методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Путешествие из Зимы в Весну"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
План-конспект итогового занятия по развитию речи для старшей группы. Цели: совершенствование и закрепление системы формирования лексико-грамматического строя речи.
Задачи: закреплять умение обобщать, классифицировать; расширять словарный запас по время участия в словесно-речевых играх; упражнять в делении слова на слоги; в подборе антонимов; упражнять в умении образовывать слова с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать активность, связную речь, мелкую моторику рук; наблюдательность, образное мышление; активизировать память; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (формирование сочувствия, отзывчивости); физическое развитие (создание условий для потребности в ежедневной двигательной активности, развитие интереса к участию в подвижных играх); познавательное развитие (углубление и обобщение знаний о признаках и приметах весны); речевое развитие (совершенствование и закрепление системы Цели: совершенствование и закрепление системы формирования лексико-грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи в старшей группе | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
«Путешествие из Зимы в Весну»
Цели: совершенствование и закрепление системы формирования лексико-грамматического строя речи.
Задачи: закреплять умение обобщать, классифицировать; расширять словарный запас по время участия в словесно-речевых играх; упражнять в делении слова на слоги; в подборе антонимов; упражнять в умении образовывать слова с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать активность, связную речь, мелкую моторику рук; наблюдательность, образное мышление; активизировать память; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (формирование сочувствия, отзывчивости); физическое развитие (создание условий для потребности в ежедневной двигательной активности, развитие интереса к участию в подвижных играх); познавательное развитие (углубление и обобщение знаний о признаках и приметах весны); речевое развитие (совершенствование и закрепление системы формирования лексико-грамматического строя речи).
Оборудование: Солнце с лучиками; предметные картинки, иллюстрации с весенними пейзажами, сундучок с письмом, корзина с подснежниками, снежки, цветная и белая ткань, колокольчик, мяч, волшебный мешочек.
(Родители сидят на диванах и креслах в книжном уголке (раздаточный стол вынесен). Стулья для детей стоят в ряд параллельно столу воспитателя. За 10 минут до занятия второй воспитатель выводит их в музыкальный зал. Воспитатель, ведущий занятие, все подготавливает. В 10.30 дети входят в группу и садятся на стульчики)
Ход НОД
Из группового помещения вынесены парты и стулья, уложен овальный ковер. В простенке между окнами на доске мартовские пейзажи. Под доской парта, задрапированная легкой белой материей, на которой лежат 5-6 снежков (под ними спрятан первый лучик). Под партой незаметно находится мешочек с мячом и вторым лучиком. На классной доске закреплено солнышко из оранжевого картона без лучей.
Оргмомент: Сегодня на занятии у нас гости – ваши родители, давайте их поприветствуем. (Д.: Здравствуйте!) Но прежде чем мы начнем наше занятие, давайте вспомним два правила:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
Если хочешь отвечать –
С места не спеши кричать.
Успокойся, не шуми,
Только руку подними.
В.: Какое время года у нас сейчас? (Д.: Весна) А какой месяц? (Д.: Апрель) А сколько всего весенних братьев-месяцев? (Д.: Три) Кто может их назвать? (Р.: Март, апрель, май)
Сюрпризный момент
- Вы знаете, ребята, прихожу я сегодня на работу, а у меня на столе стоит вот это. Посмотрите, что это? (Д.: Сундучок!) Правильно, а на нем замок. Как же нам его открыть? (Ключом!) Правильно, но поскольку ключа у нас нет, мы откроем его с помощью волшебных действий.
Пальчиковая гимнастика «Замок»:
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили
Потянули и… открыли.
Из сундучка воспитатель достает письмо.
Письмо от Зимы
Здравствуйте, дети!
Пишет вам Зимушка-зима.
Вы со мной давно простились
И блинами угостились.
Чучело мое сожгли –
Мне обиду нанесли.
Я хочу вам отомстить –
И Весну к вам не пустить.
Для начала, по порядку –
Отгадайте-ка загадку!
Среди поля голубого яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тот ходит, Землю-матушку обходит
Светит весело в оконце. Догадайся. Это – (Д.: Солнце!)
Давайте посмотрим в окно, мы там видим Солнце? (Д.: Видим/не видим!) А у нас в группе было сказочное солнышко? (Д.: Было) А кто помнит, где оно было? (Д.: На окне!) А теперь у нас есть солнышко? (Д.: Есть) Давайте присмотримся к нему получше, оно такое же, как было или что-то поменялось? Может, у него чего-то не хватает? Чего? (Д.: Лучиков! Глаз! Улыбки!)
Проблемная ситуация
В.: Ребята, а почему солнышко такое грустное? Зима заколдовала солнечные лучики и спрятала их в разных местах. Давайте их искать! Но лучики нужно не только найти, но и расколдовать, а для этого выполнить задания. Для этого нам надо вернуться назад – в март-месяц. А поможет нам в этом воображение. («Находим» лучики, выполняем задания и прикрепляем их к солнышку.)
1. Наша первая остановка - мартовский лес. Детям надо сложить снежки в корзину, называя их по порядку: первый – второй - третий – четвертый – пятый. На первом лучике игра «Продолжи предложение».
- Весной солнце.. (греет, припекает, ласкает)
- Весной сосульки под солнцем.. . (тают, капают);
- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают);
- Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются);
- Весной ручьи.. (бегут, журчат, звенят);
- Весной птицы… (возвращаются, прилетают);
- Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет);
- Весной на согретой солнцем земле первые цветы… (появляются, расцветают);
- Весной первая травка… (пробивается, растет, зеленеет).
2. Под столом холщовый мешочек. Дети «находят» его. Там оказываются мяч и второй лучик с заданием «Назови ласково». Встаем в круг, воспитатель кидает мяч ребенку.
Воспитатель Дети
Солнце солнышко
Луч лучик
Дерево деревце
Ручей ручеек
Цветок цветочек и т.д.
3. А сейчас наше путешествие из Зимы в Весну продолжается. Наша следующая остановка – Апрель. Подходит к серому фланелеграфу, котором силуэт березы. На полу голубой ручеек из ткани, за ним стоит корзина с подснежниками, на дне которой третий лучик с заданием «Скажи наоборот». Отвечает тот ребенок, которого вызвали.
- Зимой день короткий, а весной -…..
- Зимой природа засыпает, а весной -….
- Снег белый, а земля - ….
- Воробей – птица зимующая, а скворец – птица -….
- Зимой заяц белый, а весной - …
4. Следующая остановка – Май. На мольберте скотчем закреплены ветки с цветами, пчелы и шмели, на верху закреплено гнездо с птицами. На ящике лежит стопка предметных картинок, под последней лежит четвертый лучик. Игра с картинками «Четвертый лишний». Отвечает тот ребенок, которого вызвали.
- Подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка.
- Медвежонок, зайчонок, теленок, бельчонок.
- Бабочка, шмель, воробей, пчела.
- Ворона, голубь, синица, скворец.
В.: Молодцы, ребята! Хорошо справились уже с четвертым заданием.
5. Дети постепенно переместились к столу для рисования, на котором стоит коробочка с колокольчиком и пятым лучиком.
Физминутка «Игра с колокольчиком»
Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру. Колокольчик не звонит – садятся на стульчики. Воспитатель вызывает одного ребенка, который будет считать количество слогов. Воспитатель называет слово, затем все дети повторяют его хором, при этом хлопками разделяют слово на слоги (вес-на, бе-ре-за, во-ро-бей, ру-че-ек, тра-вин-ка, под-снеж-ник). Ребенок отвечает, сколько слогов.
В.: Ребята, вот и засияло солнышко у нас в группе. Какое оно? Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, на полянках появились первые цветы.
Коллективная аппликация
На доске под солнышком закреплен длинный лист ватмана с уже наклеенной «травкой». Дети подходят к доске, выбирают заготовки цветов и с помощью клеевых карандашей наклеивают их на ватман.
Рефлексия
Молодцы, ребята! А теперь отправляемся домой. (Звучит музыка)
- Вот и вернулись мы в детский сад и наше путешествие закончилось.
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи"
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи"...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис использованием технологии развивающего обученияпо развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну красивой речи»...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...
Методическая разработка по развитию речи для детей на тему : "Зимующие птицы " для младшего дошкольного возраста
конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему «Зимующие птицы»....
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе «Зимушка - зима»
Методическая разработка по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группеЦель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.Задачи:Образовательные:...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Методическая разроботка по развитию речи (старшая группа)...