система работы над развитием связной речи в процессе организованной образовательной деятельности у детей с ЗПР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
обобщён материал об особенностях формирования связной речи у детей с ЗПР, показана система работы по коррекции и формированию связной речи у детей данной категории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность выбранной темы
Не так давно приступив к работе логопеда в группе детей с ЗПР, я столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят. Одними из важнейших этих проблем являются бедный словарный запас, неумение высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей.
Для себя актуальность выбранной темы я определила несколькими моментами:
– особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными;
– в практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения детей с комбинированными психоречевыми нарушениями;
– содержание коррекционной работы с детьми с первичной задержкой психического развития, в частности, по разделу: “Формирование связной речи”, недостаточно полно и подробно проработано в методическом плане.
В соответствии с этим я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
выявить влияние занятий по разделу «Ознакомление с окружающим миром и развитие связной речи» на состояние связной речи у детей с ЗПР.
Задачи:
1) Изучить имеющуюся литературу по проблеме развития связной речи у детей с ЗПР, ОНР.
2) Изучить опыт педагогов по данной проблеме.
3) На основе развития познавательного интереса во время занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, применяя изученные методы и приемы, добиться улучшения качества связной речи детей с ЗПР.
Что такое связная речь?
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
На современном этапе науки связную речь рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.
Как продукт речемыслительной деятельности текстовое сообщение выступает в единстве двух планов – внутреннего (предметно-смыслового) и внешнего (формально – смыслового)
Внутренний план – отражает содержание, заданное интеллектом – программа целого тестового сообщения, и программа каждого отдельно взятого предложения. Нарушение цельности внутреннего плана приводит к разрывам мысли и непониманию такого сообщения партнёром по коммуникации.
Внешний план – линейная последовательность предложений, организованных по правилам языка в группу. Этот план характеризуется признаком связности, проявляющейся в зависимости коммуникативно слабых предложений от коммуникативно сильных.
Выготский Л.С. характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог. Специфику монолога он усматривает в его особой структурной организации, композиционной сложности, необходимости максимальной мобилизации слов.
Рубинштейн С.Л. рассматривая генезис связной речи отмечает, что спонтанно, в процессе «живого общения», она не формируется, ребёнок постепенно переходит от «господства» ситуативной, диалогической речи к контекстной.
Автор делает вывод о необходимости специального обучения основным видам связной контекстной речи - описанию, объяснению, рассказу – уже в дошкольном возрасте.
Особенности психического развития детей с ЗПР
Задержка психического развития вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей познавательной деятельности и личности:
· у всех детей с ЗПР не сформирована готовность к обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) .Наблюдения показывают, что у детей с ЗПР отсутствуют учебные интересы, они не сразу включаются в работу группы, не отвечают на вопросы учителя, как будто не слышат, о чем идет речь. Если же они включаются в работу, то прекращают ее, как только возникают затруднения. Дети не всегда усваивают программный материал, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка групповой комнаты действует на них возбуждающе, и вместе с ним они быстро утомляются. Они не могут оценить выполненную работу, не обращают внимания на исправленные в тетради учителем ошибки. У них не вырабатывается осознанного отношения к оценке учителя.
· психолого-педагогические исследования, проведенные в течение ряда лет в НИИ дефектологии АПН СССР Н.А. Никишиной, В.И. Лубовским, Т.В. Егоровой, М.В. Ипполитовой и др. и обобщенные в монографии «Обучение детей с ЗПР», констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно- моторной координации, автоматизации движений и действий;
· у детей с ЗПР обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и абстракции. Отмечается непланомерность анализа, недостаточная его точность, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы. Наиболее характерная особенность этих ребят - несоответствие между уровнем интуитивно- практического и словесно- логического мышления;
· мышление детей с ЗПР характеризуется поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонным, стереотипным решениям. Способ действия, эффективный в одних условиях, неоправданно переносится в другие;
Речевая деятельность детей с ЗПР также имеет ряд особенностей:
· бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
· существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур); своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
· позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;
· нарушение в формировании монологической речи:
* неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи, о чем также указывается в работах Г.И. Жарекова (1977) и А.Д. Кошелева (1972). В исследованиях А.Д. Кошелевой показано, что не только при глубокой задержке развития, но и при легких ее формах имеются такие видимые нарушения речевой деятельности, как речевая инактивность, рассогласованность речевой и предметной деятельности.
*речь у этой категории детей носит ситуативный характер (Е.С. Слепович (1981)
*недостаточность речевой регуляции: осуществление в речевом плане отчета о произведенных действиях и поэтапного контроля над ними, словесное сопоставление результатов с предложенным заданием. (В работах А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, В.В. Лебединского и А.Д. Кошелевой и др.).
Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении и развитии связной речи.
В коррекционной работе в специальном образовательном учреждении для детей с ЗПР особое внимание уделяется формированию монологической речи: обучению детей составлению предложений и обучению рассказыванию разного вида.
Во время обучения активно используются вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления связной речи у дошкольников: наглядность, моделирование плана высказывания устно или с опорой на графический план, специально подобранные речевые упражнения, упражнения направленные на развитие ВПФ.
В процессе работы упражнения усложняются за счёт убывания наглядности и «свёртывания « плана высказывания.
Весь учебный процесс можно разделить на несколько этапов:
- Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов , с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства даёт образец рассказа педагога.
- Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа.
- Пересказ текста с использованием магнитной доски.
Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах, заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске, служит одновременно планом высказывания.
Методические пособия: Сычова Г. Е., Белоусова Л. Е., Ткаченко Т. А., Воробьёва В.К.
- Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображёнными на сюжетных картинках. Последовательность картинок служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа даёт детям необходимые речевые средства.
Методические пособия: Ткаченко Т.А., Каше Г.А., Радлов Н., Теремкова Н.Э.
- Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа.
Методические пособия: Каше Г.А., Ткаченко Т.А., Радлов Н. , Теремкова Н.Э.
- Составление описательного рассказа о предмете, явлении с опорой на денотатный план. (реалистическое или схематическое изображение предметов)
Наглядность и план высказывания обеспечиваются картинками с условными обозначениями или схематичными предметными картинками.
Воробьёва В.К., методическое пособие из серии «Здравствуй мир», методическое пособие из серии «Я человек» - предметный словарь.
- Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.
Наглядность уменьшается за счёт отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребёнку помогают образец педагога и его вопросный план.
Школьник Ю.К., Ткаченко Т. А., Нищева Н.В. ,
- Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки к обучению творческому рассказыванию.
Ткаченко Т. А., Вохринцева , Школьник Ю.К. , методическое пособие «Времена года» , Нищева Н.В.
- Творческое рассказывание.
Составление рассказа с добавлением последующих событий.
Составление рассказа с заменой объекта.
Составление рассказа с заменой действующего лица.
Составление рассказа с добавлением предшествующих или последующих событий.
Составление рассказа с добавлением объекта.
Составление рассказа со сменой времени действия.
Составление сказок, рассказов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы: Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения навыками связных высказываний у детей с ЗПР недостаточно хорошо изучены; В практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения детей с комбинированными психоречевыми нарушениями; Содержание коррекционной работы с детьми с первичной ЗПР, в частности по разделу «Формирование связной речи», недостаточно полно и подробно проработано в методическом плане;
Задачи: Изучить имеющуюся литературу по проблеме развития связной речи у детей с ЗПР, ОНР; Изучить опыт педагогов по данной теме; На основе развития познавательного интереса во время занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, применяя изученные приёмы и методы, добиться улучшения качества связной речи детей с ЗПР;
Что такое связная речь? На современном этапе связную речь рассматривают как вид речемыслительной деятельности , результатом которой является текстовое сообщение. Выготский Л.С. характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически развивающуюся позднее, чем диалог. Связная речь спонтанно, в процессе «живого общения» не формируется. Требуется специальное обучение детей основным видам связной речи – описанию, объяснению, рассказу в дошкольном возрасте (Рубинштейн С.Л.)
Особенности психического развития детей с ЗПР Не сформирована готовность к обучению; Отсутствует или слабо выражен познавательный интерес; Неустойчивое внимание, недостаточность развития фонематического слуха, памяти, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, зрительно-моторной координации; автоматизации движений и действий; Недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции; Мышление характеризуется поверхностностью ;
Особенности речевой деятельности детей с ЗПР Бедный словарный запас; Существенные трудности в овладении грамматическим строем речи; Нарушения в формировании монологической речи : неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи; речь носит ситуативный характер; недостаточность речевой регуляции;
Перечисленные особенности психоречевой деятельности данной группы детей вызывают значительные трудности при обучении и развитии связной речи. Во время обучения активно используются вспомогательные средства: Наглядность; Моделирование плана высказывания с опорой на графический план или устно; Подбор речевых упражнений, игр для развития ВПФ ; В процессе работы упражнения усложняются за счёт убывания наглядности и «Свёртывания» плана высказывания.
Этапы развития связной речи: 1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. 2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.
3. Пересказ текста с использованием предметных картинок. Воробьёва В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»
Белоусова Л. Е. методическое пособие «Научиться пересказывать? Это просто!»
4. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. 5. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. 6. Составление описательных рассказов с опорой на графический план. 7. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину. 8. Составление рассказа по одной сюжетной картине.
9. Творческое рассказывание. Составление рассказа с добавлением последующих событий, С заменой объекта, С заменой действующего лица, С добавление объекта, Со сменой времени действия, И т. д.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста
использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...
Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста
использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...
План самоанализа организации работы по развитию связной речи в процессе игровой деятельности в группах ДОУ
План- схема написания отчета на педагогический совет...
Система работы по развитию связной речи по методике Лалаевой Р.И.
Методическая литература под редакцией Лалаевой Р.И. и ее соратников отражают систему работы по развитию связной речи младших школьников с нарушением интеллекта, с ЗПР, систему работы...
Система работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе
Методическая разработка системы работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе...
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Консультация для педагогов коррекционных учреждений....