Занятие по формированию свзной речи "Вот так покатались".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vot_tak_pokatalis.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия по формированию связной речи в подготовительной
к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: Обучение рассказыванию с элементами
творчества по картине «Вот так покатались!»
Учитель-логопед
Кошечкина Елена
Владимировна
МДОУ № 3
г. Дзержинск
2012 г.
Цель:
Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества.
Обучающие задачи:
Обучать составления продолжения рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал.
Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности, логичности высказывания.
Продолжать учить образовывать родственные слова.
Закреплять умение в составлении предложений с заданными словами.
Коррекционно-развивающие задачи:
Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зимние забавы и развлечения».
Упражнять в образовании относительных прилагательных, причастий.
Развивать навык грамматически правильного оформления высказываний.
Развивать логическое мышление – формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей.
Развивать творческое воображение.
Развивать чувство ритма, координацию движений и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Обучение детей способам выхода из конфликтных ситуаций.
Воспитание восприимчивости детей к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственным.
Обучение детей проявлению заботы о здоровье окружающих.
Пропедевтическая работа:
Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения».
Зимние забавы и развлечения с воспитателями во время прогулок и на физкультурных занятиях.
Пересказ рассказа Н.Носова «На горке».
Упражнение в образовании и подборе родственных слов к слову «зима», «снег».
Занятия по ОБЖ «Конфликты между детьми» (Фисенко М.А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Занятие № 36).
Коллективная работа (аппликация) – «Зимние развлечения».
Оборудование:
Сюжетная картина «Вот так покатались»; игрушка-снеговик; коврограф; детали снеговика, на которых предметные картинки родственных слов к слову «снег»; половинки снежинок с предметными картинками для составления предложений на каждого ребенка; пробки от пластиковых бутылок; мольберт; таблички картинно-графического плана.
Методы и приемы:
Сюжетная основа занятия; игровой персонаж, беседа, вопросы, словесные игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, художественное слово, педагогическая оценка.
Дифференцированный подход:
Для детей со средним уровнем увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.
Для закрепления понятий используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем – из средней.
Вовлечение детей со средним уровнем в активную работу обеспечивается подбором вопросов и наглядного материала.
Ход занятия.
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I.Вводная часть. | |
1. Сюрпризный момент. - Нам пришло письмо. Здравствуйте, ребята! Пишет вам Снеговик. Со мной произошла неприятная история. Однажды я решил покататься на горке. Только полез на горку – бух – упал. Скользко! Только поднялся – и снова упал. Раз десять падал. Никак на горку взобраться не мог. Что делать? Думал, думал, - и придумал. Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее. Посыпáл впереди себя и лез все выше и выше. Взобрался на самый верх. Сел на санки, оттолкнулся. Но тут санки наехали на песок и перевернулись. Я упал с санок, кубарем покатился вниз и развалился. Помогите мне! Ваш Снеговик. - Почему снеговик упал? - Какое правило он нарушил? | Стоят полукругом перед доской. Слушают. Отвечают. |
2. Упражнение «Назови родственные слова». - Нужно помочь снеговику, оживить его. Снеговик оживет, если мы назовем родственные слова к слову «снег». На каждое слово на коврографе появляется деталь снеговика. - Что у нас получилось? Появляется игрушка-снеговик. | Стоят полукругом перед доской. Называют родственные слова. |
- Снеговик предлагает нам прогуляться на лыжах. Какие виды лыж вы знаете? -Надеваем лыжи и поехали. «Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной поры». На столах лежат две пробки от пластиковых бутылок резьбой вверх. Это – «лыжи». | Отвечают. Подходят к столам. Указательный и средний пальцы встают в пробки, «как ноги». Двигаются на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. |
II.Основная часть. | |
- Снеговик нас привел во двор. Выставляется сюжетная картина. - Где построена горка? - Откуда съезжают дети? - Из чего сделана горка? - Чем покрыта горка? - Кто из взрослых помогал детям построить горку? -Чем дворник помог ребятам? -Из чего еще можно сделать горку для катания в зимнее время? - На чем дети катятся с горы? - На чем еще можно кататься с горы? -На чем безопаснее съезжать с горы: на ледянке или на санках с металлическими полозьями? - Что делает мальчик, стоящий на переднем плане? -Почему люди подкармливают птиц? - Чем еще можно кормить птиц зимой? | Садятся на стульчики. Отвечают предложением. |
2. Упражнение «Составление предложений по опорным словам». - Во дворе пошел снег. Пойдем собирать снежинки! Нужно найти свою половинку и составить предложение по картинке. Под стульчиками, на которых сидят дети, находятся половинки «снежинок». | На ковре находят половинку снежинки, объединяясь в малые подгруппы (по три человека). Составляют предложения: дети – кормушка – птицы девочка – горка – ледянка горка – снег – вода мальчик – санки – яма |
«Ты мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос. Уходи скорей домой Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем И на улицу пойдем, Сядем в саночки - самокаточки. С горки – у-ух! - Что мы сделали? (упали) - Да, много неожиданностей может произойти. - Представьте, что дети едут с большой горы на санках или лыжах. Какая серьезная опасность может угрожать? Что неожиданного может встретиться на пути? - Придумайте, какая деталь могла бы спасти лыжников и саночников? | Четыре шлепка по коленям. Четыре хлопка в ладоши. Четыре шлепка по бокам. Четыре притопа ногами. Шесть шлепков по коленам и один хлопок. Берутся за руки и бегут легким бегом по кругу, ускоряя движение и произнесение, в конце все «падают». Дети в кругу. Отвечают. |
«Как-то зимой в одном дворе ребята решили построить горку. Они натаскали снега, утрамбовали его и залили водой. Теперь посреди двора возвышалась прекрасная ровная горка. Во дворе сразу стало шумно и весело. Дети катались с горки на ледянках, фанерках и даже на картонках. Появился мальчик с пакетом и стал сыпать зерна прямо около горки…» - Интересно, что было дальше? Давайте придумаем вместе! | Сидят на стульчиках. Слушают. |
- Будет ли скользить ледянка по зернам? - Что случилось с мальчиком? Мальчик спускается с горки, значит какой мальчик? - Что случилось с девочкой? Девочка ехала следом, значит какая девочка? - Что сделают дети? Как они поведут себя? - Как помочь любителю птиц? - Что нужно сделать детям, чтобы продолжить катание с горки? По ходу коллективного сочинения рассказа выставляются таблички картинно-графического плана. | Дети сидят на стульчиках. Отвечают. |
По цепочке. Индивидуально. Примерный текст продолжения рассказа «Вот так покатались!» - Спускавшийся с горки мальчик наехал ледянкой на зерна и перевернулся. За ним упала ехавшая следом девочка. Дети закричали на мальчика, стали толкать его и отняли пакет с кормом. Малыш заплакал. Тогда дети попросили знакомого дворника помочь им сделать кормушку и повесить ее на дерево. Затем дворник и ребята смели зерна, подсыпали снега и залили водой. И дети все вместе стали кататься с горки. Они больше никогда не ссорились. Играли дружно. | Встают полукругом перед мольбертом и воспроизводят рассказ по очереди, передавая снеговика. Рассказывают рассказ полностью два-три человека. |
III.Анализ занятия. - А с вами происходили подобные случаи? - Как вы выходили из таких ситуаций? - Если с вами ничего подобного не происходило, то как вы теперь будете вести себя в таких ситуациях? | Отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию по формированию нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Представленные конспекты занятий разработаны с целью формирования нравственных взаимоотношений воспитанников старшего дошкольного возраста. Предлагаемый методический материал рекомендован для педагого...
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи "Покатаем зверят" ТНР
Формирование грамматического строя речи.Помогать детям употреблять правильную форму слова.Развивать навык употребления в речи предлога «без»....
Конспект занятия по развитию речи "Вот и покатался" (подготовительна группа)
Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...
Конспект игрового занятия в группе младшего возраста "Колобок покатился по лесной дорожке"
Рисование дapит paдocть. Pиcoвaниe cтaнoвитcя для мaлышa увлeчeниeм, пpинocящим oгpoмнoe удoвoльcтвиe, пocкoльку дaёт cвoбoду caмoвыpaжeния; paзви...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...