Методическая разработка по развитию речи на тему: «Уходи зима седая, в гости мы зовем весну!»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Сюняева Дарья Олеговна

Цель:

 

Обобщать представления о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

-активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;

- закрепление знаний детей по лексической теме “Весна”;

-ознакомление с народными приметами;

-формирование умения согласовывать существительные с качественными прилагательными;

- закрепление умения согласовывать количественные числительные с существительными;

-совершенствование слогового анализа и синтеза;

- усвоение правильного использования категорий родительного падежа

единственного числа существительных;

-закрепление и практическое употребление предлога «В» с существительными;

- закрепление категорий творительного падежа существительных;

-формирование умения отвечать на вопросы полным предложением;

 

 Коррекционно-развивающие:

 

-Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

-Развитие зрительного и слухового внимания;

-Развитие координации речи с движением;

-Развитие мышления, памяти;

-Развитие диафрагмального типа дыхания;

-Развитие общей и мелкой моторики;

 

Коррекционно-воспитательные:

 

- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности,

инициативности, доброжелательности, ответственности;

-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и

удовлетворения от успешности выполненной работы;

-воспитание бережного отношения к дидактическому материалу;

-воспитание взаимодействия в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukhodi_zima_sedaya_-_kopiya.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Обобщать представления о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

-активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;

- закрепление знаний детей по лексической теме “Весна”;

-ознакомление с народными приметами;

-формирование умения согласовывать существительные с качественными прилагательными;

- закрепление умения согласовывать количественные числительные с существительными;

-совершенствование слогового анализа и синтеза;

- усвоение правильного использования категорий родительного падежа

единственного числа существительных;

-закрепление и практическое употребление предлога «В» с существительными;

- закрепление категорий творительного падежа существительных;

-формирование умения отвечать на вопросы полным предложением;

 Коррекционно-развивающие:

-Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

-Развитие зрительного и слухового внимания;

-Развитие координации речи с движением;

-Развитие мышления, памяти;

-Развитие диафрагмального типа дыхания;

-Развитие общей и мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности,

инициативности, доброжелательности, ответственности;

-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и

удовлетворения от успешности выполненной работы;

-воспитание бережного отношения к дидактическому материалу;

-воспитание взаимодействия в коллективе

  Оборудование: проектор с презентацией, музыкальные треугольники, нарисованные проталины по количеству детей, ветки деревьев, муляжи перелетных птиц, zip-пакеты с гелем на каждого ребенка.

Предварительная работа: Наблюдение за весенними явлениями природы на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о весне, заучивание стихов о весне, рисование на тему «Весна».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Кем-то придумано просто и мудро

С каждым здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте друг другу и нашим гостям скажем: «Доброе утро».

Дети: Доброе утро!

  1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста загадку:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, 
Когда это бывает?

Дети (хором): Весной!

Воспитатель: А почему вы решили, что это загадка о весне?

Дети: Потому что бегут ручьи, птицы прилетают с юга, просыпаются насекомые.

Воспитатель: Молодцы!

  1. Повторение изученного материала.

Воспитатель задает вопросы:

  • Кто скажет, сколько месяцев длится весна?
  • Какой второй месяц весны? Какой третий месяц? Какой сейчас месяц?
  • Какое время года было до весны?
  •  Какое время года наступит после весны?
  •  Какое время года бывает между зимой и летом?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

  • Упражнение «Хорошо-плохо» (Метод контрольных вопросов)

Воспитатель: Ребята, вы рады, что весна наступила?

- А что вам нравится весной?

Дети: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются.

Воспитатель: Что не нравится весной?

Дети: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы попасть в весенний лес?

Дети: Да!

Логопед: Я слышала, что вы хотите попасть в весенний лес?

Дети: Да, хотим.

Логопед: Тогда я покажу вам дорогу.

  • Дети выполняют движения под музыку.

Раз, два, три,

По дорожке мы прошли (маршируют)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв

(идут на носочках с высоко поднятой головой).

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали (прыгать через «кочки»)

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Дети выполняют задания. Приближаются к проектору на котором изображен лес. (слайд 2).

Логопед: Ребята, посмотрите, разве мы с попали в весенний лес?

Дети: Нет!

Логопед: А что в этом лесу не так?

Дети: Это зимний лес!

Логопед: Зима похитила весну! Какая беда. Ой, дети, посмотрите, на дереве что-то висит. Что же это?

Дети: Это конверт, а в нем письмо.

Логопед: А кого же еще вы видите?

Дети: Это Зима!

Зима произносит:                          

«Вас ждут трудные задания,

Я придумала для вас испытания,

Если хотите, чтобы весна к вам пришла,

Нужно смелыми быть до конца!

По волшебной дорожке шагайте

И задания все выполняйте.

До свидания. Зима.»

Логопед: Поможем весне? Дети: да!

Логопед: Зима очень коварная, вы должны быть очень внимательными. Для этого нужно пройти все испытания зимы, тогда приметы весны будут к нам возвращаться. А вот и первое задание.

Воспитатель: Наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным. Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Давайте придумаем красивые слова к солнышку.

  • Дидактическая игра «Подбери слово». (слайд 3-4).

На слайде изображено грустное солнце без лучей, когда дети называют признаки солнца, оно становится веселым, появляются 5 лучей.

Воспитатель: Солнце какое?

Дети: красивое, яркое, теплое, желтое, доброе.  

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам, и вы улыбнитесь ему. Вот мы выполнили задание. И посмотрите, что происходит с нашей лесной полянкой?

Дети: Появилось солнышко! (слайд 5).

Воспитатель: Наше ласковое солнышко начало светить и как вы думаете, что стало происходить со снегом?

Дети: Он стал таять.

Воспитатель: Правильно, ребята. У нас началась в лесу капель. В народе говорили, если в марте южный ветер, а на улице капель – лето будет жарким. А если пасмурная холодная погода к ночи – будет заморозок.

Давайте выполним следующее задания проказницы-зимы.

  • Игра «Капель стучится».

Логопед: Нам нужно изобразить капель. Как называется этот музыкальной инструмент?

Дети: Музыкальный треугольник.

Логопед: С помощью него мы изобразим капли. Логопед сопряжённо с детьми воспроизводит ритмический рисунок.

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап.

Логопед: У нас в лесу снова появилась примета весны – капель. Молодцы! (слайд 6).

Воспитатель: Пригрело солнце и на нашей лесной полянке появились темные (хором) ….

Дети: Проталины!

  • Дидактическая игра «Посчитай проталины».

Воспитатель: Про март раньше в народе называли «протальником», то есть в этом месяце появляются проталины.

Детям предлагаются рисунки проталин, на каждой из них написана цифра в зашумлённом виде.

Воспитатель: Давайте каждый из вас возьмет по одной проталине и посмотрит, какую цифру спрятала зима? Посчитаем проталины.

Дети: одна проталина; две проталины: три проталины; ….. пять проталин  и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Появились проталины. Скоро мы спасем весну! (слайд 7).

Логопед: Ребята, как называются цветы, которые расцветают самыми первыми?

Дети: Первоцветы.

Логопед: Какие вы знаете первоцветы?

Дети: Подснежник, мать-и-мачеха, пролеска.

Логопед: В народе говорили, если на склонах появились первые цветы мать-и-мачехи, а в воздухе – комары – толкуны, то жди скорого тепла.

 Посмотрите, ребята, что это выглядывает из-под снега?

Дети: Подснежник.

Логопед: Нам что – то он хочет сказать. (слайд 8).

Появляется подснежник и произносит стихотворение:

Я родился, я родился.

Снег пробил, на свет явился

Ух, какой ты, снег, колючий,

Ты холодный, снег, и злющий.

О морозах зря мечтаешь,

Очень скоро ты растаешь.

 Уплывешь потоком в речку

И не скажешь ни словечка

Логопед: Поможем подснежнику и его братьям?

Дети: конечно да!

  • Игра «Отгадай слово».

Логопед: Ребята, на бутонах цветов написаны слоги, вам нужно их прочитать, расположив от большого к маленькому. (слайд 9).

Детям предлагается прочитать по слогам. И определить их количество.

Дети: Подснежник, 3 слога.

Логопед: Молодцы! А теперь второй. (слайд 10).

Дети: Крокус, 2 слога.

Логопед: А теперь последний. (слайд 11).

Дети: Пролеска, 3 слога.

Логопед: Вы справились и испытанием и у нас появилась еще одна примета - появляются цветы. (слайд 12).

 Воспитатель: А теперь зима приготовила для вас двигательное испытание. Давайте встанем в круг и выполним упражнения.

  • Упражнение «Клен».

За окном сосулька тает,         (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4

                                                       прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки.         (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает              (Руки перед грудью, локти опущены вниз;   медленно

Клен тугие кулачки.                   разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку.      (4 прыжка)

 А, едва растает снег,               (Наклоны)

Мне зеленую ладошку            (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех.   друг другу правые ручки —рукопожатие)

Воспитатель: Ребята, что у деревьях появляются?

Дети: Почки.

Воспитатель: Вы справились с этим заданием зимы. И у нас появились почки на деревьях. (слайд 13).

Воспитатель: Посмотрите на ветки с почками. Какие они?

Дети: Мягкие, пушистые, гладкие.

Дети по очереди подходят к ветками дерева и рассматривают почки.

А кого же вы видите на ветках?

Дети: Птиц.

Воспитатель: Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Ребята, народная примета гласит, когда перелетные птицы летят большими стаями – то это к дружной весне.

  • Игра «Какой птицы не стало». (слайд 14).

На слайде изображены птицы, воспитатель спрашивает у детей, всех ли птиц они узнали. Затем, убирается по одной картинке и у каждого ребенка по очереди воспитатель спрашивает: «Какой птицы не стало».        

На дереве не стало ласточки.

На дереве не стало скворца.

На дереве не стало кукушки.

На дереве не стало аиста.

На дереве не стало соловья.

На дереве не стало грача.

Воспитатель: Вот и птички появились у нас на лесной полянке. (слайд 15).

 Логопед: А теперь, ребята, послушайте загадку:

Он в лесной глуши родился,
Зажурчал, засеребрился,
Побежал среди камней, –
Быстрый маленький …

Дети хором: Ручей.

Логопед: А что каждый ребенок любит пускать по ручейку?

Дети: Кораблики.

  • Упражнение «Подуй на кораблик». (Слайд 16-17).

Детям предлагается подуть на кораблик, расположенный на слайде, так, чтобы он поплыл.

Логопед: Давайте, нам сначала покажет Настя, как плывет кораблик. А теперь давайте все вместе подуем на кораблик, чтобы он поплыл.

Логопед: Молодцы, ребята. На лесной полянке появилась следующая примета весны - ручеек. (Слайд 18).

Логопед: Ребята, мы побеседовали о птичках, а что происходит весной с животными?

Дети: Весной медведи и ёжики просыпаются после зимней спячки, зайчик и белочка меняют шубку. (Зайчик на серую, а белочка на ярко-рыжую)

  • Игра «Кто, где зимовал? »

Логопед: Давайте с вами поиграем в игру «Кто, где зимовал?» (Слайд 19).

(На слайде картинки с изображением «домиков» животных и самих животных. Дети отвечая полным предложением, говорят где зимовали животные)

Дети. Медведь спал В берлоге

Лиса жила В норе.

Белка жила В дупле.

Волк зимовал В логове.

Ёж спал В норке

Логопед: Какое маленькое слово мы произносим чтобы определить где зимовали звери? Как называется оно?

Дети: Маленькое слово В. Предлог.

Логопед: Холодной зимой было много снега и животным нечего было кушать (или у них было очень мало еды) и они голодные. Давайте мы покормим зверей.

  • Игра «Кто, что ест? » (Слайд 20).

Логопед: Медведя мы накормим

 Дети: рыбой и медом

Логопед: Волка и Лису мы накормим

Дети: рыбой и мясом

Логопед: Зайца мы накормим

Дети: капустой и морковкой

Логопед: Ежа мы накормим

Дети: яблоками и грибами

Логопед: Белку мы накормим

Дети: орешками и грибочками.

Логопед: Молодцы, позаботились обо всех.

Логопед: И у нас появились на полянке животные ! (слайд 21).

  • Рисование на zip-пакетах с гелем. (слайды с 22 по26).

Логопед: Последнее испытание коварной зимы вам сейчас предстоит выполнить. Вам нужно нарисовать на волшебных пакетах приметы весны.

Детям предлагается нарисовать на специальных пакетах по одной из примет весны. После просмотра видеозаписи с примерами.

Воспитатель: Что нарисовал каждый из вас?

Дети: солнце, капель, цветок и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, наша полянка превращается в весеннюю! Это значит, мы спасли красавицу-весну. (слайд 27).

Но нам нужно возвращаться обратно в сад. Вернемся мы туда по волшебной музыкальной дорожке.

4.Итог занятия.

Воспитатель: C вами мы Весну спасли

И приметы все нашли

Отдохнуть теперь нам можно,

Расскажите, было сложно?

Как приметы мы искали,

Как зиме прощай, сказали,

Что понравилось? Что нет?

Вы откройте мне секрет (ответы детей).

Мы весну спасли от стужи

И зиме помашем дружно!

Дети поют песню про весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

Методическая разработка cовместной музыкальной досуговой образовательной деятельности по теме: «В гости к Зимушке - Зиме»

Досуг "В гости к Зимушке-Зиме" был проведён с детьми младшей группы на базе другого детского сада в рамках районного конкурса педагогического мастерства "Любовь. Забота. Красота". Досуг проводился в з...

методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Путешествие из Зимы в Весну"

План-конспект итогового занятия по развитию речи для старшей группы. Цели: совершенствование  и закрепление системы формирования лексико-грамматического строя речи.Задачи: закреплять умение ...

Методическая разработка по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «В гостях у сказки»

Методическая разработка по развитию речи в подготовительной группе "В гостях у сказки" с использованием викторины, тригеров....

Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи в группе раннего возраста" В гости к нам весна пришла"

Это занятие поможет воспитателям познакомить малышей с признаками весны. Развивать речь детей ....