Буклет "Артикуляционные упражнения для звука Р"
материал по логопедии на тему
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura._gimnastika_dlya_r.docx | 137.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для губ и языка
1. «Улыбка» улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5-7 секунд.
2. «Трубочка» вытянуть губы вперёд трубочкой, зубы сжаты. Удерживать это положение 5-7 секунд.
3. «Блинчик» широкий, ненапряжённый язык положить на нижнюю губу. Язык не должен двигаться, рот приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 секунд. Повторить 2-3 раза.
4. «Чистим зубки» широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «почистить» с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Повторить по 5-6 движений на каждую сторону.
5. «Вкусное варенье» широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губы сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
6. «Маляр» широко открыть рот, улыбнуться и погладить кончиком языка твёрдое нёбо. Делая движения языком вперёд-назад. Нижняя челюсть не двигается, кончик языка не видно. Повторить 5-6 раз.
7. «Качели» широко открыть рот и загибать широкий кончик языка поочерёдно вверх-вниз за зубы. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
8. «Лошадка» приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Пощёлкать кончиком языка.
9. «Грибочек» приоткрыть рот, показав зубы. Присосать переднюю часть языка к твёрдому нёбу. Удерживать язык в этом положении 5-10 секунд (уздечка языка – это «ножка гриба», сам язык – его «шляпа»). Повторить 3-7 раз.
10. «Гармошка» сделать «грибок» и открывать-сжимать зубы (не губы!) потягивая уздечку языка (рот открыть как можно шире не ломая «грибок»). Повторить 6-10 раз.
11. «Барабан» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно произнося звук похожий на д-д-д. Сначала медленно, постепенно темп убыстряется. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, чтобы ощущалась выдыхаемая струя.
12. «Достань языком подбородок, нос» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким языком тянуться попеременно к подбородку, затем к носу. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
13. «Чашечка» широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык вперёд за зубы, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 секунд. Повторить 2-4 раза.
Упражнения на развитие
воздушной струи
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
1. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти непрерывно посередине языка, тогда ватка полетит вверх
2. «Сдуй комарика» широкий расслабленный язык положить между губами. Положить на кончик языка бумажный квадратик (1х1 см) и сдуть его. В день 50 бумажек!
3. «Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, задувать шарик на одном выдохе.
4. «Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдувать ватку на противоположный край стола.
5. «Подуй в трубочку» Сделать трубочку языком, подуть в пузырёк, чтобы послышался свист.
6. «Лопни шарик» Набрать в щёки воздух. Расслабить щёки, выпуская воздух.
7. «Надуй шарик» Купите ребёнку воздушные шары и попробуйте вместе с ним их надувать. Затем с ними можно поиграть.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут перед зеркалом.
МКДОУ «Золотой петушок»
п. Лебединый
Учитель-логопед:
Павлович М.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Артикуляционные упражнения для звука свистящих"
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.Причины, по которым необходимо заниматься артику...
Буклет "Артикуляционные упражнения для звука шипящих"
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.Причины, по которым необходимо заниматься артику...
Специальные упражнения для звука [C]
Комплекс упражнений для звука [С] предназначен для занятий родителей с детьми. В таблице указаны названия упражнений и даны рекомендации по их выполнению, что облегчит родителям проследить за правильн...
Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами»
Формирование правильного фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профила...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ
И.А. Кравченко АССОЦИАЦИЯ АВТОРОВ И ИЗДАТЕЛЕЙ "ТАНДЕМ" Серия "Опыт работы практического педагога" Пособие для воспитателей и родителей...
Специальные упражнения для звука [Ц]
Специальный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для родителей. Он поможет заинтересовать ребёнка выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Родителям дано разъяснение по выполнению ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"
Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...