Конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации в речи детей с ФФНР звуков Р и РЬ (с использованием элементов программированного обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_att.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации в речи детей с ФФНР звуков –р- и-рь-( с использованием элементов программированного обучения).
Подготовительная к школе группа.
Авдеева Оксана Евгеньевна.
2010 год.
«НАУЧИМ ПОПУГАЯ ГОВОРИТЬ».
Содержание занятия | Примерные ответы детей | Приёмы организации работы и особенности их использования | Формы организации деятельности детей | Рефлексия деятельности детей |
1.Оргмомент Здравствуйте, ладошки! Здравствуйте, сапожки! Здравствуйте, лягушки! Здравствуйте, кукушки! Здравствуй, звонкий каблучок! И малышка светлячок! Здравствуй, шустрый ветерок, Звонкий детский голосок! Поезд длинный у перрона! Добрый день ручным часам, Громким детским голосам! А теперь все дружно сели, На меня все посмотрели! 2.Постановка цели занятия Сегодня к нам в гости пришёл попугай Рома. У него большая проблема: он не умеет говорить звук –Р-. Не переживай, Рома, наши ребята тебе обязательно помогут! Ребята, а вы помните, как нужно правильно проговаривать звуки –р- и –рь ? Давайте покажем Роме нужные упражнения. Пусть он учится. 3.Повторение пройденного Упражнения: «Дождик», «Дятел», «Машина», «Мотоцикл», «Тигр», «Тигрёнок». А теперь каждый из вас по очереди будет произносить звук –р-, а я скажу на что похож этот звук: Р-р-р- (1-ый ребёнок) – ракета рвётся ввысь! Р-р-р-(2-ой ребёнок) – рычит сердито рысь! Р-р-р-(3-тий ребёнок) – рокочет ровно робот. Р-р-р-(4-ый ребёнок) – сказать и ты попробуй (логопед обращается к попугаю) Р-р-р-(хором) – возьмёмся за учёбу! Р-р-р-(хором) – язык широкий к нёбу! Р-р-р-(хором) – раскатистый и громкий Р-р-р-(хором) – рокочущий и звонкий! Молодцы! Теперь каждый из вас попробует научить Рому произносить звук –Р-.Проговариваем слоги: «Ра-ра-ра- высокая гора; ро-ро-ро- новое перо; ру-ру-ру- скачет кенгуру; ры-ры-ры- Рома видит рыб.» Отлично! А пока Рома повторяет упражнения мы поиграем в игру:«Добавь словечко!». Я читаю вам стихи, а последнее слово добавляете вы. Это слово должно содержать звуки –Р-или-РЬ-; подходить по смыслу и быть в рифму. «Наша старшая сестра Вяжет с самого …»; «Среди жирных голубей Прыгал тощий …»; «Мы сегодня утром рано Умывались из-под …»; «Только жив ли петушок Золотой наш …»; «Солнце светит очень ярко Бегемоту стало …». Здорово! Молодцы! А Рома хочет проверить, умеете ли вы находить положение звуков – р- и –рь- в словах. Он приготовил вам картинки. 4.Определение положения звука в слове Перед вами на столах лежат картинки. На них нарисованы предметы со звуком –р- в названии. Проговорите и определите, где в начале, в середине или в конце находится данный звук. Поставьте фишку в нужную клеточку. Алина, выйди к доске и покажи свою картинку. Назови, что на ней нарисовано и объясни Роме куда нужно поставить фишку и почему. Поставь фишку в нужную клеточку на доске. Ребята, правильно Алина выполнила задание? Молодец, Алина! (вызвать детей по желанию). 5.Развитие слухового внимания и ритма. Приготовьте ладошки. Внимательно прослушайте ритмический рисунок: «Страус, страус, носорог, (2 раза) Страус, страус, рог». (Каждый ребёнок по очереди проговаривает слова и отстукивает заданный ритм). 6.Физкультминутка А сейчас попугай предлагает немножко отдохнуть. Он пока перекусит зёрнышками, а мы уже позавтракали и хотим поразмяться: «Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Влево, вправо посмотрели И на корточки присели. Встали дружно, потянулись И, как кошечки прогнулись. А теперь прыжки на месте И похлопаем все вместе». Отдохнули мы, поел Рома. Посмотрите, попугай опять приготовил нам сюрприз. Садитесь на свои места. 7.Работа с перфокартами для развития фонематического слуха Рома приготовил вам волшебные карточки. На них- картинки, под каждой картинкой – окошечко. Шёпотом проговариваем слово и если в нём есть звуки –Р- или –РЬ-, ставим под картинкой в окошечке крестик. Всем понятно, что нарисовано у вас на картинках? Может у кого-то есть вопросы? Приступаем к работе. Все закончили? Теперь достаём листок из перфокарты и сверяем с образцом на доске. Берём карандаш и соединяем крестики в следующем порядке. (показывает логопед на контрольном листе бумаги по заранее нарисованным крестикам). Какая буква у вас получилась? Правильно – это буква Р. Каких два звука она обозначает? Посмотрите, какое интересное задание нам придумал Рома. 8. Развитие мелкой моторики Ребята, давайте выложим для Ромы букву Р из палочек, а мы с ним посмотрим, у кого буква получилась самая красивая. Возьмите палочки и выложите букву Р. Молодцы! Ребята, пришло время проверить: не прошли ли наши уроки для Ромы даром. Сейчас каждый из вас попробует сам поучить попугая проговаривать звук – Р-. Придумайте по одному слову со звуком –Р- и громко скажите его Роме. А Рома будет повторять за вами. ( игрушка подносится к каждому ребёнку и попугай повторяет слова). 9. Итог занятия Попугай: «Ура! Я вспомнил звук –р-! Я умею его говорить! Ура! Спасибо, ребята!» Ребята, как говорит сейчас попугай? А чему он радуется? Зачем нужно правильно уметь проговаривать все звуки? Какие звуки мы с вами сегодня проговаривали? Какую букву мы сегодня писали? Чем буква отличается от звука? Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня сделали доброе дело: помогли попугаю Роме научиться правильно говорить звуки –Р- и –РЬ-. Вы выступили сегодня в роли учителей. Вам понравилось? В следующий раз мы отправимся в «Волшебный домик звуков». Давайте попрощаемся с нашими гостями и пройдём в свою группу. | Хлоп Топ Ква (3р.) Ку-ку Цок (3р.) З-з-з Ф-ф Ля-ля Ту Тик-так А-а-а Да Давайте! Т-т-т; Д-д-д; Трын Дрын Р-р-р ; Рь-рь Р-р-р Р-р-р Р-р-р Р-р-р Р-р-р Р-р-р Р-р-р Р-р-р Проговарива-ет тот, на кого укажет логопед Утра Воробей Крана Гребешок Жарко Шар-звук –Р- находится в конце слова. Фишку ставлю в третью клеточку. Страус, страус, носорог; Страус, страус, рог. Повторяют хором за логопедом. Задают вопросы по ходу выполнения задания. Это буква Р. Твёрдый-Р- и мягкий-РЬ-. Радостно, весело. Он научился правильно говорить звук –Р-. Чтобы хорошо учиться в школе. Звуки –Р-РЬ- Букву Р. Букву мы пишем и читаем, а звук говорим и слышим. Да! До свидания! | Словесная инструкция, которая вызывает ассоциации из жизненного опыта детей. Сигнал для акцентирования внимания Игровой приём, помогает активизировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Мотивация. Словесная инструкция, позволяет оживить следы прежних впечатлений в новых сочетаниях. Игровой приём: помогает совершенствовать произноситель- ные навыки, развивает творческую инициативу. Наглядно-зрительный приём и словесная инструкция (картинки, схемы, фишки) Пояснение и показ, использование наглядно-слухового приёма (музыкальные молоточки) Пояснение и показ движений Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные и наглядно-слуховые приёмы Проверка правильности исполнения (самоконтроль), при правильном исполнении достигается запрограммиро-ванный результат. Словесная инструкция, которая позволяет оживить следы прежних впечатлений и приём тактильно-мышечной наглядности Беседа | Игровая деятель-ность. Арти-куляци-онная гимнас-тика Изоли-рованное произно-шение звука. Автома-тизация звука в слогах и словах. Активи-зация мысли-тельной деятель-ности. Работа с карточ-ками – схемами. Работа у доски. Активи-зация связной речи. Развитие слоговой структу-ры слова. Активи-зация внима-ния и чувства ритма. Развитие общей мотори-ки. Развитие фонема-тическо-го слуха. Само-контроль. Развитие мелкой мотори-ки и ориенти-ровки на листе. Развитие мелкой мотори-ки. Игровой момент. Анализ занятия. | Положительный длительный эмоциональный настрой |
Цель: Автоматизация произношения ранее поставленных звуков -Р-РЬ- в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- обучать детей пользоваться перфокартами для развития фонематического слуха;
– формировать умение детей выделять из ряда слов нужное: с заданным звуком;
- формировать умение анализа и самоанализа;
- закреплять умение детей определять место звука в слове с опорой на схему;
- развивать связную речь: ответы у доски полным предложением;
- учить детей делить слова на слоги.
Коррекционно – развивающие:
- развивать моторику артикуляционного аппарата;
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- развивать внимание, память, фонематический слух, общую моторику;
- автоматизировать звуки «Р» и «РЬ» в изолированном произношении, в слогах, словах, предложениях.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность, самостоятельность;
- воспитывать умение придти на помощь;
Методы и приёмы: Наглядные методы – наблюдение и показ
Словесные методы – пояснение и показ; беседа; команды для акцентирования внимания; словесная инструкция.
Практические методы – игровые приёмы; моделирование (схемы, перфокарты)
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: попугай (игрушка), карточка-схема с магнитом, магнитная доска.
Раздаточный материал: карточки-схемы с фишками-магнитами, перфокарты, карандаши простые, картинки: шар, рак ,карандаш, варежка; счётные палочки.
Предварительная работа: постановка звуков –Р-РЬ-, развитие фонематического слуха, обучение работе с карточкой-схемой.
Индивидуально-дифференцированный подход: объединение нескольких детей, имеющих общие недостатки звукопроизношения (-р- и –рь-); оказание помощи во время занятия детям, при возникновении затруднений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...