы в различных направлениях:
Методическая работа
- Повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы, участие в конкурсах, вебинарах, в заочных образовательных проектах, создание электронной библиотеки по логопедии и т.д.).
- Ведения электронного портфолио, создание своего блога, интернет - сайта.
- Ведения документации (перспективное планирование, список группы с расписанием занятий, анкеты, речевые карты, конспекты занятий, карточки с заданиями, информационные листы в уголки для родителей и т.д.).
Использование ЭОР в работе с детьми.
Диагностика:
· создание базы данных по итогам диагностики;
· проведение мониторинга работы;
· отслеживание динамики работы;
· составление графиков и диаграмм.
Профилактика и коррекция:
- использование специализированных или адаптированных
компьютерных программ: развивающих, обучающих, диагностических
("Игры для Тигры", "Мир за твоим окном", «Развитие речи. Учимся говорить
правильно», «Баба Яга учится читать», «Детская энциклопедия Кирилла и
Мефодия» и т.д. , электронных книг (детские, энциклопедии, справочники
и др.), DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
игры, презентации на сайтах;
- создание собственных презентаций, фотоальбомов, видеороликов;
- подбор и систематизация материала для коррекции звукопроизношения,
пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим
темам, для развития общей и мелкой моторики;
- видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:
· повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
· повышение эффективности усвоения материала детьми;
· повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
· активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
· формирование мышления, повышение их интеллектуально-творческого развития;
· создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
· реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
· возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
· совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
Работа с коллегами:
- Сетевое общение
- Использование информационных интернет -ресурсов:
- обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
- участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций
Работа с педагогами и родителями:
- Электронные консультации, мастер-классы на интернет – сайте учреждения.
- Изготовление буклетов, памяток и прочих документов, содержащих материалы по проблемам развития для индивидуальных консультаций и для информационного логопедического стенда.
- Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе музыкального руководителя
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе музыкального руководителя.Освоение информационных тех...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе инструктора по физической культуре СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Дмитриевой Тамары Игнатьевны
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 4городского округа Отрадный Самарской областидетский сад № ...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в соответствии с направленностью группы...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в соответствии с направленностью группы...
Статья на тему: Организация образовательного процесса с учётом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всесторон...
«Особенности организации образовательного процесса с учетом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Для меня, как специалиста дошкольного образования, процесс применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования интересен, т.к. помогает организовать образовательный процесс в...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности и использованием (самостоятельно-созданного электронного образовательного ресурса с детьми старшей группы) «По грибы»
Познавательные- закреплять представление о грибах. Обучающие- учить детей различать съедобные и несъедобные гр...