Конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Авдеева Оксана Евгеньевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации в речи детей с ФФНР звуков Р и РЬ (с использованием элементов программированного обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_att.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации в речи детей с ФФНР звуков –р- и-рь-( с использованием элементов программированного обучения).

Подготовительная к школе группа.

Авдеева Оксана Евгеньевна.

2010 год.

«НАУЧИМ ПОПУГАЯ ГОВОРИТЬ».

Содержание занятия

Примерные ответы детей

Приёмы организации работы и особенности их использования

Формы организации деятельности детей

Рефлексия деятельности детей

1.Оргмомент

Здравствуйте, ладошки!

Здравствуйте, сапожки!

Здравствуйте, лягушки!

Здравствуйте, кукушки!

Здравствуй, звонкий каблучок!

И малышка светлячок!

Здравствуй, шустрый ветерок,

Звонкий детский голосок!

Поезд длинный у перрона!

Добрый день ручным часам,

Громким детским голосам!

А теперь все дружно сели,

На меня все посмотрели!

2.Постановка цели занятия

Сегодня к нам в гости пришёл попугай Рома. У него большая проблема: он не умеет говорить звук –Р-.

Не переживай, Рома, наши ребята тебе обязательно помогут!

Ребята, а вы помните, как нужно правильно проговаривать звуки –р- и –рь ?

Давайте покажем Роме нужные упражнения. Пусть он учится.

3.Повторение пройденного

Упражнения: «Дождик», «Дятел»,

 «Машина»,

 «Мотоцикл»,

 «Тигр», «Тигрёнок».

 А теперь каждый из вас по очереди будет произносить звук –р-, а я скажу на что похож этот звук:

Р-р-р- (1-ый ребёнок) – ракета рвётся ввысь!

Р-р-р-(2-ой ребёнок) – рычит сердито рысь!

Р-р-р-(3-тий ребёнок) – рокочет ровно робот.

Р-р-р-(4-ый ребёнок) – сказать и ты попробуй (логопед обращается к попугаю)

Р-р-р-(хором) – возьмёмся за учёбу!

Р-р-р-(хором) – язык широкий к нёбу!

Р-р-р-(хором) – раскатистый и громкий

Р-р-р-(хором) – рокочущий и звонкий!

Молодцы! Теперь каждый из вас попробует научить Рому произносить звук –Р-.Проговариваем слоги: «Ра-ра-ра- высокая гора; ро-ро-ро- новое перо; ру-ру-ру- скачет кенгуру; ры-ры-ры- Рома видит рыб.» Отлично! А пока Рома повторяет упражнения мы поиграем в игру:«Добавь словечко!». Я читаю вам стихи, а последнее слово добавляете вы. Это слово должно содержать звуки –Р-или-РЬ-; подходить по смыслу и быть в рифму.

«Наша старшая сестра

Вяжет с самого …»;

«Среди жирных голубей

Прыгал тощий …»;

«Мы сегодня утром рано

Умывались из-под …»;

«Только жив ли петушок

Золотой наш …»;

«Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало …». Здорово! Молодцы!

А Рома хочет проверить, умеете ли вы находить положение звуков – р- и –рь- в словах. Он приготовил вам картинки.

4.Определение положения звука в слове

Перед вами на столах лежат картинки. На них нарисованы предметы со звуком –р- в названии. Проговорите и определите, где в начале, в середине или в конце находится данный звук. Поставьте фишку в нужную клеточку. Алина, выйди к доске и  покажи свою картинку. Назови, что на ней нарисовано и объясни Роме куда нужно поставить фишку и почему. Поставь фишку в нужную клеточку на доске. Ребята, правильно Алина выполнила задание? Молодец, Алина!  (вызвать детей по желанию).

5.Развитие слухового внимания и ритма.

Приготовьте ладошки. Внимательно прослушайте

ритмический рисунок:

«Страус, страус, носорог, (2 раза)

Страус, страус, рог».

 (Каждый ребёнок по очереди проговаривает слова и отстукивает заданный ритм).

6.Физкультминутка

А сейчас попугай предлагает немножко отдохнуть. Он пока перекусит зёрнышками, а мы уже позавтракали и хотим поразмяться:

«Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Влево, вправо посмотрели

И на корточки присели.

Встали дружно, потянулись

И, как кошечки прогнулись.

А теперь прыжки на месте

И похлопаем все вместе».

Отдохнули мы, поел Рома. Посмотрите, попугай опять приготовил нам сюрприз. Садитесь на свои места.

7.Работа с перфокартами для развития фонематического слуха

Рома приготовил вам волшебные карточки. На них- картинки, под каждой картинкой – окошечко. Шёпотом проговариваем слово и если в нём есть звуки –Р- или –РЬ-, ставим под картинкой в окошечке крестик.

 Всем понятно, что нарисовано у вас на картинках? Может у кого-то есть вопросы? Приступаем к работе.

 Все закончили? Теперь достаём листок из перфокарты и сверяем с образцом на доске.

 Берём карандаш и соединяем крестики в следующем порядке. (показывает логопед на контрольном листе бумаги по заранее нарисованным крестикам). Какая буква у вас получилась? Правильно – это буква Р. Каких два звука она обозначает? Посмотрите, какое интересное задание нам придумал Рома.

8. Развитие мелкой моторики

Ребята, давайте выложим для Ромы букву Р из палочек, а мы с ним посмотрим, у кого буква получилась самая красивая.

Возьмите палочки и выложите букву Р. Молодцы!

Ребята, пришло время проверить: не прошли ли наши уроки для Ромы даром. Сейчас каждый из вас попробует сам поучить попугая проговаривать звук – Р-. Придумайте по одному слову со звуком –Р- и громко скажите его Роме. А Рома будет повторять за вами.

 ( игрушка подносится к каждому ребёнку и попугай повторяет слова).

9. Итог занятия

Попугай: «Ура! Я вспомнил звук –р-! Я умею его говорить! Ура! Спасибо, ребята!»

Ребята, как говорит сейчас попугай?

А чему он радуется?

Зачем нужно правильно уметь проговаривать все звуки?

Какие звуки мы с вами сегодня проговаривали?

Какую букву мы сегодня писали?

Чем буква отличается от звука?

Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня сделали доброе дело: помогли попугаю Роме научиться правильно говорить звуки –Р- и –РЬ-. Вы выступили сегодня в роли учителей. Вам понравилось?

В следующий раз мы отправимся в  «Волшебный домик звуков».

Давайте попрощаемся с нашими гостями и пройдём в свою группу.

Хлоп

Топ

Ква (3р.)

Ку-ку

Цок (3р.)

З-з-з

Ф-ф

Ля-ля

Ту

Тик-так

А-а-а

Да

Давайте!

Т-т-т;

 Д-д-д;

Трын

Дрын

Р-р-р ; Рь-рь

Р-р-р

Р-р-р

Р-р-р

Р-р-р

Р-р-р

Р-р-р

Р-р-р

Р-р-р

Проговарива-ет тот, на кого укажет логопед

Утра

Воробей

Крана

Гребешок

Жарко

Шар-звук –Р- находится в конце слова. Фишку ставлю в третью клеточку.

Страус, страус, носорог;

Страус, страус, рог.

Повторяют хором за логопедом.

Задают вопросы по ходу выполнения

задания.

Это буква Р.

Твёрдый-Р- и мягкий-РЬ-.

Радостно, весело.

Он научился правильно говорить звук –Р-.

Чтобы хорошо учиться в школе.

Звуки –Р-РЬ-

Букву Р.

Букву мы пишем и читаем, а звук говорим и слышим.

Да!

До свидания!

Словесная инструкция, которая вызывает ассоциации из жизненного опыта детей.

Сигнал для  акцентирования внимания

Игровой приём, помогает активизировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Мотивация.

Словесная инструкция, позволяет оживить следы прежних впечатлений в новых сочетаниях.

Игровой приём: помогает совершенствовать произноситель-

 ные навыки, развивает творческую

инициативу.

Наглядно-зрительный приём и словесная инструкция (картинки, схемы, фишки)

Пояснение и показ, использование наглядно-слухового приёма (музыкальные молоточки)

Пояснение и показ движений

Наглядно-зрительные, тактильно-мышечные и наглядно-слуховые приёмы

Проверка правильности исполнения (самоконтроль), при правильном исполнении достигается запрограммиро-ванный результат.

Словесная инструкция, которая позволяет оживить следы прежних впечатлений и приём тактильно-мышечной наглядности

Беседа

Игровая

деятель-ность.

Арти-куляци-онная гимнас-тика

Изоли-рованное произно-шение звука.

Автома-тизация звука в слогах и словах.

Активи-зация мысли-тельной деятель-ности.

Работа с карточ-ками – схемами.

Работа у доски. Активи-зация связной речи.

Развитие слоговой структу-ры слова.

Активи-зация внима-ния и чувства ритма.

Развитие общей мотори-ки.

Развитие фонема-тическо-го слуха.

Само-контроль.

Развитие мелкой мотори-ки и ориенти-ровки на листе.

Развитие мелкой мотори-ки.

Игровой момент.

Анализ занятия.

Положительный длительный эмоциональный настрой

Цель: Автоматизация  произношения  ранее поставленных звуков -Р-РЬ- в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

 - обучать детей пользоваться перфокартами для развития фонематического слуха;

 – формировать умение детей выделять из ряда слов нужное: с заданным звуком;

 - формировать умение анализа и самоанализа;

 - закреплять умение  детей определять место звука в слове с опорой на схему;

 - развивать связную речь: ответы у доски полным предложением;

- учить детей делить слова на слоги.

Коррекционно – развивающие:

-  развивать моторику артикуляционного аппарата;

 - развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

 - развивать внимание, память, фонематический слух, общую  моторику;

 - автоматизировать звуки «Р» и «РЬ» в изолированном произношении, в слогах, словах, предложениях.

 Воспитательные:

 -  воспитывать инициативность, самостоятельность;

 - воспитывать умение придти на помощь;

 Методы и приёмы: Наглядные методы – наблюдение и показ

Словесные методы – пояснение и показ; беседа; команды для акцентирования внимания; словесная инструкция.

Практические методы – игровые приёмы; моделирование (схемы, перфокарты)

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: попугай (игрушка), карточка-схема с магнитом, магнитная доска.

Раздаточный материал: карточки-схемы с фишками-магнитами, перфокарты, карандаши простые, картинки: шар, рак ,карандаш, варежка; счётные палочки.

Предварительная работа: постановка звуков –Р-РЬ-, развитие фонематического слуха, обучение работе с карточкой-схемой.

Индивидуально-дифференцированный подход: объединение нескольких детей, имеющих общие недостатки звукопроизношения (-р- и –рь-); оказание помощи во время занятия детям, при возникновении затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...